Радимичи (локализация, происхождение, социально-политическая история).

Автор: Максим Жих

Рис. 1. Реконструкция облика радимичанки 25-30 лет из д. Каласы (Рогачевский р-н Гомельской обл.), XI-XII вв. Головной убор с семилучевыми височными кольцами

Восточнославянскому этнополитическому объединению радимичей в исторической традиции не повезло. Древнерусские книжники дали им резко-негативные, либо насмешливо-пренеб-режительные характеристики. Если, однако, внимательно вглядеться в посвящённые радимичам скупые летописные строки, легко убедиться сколь легковесны подобные нигилистические суждения.

Православная традиция как фактор формирования идентичности восточнославянских правовых систем (антрополого-правовой аспект)

Автор: Вадим Павлов

Страница из древнейшего Синодального списка "Русской Правды" Ярослава Мудрого.В традиционной общеправовой теории вопрос о соотношении религии и права, как правило, решается отрицательно, поскольку в основе большинства мировых правопорядков сегодня лежат новоевропейские принципы государственности и права.

Польская конституция 1791 г. и отражение в ней этноконфессиональной проблематики

Автор: Александр Гронский

13 Мая 1791 г. на варшавском сейме была принята конституция Речи Посполитой. Она действовала очень непродолжительное время, причём, часть польской элиты изначально выступила против её введения. На протяжении 1791 – 1792 гг. конституцию перевели на европейские языки и издали во Франции, Англии и Пруссии, а по-французски она была издана сначала в Варшаве, а потом в Париже.

Память о Восточных Кресах в польском общественном мнении.

Автор: Александр Киселев

Карта Польши 1945 г. с укзанием Восточных Кресов на современной территории Украины и Республики Беларусь.В польском общественном мнении II Мировая война ассоциируется не только с нападением нацистской Германии, действиями партизан Армии Крайовой и Варшавским восстанием, но и с вводом Красной армии на территорию Западной Беларуси и Украины, т. е. Восточных Кресов. Историческая память об утраченных на востоке территориях до сих пор сохраняет актуальность для польского общества.

Современные научные воззрения на происхождение некоторых индоевропейских языков.

Автор: Юлия Григорьева

Карта эволюции индоевропейских языков, где ареал сатем показан красным цветом. Центральный ареал сатемизации обозначен тёмно-красным цветом и соответствует археологическим культурам Синташта-Петровка-Аркаим, Абашевской и Срубной.Миграция индоевропейцев из Европы на восток началась в V-III тысячелетии до н. э. в период неолита. Это были уже не совсем кочевые племена. Они занимались земледелием, изготовляли глиняную посуду, разводили скот и домашнюю птицу, умели прясть и ткать, использовали колесо. Среди них было распространено многобожие.

К славяно-готским взаимоотношениям в III – IV вв.

Автор: Андрей Федосов

Переселение готовДля немецких гуманистов было недостаточным одного возвеличивания своих народов, необходимо было найти народы, на которых можно было бы перенести ответственность в варварстве и неспособности к нормальному развитию. И такими народами стали славяне.

Юзеф Пилсудский и польский «кризис присяги» летом 1917 г.

Автор: Антон Крутиков

Ю. Пилсудский с членами Польской военной организации, 1917 год.Миф о польских легионерах, как о защитниках идеи польской государственности и свободы уже давно закрепился в польском общественном сознании. Культ "легионов польских", формирование которого началось ещё во времена второй Речи Посполитой, до сих пор является обязательным элементом официальной патриотической риторики и политики властей в области исторической памяти. Легионеры объявляются носителями польской национальной идеи вне зависимости от того, на чьей стороне они выступали в мировом конфликте.

М. И. Кутузов и Польша в 1812 г.

Автор: Константин Жучков

Вступление русских войск в Вильно 5 декабря 1812 г.
Главной задачей русского командования в конце 1812 г., после сражения на р. Березина, было продолжение наступления с целью разгрома французских войск в Польше и Восточной Пруссии. Продолжение военных действий осложнялось тем, что русские войска вступали на территорию сразу двух враждебных государств, ведших против России вооруженную борьбу в составе антирусской коалиции - Польши и Литвы.

Полемика по поводу Польского катехизиса на страницах «Русского архива»

Автор: Алексий Хотеев

Начало текста Польское восстание 1863 г. заострило проблему русско-польских взаимоотношений в журнальной и газетной публицистике с обеих сторон. Негативному образу России, представленному в польской местной и заграничной прессе, был противопоставлен образ неверного и религиозно-фанатичного «ляха» в русскоязычной прессе. Можно сказать, что наравне с военными, русские и польские публицисты вступили друг с другом в настоящее сражение.  В качестве горячей новости с поля сражения в «Московских ведомостях» М.Н. Каткова (1863 г. № 116) появился документ, названный «Польским катехизисом».