Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
О древнейшем существовании русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привисленского края. Выпуск 1-й. ЧАСТЬ II.

О древнейшем существовании русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привисленского края. Выпуск 1-й. ЧАСТЬ II.

Автор: Архиепископ Модест (Стрельбицкий)

 

Архиепископ Модест (Стрельбицкий)


О ДРЕВНЕЙШЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ В ГАЛИЦИИ, ГУБЕРНИЯХ ЛЮБЛИНСКОЙ, СЕДЛЕЦКОЙ И ДРУГИХ МЕСТНОСТЯХ ПРИВИСЛЕНСКОГО КРАЯ.

- ПРОДОЛЖЕНИЕ -
(предыдущая часть)

ОГЛАВЛЕНИЕ ВСЕЙ КНИГИ

   

  ЧАСТЬ II.

I. О РЕЛИГИИ РУССКИХ И ПОЛЬСКИХ СЛАВЯН ВООБЩЕ.

Отличие поляков от русских славян по народности не имело ли влияния на различие их по религии?

Извращение поляками древней и коренной славянской народности заимствованиями из Запада имело влияние на извращение и религиозных воззрений этого народа. И это естественно. История человечества показывает, что народы, побежденные другим сильнейшим народом посредством оружия или посредством нравственного на них влияния, принимали не только законы и обычаи победителя, но часто и его религию. На поляков Запад имел влияние и нравственное и посредством оружия рыцарских орденов, и этим проложил путь к изменению их религиозных воззрений. Начальные религиозные воззрения поляков были одинаковы с воззрениями русских. Не только древние русские славяне, но и древние Ляхи своими симпатиями тяготели к Востоку и восточной религии. Эти симпатии поддерживались народными сношениями и знакомством с литературой Болгарских славян и греков. Извращение поляками славянской народности направило их внимание на религию Запада. Это произвело, к неудовольствию самих поляков, религиозное, однако насильственное, различие поляков от русских.

Для благоденствия древней Польши и древней Руси имело ли какую-либо важность принятие той или другой религии?

Принятие в древние времена русскими или польскими славянами той или другой религии составляло, между прочим, для будущего политического их состояния, величайшую важность. Народность, как человеческое свойство, следовательно, имеющая несовершенства, для своего преуспевания нуждается в помощи со стороны религии. Здесь-то открывается важность и значение в этом деле истинности религии, в которой ищут помощи. Истинная религия придает народности сверхъестественную силу и для ее усовершенствования раздвигает естественные пределы возможности. А религия не истинная, тем более ложная, портит и то, что есть естественно доброго в народе и приводит государства к падению. Тоже нужно сказать в отношении Руси и Польши. Такая или другая их будущность зависела от перемены их ложной языческой религии на религию истинную.

Почему языческая религия славян ложна и портила то, что было у них естественно доброго?

Языческая религия славян была смесь человеческих заблуждений и открытое чествование воображаемых богов и человеческих страстей и желаний. У некоторых родов славян, напр. у Полян, были некоторые естественно добрые качества, но языческая религия своими требованиями отнимала значение этих качеств. Славяне язычники, по свидетельству летописей, большей частью жили по-зверски, убивали друг друга, восставал род на род, и вообще не было в них правды. „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет“, говорили славяне варягам. Как язычники, славяне не знали истинного Бога, не имели понятия о Его законе и о вечном спасении 1).

1) Лѣтойн, но Ипат. списку, 1871 г., стран. 7—11. 4§—81.

 

Не было ли чего подобного в древние времена у других народов?

Одинакова была жизнь и судьба всего древнего языческого мира. По свидетельству слова Божия, как язычники не заботились иметь Бога в разуме; то предал их Бог превратному уму делать непотребстватак что они были исполнены всякой неправды1). А главною причиной всякой неправды и происхождения языческой религии у древних народов мира и у самых славян было греховное растление всего человечества, произошедшее вследствие грехопадения первых наших прародителей. Единем человеком грех в мир вниде, говорит слово Божие, и грехом смертьи тако смерть во вся человеки вниде, потому что в нем вси согрешиша 2).

 

II. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ О СПАСЕНИИ ВСЕГО МИРА.

Такое состояние людей могло ли оставаться вечно?

Нет. Бог, по своему бесконечному милосердию, от вечности предопределил спасти род человеческий чрез Единородного Сына Своего. Taкo возлюби Бог мир, говорит Сам Господь, яко и Сына своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Оне не погибнетно имат живот вечный3). Это предопределение Господь Бог возвестил нашим согрешившим прародителям, патриархам, царям, пророкам. Спасителя чаяли язычники. Богоизбранный род Иудейский в Богооткровенной религии, законах и пророческих книгах, сохраняя обетование Божие о спасении всего мира, возвещал его человечеству. Обетование исполнилось, когда родился на земле Иисус Христос, Сын Божий.

Из чего видно промышление Божие о спасении славян?     

Несомненно, как говорит слово Божие, что Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины приити4). Славянете—же люди, произошедшие от первых прародителей Адама и Евы, а потому и на них простирается обетование Божие о спасении людей. Апостолы посланы были в разные страны проповедовать Евангелие. По вознесении Господа на небо Апостолы разошлись для этого по миру. Об Апостоле Андрее Первозванном известно, что Господь явившись сказал ему: „иди в Виеинию, Я с тобою, куда ты ни пойдешь, еще и Скифия тебя ожидает”. И действительно Св. Апостол Андрей проповедовал в Малой Скифии, для которой поставил епископом Аппиана или Амнлия. Там же он приобрел из славян учеников, которые, подобно своему учителю, проповедали Евангелие нашим предкам. Это были Енен, Нирин и Пень. Многих они обратили ко Христу, но и сами пострадали за Христа, будучи, по повелению князя, привязаны на льду, у тони, во время жестоких морозов, к столбам, воткнутым в лед. Место страдания их было, как утверждают, где-то гораздо севернее Киева, но во всяком случае между русскими славянами5). А это указывает на всеблагий промысл Божий о спасении славян, потому что с этого времени вера во Христа между скифами, или что тоже славянами, нашими предками, не прекращалась, как об этом подробнее после будет сказано.

1) Римлян. 1, 28.
2)Римл. V, 12.
3) Іоанна III, 16.
4) 1 Тим. II, 4.
5) Свят. южн. слав. Филар. Архіеп. Чери. 1865 г., 29—32.

 

III. О ХРИСТИАНСТВЕ ВООБЩЕ.

С пришествием Иисуса Христа на землю произошли ли какие-либо изменения в мире?

Произошли и происходят величайшие изменения, как в отношении истинного Богопознания и Богопочитания, потому что Господь Спаситель дал людям истинную религию и создал Церковь, в которой верующие получают вечное спасение, так и в отношении жизни семейной и гражданской, потому что развитие обществ и государств основано на вечных началах истины, добра и счастья, указанных христианством. Свет, жизнь и истины христианства проявились в мире с такою не преодолеваемой силой, что все древние языческие религии, семейный, общественный и государственный строй должны были пасть, а с ними пали и государства, считавшиеся высшими и сильнейшими представителями и носителями язычества. Христианство есть царство выше всех царств и, когда другие разрушаются, оно никогда не разрушится, стоять будет вечно.

Есть ли свидетельства в св. Писании, что все древние языческие царства разрушатся и явится благодатное царство Христово, которое никогда не разрушится?

В св. Писании есть много свидетельств об этом. Можно сказать, что вся сущность, главный предмет Божественного откровения состоит в благовестии о вечном царстве Христовом, имеющем распространиться во всем мире. Для нашей цели достаточно, в подтверждение этого, привести из ветхого завета пророчественное истолкование пророком Даниилом видения царя Вавилонского Навуходоносора. Есть на небесах Бог, открывающий тайны, сказал пророк Даниил, и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни.... Тебецарь, было такое видение: вот какой-то большой истукан, огромный был этот истукан; в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его—из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, частью глиняные. Ты видел егодоколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, железные и глиняные ноги его, и разбил их.Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались, как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю 1).

Что означает этот истукан?

По истолкованию св. пророка Даниила, это были главные четыре языческие царства, и, как оправдалось событиями, именно: Вавилонское или Халдейское; персидское или Мидо-Персидское, заключавшее в своем составе и прежнее Вавилонское; Греческое, воздвигнутое Александром Македонским на развалинах Персидской монархии и по смерти его разделившееся на четыре новые царства: и наконец Римское, всемирное, обнимавшее все известные тогда царства.

Что означает гора, от которой отторгся камень?      

Гора, от которой отторгся камень, первоначально означает Иудею, которой дано было обетование о рождении в г. Виѳлееме Избавителя мира, а также Иерусалим, эта гора Сион, как называет его слово Божие2). Из Іерусалима распространилось христианство во всем мире. Под горою в теснейшем смысле несомненно разумеется пресвятая Дева Мария, от которой неизреченно родился по плоти Единородный Сын Божий, Избавитель мира, Господь наш Иисус Христос.

1) Даніил. II, 29—35.
2)Псал. 47, 3.

Как понимать, что камень отторгся от горы без рук человеческих?

Должно исповедовать, что рождение обетованного Избавителя от Приснодевы Марии было сверхъестественное, по наитию св. Духа. Такое же сверхъестественное действие Божие было в устроении Христовой Церкви и в распространении христианства во всем мире.

Что значит, что камень, разбивший истукан сделался горою и наполнил всю землю?

Означает распространение христианства во всем мире и вечность царства Христова. И во днех царей тех, говорит пророк Даниил, возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплетсяи царство Его людям иным не останетсяистлит и развеет вся царстватое же станет во веки1).

Чем доказать, что царство, о котором здесь говорится, есть именно Царство Христово?

Для краткости в подтверждение этого сопоставим пророческие слова Даниила с благоговестием Архангела Гавриила пресвятой Деве Марии. Пророк Даниил говорит: видех во сне нощиюи се на облацех небесных яко Сын человеч идыги бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся. И Тому дадеся всяка власть и честь и царство, и вси людие, племена и языцы Тому поработают. Власть Его власть вечная, яже не прейдет, и Царство Его не разсыплется 2). Св. Архангел Гавриил сказал Пресвятой Деве: се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца3). Сыном человеческим, о котором говорит пророк Даниил, стал Сын Божий, когда воплотился для нашего спасения. Сам Он часто любил называть Себя Сыном человеческим4). Сего — то Сына Бог положи наследника всем, имже и веки сотвори5).

Как проявляется на земле царство Христово?

Царство Христово на земле есть царство благодатное, и проявляется в Христианской религии, в св. Церкви, которая содержит эту религию, и в управлении Иисусом Христом своей церкви и всего мира до скончания мира и будущего века, когда наступит царство славы.

 

1) Дан. II, 44.
2) Дан. VII, 13, 14.
3) Лук. 1, 31, 32, 33.
4) Іоаин. III, 13, 14. VI, 53 и проч.
5) Евр.1, 2.

 

IV. О ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ.

Что такое Христианская религия?

Христианская религия есть Новый завет, договор, союз, связь Бога с человеком, основанная на воплощении второй Ипостаси пресвятой Троицы, Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, —на Его учении, чудесах, пророчествах, на искупительных Его за нас страданиях, смерти и воскресении из мертвых, действиях ниспосланного Им от Отца в мир св. Духа, на учении Апостолов и пророков, объясняемом учением и преданием устроенной Господом кафолической или вселенской церкви.

Что такое церковь?

Церковь есть общество верующих в Иисуса Христа, Который есть основание и Глава церкви, соединенное и управляемое учением веры, священноначалием и таинствами.

Есть ли свидетельство в слове Божием, что Иисус Христос краеугольный камень основания церкви?

Св. Писание часто свидетельствует, что Иисус Христос есть камень основания церкви. Пророк Исаия от лица Божия говорил Иудеям: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что значит с нами Бог1). И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов ИзраиляТак говорит Господ Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанныйкраеугольный, драгоценный, крепко утвержденный! верующий в него не постыдится2).

Признавал ли себя сам Иисус Христос краеугольным камнем церкви?

Что Иисус Христос признавал Себя Основанием и краеугольным камнем церкви, это видно, между прочим, из Его притчи о виноградинке, в которой сказавши, что виноградари убили сына хозяина винограда, Господь обратился к Иудеям с такими словами! неужели вы никогда не читали в Писании! камень, который отвергли строителитот самый стлался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах ваших3). Тоже показывают слова Господа Апостолу Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей4). Здесь слова: на сем камени указывают на Иисуса Христа, как на основание церкви, а что это так, скажем ниже.

Называют ли апостолы Иисуса Христа краеугольным камнем церкви?

Апостолы часто говорят, что Иисус Христос есть краеугольный камень церкви. Так, скоро по воскресении Господа из мертвых, Апостол Петр говорил Иудеям: Иисус Христос есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла и нет ни в ком ином спасения5).

В каком смысле Иисус Христос называется краеугольным камнем церкви?

Название Иисуса Христа краеугольным камнем показывает, что Он есть единственное основание церкви, подобного которому нет и быть не может. Без этого основания не было бы и церкви. Ибо, как говорит Апостол, един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех6). И потому никто не может, как говорит Апостол, положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос7).

1)Исаіи. VII, 14. VIII. 14, 15.
2) Исаіи. XXVIII, 16.
3) Матѳ. XXI, 33—46. Псл. СХѴІІ, 22, 23.
4) Матѳ. XVI, 18.
5) Дѣян. IV, 10—11.
6) 1 Тимоо. II, 5, 6.
7) 1 Корине. III, 11.

Почему никто не может положить другого основания церкви, кроме положенного, которое есть Иисус Христос?

Церковь не есть человеческое учреждение, а Божественное дело. Иисус Христос, как Богочеловек, обладает, по существу всеми Божественными свойствами и совершеннейшими человеческими свойствами, исключающими всякие недостатки и всякую возможность греха. А потому, если Он, по благоволению и предвечному Троическому совету, Сам Себя положил в основание церкви, то этого основания достаточно во всех отношениях, на веки. Он раз умер за людей, навсегда победил ад и смерть. Воскресши из мертвых, Он более уже не умирает, и смерть Им более уже не обладает. Он равно никогда не изменяется, никогда не перестает быть Богом и человеком, ходатаем и спасителем людей во все времена, не теряет всемогущества, благости и других свойств своих. Каким есть вчера и сегодня, таким будет после и во веки веков1). И потому ни одна из тварей не может восхитить себе чести совершения спасения людей, которое уже совершено Господом, или положить новое основание церкви на основании или мимо основания, положенного Богочеловеком Иисусом Христом.

Почему Иисус Христос есть глава церкви?

Иисус Христос есть Глава церкви, потому что Сам основал ее, возвращает и созидает, защищает и охраняет ее2). И церковь, состоящая из всех верующих во Христа, живших, живущих и имеющих быть на земле, святых и грешных, но кающихся, по теснейшему единению со Христом, есть тело Его. Господь Глава церкви, потому что церковь земную и видимую соединил с церковью небесною, невидимою. Бог Отец, воскресив Иисуса из мертвых, и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою церкви, которая есть тело Его3). Потому-то Иисус Христос есть Глава церкви.  

1) Евр. XIII, 8.
2) Іоан. X, 11-16; XV, 5. Матѳ. XVI, 18; XXVIII, 20.
3) Ефес. 1, 20—23. IV, 15, 16. Колос. 1, 18. Сравн. Евр.1, 1—3.

 

V. ОБ УПРАВЛЕНИИ В ЦЕРКВИ.

Для управления в церкви не установил ли Господь видимого главенства в лице какого-либо Апостола?

Из Св. Писания нового завета не видно, чтобы Господь уcтановлял главенство в церкви в лице одного какого-либо Апостола. А из духа Евангельского учения вытекает необходимое заключение, что Господь и не имел намерения установлять такое главенство. Главенство в учреждении какой-либо власти показывает организацию этого общества на общих человеческих началах. Обыкновенно для управления какими-либо частями государственного строя или всем царством государи избирают чиновников образованных, и во главе их назначают министров, как бы глав этих учреждений, способных приводить в исполнение задачи государства. Не так Господь учреждает общество Апостолов для управления Своей церкви. Чем выше цель учреждения церкви и избрания Христовых учеников, тем слабее были их человеческие силы. Цель будущих проповедников Евангелия была победить заблуждения Иудеев, ниспровергнуть языческую религию, посрамить мудрость философов, изменить веками установившиеся языческие нравы, обычаи и самые законы, закрепляющие все это. Великая задача великих требует и сил, и средств от ее выполнителей. Кто же избран в проповедники этой неслыханной от века мудрости, в учители всего мира, в преобразователи всего человечества? Это рыбари, мытари, бедные, неученые, незнатные, бессильные, боязливые, не имевшие ни способностей, ни желаний, ни средств, чтобы вступить в борьбу с миром и победить его. Законы их действий заключались в следующем: не стяжите злата, говорит Господь, ни сребра, ни меди при поясех вашихни сумы в путни двою ризу, ни сапогни жезла. Иже аще не приимет васниже послушает словес вашихисходяще из домуили из града тогоотрясите прах ног ваших. Се, Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков. Внемлите же от человекпредадят бо вы на сонмы и на соборищах их биют васпред владыки же и цари ведет будете Жене ради, во свидетельство им и языком. И будете ненавидимы всеми имене Моего ради; претерпевый оке до конца, той спасен будет 1). Я думаю, говорит Апостол Павел о всех Апостолах, что нам, последним посланникам, Бог судил быт как бы приговоренными к смертипотому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа радиа вы мудры о Христе-, мы немощны, а вы крепки вы в славеа мы в безчестии. Даже до ныне терпим голод и жажду, и наготски побои таемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим нас хулят, мы молим, мы как сор для мира, как прах всеми попираемый до ныне 2). Для таких великих подвигов Апостолам необходимы были не главенство между ними одного лица, а внутреннее преобразование их ума и сердца и облечение их силою свыше. Преобразование их ума и сердца совершил Божественный их Учитель Иисус Христос, а осенил силою свыше Св. Дух. Иисус-Христос—вот кто их глава, и мудрость, и вся надежда в ожидаемых их трудах и подвигах Апостольской проповеди.

Не возникало ли вопроса о первенстве между Апостолами при жизни Спасителя, и как этот вопрос решен Господом.

Вопрос о первенстве возникал не раз между Апостолами, и всегда решался Господом в том смысле, что между ними не должно быть никого первого. Так однажды на пути в Каперному пришла ученикам Господа мысль: кто бы из них был больше. Пришедши в дом, они приступили к Иисусу и сказали: кто больше в царстве небесном. Иисус, видя помышления сердца их, спросил их: о чем вы дорогою рассуждали между собою? Они молчали, потому что спорили между собою: кто больше. И сказал им Иисус: кто хочет быть первым, будь из всех последний и всем слуга. И призвав дитя, поставил его посреди их и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесьи не будете, как детине войдете в царство небесное. И так, кто умалитсякак это дитятот и больше в царстве небесном 3). В другой раз Апостолы Иаков и Иоанн просили Господа, чтобы Он одного из них посадил по правую сторону Себя, а другого по левую в Своем царстве. Господь отверг их просьбу, а прочие Апостолы были недовольны такою просьбою двух братьев. При этом Господь дал всем Апостолам такое наставление: вы знаетечто князья народов господствуют над ними (народами), и вельможи властвуют ими. Но между вами не будет так, а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быт первым, да будет вам рабом 4). Спор о первенстве произошел между Апостолами и на последней тайной вечери Господней. Этот случай показывает, что Апостолы не знали и не признавали кого-либо из среды себя ни первым, ни главою, ни наместником Христа. Иначе не было бы и спора. При этом, если бы Спасителю угодно было учредить между Апостолами главенство или одно первенство, то Он учредил бы это именно теперь, на последней с ними вечери, когда делал последнее завещание и распоряжения, что они после Него должны делать. Но Спаситель не только не установил и теперь, как прежде, главенства в лице какого-либо Апостола, но решительно повторял прежнее свое учение 5) о смирении, терпении, страдании, равно и о том, что в Апостольской власти все они равны 6).

1 ) Матф. X., 9-22.
2) Корине IV 9—13. Текст приведен по русскому переводу.
3) Текст приведен по русскому переводу библии. Матф. XVIII, 1—4 Марк. IX, 33—36.
4) Текст приведен по русскому переводу: Матф. XX, 20—27.
5) Матф. XX, 20—27.
6) Лук. XXII, 24—30.

 

VI. О МНИМОМ ГЛАВЕНСТВЕ АПОСТОЛА ПЕТРА.

Откуда произошло мнение, будто Иисус Христос поставил Апостола Петра князем и главою Апостолов и всей церкви?

До IX христианского века ни Восточная, ни Западная церкви, согласно с Св. Писанием, не признавали учения, будто Апостол Петр был поставлен князем и главою Апостолов и всей церкви. Учение о главенстве Апостола Петра изобретено в IX веке на Западе, как основание для нового выдуманного учения о том, будто Римский Попа есть единственный наместник Иисуса Христа на земле и глава всей церкви. Изобретателям последнего учения необходимо было найти основание для него в Св. Писании, хотя бы с нарушением истины. Для этого они воспользовались теми текстами Св. Писания, в которых говорится не больше, как об одной только Апостольской власти Апостола Петра и поставили эти тексты в доказательство главенства Апостола Петра над всеми Апостолами. Между тем не обратили внимания на то, что в других местах Св. Писания есть совершенно ясные доказательства, что Господь дал всем вместе Апостолам такую же власть, какую дал Апостолу Петру, и что отдельное предоставление этой власти Петру было предупредительное только по обстоятельствам, а не нарочно устроенное в видах будто присуждения ему преимущества пред прочими Апостолами. Из мест Св. Писания, приводимых римско-католиками в доказательство главенства Апостола Петра, считаются главными два. Первое место у Евангелиста Матфея: (глав. XIII, ст. 18, 19) ты еси Петри на сем камени созижду церковь Моюи врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небеснаго и прочее. А второе место у Евангелиста Иоанна: глав. XXI ст. 15, 16, 17,—где Господь три раза сказал Петру: паси агнцы Мояпаси овцы Моя, паси овцы Моя. Мы прежде обратим внимание на эти тексты; а лотом скажем, признавали ли самые Апостолы Петра своею главою.

Что служило поводом к произнесению Спасителем слов: ты еси Петр (камень), и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небеснаго; и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех?1)

Поводом к таким словам Спасителя послужило следующее обстоятельство. Господу угодно было предупредить учеников о будущих своих страданиях, смерти и воскресении. Но чтобы воодушевить их надеждою лучшего, Он благоволил наперед торжественно открыть им тайну о Своем лице и сделал это так. Пришедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: кого мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго! Иначе за кого люди почитают Меня, Сына человеческаго? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр, отвечая, сказал: Ты еси Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ между прочим: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небеснаго; и еже аще свяжеши на землибудет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено па небесех?2). Вот повод произнесения Господом означенных слов.  

1) Матф. XVI, 18, 19.
2) Матф. XVI, 18, 19.

 

Так как Спаситель спрашивал всех Апостолов, то Апостол Петр отвечал Господу от одного ли своего лица, или от лица всех Апостолов?

Несомненно, что Петр отвечал от лица всех Апостолов. Это доказывается таким же ответом, бывшим раньше настоящего. Однажды Иисус Христос беседовал с Иудеями о необходимости для спасения вкушать Его тело и пить Его кровь. Некоторые ученики не из Апостолов соблазнились этим учением и перестали следовать за Иисусом. Тогда Господь спросил Апостолов: не хотят ли и они идти от Него? Тогда Симон Петр отвечал ему: Господи! К кому идемглаголы живота вечнаго имаши; и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос Сын Бога живаго 1). В обоих случаях ответ один, только сейчас приведенное признание Иисуса Христа Сыном Божиим сказано раньше в Капернауме, обширнее позднейшего и ясно видно, что сказано от лица всех Апостолов, а исповедание, за которое Господь сказал: ты еси Петр.... и проч., кратче прежнего и сказано позже, в окрестностях Кесарии Филипповой. Хотя в последнем месте Апостол Петр не сказал ясно, что он отвечает от лица всех Апостолов, но не сказал и того, чтобы он отвечал от одного своего лица; а принимая во внимание, что ответы в обоих местах одинаковы и сказаны в ответ на вопрос Господа, обращенный ко всем Апостолам, нужно признать за несомненное, что и последнее свое исповедание Апостол Петр изрек, не только разумея себя, но и подразумевая всех Апостолов. А если так, то нужно признать, что и Господь, отвечая Симону: ты еси Петр... и проч., разумел при этом не только Петра, но и всех Апостолов. Итак, нисколько не следует, чтобы словами: ты еси Петр и проч. Господь признал Апостола Петра главою всех Апостолов.

В какое время Апостолы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Бога живаго, позже ли исповедания Петрова, о котором идет речь, или раньше этого исповедания?

Было бы оскорбительно для чести Св. Апостолов предполагать, что они уверовали в Иисуса Христа Сына Божия, только после исповедания Петрова, как будто они научились вере от Петра, не самостоятельно и не по собственному произволению. Известно, что, исключая Иуды Искариотского, все Апостолы, также, как и Петр, веровали, что Иисус Христос есть Сын Божий, задолго до последней беседы с ними Господа. А именно, Андрей, брат Симона, первый уверовал в Иисуса Христа и привел к Иисусу самого Петра. За ним веровал Филипп. Он доказывал Нафанаилу, что Иисус есть обетованный Мессия. Какова была вера означенных , лиц, это видно из того, что Нафанаил, слышавший прежде суждения о Иисусе своих товарищей, после первого слова Господа к нему, воскликнул:

Равви (учитель!) - Ты еси Сын Божий, Ты еси царь израилев. 1). Не тоже ли сказал в последнем исповедании Петр, что сказал сначала Нафанаил? Так. Нафапаил высказал веру в Господа не только от себя, но и как общее признание своих товарищей. Далее Апостолы Иаков и Иоанн тоже веровали в Иисуса Христа Сына Божия, были преданы Ему и надеялись участвовать в славе Его царства 2). И Господь особенно отличал за горячность веры и любовь к Нему Петра, Иакова и Иоанна3). Веровали в Господа, исключая Иуды Искариотского, и прочие Апостолы. По свидетельству Евангелия, за веру Господь называл Апостолов Своими братьями и раз спросил: кто ест мати Моя, Кто суть братия Моя? И указав рукою Своею на учеников Своих, Господь сказал: Се мати Моя и братия Моя. Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже ест на небесех, той брате Мой, и сестра, и мати Ми есть4). О вере Апостолов радовался Иисус духом и с таким словом благодарения обратился к Отцу небесному: исповедаются, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою 5). Если прежние исповедания веры Апостолов не вызывали со стороны Господа похвалы подобно сказанной Петру, то это потому, что они были или одиночные, или менее торжественны, чем в последний раз. Теперь Господь Сам предложил Апостолам вопрос, за кого они Его почитают, для того, чтобы после исповедания, данного Петром, торжественно подтвердить важность как этого исповедания, так и обетования Господа устроить чрез Апостолов Церковь на этом исповедании.

1)Матф. XIII, 18, 19.
2) Іоан. 1, 40—49.
3)Матф. XX. 20-23.
4)Матф. XVII, 1.-ХХѴІ, 37. Марк. V, 37. Иоан. XIII,23. XXI,7—20.
5) Мат. XII, 47—50. 

 

На основании слов Спасителя: „ты еси Петр, и на сем, камени созижду церковь Мою“, можно ли считать апостола Петра краеугольным камнем церкви?

Никак нельзя признать Апостола Петра краеугольным камнем церкви, потому что, как уже сказано было прежде, камнем краеугольным или таким, к которому сходятся и на котором утверждаются все углы здания, есть Сам Христос. А почему так, на это представлены были доказательства. Прибавим еще новые. Спаситель сказал: на сем камени созижду церков Мою. Рождается вопрос: кто сей камень? Ответ ясен: этот камень есть то лице, на котором созданной церкви не одолеют врата адовы. А врата адова не одолели одного Иисуса Христа, а за Ним и не одолеют и Его церкви, следовательно, этот камень есть Христос.

Кроме того, поелику эти слова относились к Апостолу Петру, то для решения вопроса необходимо знать, кого Апостол Петр разумел под камнем, на котором созидается церковь. Кого же? Никого другого Он не разумел, кроме одного Спасителя. Об этом Апостол Петр два раза засвидетельствовал. Так, пред князьями, старцами и книжниками Иудейскими Он сказал: Сей (Иисус) ест камень укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла, и несет ни о едином же ином спасения 1). Затем в своем послании Апостол Петр всем возвещает: Понеже вкусисте, яко благ Господ. К Нему же приходяще, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен. Зане писано есть в писании, се полагаю в Сгоне камень краеуголен, избран, честен: и веруяй в он, не постыдится. Вам убо честь верующим, а противящимся камень, егоже не брегоша зиждущий, сей быст во главу угла и камень претыкания и камень соблазна 2).

1) Лук. X. 21.
2) Деян. IV. II..

Этими словами Апостол Петр сам решает исследуемый нами вопрос. Иисус Христос обещал устроить на камне церковь. Апостол Петр не только указывает, что этот камень есть Христос, но и приглашает верующих приходить к этому живому камени Христу и созидаться в храм духовный. Для большей ясности какое значение имеют слова: Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь, мы решим следующий вопрос:

Апостол Петр принадлежит ли к церкви, которая созидается на указанном камени, или не принадлежит?

  Без сомнения Апостол Петр принадлежит к церкви, которая созидается на указанном ему камени. Почему? Потому что уверовал в Иисуса Христа и сказал: ты еси Христос Сын Бога живаго; но в Него уверовали и другие, и все верующие составляют церковь. Если так, то Апостол Петр не тот камень, на котором созидается церковь, а один из тех камней, из которых состоит церковь, как сам Апостол Петр сказал верующим: и сами, яко камение живо зиждитеся в храм духовен 1).

Не служит ли Апостол Петр основанием на основании, иначе не основан ли он один на Иисусе Христе, а прочие Апостолы на Петре и все верующие на Апостолах?

Если допустить, что Апостол Петр есть основание церкви на основании главном Иисусе Христе, то нужно было бы допустить два основания для церкви—Иисуса Христа и Петра.

А возможно ли чтобы у церкви было два основания равных?

Решительно итого нельзя допустить, потому что это противоречью бы учению Св. Писания и учению самого Апостола Петра. В Св. Писании сказано: основания иного никтоже может положитепаче лежащаго, еже есть Иисус Христос 2). Апостол Петр учит: несть иного имени под небесам даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам3), следовательно Апостол Петр не есть второе основание церкви но Христе.

Слово Божие не называет ли всех Апостолов камнями оснований церкви, и в каком значении?

В Св. Писании все Апостолы называются камнями основании церкви в том смысле, что они сами основаны на краеугольном камне Иисусе Христе и, но отношению к этому основанию имеют равное значение, хотя бы некоторые из них почитались первыми. Это первенство между равными primus inter pares. Апостолы называются основаниями церкви потому, что они были первыми Богоизбранными проповедниками Евангельского учения людям, первые распространители христианства и первые строители церковных таинств и всего церковного порядка. Апостол Павел о всех Апостолах говорит: мы соцработники у Господаа вы Божия ниваБожие строение. Я по датой мне от Бога благодатикак мудрый строительположил основаниеа другой строит на нем4). В другом месте он яснее выражает тоже учение, когда говорит, что христиане утверждены на основании Апостолов и пророковимея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем5). Евангелист Иоанн Богослов видел в откровении, что стена небесного Иерусалима, означающего церковь, имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца6). А потому несправедливо некоторые называют только Апостола Петра камнем, на котором созидается церковь. Все Апостолы, по выше изложенным свидетельствам слова Божия, суть камни, на которых созидаются стены небесного Иерусалима или Христовой церкви.

1) I Петр. II, 5.
1) 1. Кор. ІП, II.
2) Деян. IV, 12.
3) 1. Корин. III, 9, 10.
4) Ефес. II, 20.
5) Апок. XXI, 14.
6) Матф. XVI, 19.

 

Что означают слова Господа, сказанные Апостолу Петру: „и дам те ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешили! на земли, будет разрешено на небесех1), и получили ли прочие Апостолы такую же власть?

Этими словами Господь обещал дать Апостолу Петру власть отпускать и удерживать грехи людей и вообще власть суда в церкви; но скоро после того Господь дал обетование такойже власти всем Апостолам и всей церкви одними и теми словами: аминь глаголю вам, сказал Господь елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех2). Необходимо знать, что слова Господа, сказанный Апостолу" Петру: ты еси Петри на сем Камени созижду церковь Мою и проч. а равно и слова: дам те ключи царства небесного и проч. заключают в себе обетование о будущем. Это обетование исполнилось по воскресении Господа из мертвых. Об устройстве церкви Господь сказал Апостолам: шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари 3). Шедше научите вся языки, крестяще их во Отца и Сына и Св. Духа4). Кроме того в продолжении сорока дней по своем воскресении Господь являлся им и говорил о царствии Божием5). Относительно власти и суда церкви воскресший Господь, дунувши, сказал Апостолам: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся, то есть, кому простите грехи, тому простятся, на ком же оставите, на том останутся.

Какое же следует общее заключение о значении слов: ты еси Петр и пр?

После всего сказанного ясным становится, что словами: ты еси Петр и проч. Господь предоставляет Апостолу Петру, как первому между равными и как, но ревности отвечавшему за других, Апостольскую власть устроять церковь и производить суд в церкви посредством вязания или отпущения грехов. Но такую же власть получили прочие Апостолы, равные по апостольству с Петром и нисколько не подчиненные ему. Прекрасно объясняет это место писания западный учитель блаженный Августин. „Петр, говорит он, в порядке Апостолов первый, в любви ко Христу пламеннейший, часто один отвечает за всех. Так, когда спрашивал Господь: кого глаголют Его человецы быти и ученики представляли в ответ разные мнения людей; Господь опять спросил и сказал: вы же кого Мы глаголете быти,— Петр отвечает: Ты еси Христос, Сын Бога живаго. Один дал ответ за всех: единство во всех. Тогда говорит ему Господь: блажен еси, Симон вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже есть на небесех. Потом присовокупил: и Аз тебе глаголю. Как бы так говорит Он: „так как ты сказал Мне: Ты еси Христос, Сын Бога живаго, — то и Аз тебе глаголю: ты еси Петр. Прежде он Симоном назывался, а это имя, чтобы звался Петром, Господом возложено на него, и это в том значении, чтоб он знаменовал церковь. Поелику камень—Христос, то Петр— христианский народ. Ибо камень (petra) есть имя коренное. Потому Петр от камня, а не камень от Петра; равно как Христос не от христианина, но христианин от Христа получает имя.    И так ты, говорит, Петр и на сем камне, который ты познал, говоря: Ты еси Христос, Сын Бога живаго, —созижду церковь Мою, то есть, на Мне Самом, Сыне Бога живаго, созижду церковь Мою; на Мне созижду тебя, а не Меня на тебе“. Православная церковь, содержа такое же учение об означенных словах Господа, выражает это и в своих церковных песнях, когда, например поет: камень, егоже не брегоша зиждущийсей бысть во главу угла. Той есть камень, на немже утверди церковь Христос, юже от язык искупи.

1) Мат. XVIII, 18.
2) Марк. XVI, 15.
3) Мат. XXVIII, 19.
4) Деян. 1, 3.
5) Иоан. XX, 22, 23.

 

Как читается второе место свящ. Писания, приводимое в доказательство главенства Апостола Петра?

Это второе место читается у Евангелиста Иоанна так: глагола Симону Петру Гису: Симоне Иоан! любиши ли Мя паче сих? глагола Ему: ейГосподи, Ты веса, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин! любиши ли Мя? Глагола Ему: ей, ГосподиТы веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин! Любиши ли Мя? Оскорбе же Петряко рече ему третие—любиши ли Мя, и глагола Ему: Господи! Ты вся веси: Ты впей, япо люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя.

Как изъясняют это место римско-католики?

Римское - католики объясняют это место так. Слова: паси... паси... паси, повторенные три раза, означают пасти и управлять Церквию с верховною властию и председательством. Слово: агнцы, означает, будто, верующих мирян. Первое слово: овцы, сказанное Господом, указывает будто на Апостолов, а второе: овцы — на преемников Апостолов—всех Епископов и пастырей Церкви. И потому, римско-католики говорят: то, что Иисус Христос обещал Апостолу Петру словами: Ты еси и Петр и проч..., то теперь ему вручает, а именно верховную власть или главенство над всею Церковью и самими Апостолами.

Правильно ли такое объяснение?

Такое объяснение выше означенных слов и всей беседы Господа совершенно ложно. В свящ. Писании ветхого и нового завета слово: паси везде означает: будь пастыремнаставляй, управляй, имей власть. Наприм. Апостол Петр пишет: пастырей ваших умоляю я, сопастырьпасите Божие стадокакое у васнадзирая за ним непринужденноно охотно, не для гнусной корыстино из усердия, П не господствуя над наследием Божиимно подавая пример стаду 1). Этими словами Апостол Петр ясно и достаточно опровергает толкование римско-католиками слов Господа: паси агнцы Мояпаси овцы Моя и проч., сказанных ему в упомянутой беседе. Ап. Петр называет себя сопастырем, т. е. таким же пастырем, как и другие, равным с другими, не называет себя главою пастырей, а—сопастырем, собратом. Апостол Петр отвергает не только всякую мысль о своем главенстве над пастырями, но и пастырям, своим преемникам, заповедует, чтобы они не искали главенства, не господствовали над наследием Божиим2). Далее в слове Божием пастыри, кто бы они ни были, никогда не называются овцами, а овцы никогда не называются пастырями, словом эти два понятия пастырь и овцы не смешиваются. Например пророк Иезекииль от лица Божия говорит: Оле пастыри Израилевыеда пасут пастыри самых себе? Не овец, ли пасут пастыри? Иначе по русскому переводу Библии: горе пастырям Израилевымкоторые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри3)? 

1) I Петр. V, 1—3.
2) I Петр. V, 1—3.
3) Иезекіил. XXXIV, 1—3.

Этими словами ясно различается пастырь от овец и от стада и потому возможно ли в беседе Господа под первыми словами: паси овцы... разуметь Апостолов, а под вторым выражением: паси овцы... всех епископов и пастырей церкви? Нет. Как агнцы, так и овцы составляют стадо, которое, по словам пророка Иезекииля, должны пасти пастыри. Пастыри, но учению пророка, не составляют стада, и не-могут пасти себя самих. И потому, когда Господь сказал Симону Петру: паси агнцыпаси овцы, паси овцы, то разумел не Апостолов, и их преемников, а верующих в Него по гласу Апостолов, иначе Господь давал Апостолу Петру такую же власть пасти стадо Христово, как и всем Апостолам. В этом мы еще более убедимся, когда обратим внимание на то, как Сам Господь различает понятие о пастыре от понятия об овцах. Вот слова Господа: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инудетой тать есть и разбойник, а входяй дверьми, пастырь есть овцам. Сему дверник отверзает, и овцы глас его слышати своя овцы глашаете по имени и изгонит их. И егда своя овцы ижденет, пред ними ходит, и овцы по нем идутяко ведят глас его1). Здесь ясно полагается различие между пастырем и овцами. Возможно ли, чтобы Иисус Христос, назначив апостолов пастырями церкви, в тоже время превращал их в овец Апостола Петра? Если бы Господь под именем овец разумел Апостолов, то что означали бы следующие слова Господа: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего? Неужели Апостолов? Но Апостолы были от двора иудеев, и уже приведены во двор, а овец, которые не от сего двора, еще нужно было обратить из двора язычества во ограду церкви верующих: и тыя Ми подобает привести, говорит Господь, и глас мой услышат2). И так словами: паси овцы Моя Господь давал Апостолу Петру власть Апостольскую и пастырскую, наравне с прочими Апостолами, но не главенство, как разумеют римско-католики. Наконец во всех местах, где Господь говорит о власти Апостолов, Он нисколько не выделяет Апостола Петра, а одинаково как ему так и всем прочим дает власть и значение. Так Господь всех равно Апостолов называет своими учениками3) Апостолами4), светом мира5) своими друзьями6) и братьями7), равно всем им обещал, что они сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израильских8). Так и в беседе по воскресении из мертвых Господь, говоря Апостолу Петру: паси агнцы, паси овцы и проч. вручает; ему ту же власть, какую возносясь на небо, по воскресении, дал всем Апостолам, говоря: шедще научите вся языкикрестящее их во имя Отца и Сына и Святаго Духаучаще их блюсти вся, елика заповедах вам9). Якоже посла Мя Отеци Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: преимите Дух Свят. Имже отпустите грехиотпустятся им: и имже держитедержатся, т. е. кому простите грехи, тому простятсяна ком оставите, на том останутся 10).

Почему Господь три раза сказал Апостолу Петру: паси агнцы Моя, паси овцы Моя, паси овцы Моя?

Три раза Господь повторил Петру слова: паси и проч. для изглаждения троекратного отвержения Петрова. Пред страданиями на последней тайной вечери Господь сказал всем Апостолам: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь. Затем обратившись к Петру Господь сказал: Симон! Симон! Сесатана просилчтобы сеять васкак пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты некогдаобратившисьутверди братьев твоих. Петр с самоуверенностью отвечал Господу: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Господь отвечал: говорю тебеПетрне пропоет петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня11). Так и произошло. Прочие Апостолы только соблазнились и, оставив Иисуса, все бежали12).

1) Иоанн л гл. X, ст. 1—4.
2) Иоанн. X, 16.
3) Иоанн. XIII, 35.
4) Луки. VI, 13.
5) Матф. V, 14.
6) Иоанн. XV, 15.
7) Матф. XII, 49.
8) Матф. XIX, 28, 29.
9) Матф. XXVIII, 19.
10) Иоанн. XX, 22, 23.
11) Матф. XXVI, 31- 35. Луки, XXII. 31—34.
12) Марк. XIV, 50.

 А Петр хоть не бежал, но за то трижды отрекся от Него. И вспомнил он слово, сказанное ему Иисусом об отречении и, вышед вон с того места, где отрекся, плакал горько1). Молитва Господа о Петре и покаяние Петра спасли его. По воскресении Иисус Христос утешил Петра своим явлением и восстановлением в Апостольское достоинство, из которого он ниспал своим три кратным отречением. Это восстановление описано Евангелистом Иоанном Богословом таким образом. По воскресении Иисус явился ученикам своим, между прочим, при море Тивериадском. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Иначе сказать: ты некогда хвалился, что если и все Апостолы соблазнятся, ты не соблазнишься о Мне, скажи теперь, когда они только соблазнились, а ты отрекся Меня три раза, скажи, любишь ли Меня больше, чем они? Петр не смел в ответ утверждать, что он любит Иисуса больше других. Отречение показывало другое. И потому он мог сказать только: так-ГосподиТы знаешь, что я люблю Тебя. Не на собственном самоуверенном свидетельстве Петр основывает доказательство своей любви к Господу, но на знании самого Господа. За такое смиренное исповедание любви Иисус сказал Петру: паси агнцев Моих. Но этого оказалось мало. Не один, а три раза отрекся Петр Господа. Необходимо Петру свидетельствовать не о том уже любит ли он Господа больше других, а о том, любит ли он Его хоть наравне с другими Апостолами. И потому Господь сказал Петру еще в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Господь спросил теперь о простой любви. И Петр, ссылаясь на знание Господа, но прежнему отвечал: так, Господи! Ты знаешьчто я люблю Тебя. Господь оценил такое исповедание Петра. После первого ответа Он поручил ему пасти агнцев, младенцев по вере, а после второго—овец, более совершенных в вере. Паси овец Моих, сказал Господь Петру. О таких младенцах и более совершенных по вере говорит сам Апостол Петр, когда пишет: как новорожденные младенцывозлюбите чистоесловесное молокодабы от него возрасти вам во спасение2). Впрочем, Господь в третий раз спросил: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? В Евангелии говорится, что Петр опечалился от такого в третий раз вопроса. Он вспомнил о тяжком своем падении. Троекратное отречение от Господа показывало, что отрекшийся не любил Иисуса Христа больше других, не любил Его наравне с другими, не имел к Нему никакой любви. Есть, о чем печалиться; есть, о чем плакать. Прежде Петр плакал горько об отречении, а теперь при третьем вопросе о любви печалится, воспоминая отречение и плачь Господи, сказам ПетрТы все знаешь; Ты знаешьчто я люблю Тебя. За то Господ проливает великое утешение в сердце Петра, когда в третий раз сказанными словами: паси овец Моих совершенно восстановляет его от падения в звание Апостольства. И так в означенной беседе словами: паси агнцы Моя, паси овцы Мояпаси овцы Моя, Господь дает Апостолу Петру не главенство, а потерянное отречением высокое Апостольское достоинство.

Был ли Ап. Петр видимою главою Церкви и наместников Иисуса Христа, когда Он, вознесшись на небо, стал невидим?

Апостол Петр не мог быть и не был видимою главою и наместником Иисуса Христа, по вознесении Его на небо, потому что в учреждении и бытии такой главы и наместника не было и нет нужды. 1) Господь, вознесшись на небо, не прекратил своего общении с Церковью. Его невидимое и деятельное присутствие в Церкви обнаруживается в благодатных действиях и в управлении Церковью посредством видимого Богоучрежденного священноначалия. А это вполне заменяет видимое присутствие Иисуса Христа и устраняет нужду в видимом главенстве. Возносясь на небо, Спаситель сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века 3).

1) Матф. XXVI, 69-75. Марк. XIV, 66—72. Луки, XXII, 55—62.
2) I Петр. II, 2.
3) Матф. XXVIII, 20.

Не одному Петру, а и всем Апостолам, и их преемникам Господь сказал по воскресении и при вознесении на небо: иже oтпycmume грехи, отпустятся им и иже держите держатся1). Шедше в мир весь проповеди-те евангелие всей твари2). Шедше научите вся языки3). 2) Иисус Христос, как Глава, сообщает свои Божественные свойства всей Церкви, в совокупности, а не одному лицу и притом по преемству. Церковь обладает всемогуществом, и врата адова не одолеют ей4). Церковь обладает непогрешимостью. Ее всегда учит Св. Дух, Который, по ходатайству Сына Божия, сошёл на Апостолов и всех верующих, пребывает и пребудет в Церкви во век5). Она ест, столп и утверждение истины6). Она есть тело Христа, полнота наполняющего все во всем 7). А каждый верующий, как бы он не был велик, есть не более, как член Церкви. И епископы, преемники Апостолов, хотя и суть главы частных Церквей, как предстоятели их, но ни один из них не может быть одною видимою главою всей Церкви. И Апостолы, и епископы, патриархи и папы и все верующие, будучи в частности членами Церкви, все в совокупности суть тело Церкви, глава которой Христос. Как тело, по учению Апостола Павла, несть един уд, (член), но нити так и наоборот один член не может быть всем телом, тем более не может из члена превратиться в главу. А потому если полнота даров, которую дарует Христос, бывает во всей Церкви, то полнота всей Церкви не может быть всегда и в одинакой степени в одном каком-либо члене Церкви по преемству. Напротив, в членах полнота даров может оскудевать; хотя бы кто из епископов, наприм. римских, и присвоил себе название главы и наместника Иисуса Христа, но это не освобождает его от возможности впадать в заблуждения, быть отлученным от Церкви и погибать. Следовательно, он не может принять на себя титула непогрешимого, всевластного начальника и главы всей Церкви. 3) Иисус Христос, возносясь на небо, сказал: дадеся Ми всякая власть на небеси и на земли 8). Но нигде в свящ. писании нет указания, чтобы одному лицу, хотя бы и римскому епископу, предоставлялась всяка власть на небеси пи на земли. Распространение христианства на земле, управление и руководство Церковью для достижения высочайших ея целей требовало, чтобы Победитель смерти и ада взошел от земли на небо, прошел внутреннюю небесную завесу, во святая святых9), сел там одесную Бога Отца, управлял Церковью и царствовал, допдеже положит вся враги под ногама своима10). И теперь исполняется и исполнится слово Господа: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе11). И так не могло и не может быть на земле ни между Апостолами, ни между их преемниками—епископами, такого лица, которое бы во всех отношениях могло заменять на земле невидимую Главу Церкви Иисуса Христа. После того неудивительно, что ни в Деяниях Апостольских, ни в их посланиях нет ни малейшего намека на главенство или наместничество кого либо из Апостолов; напротив, указывается, что в апостольской Церкви строго оберегалось соборное управление Церковью12). Апостол Павел обличал в некоторых одну мысль о каком-либо преимуществе между Апостолами, и так писал: сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов, я Аполлосовя Кифин (Петров) . Не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служителичрез которых вы у веровали 13). 


И в  наменитых чем либокакими бы ни были они, когда либодля меня нет ничего особенного. Бог не взирает на лице человека1). Я Павел Апостол избран не человеками (не Петром, не Иоанном, не Иаковом) и не чрез человекано Иисусом Христом и Богом Отцем14). И узнав о благодати, данной мне, Иакови Кифаи Иоаннпочитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения15). Потому-то Апостол Петр, признавая себя, как и Апостола Павла и всех Апостолов равными, писал верующим: возбуждаю воспоминанием ваш чистый смысл: помянута прежде реченныя глаголы от святых пророк и апостол ваших. Якоже и возлюбленный наш брат Павел по данной ему премудрости написа вам16).

1) Иоанна, XX. 23.
2) Марк. XVI, 15.
3) Матф. XXVIII. 19.
4) Иоанн. XIV. 16. 26.
5) I Тимоф. ПІ. 15.
6) Ефбс. I. 23.
7) I Коринѳ. XII. 14.
8) I Коринф. XII, 14.
9) Матф. XXVIII, 19.
10) Евр. I, 3, 13. VII, 26. VIII, 1. IX, 11, 12.
11) I Коринф. XV, 25.
12) Иоанн. XII, 32.
13) В первой своей речи по сошествии Св. Духа Ап. Петр от лица всех Апостолов (ставь же Пётр со единадесятыми), сказал: ему же (воскресению Господа) вси мы есмы свидетели. Сльпиавше же умилишаси сердцемъ и реша Петру и прочимъ Апостолом (Деян. гл. II, ст. 14, 32, 37). В своих действиях Апостол Пётр давал отчёт Церкви (Деян. XI, 1—-18). Вопрос, следует ли уверовавшим язычникам соблюдать обрезание и друге законы Моисеевы, решён не волею Ап. Петра, но собором (Деян. XV, 22—28). Апостолы действовали по указанию Св. Духа, а не Петра і (Для. XIII, 2,3).15) I Коринф. I, 11—12.1) Там же III, 4—5. Ефѳс. 1, 17—13.

14) Галат. П, 6, 11—14. Евр. II, 7—10.
15) Там же. I, 1.
16) Там же, II, 7—9.

 

VII. О ПЕРВЕНСТВЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ.

Какая из христианских Церквей должна признаваться первою по духовному достоинству?

Та, которую Сам Бог признает такою. Это— Церковь Иерусалимская. Она ест Матерь всех Церквей. В Иерусалиме много раз повторялись пророками обетования о Мессии. В Иудее родился Иисус Христос, проповедовал Евангелие. В Иерусалиме Он принес за нас в искупительную жертву Самого Себя. В Иерусалиме сошел Дух Святой на Апостолов. Из Иерусалима христианство распространилось по всему миру. Вот потому-то Слово Божие и превозносит город Иерусалим такими высокими похвалами, каких не удостаивался никакой другой город, хотя бы считавшийся всемирною столицею. Во втором псалме св. Давида пророчески представляется, что Бог Отец помазал Сына Своего царем над Сионом, св. горою Его1). Пророк Исаия говорит: и будет в последние днигора дома Господня будет поставлена во главу гор (то есть Иерусалим будет поставлен, с пришествием на землю Иисуса Христа, выше всех других городов мира) и возвысится над холмамии потекут к ней все народы, и пойдут многие народы и скажут: приидитеи взойдем на гору Господнюв дом Бога Иановлева, и научит Он нас своим путям, и будем ходит по стезям Его. Ибо от Сгона выйдет закони слово Господа из Иерусалима2).

Спаситель Христос называет Иерусалим городом Царя великаго3), то есть Бога. Великое дело спасения рода человеческого, совершенное Господом в Иерусалиме, дало св. Апостолам основание самую Церковь Христову называть небесным Иерусалимом. Вы, говорит Апостол Павел, приступили к горе Сиону, и ко граду Бога Живагок небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства4). Иоанн Богослов говорит в Откровении: Я Иоанн видал святой город Иерусалимновый, сходящий от Бога с неба, приготовленныйкак невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками5). Св. отцы Церкви также называют Иерусалимскую Церковь материю всех церквей. В одной церковной песне так поется; радуйся Сионе святой, мати церквей, Божие жилище! Ты бо приял еси первый оставление грехов воскресением6). Напротив, ни один из Апостолов не придавал подобнаго значения Риму, тогдашней столице всего мира. А в Откровении Евангелиста Иоанна Богослова Рим, но своему тогдашнему нечестию получил название Вавилона: пал, пал Вавилон! горе, горе тебе, великий город Вавилон7). О падении языческого Рима со всею его всемирною власти и славою открыто было Богом еще вавилонскому царю Навуходоносору, тоже бывшему всемирному обладателю. Он видел в откровении, как от удара камня, отторгнутого от горы без человеческих рук, разрушился разносоставный великий истукан, изображавший в числе других царств и всемирное Римское царство, и как этот разрушенный в своих частях истукан сделался как прах на летних гумнах, и ветер унес их (части), и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою, и наполнил всю землю8). Известно, что упоминаемый здесь камень есть Христос, родившийся в Вифлееме от приснодевы Марии. Христианство, насажденное Господом в Иерусалиме, распространилось и наполнило всю вселенную, а от языческой славы древнего Рима не осталось следа. Может ли христианский Рим присваивать себе славу первенства христианского Иерусалима? Из всего, что сказано выше, остается убедиться, что не может.

1) Псал. II, ст 6.
2) Исаии: II, 2, 3.
3) Матф. V, 35.
4) Евр. XII, 22, 23
5) Апокал. XXI, 2, 3.
6) Стихара на Господи воззв. 8 гласа Октоиха.
7)Апокал. XVIII, 2, 10.
8) Даниила, глава вторая, ст. 1—47.

 

Правда ли, что вселенские соборы определили главенство Римского папы над всею Церковью?

Такого определения ни один вселенский и даже поместный собор не постановлял. Были на соборах определения о первенстве чести, а не власти. По этим постановлениям первенство или старейшинство чести принадлежало: 1) Епископу Рима, ради столичного города Рима, 2) Константинопольскому епископу, ради столицы нового Рима. Затем: 3) Епископу Александрийскому 4) — Антиохийскому и 5)—Иерусалимскому, —ради важности им подчиненных в церковных делах областных городов и округов. Слова: первенство или старейшинство вселенскими соборами одинаково относились ко всем означенным епископам или папам н патриархам. Это видно из 5 и 7 правил 1-го вселенского собора: да держатся древние обычаи, сущие в Египте, Ливии и Пентаноле, дабы над всеми ими власть имел Александрийский епископ, ибо и римскому сие обычно. Подобно и в Антиохии и в прочих областях свои старейшинства да сохраняются церквам". „Понеже утвердися обыкновение и древнее предание, чтобы чтити епископа, пребывающаго в Елии (Иерусалиме), то да имеют он последование чести с сохранением достоинства, присвоенного мнтрополии“. 3 правилом XIII вселенского Константинопольского собора повелевается: „Константинопольскому епископу иметь старейшинство чести по римском епископе; ибо новый Рим (Константинополь) есть столица государства’’; 28 правило IV вселенского Халкидонского собора говорит: „определяем и постановляем о старейшинстве святейшие церкви Константинополя, нового Рима; ибо престолу древнего Рима, ради царствующего сего града, отцы прилично дали первенство. И по тому же уважению сто пятьдесят боголюбивейшие епископы равное старейшинство предоставили святейшему престолу нового Рима, нашед то правильным, чтобы град, возвышенный пребыванием царя и синклита, пользующийся равным старейшинством с древним царственным Римом, также, как и сей, возвеличен был и в делах церковных, яко вторыя по нем“. Тоже говорит 36-е правило Трульского пято-шестого, имеющего значение вселенского, собора.

Первенство чести не предоставляло Римскому папе права вмешиваться в управление других патриаршеских округов и всей Церкви?

Это строго запрещено было вселенскими соборами, как это ясно показывают толкователи правил этих соборов, Зонара, Аристин, Вальсамон и другие. Аристин, например, говорит: „над Египтом и Ливиею; и Пентаполем должен иметь власть Александрийский епископ, —Римский над областями, подчиненными Риму, а Антиохийский и прочие над своими. Каждый патриарх должен довольствоваться своими преимуществами, и никто из них не должен восхищать иной области, которая прежде и от начала не была под его власти, ибо это есть надменность мирской власти 1).

В ограждение такого распределения и независимости между церковными областями и патриаршествами III вселенский Ефесский собор 8 правилом так определил: ..да не приступятся правила отец, да не привзидет, под видом священнодействия, гордость светской власти, и да мало-помалу неприметно не утратим той свободы, которую своею кровию даровал нам Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков”. Блаженный Иероним в послании к папе Евагрию такое выразил понятие о равной важности всех церквей и их епископов: „не должно почитать Церковь города Рима другою, нежели Церковь всего мира. Если рассуждать о важности, то мир больше Рима. Где бы ни был епископ, в Риме ли, или на Дону, или в Евгубии, он имеет тоже достоинство, тоже священство. Великолепие богатства и смирение нищеты не делает епископа ни высшим, ни низшим2).

1) Смотр. Чтен. Общ. Люб. дух. Просвѣіц. Толков. на 6
2) ЕрistoІ. аd Еѵаrgіum.

Какое понятие должно иметь о положении Римского папы по отношению к Церкви и ее соборам?

Это понятие выражено в определениях, Парижскими учеными представленных Костанскому римско-католическому собору 1414 года. Вот некоторыя из этих определений.

„Воинствующая Церковь, представляемая священным собором, необходимее паны; ибо никому не случается приобресть спасение вне Церкви; тогда как многие спаслись без папы. Также, когда вовсе не бывает пап, многие спасаются посредством св. крещения, а другие посредством покаяния".

„Церковь сильнее и могущественнее папы; потому что написано: и врата адовы не одолеют ей, которые часто преодолевали пап".

„Церковь вернее и постояннее в вере, нежели папа: ибо случается, что папа бывает еретик и погрешает касательно веры. Но этого никак нельзя сказать о вселенской Церкви".

„Церковь умнее папы, по причине великого множества мудрых, сущих в Церкви, в коих мудрость обильнее и многообразнее, нежели в одном человеке, именуемом папою”.

„Церковь вселенская выше папы, но отношению к необходимости, почтительности, мужеству и мудрости. Христос, жених Церкви, дал ей, невесте своей, ключи царства своего с другими дарованиями. Это доказывается изречением блаженного Августина, который в толковании на Матфея гл. XVI, 1 ст. 16, говорит: „Петр означает Церковь”. И ниже: „Церковь основана на Христе, от Него получает власть вязать и решать”. Из сего следует, что Церковь вселенская не от папы имеет ключи царства небесного, а напротив папа от Церкви, которая посредством избрания дает ему власть действования и употребления ключей". ..Церковь, в достаточном количестве членов своих собравшаяся, может данные ей от Христа ключи употреблять во многих случаях,—может и папу, и каждого члена Церкви судить, исправлять и на законном основании низлагать; ибо позволительно исторгать меч из руки бешенного. Власть, которую имеет папа, или иной кто-либо от Церкви, дана ему не на разрушение, а для назидания; следовательно, если он употребляет ее на разрушение и к соблазну целого христианского народа, позволительно отнять ее из рук его" 1).

1) Ріева соііесііо Сопсіііог. Мапеіі, Топі XXVIII, соі 22—23. Объ отнош. Римск. церкви къ другимь церквамъ. С. П. Б. 1864 г. Ч. I, стран. 230 —231. На Констанскомъ соборѣ предсѣдательствовалъ папа Іоаннь XXIII.

VIII. О СРЕДОТОЧИИ ВЛАСТИ ВО ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

В чем состоит средоточие власти в Церкви после времен апостольских?

Такое средоточие власти, но учению Иисуса Христа и Апостолов, состоит во вселенских соборах и их определениях. В собраниях пастырей, представителей всей Церкви, Господь обещал являть свое особое присутствие. О решении важных дел Он сказал: повежд церкви. Идеже бо есть два ила трие собрани во имя Моету есмь посреди их1). На таких соборах являет особое свое присутствие и Св. Дух, пребывающий в Церкви. Господь так сказал об этом: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век, Дух истины2). Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину3). Той вы научит всему. В Деяниях Апостольских говорится, что в собраниях тогдашней Церкви, после общей молитвы, Св. Дух проявлял свое особое присутствие и внушение. Так в определении Апостольского собора относительно вопроса об обрезании язычников сказано: изволися Св. Духу и нам5). Апостол Павел называет Церковь столпом и утверждением истины: да увеси, како подобает в дому Божии житияже есть церковь Бога живастолп и утверждение истины5). Вселенская Церковь есть и будет во век совершеннейшим органом Св. Духа. Чрез нее Он изрекает непогрешимую истину. В этом смысле Церковь признается непогрешимою, и мы, согласно с учением символа веры, веруем во едину, святуюсоборную и Апостольскую церковь.

1) Матф. XVIII, 17, 20.
2) Іоан. XIV, 16.
3) Там же. XVI, 13.
4) Іоан. XIV, 26.
5) Дѣян. XV, 28.

Правда ли, будто Римским папам принадлежало и должно принадлежать средоточие власти всей Церкви во вселенной на основании исторических прав.

Не правда, как это видно из определений вселенских соборов, выше приведенных. На Западе несправедливо утверждали, будто на такое средоточие власти дает право Рим-древняя столица Римской империи. Значение Рима было только внешнее и притом временное. Со времени перенесения столицы в Константинополь старый Рим не мог иметь влияния на всю империю, особенно с того времени, как восточная и западная империи стали независимы друг от друга. Правда, в средние века (X—ХѴII) Римские папы получили преобладающее влияние на дела. Но из этого не следует, что приобретение такой власти основано на божеских и человеческих законах. Только невежество тогдашних времен могло временно подчиниться выдуманным доказательствам ультрамонтанства. Однако религиозные войны и возникновение лютеранства и протестантства свидетельствовали о ненормальном состоянии церковной жизни и о религиозном сознании народов Запада. Подобного явления не было в Византийской империи. Дух православной веры не только оберегал и распространял в народах высокое просвещение наук, но и давал им свободу духа, поощрял народность, давал возможность всем народам, принимавшим христианство, славить Бога на своем родном наречии, читать и слушать слово Божие на своем языке. Православная вера на Востоке не знала инквизиции и преследований за веру. Крестоносцы Запада огнем и мечем губили не столько мусульманство, сколько православие и греческую народность в Византийской империи, и тем подготовили ее падение в половине ХV ст. Панство радовалось этому падению. Не смотря однакож на это, православие на Востоке не пало. Являлось много мучеников и подвижников веры, и вообще православие сияло там внутренним своим величием. Каково тогда было внутреннее состояние папства, об этом повествует история, а мы здесь по скромности лучше умолчим. Особенным блеском православие воссияло на Севере, в Русском государстве. Оно принесло величие и счастье русским славянам. Оно было причиною славы и могущества нашего отечества. Православие, в продолжении 400 лет, воодушевляло надеждою лучшего будущего народы, страдавшие под игом мусульманства. В настоящее время греки и славяне, составлявшие некогда могущественную Византийскую империю, постепенно высвобождаются от ига турок и образуют новые православные государства, которых ожидает славная будущность. Таковы: Греческое королевство, княжества: Румынское, Сербское, Черногорское и Болгарское. Рим и папство навсегда потеряли случайно и незаконно приобретенное всемирное политико-религиозное значение. Даже католические державы теперь отвергают ультра-монтанския притязания Римской курии на непогрешимость и светскую власть. Даже католические правительства не позволяют теперь папству по произволу вмешиваться во внутреннее управление государствами и стеснять свободу совести, образования и распространения наук. В Италии теперь не папская область, а Итальянское королевство. Король, живя в Риме, управляет теперь государством на тех же основаниях, как управляются все другие государства. В руках папства осталась одна духовная власть, но далеко не столь могущественная, как некогда была. Падение папства очевидно. Никакие человеческие силы не могут удержать в руках папства того, что ему не принадлежало на основании законов вселенской Церкви и общечеловеческого права. Размышляя обо всем этом, предложим себе такой вопрос: имя всемирного религиозного главенства и наместничества, которое присвоили себе в средние века папы, все их грозные буллы, отлучения царей и народов, ужасы инквизиции, тайные и явные всемирные действия иезуитизма, титла верховенства и непогрешимости, заставили ли идти события в Церкви и государствах по планам и требованиям папского Рима? Нет. Грозных булл никто теперь не боится, инквизиции не существует, иезуитов везде гонят. Обманчивая тень того языческого истукана, которого видел некогда Навуходоносор, которая, казалось, и по падении Римской империи, по-прежнему будет возвышаться над миром, по мановению Божественной Главы Церкви Иисуса Христа, постепенно исчест и должна изчезнуть так, что и следа не останется. Один вечный камень и Глава Церкви, Господь и Спаситель мира, победитель смерти и ада, должен возвышаться и возвысится над всеми обстоятельствами мира, чтобы управлять Церковью и всеми царствами, но своей воле и всеблагому промыслу.

Правда ли, будто вне Римской Церкви нет благодати и спасения?

В символе веры сказано: верую во единую святую, соборную и Апостольскую церковь. Это общие свойства вселенской Церкви, в которую мы веруем. А чтоб веровать в Римскую церковь, на это нет указания ни священного писания, ни в постановлениях вселенских соборов. И поэтому никак нельзя сказать, будто только в одной Римской церкви благодать и спасение. Сколько есть святых, прославляющихся чудесами в церквах—греческой, русской, сербской, болгарской, черногорской, грузинской, даже в наши времена, несмотря на то, что они не принадлежали Римской церкви! Посмотреть следует церкви Киева, Москвы, Новгорода и проч. Там великое обилие святыни. Спасения и благодати нет вне вселенской или кафолической Церкви. А если бы кто утверждал, что такого спасения нет вне одной Римской церкви, то этим он отлучил бы себя от Церкви кафолической.

Какие признаки кафолической или вселенской Церкви?

Церковь может называться и быть кафолическою или вселенскою; 1) когда преемство учения, священноначалия и таинств ведет от самых Апостолов; 2) когда преемственно и ненарушимо сохраняет постановления соборов вселенских и поместных, согласных со вселенскими; 3) когда слово Божие и предание церковное сохраняет и объясняет по разумению св. отцов вселенской Церкви; 4) когда находится в общении со всеми церквами, обладающими авторитетом вселенской Церкви, и не навязывает другим церквам своих частных толкований и преданий; 4) когда посредством многоразличных дарований благодатных, на практике усвояет людям благую жизнь и руководствует их к вечному спасению.

Греко-Восточная православная Церковь есть ли кафолическая?

Несомненно и во всех отношениях она есть истинно кафолическая, потому что обладает всеми вышеуказанными свойствами. В ней преемственно и последовательно от самих Апостолов сохраняется учение, священнноначалие и таинства. В ней свято сохраняется и изъясняется свящ. писание и предание по разумению вселенских отцов Церкви, потому что в ней-то и были вселенские соборы, в ней-то и просияли великие учители Церкви: св. Василий великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасии, Кирилл, Николай и другие, и также множество святых, имена которых прославляют в 12 книгах богослужебных миней. Заключаясь в четырех патриарших округах, она простиралась в трех частях света Европе, Азии и Африке. Между прочим, она передала сокровища св. веры славянским народам на их народном наречии, предоставила им автономию, не переставая иметь с ними общение в делах веры и благочестия. В ней и теперь, как прежде, есть пастыри, учители, святые подвижники, исповедники, мученики. В ней и теперь, как прежде, совершаются чудеса и разные благодатные явления и действия Св. Духа. Все те силы и спасительные обетования, которые дал Господь Церкви, в изобилии находятся в восточно-православной греческой Церкви.

Русская православная Церковь есть ли кафолическая?

Русская православная Церковь несомненно и истинно есть кафолическая Церковь. Она потому и называется православною, что право, точно, истинно, верно содержит, верует, проповедует, учит о христианской вере, как содержит и учит, по символу, единая святая соборная (кафолическая или вселенская) и апостольская Церковь. Со всею вселенскою Церковью и она разделяет эти свойства Церкви, и есть единаясвятая, соборная и апостольская.

Приняв христианство из Константинополя, она доселе пользуется самостоятельностью и имеет общение со всеми православными Церквами. В ней проявлялись и теперь проявляются во всей полноте благодатные дары Св. Духа, «увещающие и спасающие всех верующих, которые находятся в недрах и ограде этой великой Церкви.

------//------

 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧАСТИ II

------//------