Как страдал галицко-русский народ за святую православную веру.

До завоевания русскими войсками Галичины (Галиции) мы мало, очень мало знали про эту страну, про живущий в ней народ. Между тем, она исконное русское достояние, часть великой Руси, и её народ—такой-же русский народ, как и мы, говорящий на том-же русском языке, на каком говорим и мы.

Гнет православного населения в Холмской епархии со стороны поляков и героизм народный.

Автор: Михаил Джега

Церковь в Верешине в начале 20-го века (Холмщина)Воспользовавшись тем, что власть в Петербурге зашаталась, поляки объявили русскому народу в Холмщине, что православия больше нет и все должны принимать католичество. Народ не поверил: быть не может, чтобы вся Россия сделалась католической.

Карл фон Шмедес о русском населении Галиции и Буковины. 1870 г.

Автор: Александр Клещевский

chernКраткий историко-этнографический экскурс австрийского полковника показательно-тенденциозен. Он позволяет себе антинаучное утверждение, что русские и поляки переселились в Галицию из Азии – sic! (с. 57). Столь же недобросовестно он объявляет русских позднейшими пришельцами в Буковине, появившимися в ней позже молдаван, лишь с XVII века

Латино-польская пропаганда для подавления русской народности и православия в юго-западном крае России.

Автор: Редакция "ЗР"

pv1863 2Предлагаем статью из приложения ко второму номеру Подольских епархиальных ведомостей за 1863 год. Статья описывает состояние польской пропаганды перед самым январским восстанием польской шляхты в 1863 году в Подольской губернии Российской империи (нынешняя Украина).

Пастыри-мученики.

Автор: А. Л.

pastПредлагаем вниманию читателей текст, посвященный западнорусским православным священникам-мученикам, погибших от рук польских мятежников в 1863 году. Заметка «Пастыри –Мученики» была опубликована в 16 номере за 1909 год «Приложения к Церковным Ведомостям», издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде.

Любор Нидерле об этническом единстве русского народа. 1920 г.

Автор: Александр Клещевский

Любор Нидерле"Очень многое общее связывает друг с другом части народа русского, и совершает грех и перед собою, и перед славянством тот, кто насильственно разбивает созданное веками, вместо того чтобы совместными усилиями создать один, из свободных частей состоящий, народ русский и одну государственность".

А.П. Дешко. О Карпатской Руси. 1850 г.

Автор: А.П. Дешко

Deskovycia churchАндрей Петрович опубликовал в Российской империи работы, посвящённые истории, этнографии и фольклору своего малого Отечества: «О Карпатской Руси» (ниже), в 1867 – «Свадьба на Угорской Руси», в 1866 – «общество св. Василия Великого». Представляемая работа А.П. Дешко «О Карпатской Руси» вышла в свет в 1850 .

И.И. Срезневский. Русь Угорская. 1852 г.

Автор: И.И. Срезневский

И.И. Срезневский. 1874 гИзмаил Иванович Срезневский (1812, Ярославль – 1880, С.-Петербург; илл. 1) - один из великих русских учёных, первый в России доктор славяно-русской филологии, академик Российской Императорской Академии Наук, основоположник научного изучения истории русского языка, чьим трудам весьма много обязано становление отечественного языкознания и славистики.

Эвакуация тюрем. 1941 г.

Автор: Александр Гурьянов, Александр Кокурин

Львовяне ищут среди расстрелянных своих родных во дворе тюрьмы № 1. Львов, 3 июля 1941 г. Архив ЦИОДНиже представлено несколько из выявленных в Государственном архиве Российской Федерации документов Тюремного управления НКВД СССР, а также подборка из архивных документов Конвойных войск НКВД СССР.

А.А. Потебня о названии «Белая Русь». 1891 г.

Автор: Александр Клещевский

В этой работе Александр Афанасьевич на основании исторических источников даёт примеры того, как название «Белая Русь» меняло на протяжении веков территориальную привязку и значение, лишь во 2-й половине XVII в. окончательно приняв соответствующие нынешним.