О древнейшем существовании русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привисленского края. Выпуск 1-й. ЧАСТЬ I.

Автор: Архиепископ Модест (Стрельбицкий)

Архиепископ Модест (Стрельбицкий)


О
 ДРЕВНЕЙШЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ В ГАЛИЦИИ, ГУБЕРНИЯХ ЛЮБЛИНСКОЙ, СЕДЛЕЦКОЙ И ДРУГИХ МЕСТНОСТЯХ ПРИВИСЛЕНСКОГО КРАЯ.

 

1c851

ОГЛАВЛЕНИЕ ВСЕЙ КНИГИ

 

Все пространство, заключающееся в нынешних губерниях Привисленского края Люблинской, Седлецкой, Сувалкской и в Галиции с древнейших времен населено было русским народом 1). В доказательство этого обратимся к сказаниям русских летописей.

Выпуск 1-ый.

ЧАСТЬ I.

Как и в каких местах поселялись древние славянские племена?

Преподобный Нестор киевский Летописец, живший во второй половине XI и в начале XII века, в своей Повести временных лет откуда есть пошла русская земля, о первоначальном поселении славян так говорит: „спустя много времени после Вавилонского столпотворения, сели Славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех Славян разошлись по земле племена и прозвались своими именами, где которое племя село на каком месте: одни пришли и сели па реке именем Морава, и прозвались Моравами, другие назвались Чехами, а вот тоже Славяне—Хроваты белые, Сербы, Хорутане. Когда Волохи нашли на Славян дунайских, поселились среди них, и начали насильничать, то те Славяне (т. е. Моравы и Чехи) двинулись, сели на Висле реке, и прозвались Ляхами, а от тех Ляхов прозвались Поляне (поляки), к племени же Ляхов принадлежат Лутичи (ленчичане), Мазовшане и Поморяне. Также и эти славяне (т. е. Хроваты белые, Сербы и Хорутане) двинулись и сели по Днепру, и прозвались Полянами (т. е. живущими на открытых местах), а другие прозвались Древлянами, потому что сели в лесах, а иные сели между реками Припятью и Двиной, и прозвались Дреговичами, а иные Полочанами от реки Полоты, которая впадает в Двину. Часть Славян села также около озера Ильменя, и прозвалась своим именем — Славянами; эти Славяне построили город, и назвали Новгородом; остальные Славяне сели по Десне, по Семи, по Суля, и назвались Севером или Северянами. Те, которые сидели по р. Бугу, прозвались Дулебами, Бужанами, а впоследствии Волынянами. А Лутичи (русские) и Тиверцы сидели по р. Дунаю, и было их множество, и сидели они по Днестру до (Черного) моря, и города их существуют до сего дня. Это-то Греки называли Великой Скифией. Таким-то образом, говорит в заключение преподобный Нестор, разошолся Славянский язык2).

Смешивались ли Славянские племена между собою в первоначальном быту по управлению?

Славянские роды и племена в первоначальном быту не смешивались между собою по управлению и местожительству. У Полян было свое княжение, у Древлян свое, у Дреговичей свое, у Новгородских Славян свое, у Полочан свое, у Поляков и Ляхов свое и проч. Каждый жил с своим родом, отдельно, на своих местах. Каждое племя управлялось своими родами, своими старцами, Витами (войтами), жупанами, владыками, лехами, князьями и ироч.3) Слово князь было в употреблении особенно у русских Славян, и означало старшого в роде, родоначальника, отца семейства4).


1)См. Критико-истор. пов. о Черв. Руси, Зубрицкаго стр.151-152.
2) Полное собрание русск. летописей, т. 9, 1862 года, стран. 3—5. — История Росси с древн. врем. Соловьева,т. 1, 1857 г„ стран. 42—48.
3) Поли. собр. русск. лет. т. 9, стр. 4.— Истор. Соловьева. т. 1, стран. 44.
4) Истор. Солов. т. 1, стран. 49.

 

Какие же роды принадлежат Полякам или Ляхам, и какие Русским?

Из выше приведенных свидетельств летописи видно, что Поляками называлось то славянское племя, которое поселилось по реке Висле. Это Поляне надвислянские. К этим Полянам или Полякам впоследствии присоединились Поляне, предводительствуемые Ляхами или Лехами1). Слово лях происходит от слова лех (леха—ряд, гряда, загон, куча, имение), или земское имение, и означает храброго и мужественного владельца имениями и людьми, от чего и подвластные им люди назывались лехами или ляхами2). К Полякам принадлежат и происходящие от Ляхов польские Лутичи (Ленчичане), которые после образовали ленчицкое воеводство3), а также Мазовшане в воеводстве мазовецком и Поморяне4).

Между Вислою и Одером поселились и другие роды Поляков, но для нашей цели достаточно и предыдущего определения Поляков, по летописи Нестора, потому что этим определением ясно разграничиваются славянские роды, носившие название Руси, или Русские славяне.

Кто же такие Русские славяне?

По древней русской летописи, это все остальные роды, перечисленные выше. А что это так, об этом свидетельствует преподобный Нестор, киевский летописец, такими словами: «к славянскому племени в Руси принадлежат только Поляне, Древляне, Новгородцы, Полочане, Дреговичи, Северяне, Бужане, потому что сели по Бугу, впоследствии назвавшиеся Волынянами. И жили в мире Поляне и Древляне, Северяне, Бужане, Радимичи, Вятичи, Хорваты, Дулебы, которые живут по Бугу, где Волыняне живут. А Лутичи и Тиверцы сидят по Дунаю, и множество их сидели по Днестру и до моря (Черного) и суть грады их и до сего дня. И это от Греков зовется великою Скифией. А Днепр течет в Понтийское (Черное) море, и оно слывет русским морем5). Не будем вдаваться в подробности о каждом из этих родов Русских славян. Желающий может узнать об этом из любой русской истории. Мы перейдем к нашему предмету, именно к народности, поселенной в древние времена в Галиции и в нынешних губерниях Люблинской, Седлецкой, Сувалкской и в некоторых других местностях Привисленского края.

Какия же первоначально были эти народности?

Первоначальные жители упомянутых местностей были роды Славян, принадлежавшие не к Полякам или Ляхам, а к Русским. Это доказывается с одной стороны свидетельством летописца, приведенным выше, что к славянскому племени в Руси принадлежат Поляне, Древляне, Бужане, Хорваты, Дулебы, Лутичи, Тиверцы. Следовательно, в Галиции жившие Хорваты принадлежат к Руси; Бужане, Дулебы и вообще Волыняне принадлежат к Руси; сии-то последние и населяли нынешние губернии; прилегающие к Бугу, о которых выше упомянуто. А с другой стороны принадлежность этих родов к Руси доказывается свидетельством о первоначальном собрании разрозненных племен Руси в одно русское княжество. Первоначальным таким собирателем признается родственник первого русского князя Рюрика, Олег, княживший в Киеве. Под 883 годом о собирании под одну власть славянских племен летописец так говорит: „пошел Олег войною на Древлян, и, покоривши их, начал брать с них дань по черной куне. В 884 и 885 гг. пошел Олег на Северян, и победил Северян, и наложил на них легкую дань.

1)Starożytn. Polsk. t. I, 1843 г., str. 10 и след.
2)Encykl. Powsz. t. XXI, 1864 г., str. 785.
3)Starożytn. Polsk. t. I, str. 255.
4)Там же, стран. 386, 673.
5) Полн. собр. русск. летопис. т. 9, стран. 3, 4, 5.

 И владел Олег Древлянами, Полянами, Радимичами и воевал с Уличами и Тиверцами. В 907 г. пошел Олег на Греков, и взял с собою Варяг, Славян (новгородских) Чюдь, Кривичей, Мерь, Полян, Северян, Древлян, Радимичей, Хорватов (или Червоную после Руси), Дулебов, Тиверцов. Все они (назывались Великой Скифией1). Здесь о Ляхах не говорится, а указывается на родственную близость перечисленных славянских племен между собою, и на то, что Олег имел над ними власть и влияние повелительное. Лутичи и Тиверцы, по свидетельству летописца, сидели по Дунаю и Днестру до Черного моря. Это предки нынешних жителей Подолии, русской и австрийской, и губерний Екатеринославской и Херсонской. Поляне и Древляне жили в нынешних киевской и волынской губерниях. Хорваты жили в нынешней Галиции и названы впоследствии Красной Русью. Дулебы жили по Бугу и вместе с Бужанами составляли один народ. Они - то и были первоначальными предками нынешних жителей волынской, люблинской, Седлецкой губерний, и вместе с прочими племенами от Греков назывались великой Скифией. К этой Скифии принадлежали и Хорваты. Хорватами в давнем времени владели Венгры, которые не принадлежат к славянскому племени, а единонлеменны с нынешними Турками. А Поляки или Ляхи во время княжения Олега не владели Красной Хорватией или Русью. У этих-то Венгров Олег, князь киевский, отнял или высвободил сродную Червоную Русь, а не у Ляхов. Об этом свидетельствуют не только русские, но и польские историки. Поляки завладели Червоной или Русью уже по смерти Олега, при слабом правлении и недеятельности киевского князя Игоря, сына Рюрика 2).

Почему Дулебы и Бужане названы летописцем Волынянами? Кто такие Волыняне?

Волынянами назывались не только Дулебы и Бужане, но и другие роды славянские, которые отдельно от Поляков или Ляхов жили между Бугом, Днепром, Припятью и Днестром. Общее название Славян у Греков было великая Скифы. А сами упомянутые славянские роды называли себя не Скифами, а Волынянами. Арабский историк Малуэл о племенах славянских, выше нами не раз перечисленных, населявших так называемую древнюю Волынскую землю, говорит следующее „все племена эти скреплены были между собою Федеративным союзом. Все они назывались Волынянами, хотя при этом имели и другие названия. Так были Галичане и Волыняне, каждый со своими князями3).

Откуда славянские роды получили название Волынян?

Слово Волынь происходит от Волги (реки), по которой жили древние Волыняне. Они назывались иначе Волганы, равно как и Болгары назывались в давние времена Болганы. Но ближайшее название Волыняне получили от города и крепости Волыни. Теперь этого города и крепости нет, но они несомненно были в люблинском воеводстве, на левом берегу реки Буга, недалеко от нынешнего уездного города люблинской губернии Грубешова, в том самом месте, где теперь находится село Городло (Гродек). Грубешов правильнее должен писаться Рубежов. Так он писался и произносился в старину, потому что Рубежов и река Рубежа были, по свидетельству русских и польских историков4), в древние времена рубежом, границею Руси от Польши.

1) Летоп. по Ипатиев. списку, 1871 г., стр. 13, 14, 17.
2) Истор. России, Соловьева, т. 1, 1857 г. стр. 195. — Епcykloped. Powszechna, t. У. 1861 г. str. 508; т. ХУІІ, str.247
3)Вѣстникъ юго-западн. Россіи, 1863 г. іюль, стр. 43.
4)Hystor. Naród. Polsk. Naruszewicza, Kraków, 1859, t. 1. str. 83, 84, nota 2, 4.—Starożytna Polska, t. 2, str. 816.—Вѣсти, запади, и юго-западп. Россіи, 1862 г., октябрь, отдѣл. IV, стран. 2.E. М.

Какия местности разумелись в давние времена под именем Волыни?

Все те, которые впоследствии, со времени княжения великого князя киевского св. Владимира, стали называться Володимерией или проще Лодомерией. Известно, что великий русский князь св. Владимир соединил княжества новгородское, киевское, древлянское (волынское) и полоцкое в одно русское княжество. В древлянском княжестве он построил г. Володимир. В 981 —986 гг. он покорил Ятвягов (Подлясье), живших на нижнем Буге, Дулебов и Бужан, и вообще присоединил к своим владениям все пространство, границами которого были реки: с запада и востока Буг и Днепр, с севера и юга—Припять и Днестр1). Св. Владимир наконец тогда же отнял у Ляхов прежнее достояние своих предшественников—все Червенские города с Перемышлем и Радимном, или так называемую Червонную или Галицкую Русь2). За то Поляки, соединившись с Печенегами, в 993 году объявили св. Владимиру войну. Владимир выступил против них. Поляки ожидали Владимира на границе у Рубежова па реке Рубеже, а по нынешнему выражению у Грубешова, уездного города люблинской губернии. Битва решена была поединком русина с печенегом. Русин победил печенега, печенеги были побиты, поляки ушли и более не смели домогаться Червонной Руси. Таким образом св. Владимир великий был вторым собирателем Руси3). Собирание Руси продолжалось до половины XIII столетия, когда Даниил Романович князь Галицкий окончательно утвердил за Русью и Люблинскую землю. Итак, под именем Волыни или Лодомерией разумеются в частности те воеводства, которые впоследствии вошли в состав королевства Польского, а именно:

1) воеводство Русское, в котором заключались земли Львовская, Перемышльская, Саноцкая, Галицкая и Холмская; 2) воеводство Волынское, ограниченное пространством нынешней волынской губернии; 3) воеводство Люблинское с луковскою землею; 4) воеводство Белзское; 5) воеводство Подлясское, в которое входили земли дрогицкая, мельницкая и бельская; 6) наконец воеводства Подольское и Браславское4).

Какие самые древние города были в древней Волыни или Володимирии?

По указанию древней летописи это были следующие города: Степан на Горыни, Великий Луческ (нынешний Луцк), Ивань на Икве, Бременен, Белз, Дубицы. Теребовля, Дубно, Задычев, Холм, Другобец, Изборск, Великий Львов, Волынь на Буг (о котором сказано выше), Володимер (от него и название Володимирии), Дорогобуж, Перемышль, Галич, Самбор, Четырня, Чарторыск, Пинск на Пине, Колывань, Ровенск, Свиник, —всего 25 городов. Это были первоначальные волынские города5).

От чего произошло название Руси?

Хотя княжеств на Руси было много, но все они носили общее имя Руси. Поэтому и Червенские города, и Люблинская земля, и другие, раз принявши имя Руси, никогда не переменяли его на имя Поляков или Ляхов, хотя после и подпадали их власти. А это показывает родственную связь этих княжеств и их общность в житейском быту, в нравах и обычаях, особенно в религии; эта религия с первых времен на Руси была православная6). О названии Руси древний летописец говорит так: „Язык славянский и русский — один, потому что название Руси славяне получили от Варяг“.

1) Вѣсти, запади. Россіи, 1863 г., іюль, стран. 39.
2) Истор. Россіи, Соловьева, т. 1, стран. 194, 195. Histor. Naród. Polskiego, Narusz, t. I, str. 73.
3) Starożytna Polska t. II, str. 816. Histor. Naród. Polsk. Narusz, t. I, str. 83, 84, nota 2, 4. Вѣсти. зап. и югоз. Росс, 1862, октябрь отд. IV, стр. 2.
4) Starożytn. Polska, t. II.—Зубрицній, о Червоной Руси, стран. 151, 152.
5)Вѣсти, западн. Россіи, 1863 г., августъ, стран. 146.
6)Polityka Polakow względem Rusi, Kaczała, we Lwowie, 1879, str. 10.

          В какое время Галиция и упомянутые земли образовались в одно русское княжество?

В 1054 году при киевском князе Ярославе великом. Это княжество называлось Владимиро-Волынским. Главным городом был Владимир на Волыни. Другими городами были: Турийск, Луцк, Бельз, Белгород, Горыньгород, Дорогобуж, Берестов, Дубно, Белгород, Вышгород, Теребовль, Никулин, Звенигород, Снятын, Червоногород, Галич, Медыня, Володимирчь, Белгород, Звенигород, Бужеск, Перемышль, Червень, Холм. Карпатские горы были границею с запада1).

Увеличилось ли это княжество после другими землями?

С одной стороны, при русском князе и короле Данииле Романовиче Галицком, некоторые части княжества были опустошены и заняты татарами, разгромившими русские княжества в 1237—1243 годах, а с другой стороны Русско-Галицкое княжество завоеваниями Даниила Романовича увеличилось понизьем с Каменцем-Подолским и Люблинскими землями2).

До завоевания Люблинских земель, какие русские города граничили с Ляшескими (Польскими) и Люблинскими землями?

Граничили с Польшею в нынешних Люблинской и Седлецкой губерниях следующие города: Тарногрод, Юзефов, Белгорай, Щебришин, Замостье, Грубешов, Красностав, Павлов, Пески, Глуск, Астров, Вогинь, Радин, Бела, Соколов, Лосицы, Морда, Дрогичин.

Какие ученые писатели и историки исследовали и доказали, что русская народность с древнейших времен существовала в указанных границах?

Эти новейшие и ученейшие исследователи и историки суть следующие: чешский историк Шафарик3), Галицкий историк Денис Зубрицкий4), польский историк Иоаким Лелевель. Он, между прочим, составил несколько карт Польши в разные времена. Его карта, в каком положении находилась Польша и Русско-Галицкое княжество в 1132 году, очень верно обозначает русскую народность и пределы русского княжества за это время в Галиции и в местностях нашего Привисленского края5). Из русских: Павлищев6), Смирнов7), Соловьев8), Коялович9) и другие тоже исследовали этот вопрос.

1) Историч. атласъ Россіи Н. 11. Павлищева, С. П. Б. 1873 г., ч. II, X 5. Часть I, Вильно, 1873 г. карта YII.
2) Историч. атласъ Россіи, Павлищева, ч. I, карт. УII.
3) Szafarzyka Słowiański narodopis, w Wrocławiu, 1843 r. переводъ съ чешскаго на польскій языкъ П. Дальмана.
4)Истор. древняго галичско-русскаго княжества, Зубриц-1 каго ч. I и II, 1852 г. Львовъ, ч. III и ІУ Львовъ 1855 г. Анонимъ Гнезненскій,—его же, Львовъ 1855 г.
5) Encyklop. Powszechna t. ХУІ, W. 1864 г., str. 836— 845. Документы, объясн. исторію Западно-Русскаго края С. II. Б. 1865 г., стран. CLXXVIII—CLXXXVI.
6) Историч. атласъ Россіи, ч. I и II, 1873 г. С.-П. Б. и Вильно.
7) Судьбы Червонной или Галицкой Руси. Смирнова, 1860 г. С.-П. Б.
8) Исторія Россіи съ древнѣйшихъ временъ, томы 1, И, III и IV.
9) Докум., объясн. истор. Западно-Русскаго края, С.-П. 1>. 1865 г., Брестская унія и друг. соч. его же.

Как и когда Галицко-Русское княжество умножилось Люблинскими землями?

Люблинские земли хотя платили дань Ляхам, но не принадлежали окончательно им. Роман Мстиславич, потомок св. Владимира домогался этих земель, но в войне с Ляхами был убит под Завихостом в 1205 году, и потому его желание не исполнилось. Его сын Даниил Романович, галицко-русский князь был счастливее отца-В 1245 году он овладел Люблином со всеми землями до самой Вислы. Люблинские ляхи дали ему обещание, что не будут повиноваться королю Болеславу Стыдливому. В знак чего Даниил велел воздвигнуть среди люблинскаго замка круглую каменную башню, а город обвести валом 1). Он же совершенно победил и почти истребил Ятвягов на Подлясье (Седлецкой губернии) и страну их заселил русскими2).

На каком наречии говорят жители упомянутых местностей?

В Галиции и в наших упомянутых местностях все говорят по-малорусски, потому что все жители этих стран малороссы: малороссы в Галиции, малороссы в люблинской и Седлецкой губерниях и других мест нашего края. Это такие же малороссы, и также говорят, как малороссы русских губерний: Волынской, Подольской, Черниговской, Полтавской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской, Харьковской, отчасти Воронежской 3).

Правда ли, что говорят некоторые, будто малороссы не русские, а русины и ближе по родству к полякам, чем к русским?

Это совершенная ложь. Всякий народ, где бы и когда бы он ни существовал, прежде всего сам сознает, кто он таков. Следовательно, если кто-либо из ученых нарочно или по незнанию не признает его таким, каким он себя признает, то это не изменяет происхождения народа и не может иметь влияния на его судьбу. Писатели западной Европы средних веков называли западных славян рутенами или потому, что этим словом хотели точнее выразить слова русин или русский, или потому что не знали о родстве племен княжеств Киевского, Галицкого и Московского. А некоторые из современных писателей, особенно поляки, сознательно и с целью поселить племенную вражду и разделение, признавая московитов русскими или даже не признавая их русскими, а полурусскими и полу-татарами, во всяком случае утверждали и утверждают4), что они не русины. Но знающие родство этих племен и не извращающие исторического их происхождения не станут этого утверждать. Слова русин и русский однозначащие и происходят от слова Рус. А Русью первый киевский летописец св. Нестор называл все русские племена. Черное море он также называл русским. Князья киевские и московские, галицкие и холмские и разных других уделов и княжеств, по древним летописям, зовутся русскими. Даже польские и литовские князья к своим титулам прибавляли слово русский. Названия: русский народрусский язык, русская вера встречаются в бесчисленном множестве памятников западнорусских, на пространстве всех веков, начиная с того времени, от которого мы имеем древнейшие документы и до позднейших времен. Сами польские писатели признают это. А народы западной России, особенно во время гонений от Польши за веру и народность, громко заявляли свое родство с Москвой, дорожили названием Руси и русских, и никогда не теряли этого названия.

1) Ilistor. Naród. Polak. Narusz, tom VI, Lipsk, 1836 года, str. 173 — 174. Starożytu. Polsk. tom. II, ч. II, 1845 года, str. 1004—10GG. Лѣтоп. по Инат. списку, 1871 года, стран. 529.
2) Obraz Litwy. Jaroszew., 1844 г., str. 18—31.
3)P. J. Szafarzyka, Słowiański narodopis, переводъ съ чешскаго P. Dahlmana, w Wrocławiu, 1843 г., стр. 26—32.
4) Документы, объясняющ. исторію Западно - Русскаго края 1865 г. С.-П. Б. стр. XIV.

Почему славянские племена, подчинявшиеся русским князьям, охотно принимали название Руси и русских и никогда не теряли этого названия?

Русские князья, подчинявшие своей власти родственные славянские племена, никогда не нарушали коренных обычаев славянства, не думали русских славян превращать в немцев, франков, англов и другие народы, не навязывали им иностранных обычаев, законов, народности, языка. Напротив, князья заботились, чтобы русские были вполне своими себе, русскими. И племена, признавая над собою верховный суд русского князя и платя ему дань, хотя переставали иметь полную самостоятельность и сливались с русскими в одно княжество, но сохраняли свое областное самоуправление, права своих бояр, свое вече, свободно развивали свои силы, свой язык, свою народность и обычаи житейского быта. Поэтому то они дорожили именем Русирусской земли, русского народа, как знаменем своей народности и национальной свободы. Такой политический строй славянства в русских княжествах сохранялся всегда и во все последующие времена, даже под гнетом татарского ига, и доселе составляет основную черту народности в русской империи. Этим русский народ отличается от других европейских народов.

С давнего ли времени Польша стала называться Польшей?

Нынешние польские историки не могут указать, какие именно земли и с которого времени стали носить название Польши, а старинные польские летописцы смутно вспоминают о полянах, живших за Вислою, и называют их то полянами, то ляхами. О поляках в старину не было речи1). Русские летописцы XIII столетия, говоря о походах князей на ляхов, под именем лядской земли разумели только области по ту сторону Вислы. Следовательно, люблинские земли в это время не были лядскими, не принадлежали ляхам, хотя и платили им дань. Имена Польшапольский крайпольский народ введены в употребление в позднейшее время и распространены, но обеим сторонам Вислы искусственно. Народы не свободно и не охотно усвояли эти названия 2).

Почему название Польши не скоро и не свободно усвоялось племенами, которых покоряли ляхи?

Ляхи, покоряя родственные и неродственные им племена, нарушали коренные славянские обычаи тем, что, по образцу запада, поставили себя в деспотические отношения к народу. Вследствие такого отношения ляхи превратились в панов, дворян, мещан, обывателей, шляхту. Словом, под влиянием ляшеских традиций и западных замашек, из народа выделилось высшее аристократическое сословие, а народ превратился в рабочий класс, сделался всецело подданным, работником, селянином, хлопом, невольником, кметем. Последнее слово кмет у ляхов стало принадлежат только простому народу, лишенному тех прав, какими пользовался прежде каждый славянин, и какие присвоила себе одной ляшская аристократия3). Вот эта то аристократия, давившая своими привилегиями простой народ, полюбила называться Польшей, польским краем, польским народом и стала навязывать эти названия своим подданным, селянам, кметям. Равным образом, польские короли, под влиянием западного феодализма, не считали нужным охранять и поддерживать коренные славянские обычаи.

1) Polityka Polakow względem Rusi, Kaczała, 1879 года, str. 10.
2) Eucykloped. Powszechna, tom XXI, 1865 r., str. 5. Холмск. греко-уніат. Мѣсяцесловъ за 1866 г., стран. 84—88.
3) Encykl. Powsz. tom. XIV, 1843 г., str. 888, 889 (Kmieć.)

Они не препятствовали образованию высшего сословия в ущерб правам народа, вводили немецкое право и религиозные законы, и правила, свойственные более Риму и Западу. Этим они давали подчиненным народам чуждый им народный тип и поставили их во враждебное отношение к славянам русским1).

Какия последствия произошли для Польши от нарушения коренных славянских обычаев?

Когда польская аристократия, т. е. паны и шляхта, до того усилилась, что не стала слушать приказов королей и их мандатам противопоставляли свой пароль: вольность (свобода), рувность (равенство) и неподлеглость (неподчиненность), и говорила, что каждый шляхтич в своем огороде равен воеводе: тогда короли принуждены были вступать с аристократией в борьбу, но безуспешно. Вследствие этого в Польше, вместо порядка, постоянно происходила борьба аристократии против короля, а простого народа против аристократии. Это было главной причиной падения Польши. Польша пала, потому что не хотела быть славянской в полном смысле. Польская аристократия, и после падения Польши, продолжала смотреть на простой народ, как на быдло, относиться к нему деспотически, пока наконец великий русский Государь Император Александр II, не освободил в Польше народ от ига панов.


5)Polityka Polakow względem Rusi, Kaczała, str. 11—15.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ