Рыцарь польского ордена Добринских братьев ( Dobrzyńscy bracia).
Борьба поляков с немецкими крестоносцами является одним из обязательных элементов польской исторической памяти. Свидетельством тому факт внимания к этой теме знаменитых классиков польской литературы и изобразительного искусства - Адама Мицкевича (роман "Конрад Валленрод"), Хенрика Сенкевича (роман "Крестоносцы"), Яна Матейки (картина "Битва под Грюнвальдом") и т.д.
Мысля себя как "проклятое место между Германией и Россией" (цитата из книги польского геополитика Адольфа Бохенского (1909-1944), Польша позиционирует себя как жертву двух тоталитаризмов - германского и российского/советского, причём истоки тоталитарной политики германского государства ведёт с древних времён.
В польской историографии XIX в.родилась теория немецкого геноцида западного славянства и пруссов. Это была первая подобная теория в отношении истории немецкой колонизации территорий, которые сегодня занимают страны Прибалтики и Калининградская область России. Она была попыткой обосновать в условиях раздела Речи Посполитой между Россией, Германией и Австрией преступный характер немецкой экспансии на восток, однако не получила теоретического завершения.
При таком массированном акценте на факт сопротивления поляков немецкой экспансии остаётся малоизвестным факт существование польских крестоносцев. Речь о единственном в истории Польши рыцарском ордене Добринских братьев (по-польски Dobrzyńscy bracia, по-немецки Brüder von Dobrin, по-латыни Fratres Milites Christi de Livonia contra Prutenos). Латинский вариант названия ордена принято считать самым полным - Братья-воины Христовы из Ливонии против пруссов. Встречаются и прочие варианты - Fratres Milites Christi de Prussia (Братья-воины Христовы из Пруссии), Fratres Milites Christi de Dobrzyn (....из Добрина), Fratres Milites Christi de Mazovia (...из Мазовии).
(В 1237 г. Добринский орден получил в собственность Дрохичин (Drohiczyn), переместившись ближе всех рыцарских орденов к границам Галицкой Руси)
Орден появился в 1228 г. в Добрине-над-Вислой (Dobrzyń nad Wisłą) по инициативе польского князя Конрада Мазовецкого для участия поляков вместе с немцами в крестовых походах против пруссов-язычников, которые нападали на польские земли. Костяк ордена составили около тридцати немецких рыцарей. Вместе с кнехтами, оруженосцами и присоединившейся польской шляхтой общая численность ордена в период его расцвета достигала более шестисот человек. Второй причиной создания ордена было желание Конрада Мазовецкого создать противовес набиравшему влияние Тевтонскому ордену.
Устав Добринских братьев скопировали с устава Ордена рыцарей-меченосцев, с которыми неоднократно приходилось скрещивать мечи русским князьям. Забегая вперёд, укажем, что окончательный удар слабеющему Добринскому ордену нанёс русский князь Даниил Галицкий в 1237 г. Символом добринских рыцарей была красная звезда и под нею - красный меч, обращённый острием вниз. Звезда символизировала свет католической веры, меч - оружие, которым рыцари эту веру собирались насаждать.
В 1228 г. Добринские братья вошли в состав Тевтонского ордена, что говорит о морально-идеологическом единстве и взаимопонимании между немецкими и польскими крестоносцами. Добринские рыцари не приветствовали усиление тевтонцев, в 1234 г. дошло до взаимных нападений, которые затем происходили несколько раз. Но это была борьба за политическое влияние, не более. Зверонравные методы христианизации язычников, применяемые тевтонцами, добринских братьев вполне устраивали. И вызывает недоумение осуждение со стороны польских историков XIX в.немецких крестоносцев и их натиска на пруссов и западных славян, если поляки тоже участвовали в этом геноциде вместе с немцами.
Карта действий и опрных пунктов ордена Добринских братьев
Польское участие в крестовых походах было весьма ограниченным, но оно было (крестовые походы в 1222 и 1223 г.) Скромный по сравнению с немцами вклад польских крестоносцев в истребление пруссов обусловлен не отказом поляков их истреблять, а внутренними противоречиями в самом ордене и соперничеством с Тевтонским орденом. Тевтонцы, как более многочисленная и авторитетная организация, вышли из этого соперничества победителями.
Польские классики прошлых веков обходили эту страницу польской истории молчанием. Сенкевич, Мицкевич писали о немецких крестоносцах, изображая их безжалостными врагами Польши. О польских крестоносцах не писали. Не потому ли, что их способы христианизации не отличались от немецких?
В современной Польше Добринские братья - объект патриотического поклонения. Существует реконструкторский клуб "Добринские братья", который проводит турниры и прочие мероприятия исторического характера. В 2014 г.клуб стал героем репортажа TVP Białystok "Следами Добринских братьев".
"Прежде всего, это был единственный польский [орден крестоносцев], и каким был доблестным, так и погиб весь, охраняя [польские] границы", - сказал член клуба Гжегож Ясек.
Лагерь реконструкторов ордена Добринских братьев
Славянам, особенно полабским, когда-то жившим на территории восточной Германии между Одером и Эльбой, и на сегодня практически исчезнувшим за исключением 50 тысяч лужичан под Берлином, хорошо известно, какие зверства творили крестоносцы на их землях. Но в Польше соучастие в этих зверствах является почему-то поводом для гордости, хотя немецкому "Дранг нах Остен", подверглась и сама Польша, к концу XVIII века, утеряв независимость и попав под власть Германии и Австрии за исключением своей меньшей восточной части, вошедшей в Российскую империю. При этом Польша неоднократно выказывала готовность соучастия в немецкой экспансии - (легионы Пилсудского в австрийской армии в Первую мировую, раздел Чехословакии в 1938 г., закулисные контакты Армии Крайовой с нацистами в 1944-1945 гг.). Начавшись с крестоносцев, немецкий "Натиск на Восток" завершился в 1945 г. разгромом Третьего рейха, превращением Восточной Пруссии в Калининградскую область РСФСР и возвращением Польше ее западной части до Одера и Поморья.
Будут ли извлечены уроки из тысячелетней трагической истории "Дранг нах Остен» не только сегодняшними потомками немецких "псов-рыцарей", но и потомками их польских "крестоносных" союзников - в начале XXI этот вопрос вновь оказался открытым.