Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Plugin/PluginHelper.php on line 103
Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Plugin/PluginHelper.php on line 103
Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Plugin/PluginHelper.php on line 103
Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116
Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116
Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116
Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116 Источники
Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:116) in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/library/Designer/Page.php on line 153
Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Plugin/PluginHelper.php on line 103
Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Plugin/PluginHelper.php on line 103
Notice: unserialize(): Error at offset 12241 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116
Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:116) in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/functions.php on line 836
Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:116) in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/functions.php on line 836
Продолжение «Воспоминаний польского повстанца» опубликованных в 1892 году в 50-ом томе русского ежемесячного историко-литературного журнала «Исторический вестник». Автор, бывший участником польского мятежа, описывают те события совершенно в иных красках нежели современные белорусские националисты, пытающиеся тот мятеж представить, как борьбу белорусов за независимость от России. Как раз рассказывается о том, что белорусские крестьяне не только не поддержали мятежников, но и активно помогали российским войскам.
«В шайке находился также и ксендз из Янова, Малопольский. Вооруженный револьвером, он служил службу, исповедовал и причащал желающих и, если случалось, чего не было при мне, казнить кого ни будь, то ксендз давал свое последнее благословение». ... «Скоро повстанцам пришлось бороться еще с одним врагом, именно с крестьянами. Крестьяне так были ожесточены против повстанцев, что при первом удобном случае вооружались чем, попало, вязали их и связанных приводили прямо в города». …
Воспоминания эти любопытны уже потому, что автор их был не только современником описываемых им событий, но и принимал в них горячее участие. Любопытно проследить, как постепенно, незаметно для самого себя, автор начал приходить к убеждению, что он служит ложной идее, что он обманут; как, в конце концов, он из поляка-фанатика сделался русским патриотом и принял православие.
У нас была самая дурная, самая анархичная, самая смешная в свете конституция, основывающаяся на конфедерациях, избраниях королей, на пактах, ковентах, более и более убивавших монархическую власть, на возмущениях шляхты, на аристократии, на liberum veto, словом на, так называемой, золотой вольности, т. е. - на неурядице. Наши магнаты были всем, и по своей воле потрясали жребием отечества. Король и духовенство должны были льстить им. В Польше король был призраком, тенью, пустым именем, а вместо его господствовало сто тысяч малых круликов.
Что же вышло из всех этих войн? Та печальная и горькая истина, подтверждающаяся всею нашей новой историей, что религиозный фанатизм, иезуитизм, невнимательность к последствиям сделанных поступков, непамятование о будущем, крайний недостаток дипломатии, упадок просвещения, очевидное неразумие водили отцов наших за руку, пока не погубили отечества, что мы шли назад, когда все около нас двигалось вперед, что, на собственное несчастие, мы постоянно были чужою машиною.
Критикуя существующие философские системы, Трентовский осуждает их за односторонность и пытается примирить идеализм с реализмом. Вполне осуществить эту задачу примирения, по его мнению, призваны славяне. Но одним из главных препятствий для осуществления славянами их призвания Трентовский считал разногласия между ними, и прежде всего между двумя самыми великими его представителями - русскими и поляками. Эти разногласия были заложены тысячу лет назад в результате крещением поляков по латинскому обряду.
Одно из самых больших собраний древних западнорусских рукописей и книг сейчас находится в Вильнюсе в Библиотека Академии наук Литвы имени Врублевских, в которую вошли фонды Виленской публичной библиотеки, существовавшей с 1867 по 1915 г.г.. К сентябрю 1915 г., когда Вильно был занят немецкими войсками во время Первой мировой войны, фонд библиотеки достиг 310 тыс. томов, что позволяло совершенно справедливо отнести ее к крупнейшим библиотекам Российской империи, которая по своим книжным богатствам уступала только Императорской библиотеке в Петербурге и Румянцевской в Москве.
Профессор Минской духовной академии Валентина Анатольевна Теплова подготовила для публикации в разделе сайта «Источники» подборку выдержек из документов и воспоминаний современников о графе Михаиле Муравьеве-Виленском, которые несомненно будут полезны современным исследователям и читателям.
Историко-географическая статья о Белоруссии из «Американско-Русского Календаря» (Russian Almanac) за 1943 год, который с 1909 по 1956 ежегодно выпускался «Русским братством» в Филадельфии, штат Пенсильвания. Это братство объединяло эмигрантов русинов из Подкарпатской Руси. Календари печатались в типографии газеты «Правда» (Pravda Press), принадлежавшей Обществу Русских братств в Соединенных Штатах Америки «United Russian Orthodox Brotherhood of America».
Одной из самых избитых тем в русофобской пропаганде литвинствующих белорусских националистов - это, перешедшие им по наследству от большевиков, утверждение, что Российская империя заперла белорусов в крепостной неволе, и, что мол, во времена «белорусского золотого века» (ВКЛ и Речи Посполитой), не было никакого крепостного права, а крестьяне то и делали, что возлежали на кисельных берегах своих молочных рек. Однако, имеется достаточно исторических документов, опровергающих эти мифы. Этому посвящена работа Александра Ивановича Миловидова «Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве», в которой раскрываются принципы "польской системы землепользования", способствовавшей превращению белорусского крестьянства в одну из наиболее обездоленных социальных групп в Европе.
В настоящее время в отношении белорусского населения, проживающего на Минщине, должен осуществляться следующий принцип: с одной стороны, ускорение естественного процесса полонизации католического населения, с другой стороны — высвобождение православного населения из-под восточного, русского влияния и пробуждение у него чувства национальной обособленности на основе элементов западной культуры (введение латинского алфавита).