Взгляд на состояние Польши польского философа XIX в. Бронислава Трентовского (часть II)

Автор: Бронислав Трентовский

 Продолжение публикации перевода с польского отрывков из второго тома книги польского философа XIX в. Бронислава Трентовского "Chowanna, или система народной педагогики как навыков преподавания, науки и просвещения, словом образование нашей молодежи"  (Chowanna, czyli system pedagogiki narodowej jako umiejętności wychowania, nauki i oświaty, słowem wykształcenia naszej młodzieży) стр. 749-752 и стр. 806-833. (примечания к тексту от редакции сайта ЗР  с нумерацией, продолжающей первую часть)

(Первая часть с биографической справкой об авторе)


 

Лишь только кончилась постыдная и несчастная религиозная война с козаками, как началась битва со шведами. Ян Казимир 30), как сын Сигизмунда Вазы, носил титул и регалии шведского короля. С ним поссорился один из польских магнатов, Радеиговский, и, поклявшись отмстить ему, удалился в Стокгольм, представлял шведскому королю слабость Польши после войны и потери козаков, вынуждал его вторгнуться в потрясенное бедствиями наше отечество и обещал помощь со стороны диссидентов31), которые притеснены больше, чем язычники. Дурным он был поляком, но верно обрисовал наше отечество. Карл Густав32) требует от Яна Казимира отречения прав на шведскую корону. Римский император, смотря на Карла, как на человека, палимого жаждою богатырской славы, подобно Густаву Адольфу, опасаясь, чтоб он не вторгнулся в Германию и не помешал ему утвердить свою власть, сообразно новому положению дел, вызванному реформациею, желая поэтому отвлечь его Польшею, - уговаривал нашу республику к войне с ним, обещая при этом помощь со своей стороны. Иезуиты, всегда жаждущие еретической крови, всеми силами поддерживали желание императора. Тогда Ян Казимир отверг требование шведского короля. Карл Густав, в 1655 г., вторгнулся в Великую Польшу и, поддерживаемый Радзеиовским и многими его сторонниками, берет Варшаву и почти все отечество. В то же время и Москва нападает на Польшу, берет без боя Смоленск, Вильну и подвигается к Львову. Ян Казимир, разбитый и оставленный, убегает в Силезию и просит у императора обещанной помощи. Этот настоятельно требует на будущее время польской короны, а в настоящее время соляных озер в Величке. И только под такими условиями соглашается подать помощь отечеству. К счастью, Ченстохова33) удерживает шведов. Возникает тишовецкая конфедерация, Чарнецкий разбивает шведов и отбирает Варшаву. Но Карл Густав предлагает Великую Польшу курфюсту брандербургскому, Малую Польшу - Юрию Ракочу, а Литву - Яну Радзивилу и от своих новых союзников получает сильные пособия. Ян Радзивил был поляк 34) (литовец по происхождению) и стал во главе литовских кальвинистов. Соединение его со шведами вменяют ему в преступление, но (ради Бога!) кто знает все те жестокости, которыми терзали литовских кальвинистов, тот будет судить иначе. Утопающий хватается и за бритву. Виноваты те, которые принудили Яна и диссидентов к такому шагу! Чаренцкий разбит; Варшава снова потеряна. Теперь Польша уже пала бы, если бы не умилосердился над нею датский король. Погрозив Швеции, он принудил Карла Густава оставить Польшу, обагренную собственною кровью и лежавшую в пепле собственных городов. Наконец в 1660 г. заключен мир в Оливе. Ян Казимир отказался от прав на шведскую корону, согласился на совершенную независимость от Польши курфюрста бранденбурского, давнейшего своего вассала, и республика потеряла Лифляндию. А из-за чего эти потери? Из-за того, чтобы римский император мог свободно расширить свою власть и после обратить свой меч против нас! Беда тому, кто служит волом! Он должен трудиться для других и даже проливать свою кровь! Иезуиты вырвали глаза Польше и потом вели ее за нос, куда хотели!

Венгры не могли снести своего ига, восстали под предводительством графа Текели35). Турция несет помощь венгерским патриотам, побеждает всюду и наконец осаждает Вену. Император просит помощи у Собеского36). Теперь настало время вспомнить о прежнем, во время войны со шведами, вынуждении Велички37), и потребовать от императора, напр., возвращения утраченной некогда Силезии, расквитаться начисто подумать о пользах собственного отечества. Но кто же в Польше был дипломатом? Иезуиты закричали: к оружию, поляки, потому что дело идет о святой вере! "Нужно было, говорит Михаил Кубракевич, или отречься от веры в папу и не слушаться его, или вести войну с турками, вопреки отечественной политике. Вера перевесила интерес отечества; наше архикатолическое дворянство разбило турок, спасло Вену, но выкопало гроб для Польши. Проигравши эту битву, Отоманская Порта начала клониться к падению и должна была заключить невыгодный для себя, в 1699 г., карловицкий трактат; а император, не боясь уже никакого препятствия со стороны Порты, снова завоевал Венгрию, обратился против Польши и без всякой битвы занял еще наилучшую часть ее. Иезуитизм был гробом для нашего отечества. Рим и Вена поставили памятник Собескому на могиле Польши". Не смотря на совершенное безрассудство наше при защите Вены, дело Собеского - велико и поэтически прекрасно. Оно было нашим последним делом!
Так ярко вспыхивает пламя лампы еще раз пред совершенным погасанием.

Август II38), рассчитывая на молодость нового шведского короля Карла ХII, заключает союз с Россией и Данией и занимает со своими саксонцами утраченную прежде Лифляндию. Он не рассудил, что сделал; забыл, что Польша была уже бессильна и, наконец, предпринял это дело без ее ведома и согласия. Карл ХII разбивает сначала датчан, потом саксонцев, завоевывает Варшаву и целую республику, низлагает с трона Августа и делает королем Лещинского. Все это совершилось вдруг, как будто бы грянул гром и оставил по себе столько следов. Карл идет против России, которая имела Петра Великого. Битва под Полтавой уничтожила все планы Карла, выгнала Лещинского, возвратила на трон Августа, показала Европе нашу слабость, сделала вместо Польши сию царицею славянских народов и отворила ей двери в наше отечество. С тех пор Россия начала вмешиваться в польские дела и вмиг поняла, с кем имеет дело.

Даже барская конфедерация39) сражалась не за отечество, но за интересы императора Иосифа40). Она оттягала для Австрии Галицию.    

Но к чему мрачные воспоминания? Что же вышло из всех этих войн? Та печальная и горькая истина, подтверждающаяся всею нашей новой историей, что религиозный фанатизм, иезуитизм, невнимательность к последствиям сделанных поступков, непамятование о будущем, крайний недостаток дипломатии, упадок просвещения, очевидное неразумие водили отцов наших за руку, пока не погубили отечества, что мы шли назад, когда все около нас двигалось вперед, что, на собственное несчастие, мы постоянно были чужою машиною.

О, Гозий, Гозий! Все это твое дело! Ты сделал наше отечество пятящимся назад раком; ты ослепил его!

Кубракевич 41) говорит: «Польша, бывшая некоторого рода республикою и потому требовавшая людей просвещенных, должна была подумать о реформе папской религии, главным основанием которой в конце средних веков была тьма, помрачение разума. Поляки не поняли этого и потому пали!»   Иезуиты правили польскою церковью и были врагами просвещения. Была ли у нас церковь Христова? Нет, потому что священное писание говорит: «всякий, делающий худые дела, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что в Боге соделаны (Иоанна III, 20,21). Христос предостерегает: «Не бойтесь убивающих тело, душу же немогущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф., X 28). О, Польша, почему ты не читала Св. Писания? Ты бы познала иезуитов прежде, чем они погрузили во тьму твое тело и твою душу!

Разве же иезуиты не любили нашего отечества?
О! Они любили его потому, что были поляки. Но какой же римский богослов в состоянии отделить религию от церкви, вещи небесные от папских, дух христианский от духа ватиканского? В этом можно убедиться даже теперь на нашем патриотическом духовенстве. Тогда смешали понятия и, сражаясь за папу, думали, что сражаются за Бога, а вместе тем и за отечество. Наши предки постоянно сражались за веру, даже солдатство назвали верою. Отличная должна быть та вера, которая хлебала невинную кровь диссидентов и дизунитов 42), погрузила во мраке отечество и наконец замучила.

 О! то не была вера просвещения, вера любви ближнего, не была то вера христианская! Троекратный раздел Польши так горестен для нас, что даже слабый человек воскликнет: «Нет Бога на высоком небе!»

Есть Бог, Он наказал нас за кальвинистов и православных, за прежнюю нетерпимость и своеволие. Он послал нас в суровую школу и присудил к розгам, чтобы мы научились разуму!  

Мы потеряли, уничтожили козаков фанатизмом и несправедливостью. О, как бы они пригодились нам во время войн со Швецией и позднее! Можно сказать, что брестское собрание, замуровавшее Федора Косинского, ударило кинжалом в самую середину сердца нашего отечества. Папа разрешил нам нарушить священные клятвы и бедствие постигло нас под Варною 43). Иезуиты склонили нас к нарушению трактатов с Русью, к тирании над народом, проливающим за нас кровь, и наступила смерть Польши. Бог - справедлив, но разве предки наши, нарушавшие присяги и торжественные договоры, были хорошими христианами? Действительно, папа, за сделанные ему со слепым послушанием услуги дал польским королям титулы: ORTODOXUS. Но что же из этого, когда отечество, дослуживаясь этой чести, должно было умереть! Разве и Спаситель наш признает также за поляками этот папский титул?

 


 

30) Ян II Казимир Ваза (Jan II Kazimierz Waza; 1609- 1672) — последний король польский и великий князь литовский из династии Ваза (правил в 1648—1668 годах). На годы его правления пришлось три войны, потрясших Речь Посполитую. В 1648—1649 и 1651—1654 годах шли постоянный козацко-крестьянские восстания Хмельницкого. В 1654—1667 война Речи Посполитой с Россией после присоединения Украины к России в 1654 году. Польско-шведская война (1655—1660), названной «Шведский потоп». Отрекся от престола 16 сентября 1668 года, а 30 апреля 1669 г. он уехал во Францию.

31) Диссидентами (от лат. dissidens — несогласный, расходящийся) в Речи Посполитой называли приверженцев кальвинизма, лютеранства, социниан (их же называли арианами), анабаптистов, квакеров, меннонитов, а после 1596 года и греко-католиков. Православные, не принявшие Брестскую унию еще назывались дизунитами, и были вне закона. Подавляющее большинство диссидентов составляли русские православные и греко-католики. В числе дискриминационных положений, у них не было прав избираться в Сейм, занимать государственные должности и открывать новые храмы. Диссиденты не могли рассчитывать даже на спокойное пользование своими имениями и на личную безопасность. В вопросе о свободе вероисповедания Россия выступала вместе с Англией, Швецией и Голландией, каждая из которых оказывали поддержку своим единоверцам. Диссидентский вопрос стал причиной войны за польское наследство в  1733—1735 годах коалициями России, Австрии и Саксонии с одной стороны и Франции, Испании и Сардинского королевства с другой. По причине нерешенности диссидентского вопроса произошёл первый раздел Речи Посполитой. Екатерина II совершала его под лозунгом «Отторженная возвратихъ», то есть не беря ни пяди собственно польской земли.

32) Карл X Густав ( Karl X Gustav, 1622-1660) —первый король Швеции из Пфальц-Цвейбрюкенской династии (1654—1720, последний представитель Карл XII), правивший с 1654 по 1660 год.

33) Ченстохово -  город на юге Польши в Силезском воеводстве. Является духовной столицей Польши и главным местом паломничества к  Ченстоховской иконе Божией Матери, хранящейся с 1382 года в Ясногорском монастыре. Героическая оборона монастыря в 1655 году во время шведско-польской войны («Шведский потоп», описанный в романе Генрика Сенкевича «Потоп») вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Король Польши Ян Казимир провозгласил 1 апреля 1656 года Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши. Таким образом в традиции почитания Ченстоховской иконы Божией Матери можно провести параллели с почитанием в России иконы Казанской Божией Матери, установившейся на 42 года ранее 4 ноября 1612 года, после изгнания тех же поляков из Москвы и прекращением Смуты.  И та, и другая являются Одигирями - путеводными иконами. Обе иконы неоднократно становились духовными защитницами в самые критические моменты истории.  Ченстоховская икона также, и прежде всего, является православной святыней и еще называют Безлской по имени древнего русского города Белз, расположенного в современной Львовской области. По преданию икона была привезена из Константинополя галицко-волынским князем и основателем Львова Львом Даниловичом и помещена в замковой церкви города Белз. Икона была вывезена в 1382 году в Ченстохово польским князем Владиславом Опольчиком. На всей Руси Ченстоховская икона продолжает почитаться по сей день как одна из величайших святынь.

34) Януш Радзивилл (Janusz Radziwiłł, 1612-1655) - литовец по происхождению, крупный государственный и военный деятель Великого княжества Литовского. В современной Белоруссии представляетсмя как великий 2белорусский военачальник. Однако в основном прославился безграничной жестокостью в подавлении восстания Хмельницкого на юге современной Белоруссии  и на Украине. Им были полностью уничтожены Пинск, Бобруйск и Мозырь вместе со всеми его жителями. После «подвигов» Януша Радзивила города современной Белоруссии изменили изначальный свой этно-конфессиональный облик и перестали быть русскими.

35) Имре Текёли (1657- 1705) — венгерский политический деятель. Всю жизнь сражался с Австрией за независимость от нее Венгрии. Для своих целей использовал помощь турецкого султана, которому присягнул на верность и стал турецким наместников Верхней Венгрии. Во время знаменитой осады Вены Тёкёли составлял левый фланг турок. Умер в Турции.

36) Ян III Собеский ( Jan III Sobieski; 1629- 1696, Вилянувский дворец, Варшава) — крупный польский полководец, король польский и великий князь литовский с 1674 года. В его правление Речь Посполитая пережила взлёт в последний раз. Под его командованием коалиция христианских держав нанесла сокрушительное поражение туркам 12 сентября 1683 года на Каленберге под Веной навсегда остановив продвижение Османской империи в глубь Европы.

37) Величка (Wieliczka) — город в Польше, входит в Малопольское воеводство. Известна своими соляными копями, в свое время — одними из крупнейших в Европе. В средние века доход от продажи соли составлял одну третью всей государственной казны.

38) Август II Польский – польский король, с перерывом правил Польшей 1697 -1704 и 1709- 1733.  С 1694 года правил под именем Фридрих Август I как курфюрст Саксонии и с 1697 года как Август II Польский. Для того, чтоб занять польский престол, протестант Август принял католицизм. Один из самых слабых правителей Польши, бывшим марионеткой в руках соседних держав. Союзник Петра I в Северной войне (1700—1721) против Швеции.

39) Барская конфедерация (Konfederacja barska) — конфедерация, созданная по призыву краковского епископа Каетана Солтыка римокатолической шляхтой Речи Посполитой в крепости Бар в Подолии в 1768 году в противовес Слуцкой, Торуньской конфедерациям - союзам православной, кальвинистской и лютеранской шляхты Великого княжества Литовского поддержанных Россией для решения диссидентского вопроса по уравниванию прав различных вероисповеданий в Речи Посполитой. Барская конфедерация была поддержана Австрией, Францией и Турцией.  Конфедераты проводили человеконенавистническую политику в отношении православных и греко-католиков и жёсткую политику в отношении гражданских свобод, что вызвало восстания гайдамаков и польских хлопов и к ликвидации государственности Речи Посполитой, в результате её раздела после разгрома конфедератов войсками Александра Суворова. В итоге, Барской конфедерации, действуя в русле политики Австрии и Франции, разделёнными народами стали не только польский, но и русский народ, так как Галичина оказалась в составе Австрии. Последствия тех событий можно наблюдать в современной Украине, где украинские националисты, выращенные австрийцами в отошедшей тогда им Галиции, уничтожают Малую–изначальную Русь и свой же русский народ.  

40) Иосиф II (Joseph II; 1741- 1790) —император Священной Римской империи из династии Габсбургов с 1765 года, с 1780 года эрцгерцог Австрийский, король Богемский и Венгерский. Выдающийся государственный деятель, реформатор, яркий представитель эпохи просвещённого абсолютизма.

41) Известный польский публицист, думавший о Польше и шляхте согласно с Трентовским.

42) Самая преследуемая часть диссидентов - православные, не принявшие Брестскую унию в Речи Посполитой назывались дизунитами, и были вне закона.

43) Битва при Варне — сражение, произошедшее 10 ноября 1444 года между объединённой армией крестоносцев и Османской империи у болгарского города Варна. Битва стала завершением неудачного крестового похода на Варну венгерского и польского короля Владислава. Исходом битвы стало полное поражение крестоносцев, гибель Владислава и усиление турок на Балканском полуострове. После сражения три года пустовал трон Польши, а новым королём Венгрии стал малолетний Ладислав Постум. В следующие годы турки развили свой успех на Балканах, покорив Морею (юг греческого Пелопонеса). Ослабленные крестоносцы в 1448 году в битве на Косовом поле. Ослабление позиций христиан на Балканах позволило туркам взять Константинополь в 1453.

Продолжение

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.