В апрельском номере за 1901 год ежемесячного исторического издания «Русская старина» выпускавшегося в С.-Петербурге в разделе «К истории польской смуты 1863 года» были опубликованы «Воззвание белорусса православного к белорусским католикам», датированное 29-ым января 1863 г. и «Всеподданнейший адрес православных дворян Могилевской губернии» от 25-го августа 1863 г.. Сегодня, по прошествии более 150 лет, эти исторические документы важны тем, что в очередной раз указывают современным фальсификаторам белорусской истории, трактующим тот польский мятеж как национально-освободительную борьбу белорусов против Российского царизма, истинное отношение к мятежу современников тех событий.
Очень многое, из сказанного в «Воззвании» и во «Всеподданейшем адресе» оказывается по-прежнему актуальным. Сегодня националистические деятели стремятся возбудить в белорусском обществе взаимную ненависть на языковой и религиозной почве, пытаются оторвать белорусов от Русского мира, пропагандируют необходимость автокефалии для православной церкви, или прямо уход в униатство. Получится ли то, что не удалось во время двух польских восстаний 1830,1863 г.г. и за века национально-религиозного гнета во времена Речи Посполитой? Вряд ли! А что касается многочисленных агиток пропагандистов от истории, то они стразу тускнеют рядом с историческими документами.
Ниже приводим страницы из журнала "Русская старина" в формате PDF с указанными документами и текст этих документов в современной орфографии.
Редакция сайта "Западная Русь"
К истории польской смуты 1863 года.
I.
Воззвание белорусса православного к белорусским католикам.
29-го января 1863 г. Могилев губернский.
Братья, ополячившиеся белоруссы!
Открыть источник в PDF |
До сих пор смотрели мы на ваши трауры, гимны и одежды спокойно, и даже с улыбкою, как на забавы увлекшихся игрушкою детей; хотя очень нам было грустно, что вы—братья и друзья наши, в продолжение двух лет таких ваших забав, заметно начали от нас отстраняться и прервали прежние наши дружественные сношения. Мы, не чувствуя за собою ничего для вас оскорбительного, все думали, что самим вам наскучат эти забавы, вы одумаетесь, оставите их и по-прежнему с приветливостью возвратитесь к нашим искренним чувствам. Само правительство, кажется, таких же было мыслей: оно обратило лишь легкое внимание на гимны, проникшие в католические храмы, и только. Но, к крайнему сожалению, чрез это послабление вы, увлекаясь далее и далее новостью затей, начали выявлять не одно от нас отстранение, но замыслы против нашего спокойствия и даже жизни.
Остановитесь! раздумайте хорошо, за что поселилась в ваших сердцах такая к нам ненависть и злоба? Не более как два года назад, мы с вами роднились, дружили, водили хлеб-соль, никогда не делая друг другу никаких укоризн, не только оскорблений, за мнения о национальности или о религии; жили мирно и согласно, как одноплеменные братья славяне-христиане. И вдруг, без всякой причины, вы на нас так озлобились, что жаждете нашей гибели и готовите орудия смерти. Скажите, что именно мы, —мирные жители, так искренно вас любившие, —вам сделали достойного мщения? право, ничего такого мы за собою не знаем и не чувствуем.
Между вами прослышиваются причины вашего ожесточения, что мы—русские, а вы—поляки; да ведь и вы и мы такими были, как теперь, десятки лет назад, а жили же дружно, не вдаваясь в прения о национальности. А ежели сказать сущую правду, ни вы—поляки, ни мы—россияне. Мы все белоруссы. Наши предки, происходя от славянских племен, в незапамятные, почти доисторические времена придя от Дуная, а по сказанию некоторых историков от Вислы, осели на землях возле Днепра и жили тут независимыми группами, как это утверждает и Николай Заремба, в выпущенной им в марте месяце 1862 года рукописной брошюре. Этих независимых групп первыми завоевателями и правителями были русские князья Рюриковичи; потом от потомков русских князей отобрал их, состоявший в родстве с русскими князьями, литовский князь Гедимин и присоединил к Литве; затем уже, когда потомок Гедимина, князь Ягелло, соединил Литву с Польшей, то и Белорусский край, вместе с Литвой, подпал польскому владычеству, пока, наконец, в позднейшие времена, по промыслу Божию, Белоруссия, а в ней и наши недавние предки возвращены опять России. Вот вам краткий очерк происхождения нашей белорусской народности и перехода в принадлежность нашего края.
Не должно судить спорящих по выслушании одной стороны, но необходимо вникнуть в возражения и противной. Вам толкует одна партия, послушайте же и нас. Прочтите внимательно «Вестник южной и юго-западной России», там во многих статьях не фразами, но документально убедитесь в правде. Города Белоруссии Полоцк, Мстиславль, Витебск, м. Друцк и проч. еще и теперь существуют памятниками владения русских удельных князей.
Другая причина возбудившейся вашей к нам ненависти, как вообще слышно, есть удержание нами учения Христова по толкованию Восточной церкви, а не Западной. Обе эти церкви исповедуют одного Христа Спасителя мира, и даже богослужение их имеет много общего, только признание некоторых догматов и совершение обрядов, по богословским рассуждениям, несколько разнятся. Не будем входить в богословские распри, кто из них прав, это не наше дело, но обратимся к свято уважаемому обеими церквами Евангелию, в нем изложено учение нашего божественного законоположника Иисуса Христа. Покажите, где Спаситель учит пли одобряет в каком-нибудь случае ненависть и злобу?.. Как, напротив, во многих случаях проявляется Его учение о любви к ближним, кротости и смирении. Признаком своих учеников установил «любовь между собою», называл того лжецом, «кто говорит, что Бога любит, а брата своего ненавидит», ближним нашим указывает доброго самарянина, почитавшегося у иудеев еретиком. Никогда Он не отвергал не только еретиков, но даже язычников, просивших у Него помощи. Такими основаниями руководствуется и Восточная церковь, а с нею и мы, и ваши предки; ибо известно, что еще не очень давно все белоруссы исповедовали догматы Восточной церкви. В последнее время владычества польского, введено здесь римское исповедание, а не совратившееся в него простонародье насилием духовных и светских властей обращено в унию. Ваши предки, не перенеся угнетений и преследований пропаганды, принужденно приняли католичество, не многие дворяне, выдержав гонение, остались в православии. Наличным тому доказательством, кроме подлинных исторических документов, служат теперь некоторые околицы православных шляхт, многие села и деревни, а в городах большая часть жителей, не приставших ни к Римской, ни к Униатской церкви, а удержавших непоколебимое православие. Пересмотрите тот же «Юго-западный вестник», и вы убедитесь, копиями подлинных, доселе хранящихся документов, что ваши предки были православными и увидите, какими насилиями они понуждались поддаться управлению римских пап. Вот видите, братия, и в разности исповеданий никакой нашей вины нет, мы остались при той вере, которую содержали наши и ваши предки, и никогда не упрекаем ни вас, ни ваших предков в изменении веры; пусть это судит Бог! Мы всегда любили вас, как должно братьям, не входя в образ ваших мыслей о вере. Вспомните, как между нами было два года назад, и вы подтвердите мои слова.
Не только мы, то есть белорусский народ, не имели к вам никакого пререкания за разноверие и мнимую разноплеменность, но и само правительство русское вы не можете упрекнуть в чем-нибудь для вас противном. Взгляните на состав государственной службы: чем вы унижены против русских и православных? От Сената до земских судов включительно и даже в войсках сколько везде вашего происхождения и веры высших и низших чиновников пользуются одинаковыми правами и преимуществами с русскими. В учебных заведениях, в дворянских выборах, во всех родах государственной службы, как и не служащие землевладельцы и шляхта, все и везде идут одинаково с прочими русскими лицами. В царствование императора Николая, только с 1831 года была обращена на вас некоторая только разборчивость в определении к должностям, но и сие было поводом к сочувствию вами же выявленному к тогдашнему польскому мятежу; однако п эта разборчивость со временем ослабела, а в настоящее царствование и совсем уничтожилась. Посмотрите, например, в нашей губернии сколько в губернских присутственных местах председателей, советников, а в уездах почти все исправники, становые пристава, мировые посредники, судебные следователи и по всем канцеляриям губернских и уездных мест—католики. Костелы ваши обновлены, богослужение публичное свободно, а духовенство живет в несравненно лучших выгодах, нежели наше. В чем же заключается притеснение или унижение вашей народности или вере? Скажите!
Пораздумайте обо всем нами предложенном внимательно, не слушая сторонних наущений, и скажите, положа руку на сердце, не виноваты ли вы пред нами, и не согрешили ли пред Богом, увлекшись неправильным настроением новых политиков? Обратите ваше внимание и на самую Польшу, как в ней в настоящее время правильно, быстро и безостановочно вводятся новые, согласные народному желанию полезные учреждения. Только партии подняли бунт, с намерением ниспровергнуть все настоящее правильное устроение народного благоденствия, и в общей беде и замешательстве выдвинуться самим до популярности и власти. Но какие ужасные последствия для увлеченных неприязненной правительству партией!..
При сем, не обинуясь, долгом считаю сказать вам, что ваши последние демонстрации и похвалки до того нас возбудили, что мы остались в необходимости мужественно приготовиться ко всякой неприятной случайности, и уповая на нашу правоту и поборника правды—Бога, надеемся большинством силы преодолеть ухищрённые козни меньшинства. Но прежде молим Бога и взываем к вам, остановитесь в ваших стремлениях! обдумайте их происхождение, цель и последствия! вспомните, что Каина сам Бог проклял. Сознайте в вашем сердце напрасную вашу к нам злобу, внушенную вам неблагонамеренными людьми, и возвратись на истинный путь останьтесь по-прежнему нашими друзьями. Мы, белоруссы православные и католики, пребывая в прежней друг с другом любви и согласии, будем мирно исполнять наши обязанности и требования законных властей, спокойно ожидая, чем разрешатся свыше возбужденные политические вопросы, и что Бог устроит, тому с христианским смирением и покоримся.
Сообщ. Г. Н. Гортыкский.
II.
Всеподданнейший адрес православных дворян Могилевской губернии.
25-го августа 1863 г.
Ваше императорское величество
Всеавгустейший монарх!
Когда, при угрожающей нашему отечеству—России—войне заявляются со всех концов Империи чувства и желания защищаться против несправедливых притязаний, не можем и мы, православные дворяне Могилевской губернии, оставаться в молчании. Выразить наше неравнодушие к совершающимся вокруг нас событиям мы признаем необходимым тем более, что в Могилевской губернии некоторые римского исповедания помещики и дворяне имели дерзость заявить свое враждебное к России чувство -вооруженным буйством.
Прими, всеавгустейший монарх, и наше слово любви и преданности России, с такой благосклонностью, с какою соизволил ты принять оное и от прочих твоих верноподданных.
Мы знаем из истории и устных преданий, что Белорусский край и в нем Могилевская губерния в древние времена принадлежали русским князьям—Рюриковичам, потомкам св. Владимира, давшим краю первоначальное государственное образование в уделах и введшим христианскую веру восточно-православного исповедания. Потом силою совершившихся событий отошел он под владение родственных с русскими князей литовских. Когда же князь литовский Ягелло присоединил Литву к Польше, то с Литвой и Белоруссия подпала под владычество польского королевства.
Поляки, владея Литвой (обще с Белоруссией), нарушили условия равноправности присоединенных народов, на каковых последовало соединение Литвы с Польшей: они, истребляя насильственными мерами веру и язык руссов, много в том успели; почти все дворянство в этом крае, для охранения своих прав и выгод, осталось в необходимости принять римское исповедание веры, примениться к говору и обычаям поляков. Немногие остались непоколебимыми от преследований п не изменившими вере отцов своих; сельские п городские обыватели многие совращены были в унию. Вопль страдавшего народа и его мольбы о спасении, наконец, были вняты, и императрица Екатерина II древнее достояние русских князей—Белоруссию возвратила русской державе.
Под благодетельным управлением ожил народ, униаты возвратились на лоно прежней своей церкви, но окатоличившиеся помещики и дворяне до сих пор упорно считают себя поляками и, несмотря на свою малочисленность в здешней губернии, сравнительно с православными, решились заявить свое сочувствие польскому мятежу вооруженным бунтом и заставлять других принимать участие в клятвопреступном их действии. Но это им не удалось: большинство православного народа при распоряжениях губернского начальства и помощи войск укротили этот бунт. В 10 дней шайки бунтовщиков уничтожены и многие из лиц, участвовавших в мятеже преданы в руки правосудия. При всем том в оставшихся, по необнаружению улик, сознания истины и раскаяния незаметно; траурные демонстрации продолжаются.
Мы помним, как в 1831 году, по уничтожении здесь действия Литовского статута и сравнения белорусских губерний с великороссийскими, здешнее дворянство было этим обрадовано и посылало даже от себя к государю императору депутацию с изъявлением за это сравнение всеподданнейшей благодарности, но от чего теперь изменилась в детях отцовская преданность к России и чем кончатся их демонстрации и производимые оными в нашем крае народные смуты, неизвестно.
Чтобы при нашем молчании и мы—православные—не были причислены к зломыслящим или равнодушным; чтобы не сказали, что все дворянство Могилевской губернии запятнало себя восстанием против правительства, мы, в сознании древней принадлежности края и нашего происхождения, и имея в виду начатые тобою, государь-освободитель, благодетельные для России преобразования, спешим повергнуть у твоего священного трона наши верноподданнические чувства, с искренним желанием, как оказало себя на деле и большинство здешнего населения, оставаться под русскою державою и защищать ее границы всеми возможными средствами.