В историографическом опыте, имеются работы, в которых освещается личность М. Чайковского. Его литературное наследие привлекало исследователей украинского казачества. Однако прослеживается «традиционная» заангажированность - оценочная позиция его творчества.
Обострение «польского вопроса» в связи с Январским восстанием 1863 г. актуализировало в российской научной публицистике поиски «польской интриги». В центре их внимания вновь, как и в 1830-е гг., оказался комплекс проблем, которые с конца XVIII в. обсуждались в связи с разделами Речи Посполитой: об общем славянском прошлом и этногенезе славян, цивилизационном выборе народов, принадлежащих к разным христианским конфессиям, об исторической миссии поляков и русских и т. д.
Накануне капитуляции Германии Прага - столица Имперского протектората Богемии и Моравии - стала ареной кровопролитного конфликта. За считанные сутки до наступления долгожданного мира несколько тысяч человек погибли при обстоятельствах тем более драматичных, что многие из убитых были случайными жертвами взаимного ожесточения противников.
Сложные процессы национального самоопределения поляков отразились в воспоминаниях Романа Дыбоского. За семь лет, проведенных во многих частях России, ему довелось пообщаться со своими соотечественниками, представлявшими все регионы разделенной Польши, социальные слои, профессии, поколения и политические течения.
Трагические события 1918-20-х гг. в России привели к невиданной доселе волне эмиграции. Одним из центров русской эмиграции были Балканы и в частности, Королевство сербов, хорватов и словенцев.
В 1988 г. Г.И. Матвеевой был высказан тезис о славянской принадлежности именьковской культуры. Эта идея на сегодня принята большинством ведущим археологов и славистов. Однако, до сих пор активное воздействие оказывают вненаучные факторы и в первую очередь политические. В Татарстане негативно относятся к доказательствам о славянском происхождении его древнейшего населения и чинятся препятствия исследователям, отстаивающим данную точку зрения.
Одним из эпизодов общественной полемики по т.н. польскому вопросу стала состоявшаяся на рубеже XIX и XX в. публичная дискуссия приверженцев унификации и сторонников предоставления автономии польским губерниям. Два восстания 1830-31 и 1863-64 гг. продемонстрировали правительству бесперспективность диалога с польским дворянством и привели к свертыванию автономии Царства Польского.
Перед странами-участницами разделов Речи Посполитой возникла проблема интеграции этих земель в свое политическое пространство. У каждой из стран был свой опыт решения этой проблемы. Общественное мнение Российской империи в процессе выработки рекомендаций правительству активно обсуждало опыт коллег по разделам.
Малокультурные валахи, приобщившиеся к духовному наследию во-многом благодаря венграм, начиная с XVIII в. стали с воодушевлением воспринимать измышления деятелей греко-католической конфессии о румынах как о «славных потомках римлян». Ложное чувство национальной гордости, во-многом обусловило репрессивный характер румынского государства в межвоенный период.