ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Воззвание белоруса православного к белорусским католикам.

 
В апрельском номере за 1901 год ежемесячного исторического издания «Русская старина» выпускавшегося в С.-Петербурге в разделе «К истории польской смуты 1863 года» были опубликованы «Воззвание белорусса православного к белорусским католикам», датированное 29-ым января 1863 г. и «Всеподданнейший адрес православных дворян Могилевской губернии» от 25-го августа 1863 г.. Сегодня, по прошествии более 150 лет, эти исторические документы важны тем, что в очередной раз указывают современным фальсификаторам белорусской истории, трактующим тот польский мятеж как национально-освободительную борьбу белорусов против Российского царизма, истинное отношение к мятежу современников тех событий.  

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II. Отделение II. Глава IV)

Православные Братства удержали юго-западную церковь от всецелого порабощения Риму. Охраняемая и поддерживаемая Братствами, она долгое время боролась с Унией и, не смотря на все козни, насилия и преследования, каким подвергались православные, не могла быть совершенно подавлена врагами. Южнорусские христиане страданиями своими за Веру православную стяжали для себя такие же мученические венцы, как и христиане первенствующей церкви; ибо просвещенные верою Христовою латины и униаты не уступали в изобретении средств мучений самым язычникам.

Коялович М.О. Ответ г. Костомарову на его статью в №18 газеты «Голос».

М.О. Коялович

 

Выход в свет первых лекций по истории Западной России Кояловича на страницах газеты «День» вызвал резкое неприятие концепции этого труда со стороны профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова. В газете «Голос» либеральный историк, идеолог украинофильства попытался подвергнуть ироничному «разбору» некоторые положения лекций Кояловича. Но «Ответ» молодого историка, помещенный в «Русском Инвалиде» поверг маститого и популярного в демократических кругах историка в явное смятение.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II. Отделение II. Глава III)


Православные жители, составлявшие русское народонаселение юго-западной России, находились в самом бедственном положении. По своей вере и по языку они были народом чуждых для поляков; между тем польское правительство постоянно стремилось к тому, чтобы из этих двух народов составить один народ, одно государство; но это было невозможно без уничтожения разности в вере, без истребления православия, которое было основою русской народности.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II. Отделение II. Глава II)


Заботливость Братств о построении и благолепии православных храмов вызвана была также историческими обстоятельствами времени. Латины и униаты старались повсюду уничтожать православные храмы, и оскорблять святость их всеми возможными средствами, какие только может придумать ожесточенное кощунство! Отнимая у православных храмы, они думали заставить их посещать римские костелы, а оскорбляя святость их церквей, хотели в собственных глазах их унизить православную святыню.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II. Отделение II. Глава I)

До учреждения Братских школ образование в юго-западной России находилось в жалком положении. Правда, в южной России с незапамятных времен существовали школы при церквах и монастырях; но в этих училищах обучали только чтению и пению с целью приготовить для церквей чтецов и певцов. При скудных средствах к просвещению, большая часть народа погружена была в глубокое невежество, а от этого Церковь православная потерпела много вреда и испытала не мало бедствий. Многие из православных ясно сознавали тогда нужду в просвещении.

Собрание сочинений Георгия (Конисского), Архиепископа Белорусского (Часть вторая)

 

В  2017 году исполняется 300 лет со дня рождения Святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилёвского (20 ноября 1717 г., Нежин - 24 февраля 1795 г., Могилев). Белорусский Экзархат Русской православной Церкви в этом году планирует провести ряд юбилейных мероприятий, посвященных местночтимому святому Земли Белорусской (канонизирован 6 августа 1993 г.). Также жители и священничество Могилева не оставляют надежд в удовлетворении их ходатайства перед властями о переименование в честь архиепископа Георгия (Конисского) центральной площади города и разрешении установки ему памятника.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II, Отделение I)

Возникнув из духа Евангельской любви, Братства стремились проявить эту любовь во всех своих действиях, во всех учреждениях, и потому получили сначала, по преимуществу, характер обществ человеколюбивых и назывались Братствами любви и Братствами милосердия. В последствии же времени, когда в юго-западной России возникло гонение на Веру православную, когда Польские короли и римское духовенство стали открыто стремиться к истреблению православия, Братства, не теряя характера обществ человеколюбивых и не оставляя дел милосердия, вызваны были к деятельности другой, более высокой, более важной, —к защите и охранению Веры православной, и получили характер обществ, по преимуществу, религиозно-православных.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть I, Отделение II)

 Трудно и даже невозможно определить с точностью и подробностью отношение Братств к властям того города, или места, в коем находилось то или другое Братство. Можно также сказать утвердительно, что отношение — это не во всех Братствах было одинаково, по той причине, что в самых городах юго-западной России внутреннее управление, или судопроизводство было различно. Так напр., некоторым городам предоставлено было право Магдебургское; другие же не пользовались сим правом, но судились по Литовскому Статуту. Притом, в самих городах, имевших Магдебургское право, одни только мещане пользовались им.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть I, Отделение I)

Бедственные обстоятельства, в коих находились, во времена Унии, народ южнорусский и Вера православная, требовали постоянных и продолжительных совещаний; потому что не проходило дня, когда бы Фанатизм врагов не изобретал новых средств к угнетению русского народа, твердо стоявшего за православие. И как все, что только имело отношение к Вере православной и южнорусскому народу, находило для себя опору в Братствах; то сии последние, в своих собраниях, должны были всячески заботиться о том, как бы противодействовать Унии, как бы предупредить то или другое бедствие, грозившее гибелью Вере православной, как бы уничтожить несчастие уже, постигшее южнорусский народ.

Граф Михаил Николаевич Муравьев и его дочь.

Склеп-могила М.Н. Муравьева на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге. Там же захоронены жена М.Н.Муравьева Пелагея Васильевна и дочь София Михайловна (фото Анны Кудравцевой).Бывают личности, которые, благодаря случайным условиям жизни, проходят век свой едва заметными для посторонних; только в тесном кругу семьи потеря их оставляет неизгладимый след, и место их остается навсегда праздным и незаметным. Только с утратою таких лиц сознается вполне ясно значение их для близких. Между тем, по дарованиям, по особенностям характера и душевному развитию эти люди, поставленные в соприкосновению событиям общественной жизни, не остались бы не замеченными.

Сейчас на сайте

Сейчас 102 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте