Продолжение «Воспоминаний польского повстанца» опубликованных в 1892 году в 50-ом томе русского ежемесячного историко-литературного журнала «Исторический вестник». Автор, бывший участником польского мятежа, описывают те события совершенно в иных красках нежели современные белорусские националисты, пытающиеся тот мятеж представить, как борьбу белорусов за независимость от России. Как раз рассказывается о том, что белорусские крестьяне не только не поддержали мятежников, но и активно помогали российским войскам.
«В шайке находился также и ксендз из Янова, Малопольский. Вооруженный револьвером, он служил службу, исповедовал и причащал желающих и, если случалось, чего не было при мне, казнить кого ни будь, то ксендз давал свое последнее благословение». ... «Скоро повстанцам пришлось бороться еще с одним врагом, именно с крестьянами. Крестьяне так были ожесточены против повстанцев, что при первом удобном случае вооружались чем, попало, вязали их и связанных приводили прямо в города». …
У нас была самая дурная, самая анархичная, самая смешная в свете конституция, основывающаяся на конфедерациях, избраниях королей, на пактах, ковентах, более и более убивавших монархическую власть, на возмущениях шляхты, на аристократии, на liberum veto, словом на, так называемой, золотой вольности, т. е. - на неурядице. Наши магнаты были всем, и по своей воле потрясали жребием отечества. Король и духовенство должны были льстить им. В Польше король был призраком, тенью, пустым именем, а вместо его господствовало сто тысяч малых круликов.
Критикуя существующие философские системы, Трентовский осуждает их за односторонность и пытается примирить идеализм с реализмом. Вполне осуществить эту задачу примирения, по его мнению, призваны славяне. Но одним из главных препятствий для осуществления славянами их призвания Трентовский считал разногласия между ними, и прежде всего между двумя самыми великими его представителями - русскими и поляками. Эти разногласия были заложены тысячу лет назад в результате крещением поляков по латинскому обряду. 


Одной из самых избитых тем в русофобской пропаганде литвинствующих белорусских националистов - это, перешедшие им по наследству от большевиков, утверждение, что Российская империя заперла белорусов в крепостной неволе, и, что мол, во времена «белорусского золотого века» (ВКЛ и Речи Посполитой), не было никакого крепостного права, а крестьяне то и делали, что возлежали на кисельных берегах своих молочных рек. Однако, имеется достаточно исторических документов, опровергающих эти мифы. Этому посвящена работа Александра Ивановича Миловидова «Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве», в которой раскрываются принципы "польской системы землепользования", способствовавшей превращению белорусского крестьянства в одну из наиболее обездоленных социальных групп в Европе.