ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Новая книга кандидата богословия протоиерея Александра Романчука, посвящена описанию жизни и деятельности митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), свершившего великий духовный подвиг- возвращение белорусов из церковной Унии в лоно Русской православной церкви.  Автор, описывая жизнь Иосифа Семашко, раскрывает перед читателем сложную картину конфессиональных и межэтнических отношений на территории Северо-Западного края (Белой Руси) на протяжении почти всего 19-го столетия.  Сейчас, в период подготовки Белорусским Экзархатом  Московского Патриархата  канонизации Иосифа Семашко, эта книга-исследование имеет важное значение для развенчания мифов и откровенной лжи, сформированных вокруг имени Пророка Западной Руси, которые на протяжении полутора столетий формируют противники единства Русской православной церкви.

Книга будет интересна широкому кругу читателей: политологам, представителям органов власти, студентам, аспирантам и ученым изучающим историю православия, Западной Руси, Белоруссии и Российской империи.

 


Оглавление

К читателям

1 - Детские годы, воспитание, образование и начало церковной деятельности (1798–1827)

2 - Подготовка и совершение воссоединения (1827–1839)

3 - После Полоцкого собора (1839–1861)

4 - Противостояние революционному движению и восстанию. Последние годы жизни (1861–1868) и Заключение

 

Рецензия Кирилла Фролова на книгу  о.Александра Романчука «ИОСИФ (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение».

Книга Александра Романчука «ИОСИФ (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение». Предисловие.

История Белой Руси -  это противостояние  постоянному давлению Запада, которое часто сопровождалось  завоевательскими походами против Русского мира.

Белая Русь, входившая вместе с Украиной-Малороссией в историко-географическую область Западная Русь, была и есть  рубежом Русской цивилизации,  Святой Руси.

В духовном отношении Белая Русь подобна «военной границе», на которой происходит постоянное столкновение двух цивилизационных моделей:  Русской - православной и Германо-Римской католическо-протестантской.

В этой многовековой борьбе белорусов укрепляет целый сонм их святых героев – небесных покровителей Белой и Всея Руси.

Книга Александра Романчука «ИОСИФ (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение». Глава первая.

Детские годы, воспитание, образование и начало церковной деятельности (1798-1827)

Будущий митрополит Литовский и Виленский, член Св. Синода, Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко) родился 25 декабря 1798 г. в селе Павловка Липовецкого уезда Киевской губернии. В тот же день он был крещен своим родным дядей униатским священником Николаем Семашко. В момент его появления на свет в местном православном храме, незадолго до того переделанном из униатской церкви, зазвонили колокола, благовестом призывая православных к Рождественской заутрени. Она в те времена на Украине совершалась по уставу после полуночи. Отец новорожденного - Иосиф Тимофеевич - впоследствии придавал этому обстоятельству промыслительное значение.

Книга Александра Романчука «ИОСИФ (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение». Глава вторая.

Подготовка и совершение воссоединения (1827-1839)

В первых числах ноября 1827 г. Иосиф Семашко неожиданно получил от директора департамента духовных дел иностранных исповеданий Г.И. Карташевского предложение письменно изложить свои мысли о положении униатской церкви. Исполняя просьбу, он, опираясь на правительственный Указ от 9 октября 1827 г., направленный к восстановлению древних обрядов и славянского языка в униатском богослужении, составил и 5 ноября подал Записку «О положении в России Униатской церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной». Здесь Иосиф дал короткую, но весьма емкую историческую справку о появлении и развитии унии в пределах Речи Посполитой, охарактеризовал современное положение униатской церкви в России и описал ряд мер, которыми правительство могло не только оградить униатов от латинизации и ополячивания, но и вернуть их в лоно Восточной Церкви. Для этого, по мнению автора Записки, в унии было необходимо осуществить следующие церковно-адми-нистративные преобразования:

Книга Александра Романчука «ИОСИФ (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение». Глава третья.

 

После Полоцкого собора (1839-1861)

Ликвидация унии не стала громко обсуждаемым событием ни внутри России, ни в секулярном европейском обществе. Даже в Апостольской столице эта весть была воспринята достаточно спокойно. О реакции Рима пишет З. Добжиньский: «Папа Григорий XVI (1831-1846) сообщил собранным в Консистории Римской курии 22 ноября 1839 г. о ликвидации греко-католического обряда в России, высказав только свое сожаление. Но, к разочарованию противников православия, это было все. Папа не осудил царское правительство, не желая его дразнить» . Единственным ответом Рима на уничтожение унии стала изданная тогда же 22 ноября 1839 г. Аллокуция, осуждавшая воссоединившихся за отступничество. Ксендзами она широко распространялась в Беларуси и Литве.

Книга Александра Романчука «ИОСИФ (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение». Глава четвертая и заключение.

Противостояние революционному движению и восстанию.

Последние годы жизни (1861-1868)

Как и предупреждал митрополит Иосиф в 1859 г. политика правительства империи в отношении Белорусско-Литовских земель привела к такому возрождению польских сил, которое не могло не закончиться взрывом. Насколько российские чиновники закрывали глаза на происходившее вокруг показывает Отчет Виленского гражданского губернатора за 1860 г. Здесь говорилось: «Местное губернское управление... всемерно старалось о сближении, о примирении двух национальностей, совместно живущих в здешнем крае, то, по всей справедливости, оно вправе считать себя истинно исполнившим свой долг»1. Между тем повсюду все смелее звучала откровенная антирусская и антиправославная пропаганда.

Сейчас на сайте

Сейчас 34 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте