Воспоминания польского повстанца 1863 года (часть IV)

 Отправка арестованных мятежников. Гравюра из французского журнала Le monde illustre, 1863 г.«Не надо делать того, что делает ксендз, а то, что он говорит». —Здесь припомнилась вся моя жизнь, прошедшая под руководством ксендзов, стоявшими во главе демонстраций, мятежа и шаек с крестом в одной руке и револьвером в другой. Я увидел всю ложь моих понятий, внушенных убежденными речами неубежденных людей, мало того, людей безнравственных, эгоистичных. Для меня теперь было ясно, что мятеж был поднят небольшою кучкой людей назвавшей себя народом польским, и ксендзами, что настоящий народ никогда не сочувствовал этому… Тогда впервые мелькнула у меня мысль принять православие, представлявшее собой, по моему убеждению, единственное неискаженное учение Христа, которое притом же исповедовал простой народ, а раньше и мои предки.

Воспоминания польского повстанца 1863 года (часть III)

Повстанцы в лесу. Гравюра из французского журнала Le monde illustre, 1863 г.Продолжение «Воспоминаний польского повстанца» опубликованных в 1892 году в 50-ом томе русского ежемесячного историко-литературного журнала «Исторический вестник». Автор, бывший участником польского мятежа, описывают те события совершенно в иных красках нежели современные белорусские националисты, пытающиеся тот мятеж представить, как борьбу белорусов за независимость от России. Как раз рассказывается о том, что белорусские крестьяне не только не поддержали мятежников, но и активно помогали российским войскам.

Воспоминания польского повстанца 1863 года (часть II)

Поджог православной церкви в Белоруссии мятежниками во время польского восстания 1863 года. Гравюра из французского журнала Le monde illustre, 1863 г. «В шайке находился также и ксендз из Янова, Малопольский. Вооруженный револьвером, он служил службу, исповедовал и причащал желающих и, если случалось, чего не было при мне, казнить кого ни будь, то ксендз давал свое последнее благословение». ... «Скоро повстанцам пришлось бороться еще с одним врагом, именно с крестьянами. Крестьяне так были ожесточены против повстанцев, что при первом удобном случае вооружались чем, попало, вязали их и связанных приводили прямо в города». …

Воспоминания польского повстанца 1863 года (часть I)

Графиня Б ... славит хоругвью командира добровольцев Арленскага. Гравюра из французского журнала Le monde illustre, 1863 г.
Воспоминания эти любопытны уже потому, что автор их был не только современником описываемых им событий, но и принимал в них горячее участие.  Любопытно проследить, как постепенно, незаметно для самого себя, автор начал приходить к убеждению, что он служит ложной идее, что он обманут; как, в конце концов, он из поляка-фанатика сделался русским патриотом и принял православие.

Взгляд на состояние Польши польского философа XIX в. Бронислава Трентовского (часть III)

Автор: Бронислав Трентовский

У нас была самая дурная, самая анархичная, самая смешная в свете конституция, основывающаяся на конфедерациях, избраниях королей, на пактах, ковентах, более и более убивавших монархическую власть, на возмущениях шляхты, на аристократии, на liberum veto, словом на, так называемой, золотой вольности, т. е. - на неурядице. Наши магнаты были всем, и по своей воле потрясали жребием отечества. Король и духовенство должны были льстить им. В Польше король был призраком, тенью, пустым именем, а вместо его господствовало сто тысяч малых круликов.

Взгляд на состояние Польши польского философа XIX в. Бронислава Трентовского (часть II)

Автор: Бронислав Трентовский


Что же вышло из всех этих войн? Та печальная и горькая истина, подтверждающаяся всею нашей новой историей, что религиозный фанатизм, иезуитизм, невнимательность к последствиям сделанных поступков, непамятование о будущем, крайний недостаток дипломатии, упадок просвещения, очевидное неразумие водили отцов наших за руку, пока не погубили отечества, что мы шли назад, когда все около нас двигалось вперед, что, на собственное несчастие, мы постоянно были чужою машиною.

Взгляд на состояние Польши польского философа XIX в. Бронислава Трентовского (часть I)

Автор: Бронислав Трентовский

Борнислав Трентовский (1808—69)Критикуя существующие философские системы, Трентовский осуждает их за односторонность и пытается примирить идеализм с реализмом. Вполне осуществить эту задачу примирения, по его мнению, призваны славяне. Но одним из главных препятствий для осуществления славянами их призвания Трентовский считал разногласия между ними, и прежде всего между двумя самыми великими его представителями - русскими и поляками. Эти разногласия были заложены тысячу лет назад в результате крещением поляков по латинскому обряду. 

А. Миловидов. Рукописное отделение Виленской Публичной Библиотеки, его история и состав.

Автор: Александр Миловидов


Одно из самых больших собраний древних западнорусских рукописей и книг сейчас находится в Вильнюсе в Библиотека Академии наук Литвы имени Врублевских, в которую вошли фонды Виленской публичной библиотеки, существовавшей с 1867 по 1915 г.г.. К сентябрю 1915 г., когда Вильно был занят немецкими войсками во время Первой мировой войны, фонд библиотеки достиг 310 тыс. томов, что позволяло совершенно справедливо отнести ее к крупнейшим библиотекам Российской империи, которая по своим книжным богатствам уступала только Императорской библиотеке в Петербурге и Румянцевской в Москве.

Граф Михаил Муравьев-Виленский (из воспоминаний и документов).

 

Профессор Минской духовной академии Валентина Анатольевна Теплова подготовила для публикации в разделе сайта «Источники» подборку выдержек из документов и воспоминаний современников о графе Михаиле Муравьеве-Виленском, которые несомненно будут полезны современным исследователям и читателям.  

Статья о Белоруссии в "Американско-Русском календаре". 1943 г.

 

Историко-географическая статья о Белоруссии из «Американско-Русского Календаря» (Russian Almanac) за 1943 год, который с 1909 по 1956 ежегодно выпускался «Русским братством» в Филадельфии, штат Пенсильвания. Это братство объединяло эмигрантов русинов из Подкарпатской Руси. Календари печатались в типографии газеты «Правда» (Pravda Press), принадлежавшей Обществу Русских братств в Соединенных Штатах Америки «United Russian Orthodox Brotherhood of America».

А.И. Миловидов. Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве.

Автор: А.И. Миловидов

 Одной из самых избитых тем в русофобской пропаганде литвинствующих белорусских националистов - это, перешедшие им по наследству от большевиков, утверждение, что Российская империя заперла белорусов в крепостной неволе, и, что мол, во времена «белорусского золотого века» (ВКЛ и Речи Посполитой), не было никакого крепостного права, а крестьяне то и делали, что возлежали на кисельных берегах своих молочных рек. Однако, имеется достаточно исторических документов, опровергающих эти мифы. Этому посвящена работа Александра Ивановича Миловидова «Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве», в которой раскрываются принципы "польской системы землепользования", способствовавшей превращению белорусского крестьянства в одну из наиболее обездоленных социальных групп в Европе.