Собрание сочинений Георгия (Конисского), Архиепископа Белорусского (Часть первая)

Автор: Архиепископ Георгий (Конисский)

 
В предстоящем 2017 году исполняется 300 лет со дня рождения Георгия Конисского. 
Для белорусов память о своем пастыре имеет огромнейшее значений в том числе и потому, что именно благодаря его праведным трудам, наряду с деятельностью таких великих людей как митрополит Иосиф Семашко, граф Муравьев-Виленский, историк Михаил Коялович, академик Евфимий Карский сегодня белорусы существуют как народ.  5-6 августа 1993 г. в г. Могилеве состоялась канонизация и торжественное прославление архиепископа Могилевского Белорусского Георгия,  как месточтимого святого. С тех пор каждый год 26 февраля в день кончины Архиепископа Георгия (Конисского) проходят памятные службы во всех храмах Белой Руси. А со следующего 2017 года памятные службы пройдут по всем храмам Русской Православной Церкви  не только как по месточтимому, а по общерусскому святому.

Сборник документов «Государственные границы Беларуси» (том 2).

Автор: В. Е. Снапковский, А. Ф. Великий, В. К. Ракашевич, А. В. Шарапо

Второй том сборника «Государственные границы Беларуси», в который включены документы и материалы, отражающие формирование, изменение и укрепление государственных и административных границ БССР и Республики Беларуси в 1926—2010 гг. В них выделяются три блока, касающиеся: а) окончательного формирования административной границы Беларуси с РСФСР вследствие второго этапа укрупнения БССР (док. № 1—44) в 1926 г.; б) установления западной границы после 17 сентября 1939 г. и связанных с этим уточнений административных и государственных границ с Украиной, Литвой и Польшей в последующий период (док. № 45—67); в) предыстории создания, обустройства и функционирования государственной границы Республики Беларусь (док. № 68-110).

Сборник документов «Государственные границы Беларуси» (том 1).

Автор: В. Е. Снапковский, А. Ф. Великий, В. К. Ракашевич, А. В. Шарапо


Предлагаем вниманию  читателей сборник документов и материалов «Государственные границы Беларуси» в двух томах, посвященный формированию границ БССР. Сборник составленн коллективом авторов: В. Е. Снапковский, А. Ф. Великий, В. К. Ракашевич, А. В. Шарапо и изданным в 2012 году Белорусским государственным университетом.

История Малороссии в работах Александра Матвеевича Лазаревского

Автор: Антон Крутиков

Работы выдающегося малорусского историка Александра Матвеевича Лазаревского (1834-1902) не относятся к числу широко известных  в современной Украине. Связано это в первую очередь с тем, что в своих взглядах Лазаревский часто расходился с мнением  историков, ставших позднее символами украинской историографии – В. Б. Антоновича, М. П. Драгоманова и М. С. Грушевского. В отличие от многих своих коллег, Лазаревский не был социалистом и, несмотря на близкую дружбу с Т. Г. Шевченко, не разделял идеи "романтического украинофильства", столь популярные в среде малорусской интеллигенции середины XIX века.

Федот Кудринский. Литовцы (Общий очерк).

Автор: Федот Кудринский

Литовский край в доисторическое время был непроходимым бором, под вековою сенью котораго плескались огромныя озера, многоводныя реки, безконечно тянулись тощия болота, ютились разные дикие звери и птицы. Естественныя богатства страны содействовали ея постепенному заселению. Не малую борьбу пришлось вести здесь человеку как со стихийными силами природы, так и с хищными зверями, первыми хозяевами страны.

Федот Кудринский. Белоруссы (Общий очерк. Часть II).

Автор: Федот Кудринский

Положительныя черты белорусса, составляющия фундаментальную основу его этнографическаго типа, общи всем племенам славянской расы. Такими чертами являются: сильная религиозность (с большой наклонностью к обрядности), любовь к родине (патриотизм), семейственность, природное добродушие, сердечность. Говорить об этих сторонах типа белорусса значит характеризовать одновременно и великорусса и малоросса. Не касаясь этих сторон, скажем о том, что исключительно характеризует белорусса со стороны его племеннаго типа, как этнографическую разновидность славянской рассы.

Федот Кудринский. Белоруссы (Общий очерк. Часть I).

Автор: Федот Кудринский

Белоруссия поражает наблюдателя то унылыми картинами неуютнаго, меланхолическаго севера, то разнообразием холмистой южной природы. Смесь элементов дикаго севера с мягкими, ласкающими взор контурами юга составляет типичную особенность белорусскаго ландшафта. На сереньком унылом ладшафте раскинулись убогия белорусския селения, поражающия путешественников своей неуютностью и бедностью.

«От нарочитых мест в России киевских…». Книга «Часослов». Киев. 1616 г.

Автор: Александр Клещевский

Типография   Киево-Печерского монастыря — во многом замечательное и даже уникальное явление в русской истории. Прежде всего, она есть самая  древняя из всех типографий, существующих ныне в России.

Панегирик князю А.Д. Меншикову «Венец Победы». Львов. 1709 г.

Автор: Александр Клещевский

Илл. 1. Венец Победы. Титульный лист

Эта небольшое по объёму, в несколько листов, издание посвящено Александру Даниловичу Меншикову, оно напечатано Львовским Успенским ставропигиальным братством к прибытию князя во Львов осенью 1709 г. (точная дата неизвестна). «Венец Победы» - хвалебные вирши, панегирик Александру Даниловичу как одному из полководцев-участников недавней Полтавской баталии.

Ю.И. Венелин. Несколько слов о россиянах венгерских …

Автор: Александр Клещевский

Юрий Иванович Венелин (1802-1839) Время пришествия россиян в Венгрию нельзя точно определить, поелику они в разныя времена переходили через Карпатския горы. Первое их пришествие в Паннонию или нынешнюю Венгрию случилось вместе с пришествием мадяров или венгерцев. … Мадяры сии прежде, нежели пришли в Паннонию, довольное время пообитали между россиянами.

М.А. Максимович. Об участии и значении Киева в общей жизни России.

Автор: Михаил Александрович Максимович

Киев, Владимирская горка. Открытка начала 20 векаКиев и поныне есть главное место Русской Святыни, и для целой России не утратил того Церковного величия, которое составило первую основу всего величия Русского, из которого разлилась, которым спаслась и утвердилась народная самобытность Руси Православной. Источник нашей древней жизни, Киев есть и главное место живейших об ней воспоминаний, главный хранитель нашего прошедшего.