Немки в Силезии
Германизация польских земель являлась составной частью политики централизации и укрепления национального немецкого государства в 1871-1914 гг. Попытки ассимилировать польское население Германской империи предпринимались и ранее, но к концу XIX в. приобрели настолько организованный и целенаправленный характер, что заняли особое место во внутриполитической жизни Германии.
Изучение различных аспектов антипольской политики в Германской империи привлекало внимание многих советских и зарубежных исследователей (Ю. Мархлевский, Ю. Хлебовчик, Р. Бланк, М. Лау-берт, М. Зеринг, Л. Вегенер и др.), но в основном они изучали аграрный вопрос и проблемы земельной колонизации в восточных провинциях. В то же время городское население польских земель также подвергалось интенсивной германизации, но особенности этого процесса изучены недостаточно. Вследствие этого автор ставит своей целью рассмотреть особенности политики властей, направленной на германизацию городов на польских землях Германской империи, проанализировать причины резкой активизации этой политики в конце XIX — начале XX вв.
В ходе исследования проблемы автор изучила дореволюционную, советскую и зарубежную историографию. При подготовке данной работы мы опирались на такие опубликованные источники, как речи канцлера Германской империи в 1871-1890 гг. О. фон Бисмарка, стенограммы заседаний Прусского ландтага, а также архивные материалы (отчёты и донесения чиновников Познаньской провинции).
Необходимость ассимиляции польского населения в Германской империи обосновывалась правительством угрозой, которую поляки, якобы, несут немцам и немецкому государству. В ходе выступления в Прусском ландтаге 28 января 1886 г. Бисмарк отметил, что польское население проживает в границах Пруссии с 1815 г., и, действительно, первоначально получило от короля определенные гарантии своего развития под управлением прусской короны, однако дальнейшие события подорвали доверие власти к этой части населения4. Канцлер указал на восстание в Варшаве в 1830 г. и последовавшие за тем волнения в Познани, а также на революционные события 1848 г., во время которых поляки вновь заявили о своих стремлениях к независимости. Бисмарк заявил, что любое отделение от Пруссии польских территорий несёт немецкому государству огромную угрозу и потрясение, а, мол, именно эти идеи витают в среде поляков. Наличием же подобной угрозы Бисмарк далее объясняет проведение антипольских мероприятий за последние 15 лет и указывает на необходимость антипольских мер с тем, чтобы Великое герцогство Познаньское превратилось в полноценную прусскую провинцию.
Польская общественность, обеспокоенная начатой правительством волной антипольской пропаганды, заявляла, напротив, о бедственном положении польского населения. Депутат от польской фракции Кантак на заседании ландтага 1 апреля 1886 г. выступил с речью, в которой обвинял германское правительство в предвзятости и необоснованности обвинений против поляков. Он указал на фальсификацию статистических данных, используемых для обоснования антипольских мер правительства, а также утверждал, что это поляки являются ущемляемым в своих правах населением восточных провинций, а не немцы.
Однако все протесты оказались напрасны. 26 апреля 1886 г. был принят закон, согласно которому создавался фонд в 100 млн. марок с целью «укрепления немецкого элемента в Познаньской провинции и Западной Пруссии... путём поселения немецких крестьян и рабочих». Для реализации закона на практике решено было создать специальную Колонизационную комиссию. При этом необходимо подчеркнуть, что речь шла не только о сельском населении, но и о жителях городов, где концентрировалась промышленность и торговля.
Поскольку восточные провинции являлись земледельческим регионом, то деятельность Колонизационной комиссии затрагивала вначале в основном сельское население, в то время как польское население в городах быстро росло. Проблема заключалась в том, что типичное для периода индустриализации явление «бегства из деревни» превратилось в специфических условиях восточных провинций Пруссии в большой степени в явление «бегства с Востока». Немецкое и еврейское население переезжало на индустриально более развитый запад Германии. При этом дешевая рабочая сила из сравнительно отсталых сельскохозяйственных восточных провинций пользовалась большим спросом. Польские рабочие, в свою очередь, также устремлялись в западные земли империи, особенно в крупные города. Но при этом поляки ездили обычно сезонно, в итоге возвращаясь в восточные провинции, а немцы уезжали, как правило, навсегда.
Миграционные потери пяти восточнопрусских провинций (Восточная Пруссия, Западная Пруссия, Поморье, Познань, Верхняя Силезия) на протяжении семи десятилетий, с 1840 по 1910 гг., превышали 3,6 млн. человек, которые изменили за это время свое местожительство в пользу центральных и западных земель. Их место заняли переселенцы, происходившие большей частью из менее экономически развитых районов разделенной Польши. Все меры властей, предпринимавшиеся с целью противодействовать усиливавшемуся убыванию немецкого населения на запад, а также задержать и даже приостановить с помощью административных распоряжений наплыв сезонной рабочей силы из Королевства Польского и Галиции, оказались напрасными. Это приводило к тому, что немецкое городское население постепенно вытеснялось польскими переселенцами, и в городах появилась и укрепляла свои позиции польская мелкая буржуазия.
Всё это приводило к тому, что доля немецкого населения в восточных провинциях к концу XIX в. заметно уменьшилась. Если в 1867 г. доля немецкого населения составляла 45 %, то процессы индустриализации и миграции населения привели к падению его доли в Познаньской провинции в 1900 г. до 38,49 %. Кроме того, уделить внимание германизации городов немецким властям пришлось ещё и по той причине, что к концу XIX — началу XX вв. ведущую роль в польском национальном движении начинает играть средний класс, основная часть представителей которого проживала в городах .
При этом немецкие власти были обеспокоены растущим уровнем самоорганизации польских горожан, что усложняло процесс их ассимиляции. Среди польского городского населения активно развивались экономические организации взаимопомощи. В 1870 г. число кредитных кооперативов в Познани достигло 23, немного больше было в Западной Пруссии. В 1874 г. возник Совет промышленников в Познани, тогда же было налажено его сотрудничество с аналогичными организациями в Гданьске, Вроцлаве и т. д.
В 1879 г. польских кооперативов было уже 86. Затем более слабые разорились, но оставшиеся продолжали укрепляться за счёт увеличения капитала и числа новых членов. В1887 г. осталось 73 кооператива, при этом с 1873 по 1890 гг. общая численность участников подобных организаций выросла с 6 660 человек до 26 553 человек, а капитал — с 2,6 млн. марок до 12, 5 млн. марок.
Помимо кредитных, в городах на польских землях развивались и производственные кооперативы. Возникшие в первой половине XIX в. небольшие польские производственные объединения в городах постепенно росли, и в 1871 г. 19 таких объединений создали Союз рабочих кооперативов под патронажем сначала депутата прусского ландтага Кантака, а потом — Ш. Шамажевского. В 1878 г. произошло объединение 73 кооперативов, имевших 14 508 членов, но потом до 1886 г. ситуация оставалась без изменений, поскольку для дальнейшего развития не хватало банковского учреждения. Дебаты по его созданию без особого успеха длились до тех пор, пока в правительственных кругах не начала прорабатываться идея о принятии закона о поселениях и выкупе польских владений. Это мобилизовало польскую общественность, и в результате в конце февраля 1886 г. возник Союзный банк рабочих кооперативов под руководством доктора Куштеляна.
Одновременно с увеличением численности совершенствовалась организационная структура польских кооперативов. Так, 23 октября 1904 г. в Иновроц-лаве состоялось заседание торгового союза, на котором заслушали отчёт о деятельности союза и вынесли на обсуждение различные деловые предложения (об источниках закупок, способах кредитования). Кроме того, было принято решение о создании сети клубов этого союза в малых городах, о налаживании сотрудничества коммерческих союзов с производственными. Участники заседания отметили, что их деятельность сводит на нет антипольские усилия правительства и немецких националистов.
На заседании Коммерческого союза, состоявшегося 28 мая 1905 г., основными проблемами, вынесенными на обсуждение, оказались, во-первых, вопросы создания бюро кредитной информации и лучшей организации взаимопомощи, защиты польских производителей, а также проблемы формирования общественного мнения. Т. е. подобные учреждения действовали не только в своем узкоспециальном направлении, а выступали как часть общепольского национального движения.
Местная администрация восточных провинций постоянно отчитывалась о мероприятиях в поддержку германизма, внося различные предложения, призванные скорректировать реализуемую политику в зависимости от выявленных на местах проблемах. Например, в докладе министру внутренних дел в апреле 1913 г. магистрат города Шветц отметил, что «...как во многих городах Западной Пруссии, в Швет-це увеличивается экономическое влияние польского населения, которое, как известно, противостоит германизму и прусскому государству. Многочисленные польские торговцы и ремесленники в течение последних лет планомерно сюда переселялись и отчасти с помощью кредитов от своих польских банков заняли место немецких торговцев и ремесленников». Докладчик указывал, что польская конкуренция оказалась успешна, прежде всего, за счёт значительной польской клиентуры, которая благодаря национальной самоорганизации поляков лишь возрастала. Немцам же вести дела в таких условиях стало невыгодно, и они уезжали в другие районы страны.
Ситуацию, по мнению магистрата, могло бы исправить увеличение доли немецкого населения в окрестностях Шветца путём переселения крестьян, что, собственно, осуществлялось на тот момент в результате покупки Колонизационной комиссией имения Мариенхоэ. Естественно, благодаря расширению числа немецких поселенцев предполагалось оживление и немецкой торговли и промышленности в городе, особенно если к этому предполагалось добавить поддержку кредитами, улучшение профессионального образования немецких работников.
Помимо согласования германизационной политики с местными властями, на основе отчётов о ситуации на местах происходило формирование общего комплекса мероприятий по поддержке германизма. Пример довольно многогранного подхода германских властей к решению проблем германизации можно увидеть в докладе обер-президенту провинции Познань от 7 апреля 1913 г. от правительственного советника Шиллинга.
Согласно докладу, к апрелю 1913 г. данные по сборам налогов от плательщиков обеих национально-стей (немцы и поляки) свидетельствовали о продолжающемся росте доли польского населения за счёт немецкого. При этом существовали следующие причины уменьшения числа немцев.
Во-первых, у поляков была выше рождаемость. В среднем прирост польского населения опережал немецкий в два раза. Во-вторых, соотношение национальностей менялось в силу миграции. В-третьих, сыновья ремесленников и торговцев все реже перенимали профессии отцов, а больше пытались устроиться на более престижное и надёжное место на военной службе, почте или транспорте, занять чиновничьи должности и т. д., в связи с чем также частично переезжали. Для поляков же эти занятия оказались малодоступны, поэтому промышленность и торговля стали их основными сферами деятельности в городах.
Возникновению подобной ситуации в значительной мере способствовала также агитация польских организаций, которые в начале XX в. по-прежнему преследовали цель добиться независимости польского народа посредством достижения экономической самостоятельности.
Как отмечал в номере от 1 января 1913 г. «Купец», ежедневник польского Коммерческого союза, «торговля и индустрия — это основа, которая укрепляется, питаемая единством и солидарностью, и отражает удары наших врагов». И далее: «Если мы вытесним наших преследователей из сферы торговли и промышленности, мы станем материально сильными; после этого прусские министры и их советники-гакатисты будут по-другому с нами считаться».
«Купец» призывал поляков самоорганизовы-ваться, оказывать взаимопомощь, доминировать в торговле и промышленности, «не знать жалости в экономической борьбе», поскольку это не только заработок горожан и жителей деревни, но и защита интересов польских земель: «Наши заработки должны течь в руки польских ремесленников и торговцев. Наше будущее зависит не от желаний или мечтаний, а от наших действий, нашего упорства».
Это, по сути, была польская экономическая программа, которая все время находилась перед глазами поляков посредством пропаганды при любой возможности — с помощью союзов, прессы, в докладах и брошюрах.
Экономическое укрепление положения польского населения в начале XX в. продолжалось и благодаря активизации деятельности польских организаций. К примеру, «Коммерческий союз», согласно своему уставу, преследовал следующие цели: распространение информации через уже упоминавшийся «Купец»; организация поддержки польским кандидатам на выборах в торговую и промышленную палаты; учреждение информационных бюро; защита интересов польских торговцев; организация собраний для решения общих проблем. В целом задачей этой и других подобных польских организаций ставилась планомерная практическая работа по направлению активности поляков в сферу создания новых предприятий и ограничение немецкого экономического влияния.
Необходимо отметить, что немецких торговых и промышленных профсоюзов и объединений в городах провинции тоже имелось немало, однако они не проявляли такой чисто национальный характер, как польские организации, и представляли собой, в основном, местные филиалы общегерманских союзов и объединений, цели которых в Познани являлись такими же, как, скажем, в Гамбурге или Кельне. Свой немецкий национальный характер они проявляли, в основном, лишь в ходе выборов в соответствующие административные органы (торговую и промышленную палаты).
В целом же необходимо отметить, что в то время как поляки начали создавать свои национальные объединения, немцы через официальные организации ограничивались отстаиванием лишь деловых интересов.
Отдельной сферой внимания властей являлись ремесленные училища. Их число в связи с потребностями промышленности возрастало по всей Германии, но на польских землях они призваны были нести также значительную идеологическую роль воспитания в немецком духе. Однако практика показала, что идея, закладываемая при создании таких школ, о том, что учащиеся — поляки приобретут лояльное немцам мировоззрение, не оправдалась. Наоборот, польская агитация оказалась эффективной среди польского подрастающего поколения. Кроме того, менялось соотношение национальностей среди учащихся в пользу поляков. В Познаньской провинции с 1903 по 1913 гг. в среднем доля учащихся — немцев по сравнению с поляками уменьшилась на 6 % и составляла в 1913 г. только 41,8 % против 58,2 % польских учащихся. Та же ситуация оказалась в торговых училищах. В целом две трети училищ имели польское болыпин-ство обучающихся в них.
Меры по поддержке германизма в городах, предпринятые в начале XX в., показали свой положительный эффект, во-первых, в том, что оказалась германизирована администрация почты и железной дороги (персонал — немцы по происхождению). Также необходимо иметь в виду деятельность Колонизационной комиссии, которая включала в сферу своей работы не только поселение крестьян-колонистов, но и переселение рабочих семей в города восточных провинций. Среди прочих мероприятий по поддержке германизма следует упомянуть такие, как размещение немецких гарнизонов, создание кооперативов мелких поселений.
При этом необходимо отметить, что городская поселенческая политика Колонизационной комиссии не оказывала явного национального влияния на состав городского населения. Бесспорным фактом являлся только экономический расцвет городов, попавших в сферу интересов комиссии в силу значительных капиталовложений с ее стороны. Однако этим позитивным эффектом пользовались как немецкие, так и польские рабочие, причем последние в большей степени, поскольку численно преобладали.
Подобная ситуация определялась, по мнению немецких чиновников, частично тем фактом, что немецкие предприятия оказались представлены не во всех отраслях, а также тем, что поселенцы в первое время, пока обустраивались и страдали от недостатка средств, обращались в первую очередь к услугам тех банков и кредитных объединений, где им предоставлялся больший кредит, невзирая на национальность их владельцев.
Все вместе это приводило к тому, что увеличивалась доля занятых поляков в городах, казалось бы, опекаемых Колонизационной комиссией (города Рашков, n. iei i iei i, Врешен, Милослав, Пудевитц, Кост-шин, Бук, Оборник и т. д.).
Ярким примером подобной ситуации может служить городок Рашков округа Адельнау в Познаньской провинции. К 1913 г. сюда оказались переселены уже несколько сотен поселенцев. С помощью фонда германизации у поляков выкупили некоторые мелкие и средние предприятия, но в итоге количество польских предприятий увеличилось с 7 до 24, а немецких — только с 11 до 12. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других городках округа.
Практика показала, что одних только мер по переселению рабочих семей для проведения полноценной германизации оказалось недостаточно, и власти осознавали необходимость развивать немецкую инфраструктуру, иначе существовала реальная угроза того, что немецкое население начнет растворяться среди польского или просто будет способствовать экономическому усилению поляков.
В данной ситуации прослеживалось взаимное влияние сельского и городского немецкого населения посредством развития экономических связей. Когда в 1913 г. Колонизационная комиссия приобрела в Познаньской провинции имение Стеншево, то обер-пре-зиденту от местных властей было направлено предложение при заселении этого имения колонистами предпринять еще ряд подготовительных действий. Для лучшей адаптации поселенцев и полноценной германизации данной местности предлагалось до их приезда или одновременно с этим обеспечить в соседнем, чисто польском городке, тоже с названием Стеншево, появление немецких предпринимателей и работников во всех отраслях, а польские предприятия рекомендовалось, по возможности, выкупить.
Проблемы, с которыми столкнулась политика германизации городков путём переселения рабочих семей, относятся также и к городам с размещенными в них немецкими гарнизонами.
Например, города Шрим и Врешен Познаньской провинции получили благодаря новому гарнизону, который разместился здесь в 1902 г., значительное увеличение числа немецких потребителей. Но без создания необходимой инфраструктуры простое количественное увеличение числа немцев не ослабило, а даже усилило экономическое положение поляков. Оказалось, что до 1910 г. в Шриме число польских предприятий увеличилось с 76 до 92, во Врешене — с 64 до 143, тогда как число немецких фирм за это же время в Шриме выросло с 64 до всего лишь 74, а во Врешене — с 93 до 107.
Другим примером может служить город Ярочин Познаньской провинции. Он располагался в местности с преобладающим польским населением, но являлся важным железнодорожным пунктом, поэтому в самом городе поляков и немцев проживало примерно поровну. Однако число польских предприятий возрастало быстрее: с 1903 по 1913 гг. количество польских фирм увеличилось с 17 до 68, а немецких — с 35 до Ó2.
Более эффективной оказалась не колонизация путём механического переселения немцев в польские районы, а переселение немецких рабочих семей с созданием кооперативов по поселению. Это мероприятие относилось в начале XX в. к нововведениям властей, но доказало свою эффективность в таких городах Познаньской провинции, как Рашков, К реве и, Рогазен, Шверзенц.
Также среди действительно эффективных мероприятий по германизации следует указать, во-первых, улучшение условий городского кредитования для немецкого населения; во-вторых, оформление кооперативов по поселению как промышленно-городских институтов колонизации, что позволило улучшить их финансовую поддержку.
Кроме того, необходимо упомянуть предпринимавшиеся меры по поддержке немецкой промышленности и торговли: создание торговых и промышленных кооперативов с кредитным обеспечением; образование соответствующих профессиональных объединений; работа с молодыми кадрами, их обучение и финансовая поддержка.
Таким образом, политика германизации городов на польских землях Германской империи занимала важное место в общей антипольской политике. При этом правительство и местные власти к началу XX века сделали определенные выводы из неудачной деятельности Колонизационной комиссии в конце XX в., что привело к более системному подходу в развитии немецкой инфраструктуры на польских землях, имевшей целью лучшую адаптацию новопоселенцев.
Белая Елена Андреевна — аспирант кафедры новой и
новейшей истории (Харьковский национальный
университет им. В. Н. Каразина, г. Харьков
Научный альманах "Метеморфозы истории" № 4 / 2 0 1 3
Источники
- An den Herrn Minister des Innern in Berlin / / Geheimes Staatsarchiv Preussisches Kulturbesitzes (GStA PK, Berlin). I. HA. Rep. 77. Tit. 870. № 23. Bl. 85-86.
- Bericht über «Dziennik Kujawski» / / GStA PK. XVI. HA. Rep. 30. № 696. Bd. 4.
- Bericht über der Sitzung von Kommerzverein / / GStA PK. XVI. HA. Rep. 30. № 696. Bd. 5.
- Bericht von 25.10.1904 // GStA PK. XVI. HA. Rep. 30. № 696. Bd. 4.
- Bericht von 7. April 1913 betrifft die Massnahmen zur Förderung des Deutschtums in der Städten / / GStA PK. XVI. HA. Rep. 30. № 688. S. 1-62.
- Bismarck O. Die gesammelten Werke. 3. Aufl. Bd. 13 / Hrsg, von Dr. W. Andreas. B., 1930.
- Stenographische Berichte über die Verhandlungen des preussischen Hauses der Abgeordneten. 19. März 1886-10. Mai 1886. Bd. 3. B„ 1886.
Литература
- Мархлевский Ю. Ю. Очерки истории Польши. М.; Л., 1931.
- Хлебовчик Ю. Роль польско-германских отношении в истории германского «Дранг нах Остен» 1795-1918 гг. / / Германская экспансия в Центральной и Восточной Европе. М, 1965. С. 122-201.
- Blanke R. Prussian Poland in the German Empire (1871-1900). N. Y„ 1981.
- Dmowski R. Niemcy, Rosya i kwestya polska. Lwow, 1908.
- Labuda G. Polsca granica zachodnia. Poznan, 1971.
- Laubert M. Die preussische Polenpolitik von 1772-1914. 2. Auflage. Krakau, 1942.
- Murphy R. C. Guestworkers in the German Reich: a Polish Community in Wilhelmian Germany. N. Y., 1983.
- Sering M. Die innere Kolonisation im östlichen Deutschland. Leipzig, 1893.
- Tims R. IV Germanizing Prussian Poland. The H-K-T Society and the Struggle for the Eastern Marches in the German Empire, 1894-1919. N.Y., 1941.
- Wegener L. Der wirtschaftliche Kampf der Deutschen mit den Polen um die Provinz Posen. Posen, 1903.
- O. A. Bila The Policy of Germanization in the Cities on the Polish Territories of the German Empire