ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

В польском Перемышле хотят назвать улицу в честь священника карпаторосса

 Православная церковь в Перемышле (дата постройки – 1880 г.)9 сентября 2013 г. в Перемышле инициативной группой граждан, объединённых в Общество самоуправления долины Сана (Wspólnota Samorządowa Doliny Sanu) начат сбор подписей за переименование улицы Иосафата Коцыловского в честь греко-католического священника Василия Масцюха.

Улица им. епископа И. Коцыловского появилась в Перемышле не так давно. Название своё она получила в честь униата-бандеровца, сотрудничавшего с гитлеровцами в годы войны. Инициаторами увековечивания памяти нацистского коллаборациониста выступило местное отделение Союза украинцев Польши.

Памятник, посвящённый переходу лемков в православие. Надпись на польском языке гласит: «Честь и слава Богу! Стали членами Православной церкви в Бартне, возвратившись из Унии. 17 марта 1928 года»И. Коцыловский выступал за украинизацию всех сфер жизни лемковского населения, от церкви до политической идеологии. Его неуёмный украинофильский фанатизм спровоцировал массовый переход лемков в Православие. Это событие вошло в историю под названием «тылявского раскола». В 1926 г. в польском селе Тылява, населённом лемками, состоялись сборы местных жителей, а также жителей соседней деревни Тшчана, на которых было решено вернуться в лоно Православной церкви, дабы уберечь себя и своих детей от украинизаторской политики епископа И. Коцыловского. В результате «тылявского раскола» в Православие вернулось около 20 000 лемков из сёл Бартне, Бичава, Снетница, Богуша и др.

И. Коцыловский не только украинизировал свою паству, но и вводил в византийское богослужение элементы латинства, насаждал культ Иосафата Кунцевича, прозванного православными «душехватом». Возмущённых верующих поддержал о. Василий, ходатайствовавший об изоляции Лемковщины от перемышльской диоцезии, где орудовал И. Коцыловский. Отец Василий исключал из богослужения латинские заимствования и очищал его от напластований украинства, максимально приближая к русскому Православию.

Священномученик Максим Горлицкий (Сандович)По договорённости с И. Коцыловским он отослал к нему всех священников, симпатизировавших украинским националистам, а из Перемышля в подчинение о. Василия прибыли греко-католические священники, которые, как указывается в польскоязычных источниках, принадлежали к «старорусской ориентации» (orientacji staroruskiej).

Этимология слова «старорусский», как и слова «старорусины», каковым в польской литературе называют представителей карпато-русского движения, указывает на верность корням, на продолжение прежних традиций во времени («старорусский», т.е. русский, верный традициям своей старины, связанный с прошлым), в отличие от украинствующего движения, которое порывало связь со своим древнерусским прошлым,  выстраивая новую национальную идентичность на русофобской основе.

В 1935 г. о. Василий умирает. Есть подозрения, что он был отравлен. Придерживаясь «старорусских» взглядов, он сопротивлялся попыткам украинских националистов использовать униатскую церковь для распространения националистического шовинизма. Будучи умелым дипломатом, о. Василий умел договариваться с польской администрацией по многим проблематичным вопросам. Могила о. Максима Горлицкого в с. Здыня (Польша)Выступал за сохранение этнической самобытности лемков, окружённых польско-католическим «морем», и атакуемых агрессивными украинизаторами. Общественность Перемышля уверена, что именно благодаря духовной деятельности о. Василия на Лемковщине не было конфликтов, подобных Волынской резне 1943 г.

Отец Василий являлся продолжателем дела карпато-русского священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), который в первой трети ХХ в. проповедовал среди лемков истину Православной веры. В 1914 г. о. Максим был расстрелян австрийцами в польском городе Горлице на глазах у беременной жены. Перед смертью о. Максим выкрикнул: «Да живёт Святое Православие! Да живёт Святая Русь!». Причисленный к лику священномучеников, о. Максим пользовался особым почитанием у карпато-русского населения.

Жена о. Максима была брошена в Талергоф, где и разрешилась от бремени, родив сына, которому тоже суждено было стать православным священником.

Владислав Гулевич

 

 

 

Комментарии   

 
+6 # Чалдон 10.09.2013 10:51
Поклон В.Гулевичу за то, что находит и представляет публике малоизвестные или вовсе неизвестные факты русского движения на подпольских землях, в том числе и этот материал.

Но есть пожелание к автору (и авторам сайта) касательно терминологии. Прошу Вас отказаться от штампа коммунистическо й пропаганды "украинские националисты" (как и "белорусские националисты"). Он не столько осуждающ по отношению к украинствующим, как кажется, сколько является идеологическим комплиментом и утверждением их некой исторической правоты. Ведь само слово "националисты" предполагает наличие основы национализма - нации, в данном случае, украинской. Даже этим, внешне осуждающим, термином коммунистическа я пропаганда насаждала в умы русских людей наличие "украинской нации", то есть на понятийном уровне осуществляла расчленение русского народа. Зачем лить воду на вражью мельницу? Прошу Вас задуматься. С уважением.
 
 
# Юрий Аверьянов 10.09.2013 12:17
Действительно, надо подумать. Может быть лучше этносепаратисты ? (в данном случае белорусские, украинские, даже великорусские встречаются).
 
 
+2 # Юрий Аверьянов 10.09.2013 12:38
Украинские и белорусские национал-раскол ьники?
 
 
+3 # Чалдон 10.09.2013 12:48
Галицко-русский деятель О.А.Мончаловски й, например, не церемонясь, называл их украиноманами.
Можно так же "национал-раско льники", "этнорасчлените ли", "этнораскольник и" и т.п. Вариантов, в общем, достаточно, есть из чего выбирать. Хотя, есть смысл особо подумать над терминами, отражающими разные функциональные оттенки укр-белсепарати стов, по специализации, так сказать. Ведь они расчленяют не только русский народ (этнос), но одновременно и историческую Россию (страну), и Русскую Церковь.
 
 
+1 # shimoff 10.09.2013 12:57
Можно просто - сепаратисты.
 
 
+3 # Чалдон 10.09.2013 13:02
Да; вариантов достаточно.
 
 
+1 # Петр Крошич 10.09.2013 13:29
Это не просто сепаратизм. Все что творили и творят укро-литвины было и есть коллаборантство во всех областях от культурной до религиозной - предательство своей родины и этноса ради подачек оккупантов. Так было в Первую мировую, так было в Великую Отечественную, когда большинство свидомых и свядомых были на службе у фашистов. Так оно и сейчас. По сути, разделение Руси на псевдонезавимим ые государственные образование - это давние германские планы.
 
 
+2 # Чалдон 10.09.2013 13:42
Цитирую Петр Крошич:
...По сути, разделение Руси на псевдонезавимимые государственные образование - это давние германские планы.

Если писать точнее: эти планы первоначально были польские, потом стали и германскими, а уже после они были воплощены в жизнь товарищами коммунистами.
 
 
+2 # Петр Крошич 10.09.2013 13:51
Не важно кто первый начал мутить мозги русским - немцы или поляки. Суть в том, что действительно нацией называть эти искусственные, аморфные и поддерживаемые только исключительной агрессивностью небольшого числа коллаборантов трудно назвать. Сепаратисты - тоже для них определение не верное. Предатели, вероотступники, лжецы - вот кто они все эти свядомые историки, писатели и прочие деятели.
 
 
# Чалдон 10.09.2013 13:56
И, пожалуй, главное: они нехристи. Разжигаемые свидомыми ложь и ненависть с христианством абсолютно несовместимы. Уж не говоря про чинимые ими расколы Церкви.
 
 
+2 # shimoff 10.09.2013 14:39
Сепаратистами их стали называть еще до революции. Вспомните книгу Щеголева "История украинского сепаратизма". Это именно сепаратизм - попытка отделить часть от целого.
 
 
+4 # Юрий Аверьянов 10.09.2013 15:07
Это коротко и ясно.
 
 
+3 # Владислав Гулевич 11.09.2013 09:50
Спасибо за лестные отзывы. А ваша мысль насчет терминологии очень дельная.
 
 
# Денис 11.09.2013 23:38
Прекрасная статья! О таких замечательных людях как отец Максим нужно отводить отдельные уроки по истории в школе, чтобы память о них жила в веках.
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.

Сейчас на сайте

Сейчас 94 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте