Архиепископ Модест (Стрельбицкий)
На страницах дореволюционного церковного издания «Холмско-Варшавского Епархиального Вестника» в номерах за 1880 -1883 годы публиковалась большая работа по истории Холмской Руси Архиепископа Модеста (Стрельбицкого) бывшего в свою бытность епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии. Ныне эти древнейшие русские земли Холмщины находятся в составе Польши, и русское население там полностью исчезло в результате русофобской политики Сталина и польских коммунистов (операция Висла), а православное население, частично оказавшееся после Второй мировой войны в пределах современной Украины в результате большевистской политики дерусификации украинизировано. Сегодня, когда продолжается искажение русской истории наследниками национал-коммунистов на Украине и в Белоруссии, имеет огромное значение возвращение общественности дореволюционных исторических исследований, в которых отсутствует ложь в угоду тем или иным политическим режимам, а есть только известные на то время факты.
Проект Западная Русь при помощи православного историка из Польши Михаила Джеги подготовил новое издание работы Архиепископа Модеста (Стрельбицкого) ) "О древнейшем существовании русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привисленского края". Cо всех номеров Холмско-Варшавского епархиального вестника за 1880-1883 г.г. собраны вместе в один файл PDF все части этой работы Архиепископа Модеста. Текст переведен в современную орфографию и будет выкладываться частями на сайте. Также текст в современной орфографии будет объединен в один файл PDF. Для удобства цитирования составлено оглавление с указанием нахождения частей и глав в номере и странице Холмско-Варшавского Епархиального Вестника (далее: «ХВЕВ»).
Об авторе
Архиепископ Модест (в миру Даниил Константинович Стрельбицкий ) родился 17 (29) декабря 1823 года в селе Зиновинцы (ныне Шевченка) в Литинском районе Винницкой области нынешней Украины в семье священника Константина Стрельбицког. Происходил он из древнего рода западнорусской православной аристократии, восходящем своими корнями к боярству Галицко-Волынского княжества. Род Стрельбицких был весьма разветвленным, и многие его представители входили в высшие слои дворянства Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Австро-Венгерской и Российской империй. Многие из Стрельбицких были священниками.
С 1841 по 1848 год Даниил Стрельбицкий обучался в Каменец-Подольской духовной семинарии. 17 декабря 1848 года был пострижен в монашество с именем Модест в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. С 1849 по 1853 год обучался в Киевской духовной академии, окончил полный курс наук с причислением к первому разряду воспитанников академии. Затем много лет трудился в белорусских губерниях: 1854- 1858 был смотрителем Слуцкого духовного училища; с 1860 года назначен инспектором и профессором в Минскую духовную семинарию; в 1863 году по ходатайству митрополита Литовского Иосифа (Семашко) определён Святейшим Синодом на должность инспектора и профессора Литовской духовной семинарии в Жировицах под Гродно, где трудился до 1865 года. Затем служил в различных митрополиях Российской империи и с 1892 года был возведен в сан Архиепископа Волынского и Житомирского. Архиепископ Модест (Стрельбицкий ) также был известным историком и исследователем русских древностей и возглавлял «Волынское церковно-археологическое товарищество». Им было написано более двадцати трудов по истории Западной Руси и Русской Православной Церкви.
В 1881 году в Варшаве был издан его капитальный труд "О древнейшем существовании Православия и русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привислянскаго края", посвященный русскому народу Холмской Руси, в котором доказывается древнее существование и Православия, и русского народа в этом крае. Журнальный вариант этой книги, опубликованный в Холмско-Варшавском Епархиальном Вестнике мы сейчас и размещаем на сайте «Западная Русь».
Преосвященный Вениамин, Архиепископ Иркутский, ознакомившись с этой книгой, отписал архиепископу Казанскому Владимиру (Петрову): "От преосв. Модеста получил я книжку о Православии и русской народности в православном (Привислинском) крае. Книжка эта свидетельствует, что он попал совершенно на свое место. Там его родина, там воспитывался он и служил, и тамошние нравы и обычаи досконально ему известны, а его набожность располагает к нему тамошний народ несравненно больше, чем хитрая политика его предместника. Но пришлось ему понести и тяжелый крест: многие ночи спать не мог от душевного беспокойства. За то Победоносцев, бывший в том краю и проведший у него в доме два дня, остался им вполне доволен и положение дела нашел совсем не таким, как передавали враги Православия". Скончался Архиепископ Модест в светлый праздник Воскресенья Господнего 13 (26) апреля 1902 в Житомире и погребен в Почаевской Успенской Лавре.
Редакция "ЗР"
О ДРЕВНЕЙШЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ В ГАЛИЦИИ, ГУБЕРНИЯХ ЛЮБЛИНСКОЙ, СЕДЛЕЦКОЙ И ДРУГИХ МЕСТНОСТЯХ ПРИВИСЛЕНСКОГО КРАЯ.
(Посвящается русскому народу Холмской Руси).
Окрыть сборку в формате PDF, составленную по номерам "Вестника" за 1880-1883 г.г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Прим. Ред. Жирным латинским шрифтом указаны номера и страницы «Холмско-Варшавского Епархиального Вестника» (далее: «ХВЕВ») на которых размешены части работы Архиепископа Модеста (Стрельбицкого). Во втором номере Вестника за 1880.ошибочно напечатано несколько иное название работы Архиепископа Модеста.
Выпуск 1-й.
ЧАСТЬ I.
- Как и в каких местах поселялись древние славянские племена?
- Смешивались ли Славянские племена между собою в первоначальном быту по управлению?
- Какие же роды принадлежат Полякам или Ляхам, и какие Русским?
- Кто же такие Русские славяне?
- Какия же первоначально были эти народности?
- Почему Дулебы и Бужане названы летописцем Волынянами? Кто такие Волыняне?
- Откуда славянские роды получили название Волынян?
[«ХВЕВ». 1880. Отд. 2. № 2. С. 31-33.]
- Какия местности разумелись в давние времена под именем Волыни?
- Какие самые древние города были в древней Волыни или Володимирии?
- От него произошло название Руси?
- В какое время Галиция и упомянутые земли образовались в одно русское княжество?
- Увеличилось ли это княжество после другими землями?
- До завоевания Люблинских земель, какие русские города граничили с Ляшскими (Польскими) и Люблинскими землями?
- Какие ученые писатели и историки исследовали и доказали, что русская народность с древнейших времен существовала в указанных границах?
- Как и когда Галицко-Русское княжество умножилось Люблинскими землями?
- На каком наречии говорят жители упомянутых местностей?
- Правда ли, что говорят некоторые, будто малороссы не русские, а русины и ближе по родству к полякам, чем к русским?
- Почему славянские племена, подчинявшиеся русским князьям, охотно принимали название Руси и русских и никогда не теряли этого названия?
- С давнего ли времени Польша стала называться Польше?
- Почему название Полыни не скоро и не свободно усвоилось племенами, которых покоряли ляхи?
- Какия последствия произошли для Польши от нарушения коренных славянских обычаев?
[«ХВЕВ». 1880. Отд. 2. № 4. С. 57-60.]
ЧАСТЬ II.
I. О религии русских и польских славян вообще
- Отличие поляков от русских славян по народности не имело ли влияния на различие их по религии?
- Для благоденствия древней Польши и древней Руси имело ли какую-либо важность принятие той или другой религии?
- Почему языческая религия славян ложна и портила то, что было у них естественно доброго?
- Не было ли чего подобного в древние времена у других народов?
II. Предопределение Божие о спасении всего мира.
- Такое состояние людей могло ли оставаться вечно?
- Из чего видно промышление Божие о спасении славян?
III. О христианстве вообще.
- С пришествием Иисуса Христа на землю произошли ли какие-либо изменения в мире?
- Есть ли свидетельства в св. Писании, что все древние языческие царства разрушатся и явится благодатное царство Христово, которое никогда не разрушится?
- Что означает этот истукан?
- Что означает гора, от которой отторгся камень?
- Как понимать, что камень отторгся от горы без рук человеческих?
- Что значит, что камень, разбивший истукан сделался горою и наполнил всю землю?
- Чем доказать, что царство, о котором здесь говорится, есть именно Царство Христово?
- Как проявляется на земле царство Христово?
IV. О христианской религии и церкви.
- Что такое Христианская религия?
- Что такое церковь?
- Есть ли свидетельство в слове Божием, что Иисус Христос краеугольный камень основания церкви?
- Признавал ли себя сам Иисус Христос краеугольным камнем церкви?
- Называют ли апостолы Иисуса Христа краеугольным камнем церкви?
- В каком смысле Иисус Христос называется краеугольным камнем церкви?
- Почему никто не может положить другого основания церкви, кроме положенного, которое есть Иисус Христос?
- Почему Иисус Христос есть глава церкви?
[«ХВЕВ». 1880. Отд. 2. № 7. С. 106-109.]
V. Об управлении в церкви.
- Для управления в церкви не установил ли Господь видимого главенства в лице какого-либо Апостола?
- Не возникало ли вопроса о первенстве между Апостолами при жизни Спасителя, и как этот вопрос решен Господом.
VI. О мнимом главенстве Апостола Петра.
- Откуда произошло мнение, будто Иисус Христос поставил Апостола Петра князем и главою Апостолов и всей церкви?
- Что служило поводом к произнесению Спасителем слов: „ты еси Петр (камень), и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небеснаго; и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех“?
[«ХВЕВ». 1880. Отд. 2. № 10. С. 170-172.]
- Так как Спаситель спрашивал всех Апостолов, то Апостол Петр отвечал Господу от одного ли своего лица, или от лица всех Апостолов?
- В какое время Апостолы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Бога живаго, позже ли исповедания Петрова, о котором идет речь, или раньше этого исповедания?
- На основании слов Спасителя: „ты еси Петр, и на сем, камени созижду церковь Мою“, можно ли считать апостола Петра краеугольным камнем церкви?
- Апостол Петр принадлежит ли к церкви, которая созидается на указанном камени, или не принадлежит?
- Не служит ли Апостол Петр основанием на основании, иначе не основан ли он один на Иисусе Христе, а прочие Апостолы на Петре и все верующие на Апостолах?
- А возможно ли чтобы у церкви было два основания равных?
- Слово Божие не называет ли всех Апостолов камнями оснований церкви, и в каком значении?
- Что означают слова Господа, сказанные Апостолу Петру: „и дам ти ключи царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех“, и получили ли прочие Апостолы такую же власть?
- Какое же следует общее заключение о значении слов: „ты еси Петр“ и пр.?
[«ХВЕВ». 1880. Отд. 2. № 12. С. 195-198.]
- Как читается второе место свящ. Писания, приводимое в доказательство главенства Апостола Петра?
- Как изъясняют это место римско-католики?
- Правильно ли такое объяснение?
- Почему Господь три раза сказал Апостолу Петру: „паси агнцы Моя, паси овцы Моя, паси овцы Моя“?
[«ХВЕВ». 1880. Отд. 2. № 13. С. 220-222.]
- Был ли Ап. Петр видимою главою Церкви и наместником Иисуса Христа, когда Он, вознесшись на небо, стал невидим?
VII. О первенстве христианских Церквей.
- Какая из христианских Церквей должна признаваться первою по духовному достоинству?
- Правда ли, что вселенские соборы определили главенство Римского папы над всею Церковью?
- Первенство чести не предоставляло Римскому папе права вмешиваться в управление других патриаршеских округов и всей Церкви?
- Какое понятие должно иметь о положении Римского папы по отношению к Церкви и ее соборам?
VIII. О средоточии власти во вселенской Церкви.
- В чем состоит средоточие власти в Церкви после времен апостольских?
- Правда ли, будто Римским папам принадлежало и должно принадлежать средоточие власти всей Церкви во вселенной на основании исторических прав.
- Правда ли, будто вне Римской Церкви нет благодати и спасения?
- Какие признаки кафолической или вселенской Церкви?
- Греко-Восточная православная Церковь есть ли кафолическая?
- Русская православная Церковь есть ли кафолическая?
[«ХВЕВ». 1881. Отд. 2. № 2. С. 26-31.]
IX. О распространении христианства в Польше и России.
- Когда христианство стало распространятся в Польше и России?
- В каких отношениях находились между собою в это время Церкви Восточная и Западная?
- С какого времени и откуда славянские народы стали принимать христианскую веру?
- Какие тому причины?
- В каких пределах была Польша и соседняя с нею Русь, когда св. Кирилл и Мефодий насаждали в них православную веру?
- Как совершился вызов из Константинополя Кирилла и Мефодия для проповеди Евангелия между славянами?
- Есть ли исторические свидетельства о первоначальном распространении православия в Польше?
- Принятие крещения Мечиславом I.
- Чем доказать, что греко-славянский обряд, введенный Кириллом и Мефодием между славянами и в частности в Полыпе, есть признак православия?
- Почему и с какого времени в Полипе славянский обряд православия стал заменяться обрядом латинским?
- Как объяснять утверждение некоторых историков, что христианство введено в Польшу окончательно Войцехом?
- Скоро ли утвердились в Польше латинские обряды и обычаи?
[«ХВЕВ». 1881. Отд. 2. № 19. С. 303-310.]
- Почему Болеслав храбрый, не смотря на возмущение народа, насильно распространял римско-католичество в Польше?
- Почему Казимир І-й носит название восстановителя и обновителя Польши?
- Долго ли происходила борьба польского народа с латинским духовенством и обычаями запада за православие и славянско-народные права?
- Какия средства употребляли иезуиты чтобы уничтожить в Польше греко-славянский обряд.
- Какия последствия для Польши произвела перемена греко-славянского обряда на обряд латинский?
[«ХВЕВ». 1881. Отд. 2. № 20. С. 323-327.]
Выпуск 2-й.
ГЛАВА І-я
- О распространении православной веры в русской земле чрез непосредственное сношение с Цареградом.
- Каким образом православная вера стала господствующею в древней столице всей русской земли — Киеве?
- Когда православная вера стала всеобщею в русской земле?
- По греческому или латинскому обряду крещена Русь?
- Во время крещения Руси и после до ХVII ст. не было ли у греков и русских так называемой Римской унии?
[«ХВЕВ». 1883. Отд. 2. № 1. С. 9-12.]
- Что помогало повсеместному распространению и утверждению православной веры в Руси?
- Влияние христианского подвижничества на утверждение православной веры и благочестивой жизни в Руси. Киево-Печерская лавра.
[«ХВЕВ». 1883. Отд. 2. № 2. С. 31-35.]
- Начало Киево-Печерской Лавры; ее подвижники; постройка Лаврскаго соборного храма; влияние Киево-Печерских подвижников на утверждение православной веры и благочестивой жизни в русской земле.
- О созидании Печерской церкви Пресвятой Богородицы.
- Так как преподобные отцы Печерские при жизни и по смерти совершали и совершают много чудес, их св. тела нетленны и облагодатствованы, то они не были-ли униатами?
[«ХВЕВ». 1883. Отд. 2. № 3. С. 52-58.]
ГЛАВА ІІ-я.
- О постоянном существовании православия в древнем русском Владимиро-Волынском и Галицко-Владимирском княжестве.
- Название княжества и его уделы.
- Древние границы Владимиро-Волынского или Галицко-Владимирского княжества от Польши.
[«ХВЕВ». 1883. Отд. 2. № 8. С. 149-153.]
- О важности и значении древних православных епархий на Волыни и Червоной Руси.
- Существование епархий с первых времен христианства на Волыни и Червоной Руси имеет ли накую либо важность по отношению к древнейшему существованию православия и русской народности в этих местах?
- К учреждению Владимиро-Волынской епархии не была ли подготовлена Волынская и Червоная Русь проповедью свв. Кирилла и Мефодия?
- Когда и кем учреждена была Владимиро-Волынская епархия?
- Пределы древней Владимиро-Волынской православной церкви.
[«ХВЕВ». 1883. Отд. 2. № 9. С. 163-166.]
- Древние свидетельства о существовании православной веры во всех местностях, известных под именем Червоной Руси в X-ХIII в.
- Древние православные храмы Галича.
- Древние церкви гор. Перемышля.
- Деятельность православных князей Червоной Руси в пользу православия и русской народности.
[«ХВЕВ». 1883. Отд. 2. № 10. С. 189-193.]
- Выделение из Владимиро-Волынской Епархии новых Епархий.
- Причины учреждения означенных епархий и важное их значение.