Письмо Яськи-гаспадара из-под Вильны к мужикам земли польской

Автор: Редакция "ЗР"

 Винцент Константин КалиновскийПодавляющее большинство современных белорусов воспринимает события 1863 – 1864 гг. через призму националистическо-советского подхода к истории. Восстание, поднятое за возрождение польского государства, стало трактоваться как национально-освободительная борьба белорусского народа. Документы восстания, в частности, повстанческая пропаганда, должны были доказать наличие самостоятельного белорусского движения в восстании. Однако для придания белорусских черт восстанию некоторые документы пришлось немного подправить. Например, это произошло с известной издававшейся Константином Калиновским серией листовок «Мужицкая правда», в которых Вацлав Ластовский изменил несколько слов, после чего листовки приобрели белорусский национальный колорит. Современный белорусский национализм продолжает использовать образ Калиновского для пропаганды белорусского патриотизма, хотя найти нечто белорусское в риторике Калиновского сложно. Но нации нужны герои, для белорусского национализма эти герои обязательно должны сражаться с русскими. Именно поэтому Калиновский подходит на роль белорусского героя по версии белорусских же националистов. Для того, чтобы развеять этот миф, стоит просто внимательно перечитать печатное и рукописное наследие Калиновского. Более того, у Калиновского есть текст, в которых он достаточно однозначно описывает, кем, по его мнению, являются белорусские мужики. Этот текст называется «Письмо Яськи-гаспадара из-под Вильны к мужикам земли польской». Уже название листовки говорит само за себя. А если ознакомиться с содержанием, тогда станет ясно, кем видел «Яська-гаспадар» белорусских крестьян. Редакция ЗР размещает копию оригинальной листовки, хранящейся в Национальной библиотеке Беларуси и перевод листовки на современный русский язык.

Александр Гронский

 


 

 

DA MUŹYKOW ZIEMLI POLSKOJ.

Dziaciuki!

Kabi Boh dau mnie rozum, to ja wara budu radzić jak rabici treba; kab było pa śprawiedliwości i pa praudzie, a kali wy majecie rozum to mieniu posłuchajecie.

Jak tolko zapamiatajuć naszyje baćki, maskal żyu adno aszukaństwom i nieczystaju silaju. Pakasawau jon usio dobroju, a ustanawiu szto adno może wydumać czartouskaja chitrość. Byli małyje padatki, a jon-horlo jeho nie sytoje, ustanawin wielikije, jakich nie  ma na całuskom świeci; byli prywilei Karalou Polskich, a ciepier hdzio jeny? Synou naszych bieruc w rekjuty, da i honiać czort wiedaje lidzie, kab prapadali marnie jak sabaki. Narod binie. nie maje czym prażyci, rwuć jak mohuć, nihdzie nie najdziesz nijakoj sprawiedliwości, skasawali naszu Unijacku Wieru, adarwali na siłaju  ad praudziwaho Boha, uahnali w wiecznoje patenpienie. Pad Sewastopolom kali Prancuz pryniewoliu maskala daci nam wolność, to jon adno aszukaństwom zajmausia; praszło sześć let i my ni akoj wolności i w oczy nie baczyli. Ciepier kali Rad Polski abjawiu szto ziemlu muzykow pańskich i kazionnych addaje na wieczność  mużykam, a chto nie maje ziemli i pojdzie da paustania toj dastanie najmiensz try morgi, to car maskouski wydau manifest szto muzyk musić płacić kożny rok wielikije hroszy za swaju ziemlu szto Rąd Polski im uże addau.

Dziaciuki! kali ciepier Rąd Polski padniauszu paustanie prociu maskala, daje nam ziemlu, sprawiedliwoju wolność i Wieru naszych Baćkou, kali Prancuz, Angliczanin i ceły świet idzie nam pamahaci, kali jak szyroka ziemia nasza, narod hramadoju, chto ze strelvboju, a chto s kasoju, idzie na adwiecznaho naszaho niepryjaciela, maskala pahanaho, kali maskal ad naszych koś ąhniom uciekaje,

 czyż my Dziaciuki, siedzieci budziem? my, szto żywiemo na ziemli Polskoj, szto jemo chleb Polski, my, Palaki z wiekou wiecznych.

 Treba nareści i nam pryjći da taho rozumu, szto adno siloju, daj  kasoju, dabjem sia sprawiedliwej wolności i wiery naszych dziedow i pradziedow.                                             

Dawoli, Dziaciuki, uże żdaci; nastau uże czas. Bozyj czas! chto za Rądom Polskim, tamu praudziwa Wolność, chto prociu Jeho, tamu wieczna niewola na hetom, i wiecznoje patenpienie na tamtom świeci! Wybierajcie szto komu lepszoje.

Szto da mienie, to ja Wam, Dziaciuki, każu, bierecie za kosy, heto maja rada, a na wieki rozstaniem sia z maskalom pahanym, z jeho zdzierstwom, z jeho syzmoju, z jeho rekrutezynaju, z jego sabaczymi pamierami i abrokami.

 

JASKO hąspadar s pad Wilni.

 

 Перевод письма на современный русский язык.

ПИСЬМО ОТ ЯСЬКИ-ХОЗЯИНА ИЗ-ПОД ВИЛЬНИ К МУЖЫКАМ ЗЕМЛИ ПОЛЬСКОЙ.

Парни!

Как Бог меня надоумил, то я вам буду толковать, что делать надо, чтобы было по справедливости и по правде, и если вы разумные, то меня послушаете.

Сколько помнят наши предки, маскаль жил только обманом и нечистой силой. Уничтожил он все хорошее, а установил, что только может выдумать чертовски хитрость. Были малые налоги, а он, горло его ненасытное, установил огромные, которых нет во всем белом свете; были привилегии Королей Польских, а теперь где они? [1] Сыновей наших берут в рекруты да и гонят черт знает куда, чтобы пропадали напрасно, как собаки. Народ гибнет, не имеет на что жить, [а они] рвут, как могут, нигде не найдешь никакой справедливости. Уничтожили нашу Униатскую Веру, оторвали нас силою от истинного Бога, угнали в вечные муки. Под Севастополем, когда Француз заставил Москаля дать нам волю, то он все равно обманом занимался.[2] Прошло шесть лет, и мы никакой воли и в глаза не видели. Теперь, когда Ронд Польский объявил, что землю мужиков помещичьих и казенных отдает на вечность мужикам, а кто не имеет земли и пойдет к восстанию - тот достанет минимум три морга (морг - 0,56 гектара), так царь московский издал Манифест, что мужик должен платить каждый год огромные деньги за свою землю, что Ронд Польский им уж отдал.[3]

Парни, когда сейчас Ронд Польский, подняв восстание, против москаля, дает нам землю, справедливую свободу и Веру наших Предков, когда Француз, Англичанин и весь мир идет нам помогать, когда, как широкая земля наша, народ - кто с ружьем, а кто с косой идет на извечного нашего неприятеля, москаля поганого, когда москаль от наших кос огнем бежит, или же мы, парни, сидеть будем? Мы, кто живет на земле Польской, кто ест хлеб Польский, мы, Поляки с веков вечных. Надо, наконец, и нам прийти к тому решению, что только силою до и косой добьемся справедливой свободы и веры наших дедов и прадедов.

Довольно, парни, уже ждать, пришел уж час, Божий час. Кто за Рондом Польским, тому истинная свобода, кто против его - тому вечная неволя на этом и вечное мучение на том свете! Выбирайте, что кому лучше.

Как по мне, то я Вам, парни, говорю: беритесь за косы. Это мой совет, и навеки расстанемся с москалем поганым, с его вымогательством, с его поборами, с его рекрутчиной, с его собачьими порядками и оброками.

ЯСЬКА хозяин из-под Вильно

-------

1. "Привилегиями Польских королей" пользовалась только польская шляхта католического вероисповедания. Православных белорусов же называли диссидентами и всячески притесняли. В защиту православных диссидентов и также протестантов выступали Россия и Пруссия, обязывая польские власти соблюдать их права. Но это было безуспешно, что стало одной из причин раздела Речи Посполитой как страны полного бесправия.

2. Имеется в виду Крымская война и оборона Севастополя.

3. Одной из причин восстания польской шляхты было освобождение крестьян от крепостного права. О тяжести крепостничества в Речи Посполитой и об угнетении русского православного населения подробно описывается в книге польского философа Бронислава Трентовского (смотрите по ссылке).

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.