Памятники церковного искусства XI–XVII вв. характеризуют искусство современного им времени в целом, что обуславливается религиозным характером древней культуры. Проблемам литургической символики посвящено большое количество исследований. Это, пожалуй, самая популярная тема в кругу тех исследователей, которые изучают церковное искусство.
Некоторые из поднимаемых нами вопросов находили косвенное освящение в работах Г.К. Вагнера, который на основе анализа функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры осуществил исследования символики древнерусской архитектуры [2;3]. О.Е.Этингоф, изучая константинопольскую иконографию, раскрывает литургическую символику отдельных иконографических типов Богоматери [10], П.Муратов, П.Флоренский, В. и Д. Лихачевы, С.Аверинцев, И.Кочетков, В. Лепахин, О.Стародубцев, [7; 9; 6; 4; 5; 8], изучая древнерусское и современное церковное искусство православной традиции, так или иначе касались вопросов воплощения и восприятия литургической и духовной символики. Исследования церковного искусства ХХ-ХХI вв. имеют, в основном, описательный характер [8], что объясняется обилием новых фактологических данных, обусловленных интенсивным строительством храмов и их оформлением. Мы предлагаем анализ оформления белорусского современного православного храма, который, неся в себе полноту христианской символики, становится примером воплощения национальной духовной символики.
Минуло в лету то время, когда белорусские города насильственно теряли свой сакральный облик. В последнее 20-тилетие ХХ и в начале ХХI веков белорусская городская архитектура насыщается вновь построенными сакральными сооружениями (храмами), которые вносят в облик городов новое эмоциональное содержание.
Построенное здание, даже с соблюдением всех архитектурных канонов – еще не храм. В православном храме должен быть оборудован алтарь, который отделяется от общего помещения иконостасом. Стены церковного помещения по возможности расписываются. В зависимости от техники исполнения, росписи называются или фреской, или живописью.
Но храмом в полном смысле слова такое здание становится только тогда, когда оно освящено и в нем совершается богослужение. В совершении богослужения должны участвовать священнослужители, совершающие в определенной последовательности сакральные молитвы и действия, хор, исполняющий богослужебные песнопения в том или ином богослужебно-музыкальном стиле. Подчеркнем, что музыка в богослужении выполняет утилитарную, а не эстетическую функцию[1], и управляется текстом, который и озвучивает. Текст богослужения представляет собой изложение в поэтической форме Священного Писания и эмпирического опыта тех людей, которые прожили свою жизнь в соответствии с Евангелием, достигнув духовного и нравственного совершенства.
Во время службы верующие слышат не только звуки голоса, насыщенные музыкальным элементом, но и воспринимают ритм богослужения. Сакральная ритмика состоит из темпоритма передвижения священнослужителей по храму, движения их рук (в крестном знамении и воздеянии), каждения, при котором звенят укрепленные на кадило колокольчики, движения тела и рук молящихся (в крестном знамении и поклонах). Богослужение сопровождается также определенной светографией.
Синтез искусств (архитектура, иконопись, поэзия, музыка) и своего рода «сценографии» и светографии, используемые в оформлении богослужения православного храма, выполняет этико-эстетическую функцию, и служит духовному преображению человека, его мыслей и чувств, что отвечает установкам (учению) Священного Писания [1, 2 Тим.3:17].
Синтез богослужебных искусств представляет иконообраз[2] Христа, образ Царствия Божиего и воплощается в православном храме посредством системы символов. И даже в том случае, когда богослужебный синтез не выражен со всей полнотой и равнозначностью (например, визуальный ряд «перекрывает» аудиальный, или эти ряды стилистически неоднородны и проч.), – и тогда христианская символика узнаваема, распознаваема и воспринимаема.
В качестве примера рассмотрим комплекс «Дом милосердия» Всесвятского прихода г.Минска[3]. Центр этого комплекса – домашняя церковь, которая освящена в честь имя святого Иова Многострадального. Имя ветхозаветного Иова напоминает о подвиге любви к Богу, доверия Ему и смирения перед Его волей. Святой Иов, живший еще в Ветхозаветное время, почитается Православной церковью именно за этот подвиг – любви и смирения. В образе праведного Иова Многострадального таинственно прообразуется[4] образ самого Христа, а указанный храм создает Его символический образ.
Храм праведного Иова Многострадального является составной частью архитектурного ансамбля связанных воедино храма, реабилитационного центра, гостиницы и школьных классов (архитекторы – настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Феодор Повный и заслуженный архитектор Беларуси Лев Погорелов). Основой формирования архитектурного ансамбля Дома милосердия стало очертание Креста святой Евфросинии Полоцкой – национального символа Беларуси. План комплекса представляет собой четкую форму шестиконечного креста, который хорошо просматривается с высоты птичьего полета.
Перед входом в храм находится Зимний сад, который соединяет собой церковь и основное помещение Дома милосердия. Здесь молится большинство прихожан. Прозрачный Зимний сад[5], как и всякий православный дом Божий, отражает весь космос, воссоздает космический порядок. Мозаичный пол символизирует землю. Пирамидальный купол – небо. Единство неба и земли символизируют колонны. Интересно, что купол покрывает не собственно храм. Однако, наполняемая Зимний сад символика, придает этому помещению вполне сакральные черты.
Выразительная фреска над входом в храм праведного Иова Многострадального, изображающая Нерукотворный образ Христа-Спасителя, Которому предстоят в молитвенной позе справа и слева Божия Матерь, Иоанн Креститель и сонм святых, – венчает «космос» Зимнего сада. Христос – предвечный Бог-Слово, Логос, царствует в этом космосе-Вселенной, Им созданной (1, Ин. 1: 1–3). Ощущение присутствия изображенного на фреске Христа объективно, оно возникает от того, что центрированные зрачки глаз образа Бога-Сына «находят» Вас в любой точке Зимнего сада. Этот же образ выполнен мозаикой на наружной стене единственной полукруглой апсиды.
Искристая прозрачность стен и купола Зимнего сада, наполненность его солнечным светом, иллюстрируют следующие стихи Евангелия от Иоанна: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (1, Ин. 1: 4).
В Зимнем саду присутствует еще один символ, обязательный в каждом православном храме, который передает догмат христианства об искуплении человечества посредством крестных мук и смерть Бога-Сына, как акт любви Бога-Отца к людям. Это – «Голгофа», так называется большое распятие с двумя фигурами около Креста – Богородицы и Иоанна Богослова (дипломный проект выпускника БГАИ Андрея Игнатушко, ныне священника и настоятеля Климовичского храма). «Голгофа», которая расположена в Зимнем саду Дома милосердия, вырезана из дерева. При помощи цветового контраста, созданного различной техникой обработки материала, художник создает образ распятого страдающего Человека, символически воплощая учение Церкви об унижении Христа-Бога в страданиях Христа-человека.
Таким образом, помещение Зимнего сада содержит в себе символику земной истории человечества: тварная Вселенная и грехопадение, представленное через символ искупительных страданий Спасителя. Или шире – символ земной жизни, наполненной Богоприсутствием.
Собственно храм св.Иова Многострадального – совсем небольшой, прямоугольной формы, он символизирует вселенскую Церковь – «корабль» в безбрежном житейском море [8, с. 51–52].
Символами наполнена и белая фаянсовая внутренняя алтарная стена (иконостас), которая разделяет алтарь и молитвенный зал (автор – Дятлова Александра Евгеньевна). Иконостас состоит из немного выпуклых квадратных плиток, на каждой из которых расположен какой-либо символический знак. Это – либо крест (шести- и четырехконечный[6]), либо те буквы греческого алфавита, которые применяются и в славянском сакральной языке. Те и другие знаки символизируют единство и преемственность греческой и белорусской христианской культурной традиции.
На алтарной стене присутствуют и другие характерные символы: евангелистов, которые обозначены традиционными знаками телец (Лука), Орел (Иоанн), лев (Марк) и пастырь (Матфей); голова ангела (на Южных вратах), рыба (над Южными и северными дверями). Это – традиционные символы, которые употреблялись в качестве тайнописи еще древними христианами.
Присутствует здесь и традиционный растительный орнамент, основу которого составляет мотив виноградной лозы, множественно повторенный. Виноградная лоза, также как и знак рыбы, символизирует Главу христианской Церкви - Иисуса Христа.
Уникальный в своем роде трехчинный иконостас изготовлен на Минском фарфоровом заводе. Третий чин составляют крупные иконы Спасителя, Богоматери (тип Одигитрия[7]), св.Пантилеймона-целителя и св.Иова Многостдального. Во втором чине иконостаса – иконы двунадесятых праздников. Интересно композиционное решение первого, пророческого чина иконостаса храма св.Иова Многострадального.
В классическом иконостасе пророческий чин венчает образ Богоматери «Знамение». Однако в иконостасе храма Иова Многострадального в центре пророческого ряда находится только крупный аркообразный фаянсовый оклад. У тех, кто, поднимая глаза горе вглядывается в образы, изображенные на иконах иконостаса, создается впечатление, что оклад обрамляет изображенный в центре внешней абсидной стены образ Богоматери типа Оранта[8]. Несмотря на то, что этот образ имеет вполне каноническое изображение, общий серо-голубой дымчатый тон фрески и ее вполне реальный фаянсовый оклад, «оживляют», делают вполне реалистическими очертания лика Богородицы, Ее фигуры. Она будто движется к Вам, потягивая руки с состраданием и любовью.
Эта фреска имеет символический подтекст. Вспомним, что с обратной, внешней стороны абсиды изображен образ Спаса Нерукотворного. Если совместить эти две фигуры (на внешней и внутренней сторонах абсиды), то получится неслиянный и нераздельный образ Матери и Ее Сына. Таким образом эти два изображения символически воплощают догмат Церкви о непреложном молитвенном предстательстве Богородицы перед Богом за всех христиан. Этот догмат отражен и в богослужебных песнопениях, посвященных Божией Матери. Например, под сводами храма св. Иова Многострадального часто звучит концерт П.Чеснокова «В молитвах неусыпающую Богородицу».
В настоящее время икона "Замение" заняла свое законное место в иконостасе храма Иова Многострадального.
Стены и сводчатый потолок храма расписаны фресками. Композиция росписи представляет собой символ небесной иерархии. В центре купольного потолка – Христос. Вокруг Него, на стенах – четыре Евангелиста. На западной стене, над хорами, располагается изображение образа Покрова Пресвятой Богородицы и св.Романа Сладкопевца – небесного покровителя церковных певцов. Общий тон росписи – сочетание холодных голубого и серого – нематериальный, создающий настроение созерцания, покоя. Неяркие, эти тона необычайно активны в духовном плане, символизируя веру, смирение, отрешение от мира.
Итак, пример оформления храма в честь св. Иова Многострадального являет собой образец воплощения на высоком художественном уровне традиционной христианской символики в современном белорусском православном храме. Примечательно, что традиционная христианская символика получает здесь национальное звучание. Национальный колорит воплощается в использовании традиционных белорусских символов (Крест пр.Евфросинии Полоцкой, образы Минской и Жировицкой Божией Матери).
В храме св.Иова Многострадального используется и новая белорусская христианская символика. Это – образы недавно канонизированных новомученников Минской епархии, которые прославленных в сонме белорусских святых совсем недавно за подвиг исповедничества православной веры в ХХ веке. Образы новомученников располагаются на стенах помещения для молящихся церкви св.Иова Многострадального.
Отметим, что образы новомученников, а также групповые изображения образов белорусских святителей, мучеников, преподобных и праведных XII–XV вв. – справа от алтаря, и XVII–XVIII вв. – слева от алтаря (фронтальные фигуры в полный рост), символически отражают историю Белорусской Православной Церкви.
В стенных росписях домовой церкви Дома милосердия Всехсвятского прихода (над группами святых) изображен упомянутый в летописях православный храм, в котором находился обретенный в начале XVI в. чудотворный образ Минской Божией Матери. Образ представлен здесь же. На противоположной стене изображены последняя взорванная в Минске (в начале 1970-х гг.) церковь Казанской иконы Божией Матери и образ этой иконы. Следовательно, в данной росписи символически изображены и церковно-исторические события, отражающие историю Православия в г. Минске.
Итак, в заключение мы констатируем, что критерием «национального» в современной литургической культуре становится историческая достоверность образов наших святых соотечественников, предстоящих перед Богом, а также символы личного спасения (крест, икона). Современный православный храм, насыщенный христианской и национальной духовной символикой, в свою очередь, становится символом современной национальной духовной культуры.
Литература
- Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета; В русском переводе с приложениями. Изд. 4 / Библия. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. – 2535 с.; прилож.
- Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне: (опыт функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры) /Ин-т археологии. – М.: Наука, 1990, II полугодие – 256 с.
- Вагнер Г.Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М.:Искусство,1987. – 288 с.
- Кочетков И. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. – М. "Индрик",2003.– 816с.
- Лепахин В. Значение и предназначение иконы.– М., "Паломникъ" 2003.– 512 с.
- Лихачева В., Лихачев Д. Художественное наследие Древней Руси и современность.– Л.,Наука,1971.– 146с.:илл.
- Муратов П. Древнерусская живопись. История, открытия, исследования /Сост., предисл. А.М.Хитрова.– М.: Айрис-пресс, Лагуна-Арт, 2005.– 432 с.:илл.
- Стародубцев О. Русское церковное искусство Х – ХХ веков.–М.:Лепта Книга, Изд-во Сретенского монастыря, 2007.– 728с.:илл.
- Флоренский П. История и философия искусства:статья и исследования по истории и философии искусства и архиологии. – М.:Мысль, 2000. – 448 с.
- Этингоф О. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII вв.– М.:»Прогресс-Традиция», 2000.–312 с.
[1] Указанные требования к музыкальному элементу богослужения являются каноническими. В настоящее время эстетический элемент в музыкально-стилевом оформлении богослужения играет, зачастую, ведущую роль.
[2] Термин Валерия Лепахина [11] .
[3] Минский Всехсвятский приход имеет три храма: храм в честь святого Иова Многострадального, Троицкий храм и строящийся храм, который будет освящен в честь Всех святых в Отечестве нашем невинно убиенных.
[5] В Зимнем саду Дома милосердия купол и стены стеклянные.
[6] Крест четырехконечный характерен для византийской традиции. Шестиконечный крест характерен для белорусской традиции.
[7] Одигитрия (греч. — путеводительница) — один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).
[8] Оранта (лат. — молящаяся) — один из типов изображения Богоматери, представляющий Богоматерь без Младенца, в рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками ладонями наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы.
Фотографии Олега Дубова.
Пытанні мастацтвазнаўства, этнологіі і фольклорыстыкі. Вып. 9.
/ І-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К.Крапівы НАН Беларусі;
навук. рэд. А.І.Лакотка. – Мінск: Права і экамоніка, 2010. – С. 31 – 36.
Электронная версия для сайта "Западная Русь" предоставлена автором.