Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Деятельность православных церковных братств в Беларуси конца XIX - начала XX в.

Деятельность православных церковных братств в Беларуси конца XIX - начала XX в.

Автор: Наталья Кожин

Bohajaŭlenski1909

Богоявленская церковь и колокольня монастыря Богоявленского братского монастыря. Сильно пострадали в 1945 году и окончательно уничтожены во время хрущевской антирелигиозной  компании. В октябре 1905 г. при Могилевском Богоявленском братстве образовалась партия русских людей.

Православные церковные братства рассматривались как «общества лиц разных сословий для взаимной помощи в нуждах мирских и духовных...» [1, с. 407]. Их идейной основой была христианская любовь - главный принцип нравственных отношений между людьми. Членом братства мог стать любой православный независимо от социальной и национальной принадлежности. Братства появились в XV-XVI вв. и первоначально представляли собой национально-религиозные и просветительские организации. Они создавались при православных церквах Украины, Беларуси, Литвы и вели борьбу за национально-культурную независимость украинского и белорусского народов. Это выражалось в том, что братские организации отстаивали интересы православного населения перед правителями и гражданскими учреждениями. Обладая значительными материальными средствами, различными привилегиями и правами, они имели возможность открывать монастыри, богадельни, госпитали, училища, типографии, а также находиться в сношениях по разным вопросам с другими государствами, в первую очередь с Россией, Грецией, Молдавией. Целью этих объединений было поддержание и сохранение православной веры, противостояние унии и католицизму. Братчики занимались не только распространением православия, заботой о построении и благолепии храмов, но и охраной внешних прав церкви и порядка ее внутреннего устройства. Королевская власть, игнорируя церковную, стала самостоятельно избирать кандидатов на епископские кафедры, передавать храмы и монастыри в ведение состоятельным гражданским лицам, а также пользоваться правом верховного суда над епископами и священнослужителями, что неминуемо способствовало бюрократизации церковного управления. С целью избежать негативных последствий патриархи многим братствам присваивали ставропигиальный статус, обеспечивающий независимость от епархиальных властей. При получении этого права храм при братстве подчинялся непосредственно патриарху. Тем самым братчики добились права участия в выборе духовных лиц, контроля их действий, нередко обличали духовенство в пороках и злоупотреблениях.

Важно отметить, что до заключения унии 1596 г. деятельность братств носила, главным образом, благотворительный и религиозно-просветительский характер. После унии братства стали центрами сосредоточения религиозной жизни православных. Они активно проводили апологетическую работу, вели полемику против унии и католицизма. Тем не менее к концу XVIII в. подавляющее большинство населения исповедовало католическую либо греко-католическую веру. К середине XIX в. братства были исключительно редким явлением, кое-где сохраняясь в качестве чисто религиозных объединений, деятельность которых сводилась фактически к исполнению культа.

Идея возрождения православных братств появилась в среде преподавателей Виленской духовной семинарии в конце 50-х гг. XIX в. Инициатором выступил попечитель Виленского учебного округа князь А. П. Ширинский-Шахматов. Его начинания были поддержаны генерал-губернатором М. Н. Муравьевым, что во многом обусловливалось событиями 1863— 1864 гг. В то же время ставилась важная задача активизировать участие мирян в церковной жизни. 8 мая 1864 г. Святейшим Синодом были опубликованы «Основные правила для учреждения православных церковных братств», главными задачами которых выступали благотворительность, забота о состоянии церковных зданий, основание школ, апологетическая и миссионерская работа. Деятельность братств была во многом схожей с деятельностью приходских попечительств, но в отличие от последних первые являлись юридическими лицами и своим влиянием могли охватывать гораздо большую территорию. Они имели право приобретать собственность и функционировали независимо от епархиального управления. «Рост числа братств со второй половины XIX века и расширение сферы их деятельности, -писал И. К. Смолич, - объясняется устройством братств, в своей работе они чувствовали себя значительно свободней, чем приходские попечительства, их члены были выходцами из всех слоев, они сами определяли себе поле деятельности; братчики имели равные голоса при вынесении решений» [2, с. 85].

Правительство благосклонно относилось к идее возрождения братств, поскольку выражало заботу о распространении и укреплении православия. Оно всячески содействовало деятельности братских организаций, выделяя для этой цели финансовые средства. Значимость братств выражалась и в том, что в их состав входили представители высшей церковной иерархии, члены правительственных кругов, общественные деятели. В частности, на общем собрании Гродненского Софийского православного братства, которое состоялось 14 марта 1882 г., в качестве почетных членов были утверждены митрополит Киевский и Галицкий Платон, министр внутренних дел Д. А. Толстой, обер-прокурор К. П. Победоносцев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М. О. Коялович и др.

Братства организовывали публичные богословские чтения для интеллигенции, внебогослужебные собеседования с мирянами, народные чтения религиозно-нравственного характера со световыми картинами, хоровым и общенародным пением. Поскольку социальной опорой православия большей частью были белорусские крестьяне, то именно они составляли основной контингент слушателей этих чтений.

В 1895 г. при Виленском Свято-Духовском братстве открылась специальная комиссия по устройству религиозно-нравственных народных чтений. Ее основал преподаватель Литовской духовной семинарии А. И. Миловидов. Чтения проходили в местных храмах, в зданиях церковно-приходских школ, училищ, как правило, в зимнее время года, когда население было свободным от полевых работ. Главными темами являлись жития святых, описания святых мест, история православных праздников, изложение библейских текстов. Довольно часто чтения были приурочены к какому-либо событию культурной жизни России, истории Северо-Западного края. Виленское братство в 1911 г. отметило 50-летие освобождения крестьян, данных мероприятии являлись светские люди и там действительно не затрагивались вопросы о религиозных разногласиях между православием и католицизмом, они стали относиться к братским чтениям более благосклонно. При проведении чтений нередко использовался метод совопросничества, при котором слушатели на месте получали ответы на интересующие их темы. Крестьянам, помимо религиозно-нравственных наставлений, предоставлялась информация из области сельского хозяйства, медицины, естествознания. Другими словами, чтения, организованные Виленским братством по воскресным дням, способствовали поднятию уровня грамотности среди населения. Кроме того, по словам сотрудников комиссии, «в деревне с введением чтений замечался интенсивный спрос на книгу, удаление от пьянства, стремление к более благородным развлечениям» [3, с. 365].

Следует иметь в виду, что на рубеже XIX-XX вв. деятельность братств была направлена, в первую очередь, на просвещение и укрепление православных в истинах веры. Братства распространяли литературу религиозно-нравственного содержания, раздавали крестики, иконы, медальонные изображения святых, оказывали материальную помощь в содержании церковно-приходских школ. По мере того как росла численность братств и расширялась их деятельность, возрастало и общественно-политическое значение этих организаций. Братчики принимали активное участие в совещаниях по вопросам о выборе депутатов в Государственную Думу, о введении земского самоуправления в западных губерниях и т. д. В октябре 1905 г. при Могилевском Богоявленском братстве образовалась партия русских людей. Она призывала население к компромиссному решению политико-экономических вопросов. За полгода своего существования партия объединила около 10 000 лиц, в основном крестьянского сословия и городских мещан. В своей деятельности она опиралась на официальную доктрину «самодержавие - православие -народность», поддерживала связь с другими монархическими организациями. Партия заявляла о том, что «будет отстаивать самодержавную власть Государя, но не в прежней ее форме абсолютизма, созданного Петром I, а в новой, создаваемой манифестом 17 октября. Кардинальным положением союза служит сохранение за Государем решающего голоса по важнейшим вопросам государственной жизни» [4, с. 645]. Целью партии было также стремление фактически обеспечить православной церкви в Беларуси «подобающее ей по закону первенствующее место», предоставить свободное развитие русской культурной миссии. Организация допускала наличие национальных меньшинств в крае при условии, «если они не клонятся к нарушению основного политического строя государства» [4, с. 645].

Важная особенность жизнедеятельности братств данного периода заключалась в том, что эти организации испытывали потребность в объединении своих действий. Например, Виленское Свято-Духовское братство планировало открыть свое отделение в Москве, чтобы установить связь с центральными епархиями. Предполагалось при отделении совершать богослужения, проводить беседы о положении православия в Беларуси, а собранные деньги направлять на постройку церквей, школ, приютов, на пособие неимущим православным западных губерний. Этой акцией братство рассчитывало обратить внимание российской общественности на положение православия в белорусских епархиях.

Выработка единой идеологической платформы, обмен опытом стали основной задачей братских съездов, состоявшихся в 1907-1909 гг. На этих съездах обсуждалось положение церкви в белорусских епархиях, а также проблемы укрепления православной идеологии в крае. Подчеркивалась необходимость активизации церковно-приходской жизни, объединения местного населения для совместной деятельности. А. И. Миловидов отмечал, что «представителями некоторых отделов братств являются земские начальники, мировые судьи... представители сельской интеллигенции. Такое объединенное сельское народное братство во главе с энергичным просвещенным священником или мирянином вдохновляет приход, сообщает приходской жизни особый характер: улучшается нравственность, возрастает и интерес к приходскому храму, к его благолепию, интерес к школе, книге, ближе становятся отношения пасомых к пастырям...» [5, с. 17]. Епископ Гомельский Митрофан рассматривал деятельность братств в более широком масштабе: «Начиная с семьи братская организация должна охватить все стороны нашей жизни, дух братский должен соединить в один крепкий, стойкий союз селения и города» [6, с. 698].

На первом братском съезде, который состоялся в 1907 г. в Минске, разрабатывалась программа по укреплению православного влияния. Наряду с этим отмечалось стремление братств опереться в своей деятельности на поддержку государства, что нашло выражение в требовании о закрытии польских обществ, об учреждении специального органа для наблюдения за исполнением католическим духовенством законов при переходе православных в католицизм и т. д.

В 1909 г. состоялся съезд братств в Вильно. В его работе приняли участие «7 епископов, 4 архимандрита, 8 членов Государственной Думы, много священников, не меньше и мирян, представителей различных слоев общества начиная с генералов и кончая простыми крестьянами» [7, с. 294]. Церковная печать отмечала, что «братчики работали весьма энергично и одушевленно, среди них царило замечательное единодушие... клир и миряне, пастыри и паства представляли одно стройное целое, что более всего соответствует понятию братства как церковно-общественной организации» [7, с. 296]. На этом съезде уделялось большое внимание устройству и функционированию братств. Было решено открывать братства в каждом приходе. Их деятельность должна была координироваться уездными и центральными братствами епархии. В качестве объединяющего органа должен был выступать братский съезд, созываемый ежегодно. Было вынесено решение создать общий периодический орган, указывалось на необходимость расширения издательской деятельности, содействия народному просвещению, организации экономической помощи населению через устройство ссудосберегательных товариществ, выдачи кредитов. В этой связи является вполне очевидным, что братское движение к началу XX в. продолжало набирать силу, стремясь к как можно большему охвату сторон общественной жизни края. Некоторые положения съездов были реализованы на практике. Например, в печати сообщалось, что «духовенство первого благочиннического округа Слуцкого уезда постановило открыть 18 отделов Минского Народного Братства, т. е. во всех приходах первого округа...» [8, с. 320]. Виленское Православное Свято-Духовское братство создало «Общебратский взаимно-вспомогательный капитал», чтобы «путем взаимопомощи поддерживать православно-русские интересы в тех местах края, где им грозит серьезная опасность» [9, с. 826].

Заключение. Таким образом, братства, осуществлявшие свою деятельность в конце XIX - начале XX в., представляли собой подлинно народные объединения. Это выражалось в том, что братская деятельность была направлена на работу с широкими слоями общества. Братства стремились к оживлению церковноприходской жизни, поднятию религиозно-нравственного уровня народа и одновременно к охвату многих сторон общественной жизни. Программа деятельности братств включала в себя неизменную задачу защиты интересов православия на белорусских землях. Братские чтения имели важное просветительское и миссионерское значение, способствовали укреплению народной нравственности и православия среди населения. Наряду с этим братства были тесно связаны с государственными и политическими структурами, что во многом ограничивало их деятельность.

Кожин Наталья Михайловна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права.
Белорусский государственный технологический университет.

Труды БГТУ Серия 6 № 1 2017

Литература

1. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. Т. 1. М.: Возрождение, 1992. 578 с.

 2. Смолич И. К. История русской церкви (1700-1917): в 2 ч. Ч. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам, монастыря, 1997. 798 с.

 3. Первое 10-летие деятельности Виленской братской комиссии по устройству религиозно-нравственных народных чтений // Литовские епархиальные ведомости. 1905. № 38-39. С. 316-318.

 4. Союз русских людей при Могилевском Богоявленском братстве // Могилевские епархиальные ведомости. 1905. № 22. С. 643-651.

 5. Миловидов А. И. Западно-русские православные братства, их современное значение и задачи. Вильна: Русский почин, 1913. 36 с.

 6. Речь Митрофана, епископа Гомельского к гомельской пастве о цели и задачах братств // Могилевские епархиальные ведомости. 1909. № 19. С. 691-698.

 7. Виленский Братский съезд и его значение // Вестник Виленского Православного Свято-Духовского Братства. 1909. № 16-17. С. 294-297.

 8. Отголоски Виленского Братского съезда в жизни и печати // Вестник Виленского Православного Свято-Духовского Братства. 1909. № 18. С. 320-322.

 9. Довгялло Д. И. Новая эра в жизнедеятельности западнорусских братств // Могилевские епархиальные ведомости. 1909. № 22. С. 825-828.