О древнейшем существовании русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привисленского края. Выпуск 2-й. Глава II.

Автор: Архиепископ Модест (Стрельбицкий)

 

Архиепископ Модест (Стрельбицкий)


О ДРЕВНЕЙШЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ В ГАЛИЦИИ, ГУБЕРНИЯХ ЛЮБЛИНСКОЙ, СЕДЛЕЦКОЙ И ДРУГИХ МЕСТНОСТЯХ ПРИВИСЛЕНСКОГО КРАЯ.

-----------

- ПРОДОЛЖЕНИЕ  -
(предыдущая глава)

------------

ОГЛАВЛЕНИЕ ВСЕЙ КНИГИ
----------

Окрыть сборку в формате PDF, составленную по номерам "Вестника" за 1880-1883 г.г.   

 

ВЫПУСК 2-ой 

ГЛАВА II.

О постоянном существовании православия в древнем русском Владимиро-Волынском и Галицко-Владимирском княжестве.

Название княжества и его уделы.

Под именем Владимиро-Волынского княжества, со времени его образования и распространения в нем православной христианской веры до образования из него Галицкого княжества, разумелось все пространство земель с русским первоначальным и коренным населением, заключавшее в себе нынешнюю Волынь, часть Литвы, Полесье с городами Брестом, Слонимом, Гродно, Волковыском и Бобрином, и Подляшье или Подлясье с городами Мельником, Дрогичином и Бельском, а равно древние Червенские города Червень, Галич, Перемышль, Белз, Холм, Львов с их округами по Карпаты1). Это княжество от города и его основателя св. Владимира носило еще с древнейших времен название Володимерии или Лодомерии и Галиции2). В 1081 г. из него выделилось княжество Перемышльское, в 1086 году— Теребовельское, в 1100 г. Бусское, в 1125 г. Звенигородское; в 1141 году все эти княжества соединились в одно под именем Галицкого; в 1187 г. выделилось еще Белзское княжество. Галич, постепенно усиливаясь, при князьях Романе и Данииле, затмил своею важностью и славой не только Владимир Волынский, но и Киев. Летописец под 1201 годом описание Галицко-Владимирского княжества, образовавшегося опять из слияния в одно бывших из него уделов, озаглавил так: „начало княжения великого князя Романасамодержца бывшая всей русской (т. е. южнорусской или малорусской) земликнязя Галичского3).

1) Критико-Историч. Повѣсть о Червовой Руси, Зубрицкаго, стран. 151, 152, 201, 216. Исторія Галицко - Володимірской Руси, Исидора Шараневича, Львовъ 1863 г. предмова и стран. 102—103. — Историч. очеркъ древнихъ Волынскихъ епархій — Владимірской и Луцкой ("Волынскія Епарх. Вѣдом. 1 марта № 8, 1878 г. частъ неофиц. стран. 209—212;.
2) Eneyklopcd. Powszechna, Тот.ХѴII, Warsz. 1864 г., стран. 247. Kronika Stryikowskiego: Warszawa, 1766 года, стран. 108.—Historia odmian zaszłych w Państwie Bossyjskim, Warsz. 1766 г. стран. 5.— Starożytna Polska Tom. II, ЛѴат. 1845 г., стран. 816—819, 865, 1173, 1175.
3) Ипатская Лѣтопись. С. II. Б. 1871, стран. 479. Очеркъ Западно-Русской церкви И. Чистовича, С. П. Б. 1882 г. стран. 3, 4. — Исторія древняго Галичско-Руескаго Княжества, Зубрицкаго, часть 2-я Львовъ, 1852 г., стран. 10, 11, 54—57. — Судьбы Червоной или Галицкой Руси С. П. Б. 1860 г., стран. 23 — 29, 32, 33, 52. Истор. Галицко-Влад. Руси, Исид. Шараневича, стран. 37.

 

Значение этого княжества в составе русских земель.

Если какое, то особенно Владимиро-Волынское, впоследствии Галицко-Владимирское княжество имеет высокое значение истинно русского княжества. Вся его история состоит в борьбе за русскую народность и православную веру. Великие Киевские князья в продолжении почти трех веков (X— ХIII) заботились, чтобы ближайшая родственная связь между ними и князьями Владимиро-Волынскими, Галицкими, Перемышльскими, Теребовельскими, Звенигородскими, Бусскими, Белзскими и Холмскими не прекращалась, а со времени княжения в Киеве Владимира Мономаха род Мономахов всегда занимал Владимирский княжеский престол: из этого рода вышли знаменитые Галицко-Владимирские князья Роман и Даниил1). Когда образовалось удельное Перемышльское княжество, то там княжили потомки великого князя Ярослава Мудрого—Ростиславичи. Так первым Перемышльским князем был Володарь Ростиславич. Ростислав был сын Владимира, князя Тмутораканьского, а Владимир сын Ярослава 1-го, сына св. Владимира. Ростиславичи княжили также в Теребовле и Звенигороде2).

1) Вот перечень Владимиро-Волынских князей:
988 год Всеволод Владимирович.
1054—Игорь и брат его Святослав Ярославич.
1057—Олег Святославич, сын великого князя киевского.
1078—Ярополк, сын великого киев. князя Изяслава.
1085— Давид Игоревич, сын в. кн. киевского Игоря.
1086— Ярополк Изяславич во второй раз.
1086—Давид Игоревич во второй раз.
1099—Мстислав Святославич.
1190—Ярослав Святополкович, сын в. киев. кн.
1117—Роман Владимирович, сын вел. киев. кн. Владимира Мономаха.
1120—Андрей Владимирович, брат Андрея.
1134—Изяслав Мстиславич, сын вел. кн. киевского.
1142—Святослав Всеволодович, сын вел. киев. князья.
1146—Изяслав Мстиславич, во второй раз.
1148— Святополк Мстиславич первый раз.
1149— Изяслав Мстиславич третий раз.
1152—Святополк Мстиславич во второй раз.
1154—Ярослав Няславич.
1154—Владимир Мстиславич.
1156—Мстислав Изяславич.
1170—Святослав Мстиславич.
1173—Роман Мстиславич, первый раз.
1188— Всеволод Мстиславич.
1189— Роман Мстиславич во второй раз. Этот князь был князем и Галиции и носил титул великого князя и Царя Русского.
1205— Даниил и Василько Романовичи.
1206— Святослав Игоревич.
1209—Александр Всеволодович.
1209—Ингварь Ярославич.
1209— Александр Всеволодович, второй раз.
1214—Даниил и Василько Романовичи, второй раз.
1237—Василько Романович.
1261 —Владимир Василькович.
1288—Мстислав Данилович.
12881—Георгий Львович, именовавшийся Царем Руси.
1316—Андрей и Лев Георгиевичи.
1324—Георгий Андреевич.
1337—Димитрий (Любарт) Гедиминович и его супруга Смотр. История древн. Галичско-Русского Княжества, Д. Зарецкого, Ч. Ш, Львов, 1855 г., стран. 292, 293.— Annales Ecclesiae Rutenae, M. Harasiewicz. Leopoli. 1862 г. стран. 3—4.—Историч. атлас России, Павлищева, С. П. Б. 1873 г., № 1.

2) Вот перечень Перемышльских князей.
1081- год Володарь Ростиславич.
1085—  Рюрик Ростиславич.
1086— Володарь Ростиславич, второй раз.
1125—Ростислав Володаревич.
1187— Владимир Ярославич.
1210—  Святослав Игоревич.
Вследствие замешательств на Руси.
1216—Лешко Краковский князь.
1216—Коломан Венгерский.
1222—Андрей сын князя Венгерского.
1236—Даниил Романович.
Князя Теребоввлские.
1086—Василько Ростиславич.
1125—Иван Василькович.
1210—Изяслав Игоревич. Князья Звенигородские в Галиции.
1125—Владимирко Володаревич.
1206—Роман Игоревич.
1210—Он же во второй раз. Смотр. Annales Ecclesiae Ruthenae, М. Harasiewicz, Leopoli, 1862 г., стран. 5.—Истор. древняго Галичско-Русск. княж. Д. Зубрицкаго, Ч. Ш) стран. 294, 295. О Перемышле, Теребовле и Звиногороде см. Starożytna Polska, Том И, стр. 618; 726, 993.

Княжество Бусское или Бужское образовалось из Волынского княжества так. Во Владимире Волынском княжил Давид Игоревич, он ослепил князя Теребовельскаго, Василька Ростиславича. За такое преступление съезд Русских князей в 1100 году отнял у Давида Владимир и дал ему Бужск пли Буск 1). В одно почти время с Перемышльским и Теребовельским, именно в 1187 году образовалось Белзское княжество следующим образом. Мстислав Изяславич, сперва князь Владимиро-Волынский, а потом Киевский, имел сыновей Святослава, Романа и Всеволода. Роман по смерти Святослава получил в удел Владимир, а Всеволод Белз2).

1) Буск со времен владения Польши находился в воеводстве Белзском, а теперь находится в Галиции, в Львовской греко-униятской епархии. Шематизм Архидиецезии Львовской на г. 1882, стран. 40. Encyklop. Powsz. Tom. IV, 1870 г., стран. 684. Staroź. Polska, Tom. II. Warsz- 1845, стран. 1183).
Бусские князя перечисляются так:
1100 год Давид Игоревич.
1146—Святослав Всеволодович.
1148—Ростислав Георгиевич.
1168—Ярополк Изяславич.
2) Белз в настоящее время находится в Галиции, в Перемышльской греко-униатской Епархии. (См. Схематизм Епархии Перемышльской на 1879 г. стран. 81—82).
Белзские князья следуют в таком порядке:
1187 год Всеволод Мстиславич.
1205—Александр Всеволодович.
1212—Всеволод Всеволодович.
1219—Александр Всеволодович вторично.
1264—Шварно Данилович, брат Льва Даниловича.
1268—Георгий Львович.
1377—Георгий Данилович. (Смотр. Истор. древн. Галичско-Русского Кпяжества Д. Зарецкого. Часть III, Львов 1855 г., стран. 294, 295. Annales Ecclesiae Ruthenae, Harasiewicz, Leopoli, 1862 г., стран. 6.

Галицкое княжество образовалось в 1141 году из соединения трех княжеств Перемышльского, Теребовельского и Звенигородского. Хотя в 1187 г. снова из этих княжеств возникли два удела Галицкий и Перемышльский, но Галич сохранил значение свое долее всех городов упомянутых княжеств1).

1)Вот перечень Галицких князей:
1141—1152 год Владимирко Володаревич, сын Вододаря князя Перемышльского.
1152—1187—Ярослав Владимирович.
1187—Олег Ярославич, умерший в том же году.
1187—  Владимир Ярославич.
1188—  Роман Мстиславич вместе и князь Владимиро-Волынский.
1189—  Андрей, сын Белы Венгерского короля.
1190—  Владимир Ярославич вторично.
1199—1205—Роман Мстиславич вторично.
1205—  Даниил Романович.
1206—  Владимир Игоревич и
1209—Роман Игоревич, дети Игоря Святославича князя Новгорода Северского, что теперь в Черниговской губ.
1210—  Владимир Игоревич вторично.
1211—  Даниил Романович вторично.
1212—  Мстислав Ярославич.
1213—  Владислав боярин похититель престола.
1214—  Коломан сын Андрея короля Венгерского.
1218—  Мстислав Мстиславич.
1219—  Коломан—вторично.
1221—Мстислав Мстиславич вторично.
1227—Андрей сын Андрея короля Венгерского.
1229—Даниил Романович третий раз.
1231—1233—Андрей, что выше, вторично.
1234—  Даниил Романович четвертый раз.
1235—  Михаил Всеволодович и сын его Ростислав. 1237—Даниил Романович пятый раз.
1264—1301—Лев Данилович.
1301—Георгий Львович.
1316—Андрей и Лев Георгиевичи.
1320—Лев Георгиевич.
1324—Георгий Андреевич.
1337—  Любарт Гедиминович, муж русской княжны сестры последнего Галицкого князя Юрия П Андреевича.
1338— Болеслав Тройденович, Князь Мазовецкий.
1340—  Казимир великий, король польский.
1341—  Димитрий Любарт Гедиминович вторично.
1350—Казимир король польский вторично.
1370—  Людовик король Венгерский и Польский.
1371—  Владислав Князь Опольский в Мазовии.
1379—Людовик, король Венгерский и Польский вторично.
1382—Мария, королева Венгерская, дочь короля Людовика.
1387—Ядвига, королева Польская, младшая дочь Людовика короля Венгерского и ее муж Владислав Ягайло. С того времени Галиция оставалась во владении Польши до ее падения. (См. Истор. древняго Галичско-Русского Княжества, Д. Зарецкого, Часть III, стран. 289—291. Annales Ecclesiae Ruthenae, Harasiewicz, 1862 г. стран. 6—8).

Было еще удельное княжество Червенское, но только временно. Князьями его именуются только два: 1205 года Всеволод Всеволодович и 1288 г., Георгий Львовичь. В последствии Галицкие князья, начиная от Даниила Романовича жили в Холме и во Львове. За обладание Галицким княжеством происходила постоянная борьба между потомками Даниила Романовича с одной стороны, и между Польшей, Литвой и Венгерскими королями с другой. Часто роды русских князей вели войны за обладание тем или другим уделом. Этими междоусобицами пользовались соседние державы, ослабляли и порабощали Русь. Междоусобия и нападения Поляков, Венгерцев и Литвы были причиной того, что в то время, как на севере Руси, разъединенной татарским погромом от южной, идея самодержавия созрела и осуществилась навсегда, на юге Руси эта идея хотя тоже князьями Романом и Даниилом приводима была к осуществлению, но не могла навсегда утвердиться. А чрез это Польша и Литва усиливались на счет Русских княжеств не только Галицко-Владимирского, но и Киевскаго, Черниговского, Минского, Витебского и Смоленского. А это показывает, какое важное и передовое значение имела в древние времена и имеет теперь эта, можно сказать, многострадальная русская украина, заключаяющаяся в древнем Владимиро-Волынском или Галицко-Владимирском княжестве, а теперь в Волыни, Подолии, Люблинской и Седлецкой губерниях и во всей Галицкой и Карпатской Руси, при политическом и религиозном напоре на нее с запада, и как, для отражения этого пагубного для Руси напора, необходимо в народе живущем в этих местностях развитие русского сознания и своего племенного и религиозного единтва с прочими русскими членами великого русского государства.

 

Древние границы Владимиро-Волынского или Галицко-Владимирского княжества от Польши.

Границы Владимиро-Волынского или что тоже Галуцко-Владимирского княжества от Польши точно обозначены были в древнейшие времена (X—ХIII века) межами, рубежами, пределами и гранями. Название Червенных городов, возвращенных св. Владимиром от Ляхов в 981 г., показывает, что эти города имели свои пределы и границы от польских земель. Следы этих границ летописи указывают в названиях урочищ и населенных мест словами: Стража, Стражица, Стражник; Рубежов, Рубежевичи, Межи, Городок, Ворота и тому подобное. Обстоятельное исследование об этом составлено в 1873 г. профессором Варшавского университета Н. П. Барсовым и издано под заглавием: „Очерки русской исторической географии.

По его мнению, наибольшего внимания заслуживают места с названиями Сутень или Сутеск, Хутпска, Хучиска, Ворота, Твердь, Осек. Термином Сутень, Сутиска обозначались первоначально порубежные места, которыя потом получили название украин. На порубежьях Галицко-Волынских XI— ХIII веков находятся к югу от Буска в Галиции Утиско и на одной параллели с ним к востоку в верстах 20 Хутиско к югу от Олеско тоже в Галиции. На рубеже Галицко-Ляцком есть речка Хучва, на которой Чермно, на месте древнего Червеня, теперь в Люблинской Губернии, и к западу от него близ Красноброда: ХусчскоХустоХуциско, тут же множество местностей с названиями Хута, Хутки, Гута. Затем в 10 верстах от них, но все-таки, но старому рубежу Галицко-Ляцкому: Хутиска к западу в верстах 10 от Жолкева. Далее на северо-запад на правой стороне от Сана близ теперешней границы Галиции на дороге из Белгорая к Кретову: Хуцист, Вулпа Хучиска и проч. Название Ворот много раз указывается в летописях как на границу между Польшей и Русью. Так в 1398 году был назначен съезд русских и лядских князей в Тернаве (Тарнов в Галиции). Но „Ляхове, как говорится в Ипатской летописи, к сонмови (на сейм или съезд) не пошли, но обошедши около (Тернавы) на Ворота1), и тако поидоша к Белжѵ (Белзу) и почаша воевати и села жечи“. Под 1205 годом в той же летописи читается, что Литва и Ятвяги повоевали Турийск и около Комова, и бишася у Ворот Червенскиха застава бе в Уханях2). Подобным образом говорится о воротах Дорогичинских. Летописец под 1248 годом говорит: „воеваша Ятвязи около Охожи и Бусовна. Гна же по них Василько (брат Даниила Галицкого) из Володимера, угони и бывшу ему третий день из Володимера в Дрогичине, о нем же бьющимся у ворот Дорогичинских”. Это не значит городских ворот, а граничная застава, потому что под 1251 г. летописец говорит, что Даниил с князьями, отправляясь на Ятвягов „сняшася в Дрогичине, преидоша болота и найдоша на страну их3)“.

1) Ворота это ущелье в Галицком Княжестве (Ипатек. лѣт. стран. 537). У Карпат в Ушицком уезде Подольской губернии есть село: Прыворотев, имеющее тоже значение.
2) Тамъ же, стран. 483. Уханье находится теперь въ Грубешовском уезде, Люблинской губернии (Starożytna Polska, Tom. II. 1845 г., Warszawa, str. 771. Encykloped. Powszechna, Tom. XXV, str. 923). О червенских воротах Ипат. Лѣтопись, 1871 г. стран. 483.
3) См. Очерки русской исторической географіи Н. П. Барсова, Варшава, 1873 г., стран. 72—74. В конце книги особые примечания, стран. XLIV — XLIX, примечан. 121, 123,124,126.— ГеограФич. словарь русской земли. Вхоже-Вильна, 1865 г., стран. 66, слово: Дорогочин что слово ворота означаетъ граничное место, место укрепленное или ущелье, это объясняет сам летописец (См. Инат. Лѣт. стран. 572).

В слове о полку Игоря говорится, что Ярослав князь Галицкий подпер Карпаты железными или непреодолимыми полками. Это значит, что он затворил все входы и выходы Карпатских гор1). Указания на рубежи между Русью и Польшей есть указание и у польских писателей. Так Нарушевич приводит свидетельство Длугоша, Кадлубка, Галля и других, что во время войны великого князя Владимира Киевского с Поляками в 981 году поляки с печенегами встретили Владимира и его войско, у реки Рубеши или Рубежи, где был город Рубешов или Рубежов. Река Рубеша была границею между Польшей и Русью2). Выше сказано, что порубежные места в последствии получили название украин3). В русско-волынской украине в начале ХIII века и раньше уже находились города: Переварен лежащий между Вислоком и Саном, Воин, теперь село, лежащее недалеко от устья Тисменицы, впадающей в Вейр, Угровеск, 4) теперь село Угруек и близь него Воля Угруска, к югу от Влодавы, несколько ниже от Угера; Верещин и Столпье к югу в милях 2 от Холма; Щекарев5), на месте нынешнего Красностава. Что касается юго-западной Галицко-Волынской границы, то на ней известны следующие порубежные города; Лежайск, Ярослав, Тарнов, Бохня, Тылич, в древности Орнава (в Галицкой Перемышльской земле). Далее граница продолжается по Карпатским горам до вершин Вислока, тянулась но этой реке до Сана к Вепрю и по Вепрю до реки Тесменицы, впадающей в Вепрь6). Собственно, же Червоная Русь граничила на Восток с Волынью и подольем до Днестра, на полдень с Буковиной, Валахией и Корнетскими горами, на запад с землей Седмигродской и Венгрией до горы Розроги, где стоял столп пограничный. На полночь граничила с Брест-Литовским Полесьем. Червоная Русь заключала в себе следующие древние города: Львов, Жолкев, Ярослав, Галич, Трембовль, Коломый, Санок, Кросно, Белз, Холм, Щекарев или Красностав и Замость7).

1) Истор. Галицко-Владнмірской Руси, Исид. Шараневича, Львовъ, 1863' г., стран. 55.
2) Historia Narodu spiskiego, Naruszewicza, Tom. IV, Lipsk; 1836 strriK, 49.' Rubessa fluvis regna limitans. В архивных актах древней холмской консистории XV и ХѴІ-го столѣтий нынещний Грубешов носит название Рубешов, произшедшее от слова: Рубежов.
3) Ипатская Лѣтоп. изд. 1871 г. подъ 1213 г. стран. 160.
4) Угровескъ тамъже, стран. 157, 160.
5) Щекаревъ см. Ипат. Лѣт. стран. 483, 490, 492.
6) Исторія Галицко-Владимірскаго княжества, Исид. Ша- раневича, Львовъ 1863 г., стран. 102, 103.
7) Słownik Geograficzny. Tom. 1, Warszawa, 1880 годъ, стр. 840.

 

О важности и значении древних православных епархий на Волыни и Червоной Руси.

Существовании епархий с первых времен христианства на Волыни и Червоной Руси имеет ли какую-либо важность по отношению к древнейшему существованию православия и русской народности в этих местах?

Существование с древнейших времен православных епархий на Волыни и Червоной Руси имеет несомненную важность, потому что показывает, что православная вера не только там была прежде других христианских вероисповеданий, но что она там утвердилась и процветала. Если бы в показанных местах православные жили случайно или в малом количестве, в таком случае не могло бы образоваться в этих местах ни одной епархии православной. Епархия в малом виде представляет собою вселенскую церковь, в которой есть и действует священноначалие, священное управление, учение веры и священнодействие. Во главе всего этого должен быть епископ. Без епископа не может быть епархии, равно и епископом невозможно быть, если не будет других епископов, которые совершили бы рукоположение новаго епископа. Миряне не могут давать никому епископства, потому что сами его не имеют. Священноначалие в православной церкви есть учреждение не мирское, а Божественное. Иисус Христос избрал Апостолов, Дух Святой освятил их. Апостолы поставляли епископами других, и таким преемственным образом епископство сохранилось в церкви до наших дней. Если теперь какая-либо церковь или епархия докажет, что её епископы имели и имеют рукоположение преемственно от самих Апостолов и во всей чистоте соблюдают учение вселенской Христовой церкви, то такая церковь или епархия есть истинно Апостольская, вселенская и спасительная церковь. Православные епископы, управлявшие епархиями на Волыни и Червоной Руси, получали свое святительство из рук Киевских митрополитов, получивших свое посвящение в свою очередь от Константинопольских патриархов или от русских иерархов. А потому и эти епархии, во все время сохранения ими Апостольскаго учения и предания, принадлежат ко вселенской церкви.

 

К учреждению Владимиро-Волынской епархии не была ли подготовлена Волынская и Червоная Русь проповедью свв. Кирилла и Мефодия?

Действительно, Волынская и Галицкая Русь была подготовлена Евангельскою проповедью свв. Кирилла и Мефодия не только к общему и окончательному принятию и утверждению православной веры, но к учреждению на всю эту страну православной Владимиро-Волынской епархии. Эти первоучители славянских народов ввели греко-славянский обряд в Польшу и соседнюю с нею Червоную и Волынскую Русь. И, тогда как в Польше греко-славянский обряд был насильно изменен на латинский, —в Червоной Руси и на Волыни этот обряд навсегда утвердился. Следовательно, восточнославянский обряд на Волыни и Червоной Руси, к которой принадлежит и Холмщина, есть обряд исконный, начальный, прежде которого не было там какого-либо другого Христианского, например, Римского обряда. Что действительно ученики свв. Кирилла и Мефодия распространяли здесь православную веру, доказательством тому может служить всегдашняя, изначальная принадлежность Червоной Руси чудотворной иконы Богоматери, именуемой теперь Ченстоховскою. А каким образом досталась в наследие Червоной Руси эта великая Христианская святыня, об этом существует следующее записанное и проверенное предание. Знаменитый Константинопольский патриарх Фотий, которого за защиту свободы церкви и православия Рим называет схизматиком, отправляя Кирилла и Мефодия на Евангельскую проповедь к славянским народам, дал им в благословение икону Богоматери, писанную св. евангелистом Лукою, взявши ее из Софийского Цареградского собора, где она находилась. В своем слове по этому поводу великий первосвятитель обращался к иконе Богоматери и описывал ее такими чертами, в каких мы видим теперь икону Богоматери, чествуемую в Ченстохове. Получив эту святыню, славянские первоучители Кирилл и Мефодий распространяли православную веру в Моравии, Польше, Червоной Руси и на Волыни по реку Стырь. Все эти места принадлежали к их епархии. По преданию, в городе Червене даже была епископская кафедра1). А Червень был главным городом всех Червенских городов Галича, Перемышля, Белза и проч. Каким же образом чудотворная икона Богоматери, данная им при отправлении на евангельскую проповедь к славянам, досталась в наследие Руси? По смерти Кирилла и Мефодия в Моравии приверженцы Рима стали преследовать их учеников за их преданность греко-восточному обряду. Можно было опасаться, что и данная в благословение Славянам для утверждения в православной вере св. икона, с переменою греко-славянского обряда на латинский, перейдет в руки латинян. Ученикам Кирилла и Мефодия известно было, что Русь издавна любила греческий обряд. В тоже время, как Кирилл и Мефодий с трудом защищали восточнославянский обряд в Моравии, —в Таврическую Русь отправлен был тем же патриархом Фотием епископ Михаил. Тамошние Руссы, увидев, что брошенное епископом в огонь св. Евангелие осталось совершенно невредимым, уверовали во Христа по обрядам Восточно - православной церкви. Куда же ученикам Кирилла и Мефодия можно было бежать из Моравии от преследования латинян, как не в Червоную Русь, принадлежавшую к области их миссионерской деятельности? Они отправились в Белз и вручили городу в благословение и наследственное хранение св. икону Богоматери. 300 лет охраняла русский город Белз эта великая Христианская святыня. Русские князья дорожили ею и хранили в замковой своей церкви. Отсюда, по завоевании Польшей Белза, св. икона в XIV столетии ревнителем папства князем польским перенесена была в Ченстохов. Следовательно, Червоная Русь учениками Кирилла и Мефодия уже подготовлена была к окончательному распространению в ней православной веры. Св. Владимир, утверждая и распространяя в русских землях и христианскую веру, нашел уже в Червоной Руси христиан, а, может быть и епископство в Червене, откуда, по предположению некоторых, он перенёс епископскую кафедру во Владимир-Волынский 2).

1) Краткое историч. извѣстіе о времени введенія Хрисстіанства въ Галицкой Руси (Шематизмъ Львовской Митрополіи, на 1882-й годъ, Львовъ, етран. 1) Исторія Россіи Татищева, Томъ П, етран. 78.
2) Волынск Епарх. Вѣдом. 1874 г. Л« 14, іюля 16-го г неофиц. стран. 126.

                                                                                                                                                

Когда и кем учреждена была Владимиро-Волынская епархия?

Владимиро-Волынская епархия вместе с другими важнейшими епархиями русскими учреждена в 992 году1) при великом просветителе Руси Владимире и Киевском митрополите Леонтии. Для обяснения, какую заботу о процветании православия на Волыни и Червоной Руси имел Владимир, укажем на некоторые его подвиги в этом отношении. Известно, что в 981 году, после войны с ляхами и после разрушения города и крепости, Волыни", находившихся недалеко от нынешнего города Грубешова Люблинской губернии, Владимир построил на другой стороне реки Буга против г. Грубешова город Владимир. Когда христианская вера осветила Русь, то вместе с другими епархиями в 992 г. учреждена была епархия Владимиро-Волынская с кафедрой епископской в удельном княжеском городе Владимире на Волыни. Город скоро украсился св. храмами и драгоценными св. иконами. Первый из этих храмов построен в самый год учреждения епархии 992 по следующему благоприятному обстоятельству. Ляхи, желая снова оторвать от Руси Червенские города, а может быть по наущению западников—расстроить и учреждение православной епархии для этих городов, в том же 992 году объявили Владимиру войну. Но Владимир в уповании на Господа Бога победил Ляхов2).

1) Истор. Русской церкви Филарета Архіеп. Харковска- го. Томъ и Періодъ 1, стран. 185. Encyklopedia Powszechna Tom. III, Warszawa, 1860 г., стран. 705'—706: Biskupstwo Włodzimirskie. Истор. Русск. Церкви, Е. Голубинскаго, Москва, 1880 г., стр. 570— 573.
2) Historia Narodu Polskiego, Naruszewicza, Tom. VI, Lipsk. 1836 г., стран. 47—48. Лѣтопись Ипатская, стран. 83-я.

В благодарность Господу Богу за дарованную ему победу великий князь, по преданию, велел каждому из своих воинов принести по одному кирпичу для постройки храма в г. Владимире. Храм этот, но обету, построен в один день и назван Васильевским; потому что Владимир в св. крещении получил имя Василия. Храм этот уцелел до настоящего времени и своей довольно некрасивой архитектурою свидетельствует как о глубокой своей старине, так и о том, что он сооружен с великою поспешностию1). Второй храм построен в 1000 году во имя Успения Богоматери и долгое время служил кафедрою для Владимирских епископов. Особенно замечательным памятником ревности великого кн. Владимира к распространению православной веры в Владимиро-Волынском княжестве признается устроенный им в предместии некогда обширного города Владимира святогорский Печерский монастырь. Храм этого монастыря одинаковой кладки со стенами Владимирской кафедры, построенными в 1000 году. В монастыре построен был терем или дворец великого князя Владимира. В храме и доселе там хранится данная Владимиром чудотворная икона Богоматери. Этою иконою, как гласит предание, Константинопольский патриарх благословил царевну греческую Анну на брак с просветителем Руси Владимиром. Под храмом устроены были пещеры на подобие Киевских. По разорении города татарами предместие города, Зимно, после постройки нового города, оказалось теперь в 4-х верстах от города и вместо упраздненного монастыря существует одна древняя церковь, свидетельница трудов св. Владимира2). Для нашей цели достаточно будет и сказаннаго, если мы после указания пределов древней Владимиро-Волынской епархии, приведем здесь ряд имен православных епископов Владимиро-Волынской епархии со времени её учреждения до конца XVI столетия (1600 г.).

1) Очерки изъ исторіи православной церкви на Волыни, дрот. Хойнацкаго. Жигоміръ, 1878 г. стран. 37 — 38. Волын. Епарх. Вѣд. 1874 г. Л» 14, часть неоФиц стран. 526—527.
2) Волынскія Епарх. Вѣдомости 18G7 г. № 3, 1-го окт. часть неофиціальная стран. 49—51.

 

Пределы древней Владимиро-Волынской православной церкви.

Древняя Владимиро-Волынская православная епархия, до выделения из неё других епархий, в продолжении более 100 лет имела обширнейшие пределы. В эти пределы входило все пространство Волыни, Галиции и всей страны между Бугом и Вислой. К ней принадлежали следующие города с их округами:    Владимир-Волынский, Луцк, Брест, Гродно, Дрогичин, Мельник, Бельск, Сураж и все Подлясье, Кременец, Лопатин, Любомль, Галич, Перемышль, Червень, Белз и те местности, где теперь Угрусск и Холм, Столпье, (около Холма), Щебретин, (теперь Щибрешин), Рубежов, (Грубешов), Верещин Комов, Космов, (теперь деревня в Грубешовском уезде Люблинской губернии), Щекарев, (теперь Красностав), Володава, Уханье, Буссовно, Воин, (теперь Вогин), Гнойница и другие города Волынской и Червоной Руси1). Не смотря на название Червовой Руси многие из городов этой местности по Русским летописям носят название Волынских2). Такие обширные пределы Владимиро-Волынской епархии не были единственными в России не только в древние, но и в новейшие времена. Так древняя Новгородская епархия обнимала собою весь север России; Ростовская была единственною на северо-востоке; Черниговская простиралась до Рязани. Тобольская епархия в начале XVIII столетия простиралась на всю Сибирь до Китайских границ3); несмотря на такие обширные границы, Владимиро-Волынская епархия не терпела никакого ущерба или неудобства в епархиальном управлении, потому что имела постоянные сношения с Киевской митрополией и со всей русской иерархией. Червоная или Галицкая Русь, но словам учёного исследователя Галицкой старины Петрушевича, и по свидетельству русских историков, до нашествия на Русь татар или до XIII столетия „находилась в связи с прочей северо-восточной Русью и по этой причине в государственном и церковном отношениях развивалась свободнейше. Ибо первоначальное норманнское и Византийское влияние не лишали Русь её народной самостоятельности 4)“.

1) Критико-Историч. повѣсть о Червоной Руси, Зубрицкаго, стран. 150, 152, 201, 216. Историческій очеркъ древнихъ Волынскихъ епархій Владимірской и Луцкой. Волын екая Епарх. Вѣдом. 1878 г. № 5, марта 1-го, часть неофиціальная, стран. 210, 211.
2) Что города Брест, Дрогичин, Белз, Буссовно, Верещин, Володава, Холм, Столпье, Угрусск, Грубешов, Уханье и другие принадлежали в древности к Волыни, об этом говорит Галицко-Волынская Летопись, носящая название Ипатской, изд. С.-П. Б. 1881 г. стран. 101 105, 144. 483, 492, 494, 530, 550, 574, 585 и проч.,а прочие города называет Галицкими, потому что в половине XII столетия образовалось удельное Галицкое княжество.
3) Истор. Русской церкви Архіен. Макарій, Томъ 11. С.-ІІ. Б. 1868 г. стран. 22. Галицкій историч. сборникъ, выпускъ 1,Львовъ 1854 г.стран, 55. Annales ecclesiae Ruthenae, Harasiewicz, Leopoli, 1862г. стран. 3. Encykloped. Powszechna, TOM. III, Warszawa, 1860 г. стран. 705, 706: Biskupstwo Włodzimierskie. Краткое Историч. извѣстіе о времени введенія христіанства на Галицкой Руси (исторической митрополіи Львовской на 1882 годъ, стр. 1), въ Очеркѣ исторіи Западно-Русской церкви И. Чистовича, ч. 1, 1882 г. С.-П Б. стр. 6.
4) Краткое историч. извѣстіе о времени введенія Христіанства на Галичской Руси (ІІІиматизмъ митрополіи Львовской на 1882-й годъ, стран. 1).

Перечень православных епископов Владимиро-Волынской епархии (с 992 г. по 1600 г.).

1)    Стефан 1-й с 992-го года1).

2)    Стефан 2-й святой. Он был учеником преподобного Феодосия Печерского и рукоположен в епископа Киевским митрополитом Иоанном. Скончался во Владимире 1094 г.

3)    Амфилохий рукоположен митрополитом Никифором 27 августа 1105 года. Скончался 1122 года.

4)    Симеон, преемник Амфилохия, рукоположен из старцев Печерских 1123 года. Скончался 1136 г.

5)    Феодор, скопец, приемник Симеона. Посвящен в епископа 1137 г., присутствовал на Киевском соборе 1147 года.

6)    Иоасаф, около 1229 г. из постриженцев святогорского Владимирского монастыря.

7)    Василий, — тоже из постриженцев светлогорского монастыря.

8)    Никифор Ставило из бояр князя Василька.

9)    Косма.

10)    Марк, с 1271 г. по 1287 г.

И) Евсигней, с 1287 по 1289-й год.

12)    Афанасий, скончался 1363 г.

13)    Иоанн Гоголь, рукоположен в 1405 г. Киевским митрополитом Киприаном.

14)    Герасим рукоположен Киевским м. Фотием в 1414 г. Он был на соборе 1415 году в Новгородке Литовском по случаю разделения русской митрополии на две митрополии—Литовскую вместе и Киевскую, и Московскую, и для избрания особого митрополита для Киева отдельно от Московского митрополита.

15)    Даниил, рукоположен около 1452 г. Он отверг предложения митрополита Исидора о Флорентийской Унии.

16)    Мартиниан.

17)    Вассиан, рукоположен в епископа Киевским митрополитом Симеоном 1487. В 1499 году он еще жил.

18)    Вассиян, тоже присутствовал на Виленском соборе 1509 года. В 1512 году еще жил.

19)    Иона, упоминается в 1513 году.

20)    Пафнутий, 1516—1526 годах.

21)    Геннадий, 1537—1545 г.

22)    Вассиан 1546 г.

23)    Иосиф, умер в 1563 г.

24)    Иоанн Ядковичь Борзобогатый Красенский с 1563 г. будучи номииатом управлял епархией до 1570 г. В этом году посвящен в епископа Луцкого.

25)    Феодосий Лазовский, бывший прежде Холмским с 1570 г. Умер в 1588 г.

26)    Мелетий Богуришский Хрестович с 1570 году был коадъютором Владимирским, с 1588 года самостоятельным епископом, умер в 1593 году.

27)    Адам Поцей, с 1593 г. Первый принял унию 2).

1) В печерском Патерике читаем’'': „егда (въ 1090 г.) епископ славнаго града Володимера, тогда сей преподобный (Стефан 2-й) избран бысть на архиерейский престол града того“. Следов. после 1-го Стефана был другой епископ, имени которого мы не знаем, и которому был преемником Стефан 2-й; (смотр. Очеркъ исторіи правосл. церк. на Волыни, Карамзина.
2) См. Историч. изслѣдованіе о епископахъ Волынской Епархіи. (Волынскія Епарх. Вѣдом. .V 1, неоФиц. часть, 1868 г., стр. 9—18). Епсускіорейіа РотеъгесЬиа, Тош. III IVагзгауѵа, 1860 г., стран. 705—707. Исторія Русской церкви, Е. Голубинскаго. Томъ I, Москва, 1880 г., стран. 552.

Нашествие татар на Русь в ХII в. было причиной, что в Галицкой, Холмской и вообще Червоной Руси мало осталось памятников церковных событий и жизни этой великой части Руси. Не смотря на то, уцелевшие памятники и свидетельства летописей достаточно доказывают, что Червовая Русь всегда была не другого какого-либо исповедания, а только греко-восточного пли православного.

Русские и польские летописцы, сказавши раз о принятии всеми странами Руси православной веры в продолжении X—ХVІ столетий, не говорят уже о распространении в ней другой какой-либо веры. Понятие о неизменном сохранении в Руси православия соединялось у них с самым названием Руси. А слова: благочестивая Русь означали всегда Русь православная. И потому описывая политические и гражданские события в Червоной Руси самых первых времен, летописи о церковных событиях на Червоной Руси говорят только случайно или, когда необходимо об этом сказать по важности дела.

Впрочем, и отрывочные свидетельства летописей о русских православных храмах, священнослужителях, христианских обычаях, отзывы о Червонорусских в отличие от поляков, о посольствах хотя безуспешных и сношениях римских пап с русскими князями с целью привлечь Русь к церковной унии и другие памятники церковной старины достаточно удостоверяют нас в том, что Червоная Русь постоянно и твердо содержала православную веру, принятую с востока. Приведем некоторые из этих указаний.

Древние православные храмы Галича.

1) Спасская церковь. Ипатская летопись, описывая последние часы жизни Галицкого князя Владимирка, род. 1152 года, пишет: „Володимир пойди к божници, к святому Спасу по вечернюю, и якоже бе на переходех до божницы, и ту виде Петра едуща и поругася ему.... И отпевше вечернюю, Володимир пойде от божницы1). Божницею в древности назывались домовые церкви князей, часто вообще храмы, а равно и те, в которых они слушали церковные службы, почти всегда на полатях или на хорах, соединявшихся с княжеским дворцом посредством переходов2). На развалины Спасской церкви указывают теперь изыскатели Галицкой старины3).

2)    Богородицкая церковь. В Ипатской летописи под 1187-м годом читается: „того же лета преставися Галицкий князь Ярослав сын Владимер, месяца октября в 1 день, а во 2-й день положен бысть во церкви святыя Богородицы 4)“. Этот храм был соборным и в нем в 1208 году был возведен на княжеский стол знаменитый Даниил Романович, князь Галицкий.” „Тогда же", сказано в летописи „бояре Володимирстии и Галицкий, Вячеслав Володимерский, Володислав Галицкий и вси бояре Володимерстии и Галичскии и воеводы Угорскыя, посадиша князя Данила на столе отца своего великого князя Романа, во церкви святыя Богородицы Присно девица Марья5). Эта церковь носила название Успенской и сожжена была татарами. Остались только стены со сводами6). Но после уничтожения Галицкой епископии свод от небрежности разрушился. Восстановлена она только в 1825 году7) и теперь состоит приходскою церковью, с именем Христо-Рождественской8).

3)    Монастырь Св. Иоанна. Ипатьевская летопись под 1189-м годом, описывая смерть раненного в войне с Венграми князя Ростислава, говорит: „Угре же усмотривше то (что ранен) и приложивше зелье смертное к ранам, и с того умре и положиша и (его) в церкви Св. Иоаина и причтеся к дедом своим и ко отцем своим". Последние слова летописи показывают, что в церкви Св. Иоанна были похоронены предки князя Ростислава и что эта церковь весьма древняя. Где этот монастырь в Галиче стоял, неизвестно9).

1) Ип. лѣт. С-пб. 1871 г. страп. 318—319.
2) Галицкій Историч. сборникъ вып. 1-й Львовъ, 1853 г., стран. 56.
3)Вѣстникъ народнаго дома, годъ 1, ч. 1. 1882 г. стр 8—11 ч. 2-я 1-го генв. 1883 г. стран. 19.
4)Ипат. лѣт. стр. 441.
5) Волынско-Галицкая лѣтопись, издан. 1871 г. во Львовѣ стр. 27.
6) Галицкій Историч. сборникъ, вып. 1 Львовъ 1853 г- стр. 57—87, 91 —93.
7) Историч. извѣстіе о церкви Св. Пантелеймона близъ гор. Галича Львовъ 1881 г. стр. 93—95.
8 ) Вѣстникъ народнаго дома, Львовъ, 7, 4, 1-го марта 1883 г. стр. 35—36.
9) Галицк. историч. ебор. вын. 1. егр. 94

4)    Церковь Св. Пантелеймона, построенная знаменитым князем Даниилом Галицким около половины ХIII века. Она находилась в укреплении цитадели. По завладении Галичем Казимир король Польский в 1349 году насильно отобрал эту церковь у православных и отдал ее Францисканам, у которых и теперь она состоит под именем св. Станислава1). В ХII веке в Галиче и вокруг него было много других православных церквей, хотя мы не знаем их названий. Ипатьевская летопись сообщая, что Угорский королевич Апдрей, объявив себя в 1189 году королем в Галиче, с своим мадьярским войском причинял Галичанам разные укоризны, далее говорит: „Угре у мужий Галичких по чаша отимати жены и дщери.... и в божницах почаша кони ставляти и в избах иная многая насилия деяти“2). Подобное насилие делал Галичанам другой Мадьярский королевич Коломан Андреевич, княживший в Галиче с 1213 г. По свидетельству русских летописей, „он привел с собою двух епископов папежских, которые стали учить Галичан вере папежской". Кроме того, он отобрал у Галичан две православные церкви; за это и за поругание православного епископа Галицкого Галичане изгнали королевича и латинское духовенство из Галича3). В древних Галицких церковных документах упоминаются монастыри с церквами в Лаврове ХIIІ в., Лелесове или Лелехове (теперь село), лежащем у подножия Татр. В исторической Топографии встречаются названия городищ и монастырей, обыкновенно на дорогах, ведущих чрез Карпаты с Подгорья в Венгрию; таково урочище Монастырь на месте древнего монастыря Богородицы около Синоводска, где имел ночлег великий князь Даниил Галицкий, на возвратном пути из Венгрии, куда он отправлялся за помощью против Татар. На так называемой королевской дороге, ведшей из Венгрии над Саном в Перемышль и Ярослав, а оттуда на Волынь, на древних картах Галиции читаем оседлость Монастырец и в Карпатских лесах недалеко от источников Прута над Тисом читаем урочиско Монастырь4). В документах XIV в. говорится о монастыре в Тонульско5). Для нас достаточно и этих указаний в доказательство существования многих православных церквей XI— ХIIІ столетий в Галиче и его окрестностях.

1) Историч. извѣстіе о церкви св. Пантелеймона близъ г. Галича, Львовъ, 1881 г. стр. 8, 16 и далѣе.
2)Истор. извѣст. о церк. св. Пантелеймона близъ г. Галича Львовъ 1881 г. стр. 8, 16 и далѣе
3)Истор. извѣстіе о церкви Св. Пантелеймона близъ гор. Галича. Львовъ, 1881 г. стр. 12, 16 и далѣе.
4) О źródłach słażących do głębszego poznania dziejów ' kraju ojczystego przez Izydora Szaroniewicza Lwów, 1870 r. стр. 2, 8, 12.
5) Przegląd Archeologiczny we Lwowie. Zeszyt 1, Lwów 1882 г. стр. 76—78.

 

Древние церкви гор. Перемыииля.

1) Кафедральная церковь г. Перемышля во имя Св. Иоанна Крестителя из тёсанного камня, в крепости (или замке) русских князей построена была на холме. В ней погребены Володарь и другие князья Перемышльские и Перемышльские епископы. Польский король Казимир III в 1363 году, как свидетельствуют русская летопись и предания, уничтожил Галицкую митрополию и не дозволял посвящать епископов. Поэтому Перемышльская церковь была митрополитальною до 1460 года, в этом году Владислав Ягайлло отобрал эту церковь у русских, велел кости русских князей и владык выбросить и отдать ее на кафедральный латинский костел. В числе древних памятников этой знаменитой церкви сохранились:

а)  Трираменный крест из чёрного дерева, окованный золотом в 1457 г. Молдавским господарем Иоанном Александром.

б)    Митра, которою, по преданию, Даниил князь Галицкий в 1246 году коронован был в Подлясском Дрогичине королем русской земли.

2)    Св. Иоанна Крестителя вторая церковь. Когда Ягайло отобрал кафедральную церковь бывшую в замке, то русские выстроили другую, но уже деревянную церковь Св. Иоанна Крестителя на низшей Владычней улице. Эта церковь стояла до 1535 г., а в этом году сгорела.

3)    Св. Иоанна Крестителя 3-я церковь, построенная в XVI столетии на место сгоревшей, Космою Ковалем Кусмичем, разобрана в XVI столетии.

4)    Церковь Преображения Господня; эта церковь была архиерейскою. В 1291 г. Русский князь Лев Даниилович придал этой церкви село Старпиевицы и десятину медовую. Эта церковь существовала еще в 1616 году. В XVIII столетии там находят уже только развалины этой церкви; в монастыре жил латинский епископ Крупецкий.

5)    Церковь Св. Пророка Плии над рекою Саном. В 1378 г. Владислав князь Опольский церковь Св. Илии и Спасскую что выше с дворами и доходами с этих дворов в селе Мальковицах отдал во владение своему военному рыцарю с условием отбывать воинскую службу1).

6)    Церковь Тождества Господня была над берегом реки Сана. В 1426 г. Владислав Ягайло надал священнику этой церкви Гайлю десятину от прихожан кметов. Эта церковь была еще в 1589 году. Теперь её нет.

7)    Церковь Погородичная существовала с времен русских Перемышльских князей и была еще 1542 г. Теперь её нет.

8)    Монастырская церковь тоже во имя Богоматери. В документах 1542 года этот монастырь называется древним. Этот монастырь наведывал и вышеозначенною Богородичною церковью. В 1786 году эта церковь разобрана.

9)    Церковь Свято-Николаевская существовала еще в 1392 году.

10)    Церковь Рождества Богоматери, существовавшая в 1363 году.

Вообще в продолжении XI—XVII столетий (до принятия унии) в Перемышле было до 30 церквей. А это наилучшее свидетельствует о ревности к православию русских Перемышльских князей и народа. Если в княжеском городе было так много православных церквей в древние времена, то несомненно много церквей было и в его окрестностях 2).

В половине ХІII века в Червоной Руси получает важное значение город Львов, построенный русскими князьями Даниилом и Львом. Подобно другим русским важным городам, в продолжении ХІII и XIV столетий он украшался 11-ю монастырскими и приходскими православными церквами; эти церкви были: Успенская, Честнаго Креста, другая Успенская, монастырь Св. Иоанна Крестителя, церковь Св. Иоанна под высоким замком, монастырь Св. Георгия, Св. Николая, Св. Феодора Тирова, Св. Онуфрия, Св. Архистратига Михаила, Воскресенская. По завладении городом Польскими королями в половине XV столетия, во Львове было уже только 8 церквей. После более столетнего упразднения и не существования Галицкой епископии, в 1536 году вследствие просьбы русского духовенства Галицкое епископство восстановлено с перенесением епископской кафедры во Львов. Первый Львовский епископ Макарий Тучапский заботился о приведении церковных дел в порядок и о умножении церквей и потому в 1547 и 1634 годах перечисляются во Львове следующия 13 православных церквей: Св. Феодора Тирона, Св. Николая, Богоявленская, Благовещенская, Воскресенская, Спасская, Покровская, Вознесенская, Честнаго Креста, Пятницкая, Георгиевская соборная, Успенская и Свято-ОнуФриевская3). В настоящее время в русской Галиции, в Галицко-Львовской митрополии и Перемышльской епархии находится еще 3776 церквей, без сомнения бывших некогда православными, а в конце XVII столетия подпавшими под иго унии4). Здесь не считаются церкви древней Холмской православной епархии. Об них скажем особо. Было бы весьма поучительно подробное изложение о древних русских городах Червоной или Галицкой Руси, и об этом может быть особое исследование и притом много писано уже другими5).

1) Rzut oka na beneficya kościoła Russkiego. Izydora Szaroniewicza, we Lwowie 1875 г. стр. 11.
2) Подробныя сведения и исторические документы о всех этих церквах находятся въ книге: Схиматисмъ Епархіи Перемышльской на 1879-й г. Перемышль стр. 28—50 и далее при перечислении церквей епархии, а особенно изложены важные документы некоторых древних церквей Перемышльской епархии, необходимые для истории епархии и указания русск. летописей на города и церкви на страницахъ 45—491.
3)См. Галицкій исторпч. сборн. выпускъ 1-й Львовъ, 1854 г. стр. 3—12. Въ этом сборн. приводятся исторические докутенты о судьбе древних православных церквей стр. 17—48.
4)Там же, стр. и приечание 13.
5) О древнихъ русскихъ городахъ на Волыни и Червоной Руси, смотр. 1, Матеріалы для историч. географич. словаря Россіи, Барсова. Вильно, 1865 г. стр. 1—220.

 

Деятельность православных князей Червоной Руси в пользу православия и русской народности.

О всегдашнем существовании православия в Галицкой и Холмской Руси в X — ХIII столетии свидетельствует то, что её князья были православные, исполняли православные обычаи, заботились о православии в своих областях. Приведем свидетельство русских летописей о деятельности Перемышльских, Галицких князей в пользу православия и русской народности в Червоной Руси.

Между потомками великого Киевского и всея Руси князя Владимира, просветителя Руси, возникли междоусобия за право обладания тем или другим уделом. Для прекращения этих споров все русские князья в 1097 году съехались в Любеч в Черниговской области и сказали: „почто губить русскую землю, а Половцы землю нашу несут роздно, и ради суть, о же между нами рать доныне; отселе имемся во едино сердце и соблюдем русскую землю, каждо держить отчину свою: Давид Воломер (Волынский), Ростиславичема-Перемышль Володареви, Теребовль Василькови. И на том целоваша хрест, да аще отселе кто на кого встанет, то на того будем вси, и честный крест". „И рекоша вси: „да будет нам хрест честный и вся земля Русская". И целовавшеся и разыдошася во свояси1)." Но вскоре возникли новые междоусобия. Галицкие Ростиславичи домогались города Владимира Волынского и пред сражением в 1099 году так говорили великому князю Киевскому Святополку Изяславичу: „дед наш Владимир был старейший отцу твоему, а отец наш старейший тебе, а по смерти деда нашего Владимира отец твой с братиею Святославом и Всеволодом дали отцу нашему Владимир (Волынский) со всею Червенскою землею, а себе взяли другие уделы более, нежели отцу нашему дали и утвердили ротою (клятвою), как мы имеем отца твоего грамоты. По смерти отца нашего, мы хотя малы осталися, но отец твой и Святослав, помня свою к отцу нашему роту (клятву), Владимира (города) от нас неотымал‘‘... Историк Галицкий прибавляет, что Ростиславичи, „вокнязевшись на дальнем Западе Руси, были необоримыми оберегателями русской земли от наступательных притязаний Польши, первый народ который отражали они победоносно чрез целый полувек своей деятельной жизнию2). Из этих летописных свидетельств видно, что Теребовльские, Перемышльские и Галицкие князья имели общение и единение с Киевом и с Владимиром-Волынским, домогались этого единства по праву наследства, решения русских князей и крестного целования и христианской клятвы. Но вот является на Руси небывалое дело. Владимиро-Волынский князь Давид схватил и велел ослепить Теребовльскаго князя Василька. Василько при этом показал христианское терпение, желал предстать пред Богом в окровавленной рубашке и исповедал, что это несчастие последовало ему за то, что он защищал от Ляхов русскую землю. „Аз бо ляхом много зла сотворил, говорил он“ и еще есмь хотел сотворити и мстити Русскую землю. Помыслих на землю Лядскую: возму землю Лядскую и мщу землю Русскую3)”. За что Василько думал мстить полякам? За Русскую землю, за её частое разорение, за усилия подчинить Русь в религиозном отношении Риму и папству. В 1103 году Русские князья собрались на брань против неверных Половцев. По этому поводу летописец пишет: „Русстии же князи и вой моляху Бога, и обеты воздаяху Боху и пречистой Его Матери, ово кутьею, ов же милостынею к убогим, ови же монастырем требования. И сице молящимся поидоша Половцы4)”. В числе этих князей были князья Владимира-Волынского, Перемышля, Галича и других городов Червоной Руси и как видно держались православных обычаев молиться пред сражением с неверными. Фанатизм поляков, подстрекаемых латинским духовенством к борьбе с русскими, был причиною, что русские иногда называли их безбожными. Так когда в 1143 году Киевский князь Всеволод принимал поляков, с которыми дружил, на пиршестве по случаю брака его сына с Полоцкою княжною, Галичанам, находившимся в постоянной борьбе с поляками это было неприятно, и потому Галицкий летописец говорит: ,,и скупишася (съехались) братья вся, и безбожнии Ляхове, и пиша у Всеволода, и так разыдошася“5). Скоро после этого Киевский князь Всеволод, враждовавший с Галицким князем Владимирком, соединившись с поляками, в 1146 году пошел на Галич и на пути осадил Звенигород, зажгли его, но без успеха. Галицкий летописец так заключает повесть об этом: „граждане же Божиею помощью угасиша. Бог ясе и святая Богородица избави город от лютыя рати и воззваша: „курий елисон“ (кирие елеисон выражение греческое-Господи помилуй), с радостию великою хваляще Бога и пречистую Его Матерь Упомянутый Владимирко князь Галицкий враждебно относился и к преемнику Всеволода Киевскому князю Изяславу, нарушил крестное целование, и не смотря на кощунство по свидетельству летописца ,,Вододимер пойда к церкви к святому Спасу на вечерню“ в Галиче6). Описывая кончину Галицкого князя Ярослава Владимировича, бывшую в 1187 г. летописец говорит: „преставися Галицкой князь Ярослав сын Володимер и положен бысть в церкви Св. Богородицы. Беяне князь мудр и речен языком и богобоин, черноризкий чин любя, и счеть подавая от силы своея, и во всем законе ходя Божии, к церковному чину сам приходя, и строя добре клирос. И созва мужи своя и всю Галицкую землю, позва яге и сборы вся (все соборное духовенство) и монастыря и иовеле раздавати имение свое монастырем и нищим7)”. Когда стал Галицким князем знаменитый Роман Мстиславич, Римский папа Иннокентий III, основатель инквизиции, по действию которого истреблено было 200,000 Валдеисов, Албигенсов и Мавров в Галлии и Пепании, желая задобрить Романа в пользу принятия на Руси римско-католической религии, предложил ему в 1204 г. королевскую корону. Так высоко стоял во мнении всех русских Галицко-Волынский князь Роман. Папский посол представившись стал доказывать превосходство латинского закона пред православным, но Роман был сам искусный богослов, знал хорошо различие между обоими вероисповеданиями и вселенскую истинность православия, и потому все доводы легата в пользу папства опроверг. Тогда легат сказал, что папа посредством меча Петрова может наделить его областями и сделать великим государем. На это Роман, обнажив собственный меч, спросил: „Такой же Петров меч у папы? Если таков, то я нося собственный при бедре, не нуждаюсь в ином и, следуя примеру дедов своих, возвеличивших Русскую землю, стану покупать себе области 8)“. Тем и кончились эти переговоры, не принесшие пользы для Романа по отношению к Руси. Вскоре после этого Роман как самодержец всей Русской земли решился идти войною на поляков. Утверждают, что пред войною он просил благословения на это у Владимирского и Волынского епископа 9). Относительно этого дела, Польский летописец Стрыйковский между прочим так говорит: „в 1205 году Роман князь Галицкия, Луцкий, Волынский и Владимирский, усвоивши себе титул Русскаго монарха, собрал много войска, пехоты и конницы буквально со всей Руси и Ятвягов и Литвы, угрожая завоевать не только Польшу, но и самое имя Латинников (держащихся учения Римской церкви) истребить их с письмом и Богослужебными обрядами“10). Это свидетельство Польскаго летописца ясно подтверждает, что ни на Волыни ни в Гилиции и вообще в Червоной Руси не только не было латинского обряда и римско-католиков, но что была мысль в самой Польше истребить этот обряд и его последователей.

1) Ипатская лѣтопись изд. 1871 г. стр. 176,168
2) Лаврентіевск. лѣтопись 88. Историч: сборникъ Выпускъ 1-й Львовъ, 1852 г. стр. 112—115, примѣч. 40—41, Соловьева Истор. Отношеніе между русскими князьями Рюрикова дома, стр. 102.
3) Ипатская лѣтопись изд. 1871 г. стр. 174.
5) Тамъ же, стр.-183.
6) Ипат. лѣтопись, стр. 224.
7)Тамъ же, стр. 228.
8) Тамъ же, стр. 319.
9) Ипатск. лѣтопись, стр. 441—442.
10)Это подлинныя слова Радзивиловской лѣтописи, стр. 300 (См. Исторія древняго Галицко-Русскаго княжества, Дениса Зубрицкаго, часть Ш, Львовъ, 1855 г. стр. 30, 31 и примѣчаніе 17.

 

Выделение из Владимиро-Волынской Епархии новых Епархий.

На всем пространстве Волынской и Червоной Руси до 1141 года была одна православная Владимиро-Волынская Епархия. Из неё около 1141 года выделилась Галицкая Епархия, около 1220 года Перемышльская, 1205 года Угровская, переведенная 1223 года в Холм и наконец в 1288 году Луцкая 1). Таким образом из одной образовалось пять православных Епархий в Волынско-Галицком княжестве :    Владимирская, Галицкая, Перемышльская, Холмская и Луцкая. Не будем излагать истории каждой из них; так как мы имеем в виду описание и историю одной Холмской Епархии. Скажем только, что Галицкая Епархия до 1371 года была Епископиею, а потом до 1391 года считалась Галицкой Митрополией, с подчинением ей Епархий Галицкой, Холмской, Туровской, Перемышльской и Владимирской. В 1361 году Польский король Казимир Великий завел в Галиче латинское епископство, с переводом кафедры его в Львов. Владислав Ягайло в 1414 году упразднил или закрыл православную епископскую кафедру в Галиче, с того времени до 1539 года делами православной церкви в Галиче заведовали наместники Киевского Митрополита, а в 1389 году, вследствие усиленных жалоб галицко-русских обывателей, учреждена Львовская православная епископия. С тех пор Львовскою Епархиею православные епископы управляли до 1700 года. В этом году львовский епископ Иосиф Шумлянекий принял унию. В 1808 году Львовская Епископия переименована в Галицкую униатскую митрополию2).

В Перемышльской Епархии православие в продолжение семи веков, именно до 1691 года сохранялось неизменно. В означенном году принял унию Перемышльский Епископ Иннокентий Винницкий3). В Епархиях Луцкой, Владимирской и Холмской православие неизменно сохранялось до Брестского собора или до 1596 года, когда возникла уния4).

1) Очеркъ исторіи Западно -Русской церкви, Ив. Чисто- вича, вып. 1, СПб. 1881, стран. 6. Истор. Русской церкви Е. Голубинскаго, Томъ 1-й Москва 1880 г. стр. 570—573, 578, 579.—краткое историч. исвѣстіе о времени введенія христіанства на Галицкой Руси, Петрушевича (Шиматизмъ Львовской Митропольи на 1882 г. Лвовъ стр. 1.)—О Епископствѣ Перемышльскомъ обряда Русскаго (Схиматизмъ Епархіи Перемыской на 1882 годъ, въ перемышли 1882 г.“ стр. 13). Encykloped. powszechna. Tom, III. Warszawa, 1860 года стр. 608, 651, 682, 705,—Холмская епархія и ея святители, Петрушевича, Львовъ 1867 г. стр. 22.
2) Краткое историческое извѣстіе о времени введенія христіанства въ Галицкой Руси. Петрушевича (схиматизмъ і Львовской Митропольи на 1882 г., Львовъ. 1882 г. стр. I—XIV.) Encyklopedia kościelna. Тош. II. Warszawa 1783 года страна 376,
3) Схиматизмь Перемышльской Епархіи на 1882 годъ Перемышль 1882 годъ. стр. 13—15.
4) Encyklopedja Powszechna. Tom. III, стран. 609 biskupstwo Chełmskie ruskie; стран. 651—653: biskupstwo Łuckie ruskie; стран. 682—683: biskupstwo Przemyslskie;—стр. 705—707: biskupstwo Włodzimierkie и проч.

 

Причины учреждения означенных епархий и важное их значение.

Выделение и образование новых Епархий на Волыни и Червовой Руси требовалось самым положением Владимиро-Волынской Епархии. Огромное пространство, которое она занимала, препятствовало надлежащему порядку и ходу епархиального управления. Образование удельных княжеств, Галицкого, Перемышльского, Холмского и Луцкого, сосредоточивая гражданскую власть в столицах княжеств, указывало на необходимость открытия там и Епископских кафедр для управления духовными делами в княжествах. Но, кроме этих общих причин умножения в Западной Руси Епархий, побуждением к тому служила еще опасность римско-католической пропаганды.

Известно, что Владимиро-Галицкое княжество граничило с Венгрией, Польшей и Германией. Это давало пропаганде возможность проникать в Русь с трех сторон, тем более, что Римский двор, по смерти Св. Мефодия Архиепископа Моравского, посадив на Моравскую кафедру римско-католического епископа, считал подлежащими его власти все те места населения, которые входили в состав Мефодиевской Епархии, то есть, не только Моравию и Польшу, но и Червоную и Волынскую Русь по реку Стырь. Такое домогательство Рима шло в разрез с историей самостоятельности Руси и водворения в ней православной веры. В то время, как при Мечиславе 1 и при его преемниках немецкие императоры и римские папы содействовали к перемене греко-славянского обряда на латинский во всей Руси, а, следовательно, и на Волыни, и в Галиции, при деятельных заботах просветителя Руси св. Владимира и его преемников греко-восточный православный обряд окончательно распространился и утвердился. Но Рим, желая подчинить Русь своей власти, называл славянский обряд нечестивым и православных русских христиан язычниками1). Немецкий император Оттон считая подвластными себе Моравию, Чехию и Хорватию, признавал, что его же власти подлежит Червовая Русь и Волынь по реку Стырь, потому что она носила прежде название Хорватии, наравне с люблинскою землею, которая тоже называлась Хорватией. В 1000 году он дал Пражскому епископату грамоту с обозначением границ Епархии. По этой грамоте границы Пражской Римско-Католической Епархии, простирались за Краков до рек Буга и Стыря2). Это же право Пражскому римско-католическому епископу подтвердил в 1086 году Немецкий Император Генрих III3). Любушский римско-католический епископ, не имея возможности жить в самой Руси, и её столице Киеве, поселился в Опатове в Сандомирском воеводстве, откуда он должен был наблюдать за делами в Руси4). В 1150 году Краковский Епископ в письме к Бернарду Кляревалленскому аббату, выражал надежду на обращение Руси в римско-католичество. Причем обряды и обычаи русских он тоже называет нечестивыми, а род их уподобляет бесчисленному множеству звезд и как бы другой вселенной. Под обрядами русских, он без сомнения разумел православный греко-славянский обряд5).

1 Monumenta Polonia Historica, Bielowski. Tom, II. Lwów 1872 г., 15, примѣчаніе.
2) Histor. Narodu Polskiego, Naruszewicza, Tom. IV Lipsk, 1836 г. стран. 73—64. примѣч. 5.
3) Тамъ же. стран. 247: границы Прагской Епархіи обо- значаются такъ! „Inde ad orientem liosfluvios habet terminos; Bug scilicet, et Styr cum Cracovia civitate".
4) Истор. первобытной церкви у славянъ Мацѣевскаго. Варшава 1840 г. стран. 145—146.
5) Выраженія письма, между прочимъ, гласятъ: „si quis р osset ct impios Ruthenorum ritus atque observantias extirpare Gens illa Ruthenica, multitudine innumerabili cen sideribus adaquata... Ruthenia quae quasi est alter orbis. (Monumenta Polonia Historica, Bielowsid, Tom, II, стран. 15—16).

В 1201 году в Ливонии основан был орден меченосцев с целью мечем и огнем распространять папство, между прочим, и среди русских. В 1204 г. Константинополь взят был крестоносцами, и, на место православного патриарха, в Царьграде поставлен был латинский. В самый год завоевания этой православной столицы на востоке, папский легат явился к Галицкому князю Роману Мстиславичу с предложением перейти в латинство и с обещанием за то расширить его области и дать ему королевское достоинство. Но знаменитый защитник русской народности и св. веры, по дружбе с православным Византийским Императором, Алексеем Каменном, помогавший ему против Половцев и Валахов, по ревности к православию, отверг предложение папы Иннокентия III. Мало того, когда папский легат сказал о мече св. Петра, Роман, указывая на свой меч отвечал, что он довольствуется своим мечем и сумеет им также распространять русские владения1). — Вслед за тем Роман, как самодержец всей Руси, решил предупредить замыслы папы и поляков, уничтожить проникавшее в Русь римско-католичество, изгнать поляков из русских пределов и обеспечить Русь от наплыва папских миссионеров. Он собрал много войска со всей Руси, Литвы и Подлясья, и пошел войной на поляков, угрожая не только изгнать ляхов из русских пределов, но и в самой Польше истребить имя латинян и их обряд2). Он достиг бы этого, если бы не был убит под Завихостом3). Смерть такого великого защитника русской народности и православной веры дала опять повод римскому двору обратить пропаганду на Русь. В 1227 году папа Гонорий ІII писал ко всем русским епископам, приглашая их принять унию 4). С той же целью папа Иннокентий IV вступил в сношение и вел через своего легата переговоры с сыном Романа Даниилом, князем Галицким.

Волынский летописец подробно описывает, какие усилия, при посредстве Польского Короля Болеслава стыдливого, употреблял Папа для привлечения князя Даниила Романовича к принятию унии, подтверждает свидетельство русского летописца и свидетельства иностранных историков о том, что сам папа заботился о привлечении Даниила к унии и опровергает мнение тех, которые утверждают, будто наоборот князь Даниил искал у папы такой унии5). Под 1255 годом в Ипатской Летописи принятие Даниилом Галицким Королевской короны так описывается:    „Ониза (Папский Легат) прииде венец нося, обещаваяся, яко помощь имети ти от папы“. Оному же (Даниилу) одинаково (по прежнему) не хотящу, и убеди его мати его, и Болеслав (Король Польский) и Семовит Мазовецкий, и бояре Лядские, рекуще: ,,дабы приял бы венец“, а мы есьмы на помощь против поганым. Он же венец от Бога прия от церкви св. Апостол, и от папы Иннокентия и от всех епископов своих. Иннокентий бо клявяше тех, которые хулят веру грецкую правоверную, и хотящу ему собор творити о правой вере во единение церкви“, то есть для соединения церквей 6) Из этого свидетельства видно, что папа не только не порицал греческую веру, но и проклинал тех, которые дерзали хулить эту веру и желал собрать собор для соединения церквей, не на основании притязаний Рима, а на тех положениях и условиях, какие укажет собор. Но, как показали последствия, такого собора, где бы присутствовали Греки, Римляне и Русские, в это время не было. Если Папы делали попытки к соединению церквей, то не на основании положений и правил вселенской церкви, а в видах порабощения всей церкви Риму, измены чистоте св. веры и св. предания, преемственно перешедших от св. апостолов и их учеников, и отцов церкви. Пример этого — Флорентийская уния, предложенная Римом, но отвергнутая греками. Притом папа Иннокентий и польский король и все побуждавшие Даниила принять королевскую корону и соединение с римской церковью, вовсе, не заботились об исполнении обещания подать помощь против поганых, да и не могли при тогдашних обстоятельствах подать эту помощь. А еслибы и подали, то Даниил не мог бы выполнить обещания принять унию, потому что ни русские епископы, ни Константинопольские и другие патриархи не согласились бы на это. Вышло, что коронование Князя Даниила в Дрогичине устроено лишь для порабощения Риму Руси. Без сомнения, когда Даниил князь Галицкий на совещаниях об этом с своими Епископами и боярами, понял неправоту единения с Римом, тогда основания и причины к отклонению и непринятию унии взяли снова верх над другими соображениями. Потомок Св. Владимира скоро отверг послушание папе, которое обещал7).

Таким образом выделение из Владимиро-Волынской Епархии новых епископских кафедр и Епархий обусловливалось естественным ростом и ходом государственной и духовной жизни княжеств Волынско-Галицкой Руси, а с другой стороны возникшею опасностию от р.-католической пропаганды и папских притязаний на подчинение Руси Риму и необходимостью дать надежный оплот против этих притязаний и пропаганды. К учреждению Епископской кафедры в Холме были еще особенные причины, и основания, о которых речь впереди.


1) Исторія Галицко-Владимірской, Руси, Шараневича, Львовъ, 1863 г. стран. 63, 65,97. Histor. Narodu Polskiego Naruszewicza, Tom, IY. Lipsk. 1837 г. стран. 171 172.
2) Kronika Stryjkowskiego. Warszawa. 1766 г. стран. 206—209. Hisioria Narodu Polskiego Naruszewicza, Tom. IV. Lipsk, 1836г. стран. 182.
3) Тамъ же, стран. 173—174.
4) Histor. unii kościoła russkiego, Likowski. w Poznaniu, 1875 г. стран. 30—35.
5)Historia Narodu Polskiego, Tom. ѴП, w Lipsku 1836 r. стран. 28—31. 94—98.              

6) Ипатская Летопись, 1871 г. стран. 548—549.
7) Historja Narodu Polskiego, Naruszewicza, Tom; VII, w Lipsku, 1836 г. стран, 98. Kronika Stryjkowskiego, Warszawa , 1866 г. стран. 261. Historia Unji kościoła Russkiego, Likowski, Poznań. 1875 г, стран, 31.

 

 КОНЕЦ

***

На этом заканчивается публикация работы Архиепископа Модеста (Стрельбицкого) в Холмско-Варшавском Епархиальном Вестнике в номерах за 1880 -1883 г.г., посвященной истории Галицкой Руси. Вскоре после этого на основании этих публикаций Архиепископом Модестом была написана и издана книга «О русской народности в Галиции».