Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II, Отделение I)

Автор: Иоан Флеров

Возникнув из духа Евангельской любви, Братства стремились проявить эту любовь во всех своих действиях, во всех учреждениях, и потому получили сначала, по преимуществу, характер обществ человеколюбивых и назывались Братствами любви и Братствами милосердия. В последствии же времени, когда в юго-западной России возникло гонение на Веру православную, когда Польские короли и римское духовенство стали открыто стремиться к истреблению православия, Братства, не теряя характера обществ человеколюбивых и не оставляя дел милосердия, вызваны были к деятельности другой, более высокой, более важной, —к защите и охранению Веры православной, и получили характер обществ, по преимуществу, религиозно-православных.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть I, Отделение II)

Автор: Иоан Флеров

 Трудно и даже невозможно определить с точностью и подробностью отношение Братств к властям того города, или места, в коем находилось то или другое Братство. Можно также сказать утвердительно, что отношение — это не во всех Братствах было одинаково, по той причине, что в самых городах юго-западной России внутреннее управление, или судопроизводство было различно. Так напр., некоторым городам предоставлено было право Магдебургское; другие же не пользовались сим правом, но судились по Литовскому Статуту. Притом, в самих городах, имевших Магдебургское право, одни только мещане пользовались им.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть I, Отделение I)

Автор: Иоан Флеров

Бедственные обстоятельства, в коих находились, во времена Унии, народ южнорусский и Вера православная, требовали постоянных и продолжительных совещаний; потому что не проходило дня, когда бы Фанатизм врагов не изобретал новых средств к угнетению русского народа, твердо стоявшего за православие. И как все, что только имело отношение к Вере православной и южнорусскому народу, находило для себя опору в Братствах; то сии последние, в своих собраниях, должны были всячески заботиться о том, как бы противодействовать Унии, как бы предупредить то или другое бедствие, грозившее гибелью Вере православной, как бы уничтожить несчастие уже, постигшее южнорусский народ.

Граф Михаил Николаевич Муравьев и его дочь.

Автор: Граф Сергий Шереметев

Склеп-могила М.Н. Муравьева на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге. Там же захоронены жена М.Н.Муравьева Пелагея Васильевна и дочь София Михайловна (фото Анны Кудравцевой).Бывают личности, которые, благодаря случайным условиям жизни, проходят век свой едва заметными для посторонних; только в тесном кругу семьи потеря их оставляет неизгладимый след, и место их остается навсегда праздным и незаметным. Только с утратою таких лиц сознается вполне ясно значение их для близких. Между тем, по дарованиям, по особенностям характера и душевному развитию эти люди, поставленные в соприкосновению событиям общественной жизни, не остались бы не замеченными.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России» (Вступление)..

Автор: Иоан Флеров

Юго-западная Россия была древним достоянием потомков святого Владимира, и православные чада ее были соединены кровными узами родства с сынами Руси восточной. В их жилах текла родная кровь, в устах звучала родная русская речь, в памяти сохранялись одни и те же дорогие, минувшие годы младенчества, а души их получали жизнь и силу из одного и того же благодатного источника—святой Веры православной, —словом: это были родные братья, связанные между собою и единством происхождений, и единством святой Веры православной, и единством языка, и священными преданиями древности.

Н.И. Надеждин о русском народе Карпатской Руси. 1842 г.

Автор: Александр Клещевский

Илл. 1. Портрет Н.И. Надеждина... я убедился вполне, неопровержимыми доказательствами, что русская стихия простиралась на юго-запад по обе стороны Карпата, вплоть до Дуная, задолго до вторжения мадьяров в Паннонию; что мадьяры не привели сюда с собою руссов, а нашли их здесь, осилили, расположились жить и господствовать меж них, и таким образом разорвали то непосредственное соседство, в котором руссы, по свидетельству в наших отечественных и чужих преданий, находились некогда с сербами, хорватами и славно-чехами.

З. Островский «Проблемы украинизации и белоруссизации в РСФСР»

Автор: Зельман Островский

На основании наших личных наблюдений и многочисленных материалов, собранных нами и другими обследователями, а также на основании протоколов упомянутого уже совещания, можно утверждать, что сторонниками украинизации является советский элемент, а противниками ~ антисоветский. Кулаки не могли быть сторонниками нашей большевистской, советской украинизации, потому что она ничего хорошего им не сулит. Украинизация соворганов должна была в то время поставить станичного кулака или зажиточного казака лицом к лицу с казацкой беднотой, а это для него весьма неприятно; в этом национальном моменте до известной степени отражается классовая сущность.

Из переписки графа Михаила Муравьева-Виленского относительно религиозных и церковно-обрядовых вопросов Северо-Западного края.

Автор: М. Н. Муравьев

 

В этом году исполняется 150 лет со дня смерти (12 сентября 1866 г.) великого российского государственного деятеля графа Михаила Муравьева-Виленского. Имя Михаила Николаевича Муравьева больше известно как усмирителя польского мятежа и реформатора в Северо-Западном крае Российской империи, но много сил и времени он отдал на духовное возрождение белорусов, положив начало массовому строительству сельских церквей, организации приходских школ и распространению просвещения среди забитого и униженного польской шляхтой белорусского крестьянства.   В день памяти графа Муравьева-Виленского размещаем его переписку по церковным вопросам в Северо-Западном крае, опубликованную в 12 номере «Русского архива» за 1914 год.

А.В. Духнович. Истинная история карпато-россов или угорских русинов. 1853.

Автор: Александр Клещевский

Портрет А.В. Духновича.А.В. Духнович ступил на стезю трудов в нелёгкое (уже много веков) время.  Подкарпатская Русь столетиями была подчинена венграм, сосредоточившим в своих руках власть, материальные богатства и  образование; последнее служило средством мадьяризации русского народа. Большое влияние на национальное пробуждение Подкарпатской Руси оказал поход через последнюю в 1849 г. войска Российской империи.

Н.В. Гоголь. Отрывок из истории Малороссии. 1834 г.

Автор: Александр Клещевский

Илл. 1. А.Г. Венецианов.  Портрет Н.В. Гоголя. 1834.Статья великого русского писателя, малороссиянина родом, Николая Васильевича Гоголя «Отрывок из истории Малороссии» впервые была опубликована в 1834 г. в «Журнале министерства народного просвещения». Она издана в пору его увлечения малороссийской историей и её изучения, когда Николай Васильевич намеревался написать по этой теме большой научный труд.  «Отрывок» по замыслу автора должен был стать его первой главой, о чём сообщает примечание.

Русское население в Галиции и Венгрии. ЖМНП. 1839 г.

Автор: Александр Клещевский

Русины на гравюре 19 века

 Восточная часть Карпатов и равнины между реками Саном (Сян), Вяром (Вегор), Днестром, Днепром, Припетью, населены Славянским народом, который на своем языке себя именует: Русин, народ Русский, Русь, страну же Русь, край Русский.