Польша или Речь Посполитая?

Автор: Антон Крутиков

Конституция 3 мая 1791 года. Ян Матейко 1891.На протяжении многовековой истории Польша не раз переживала периоды подъёма и упадка своей государственности. И всякий раз, когда полякам приходилось заново приступать к возрождению собственной страны, перед ними вставал вопрос о выборе между двумя вечно противоборствующими направлениями польской политики - "политикой Пястов" и "политикой Ягеллонов".

Псковские кривичи

Автор: Максим Жих

Один из длинных курганов Псковщины. Фото А. Почерникова.История кривичей является одной из наиболее дискуссионных в изучении славянского расселения в Восточной Европе. Важной составной частью «кривичской проблемы» является вопрос о «псковских» кривичах.

О соотношении летописных «кривичей» и «полочан»

Автор: Максим Жих

Кривичская женщина 30-35 лет. XI в. Домжерицы, Лепельский район, Витебская область. Реконструкция
Согласно ряду летописных известий регион верховьев Западной Двины с городом Полоцком входил составной частью в обширный ареал славянского этнополитического объединения кривичей.

«Польский вопрос» накануне Отечественной войны 1812 г.

Автор: Владимир Гладышев

«Польский вопрос» в отношениях между Россией и Францией встал на повестку дня в соответствии с условиями Тильзитского договора 1807 г., когда из польских земель, присоединенных Пруссией в результате разделов Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 гг., было образовано Великое герцогство Варшавское под властью саксонского короля.

Радимичи (локализация, происхождение, социально-политическая история).

Автор: Максим Жих

Рис. 1. Реконструкция облика радимичанки 25-30 лет из д. Каласы (Рогачевский р-н Гомельской обл.), XI-XII вв. Головной убор с семилучевыми височными кольцами

Восточнославянскому этнополитическому объединению радимичей в исторической традиции не повезло. Древнерусские книжники дали им резко-негативные, либо насмешливо-пренеб-режительные характеристики. Если, однако, внимательно вглядеться в посвящённые радимичам скупые летописные строки, легко убедиться сколь легковесны подобные нигилистические суждения.

Православная традиция как фактор формирования идентичности восточнославянских правовых систем (антрополого-правовой аспект)

Автор: Вадим Павлов

Страница из древнейшего Синодального списка "Русской Правды" Ярослава Мудрого.В традиционной общеправовой теории вопрос о соотношении религии и права, как правило, решается отрицательно, поскольку в основе большинства мировых правопорядков сегодня лежат новоевропейские принципы государственности и права.

Польская конституция 1791 г. и отражение в ней этноконфессиональной проблематики

Автор: Александр Гронский

13 Мая 1791 г. на варшавском сейме была принята конституция Речи Посполитой. Она действовала очень непродолжительное время, причём, часть польской элиты изначально выступила против её введения. На протяжении 1791 – 1792 гг. конституцию перевели на европейские языки и издали во Франции, Англии и Пруссии, а по-французски она была издана сначала в Варшаве, а потом в Париже.

Память о Восточных Кресах в польском общественном мнении.

Автор: Александр Киселев

Карта Польши 1945 г. с укзанием Восточных Кресов на современной территории Украины и Республики Беларусь.В польском общественном мнении II Мировая война ассоциируется не только с нападением нацистской Германии, действиями партизан Армии Крайовой и Варшавским восстанием, но и с вводом Красной армии на территорию Западной Беларуси и Украины, т. е. Восточных Кресов. Историческая память об утраченных на востоке территориях до сих пор сохраняет актуальность для польского общества.

Современные научные воззрения на происхождение некоторых индоевропейских языков.

Автор: Юлия Григорьева

Карта эволюции индоевропейских языков, где ареал сатем показан красным цветом. Центральный ареал сатемизации обозначен тёмно-красным цветом и соответствует археологическим культурам Синташта-Петровка-Аркаим, Абашевской и Срубной.Миграция индоевропейцев из Европы на восток началась в V-III тысячелетии до н. э. в период неолита. Это были уже не совсем кочевые племена. Они занимались земледелием, изготовляли глиняную посуду, разводили скот и домашнюю птицу, умели прясть и ткать, использовали колесо. Среди них было распространено многобожие.