ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Небесное Отечество избравшие…

Год нынешний — 2017-й — обречен постоянно напоминать нам о трагических датах. 100 лет назад произошла революция, безвозвратно сломавшая судьбу России и иных стран, входивших в состав Империи. Пик большевистских репрессий пришелся на 1937 год. Двадцатилетие между печальными датами было наполнено человеческими трагедиями. Борьба с кулачеством, превратившаяся в уничтожение зажиточного крестьянства, с инакомыслящими, беспрецедентная травля духовенства и верующих. Многие жертвы сегодня прославлены как новомученики и исповедники. Еще больше тех, чьи имена остались безвестными.

Православное Братство во имя Архистратига Божия Михаила: 1992-2017

Храм Покрова Пресвятой БогородицыВремена, когда впервые на белорусской земле появились православные братства, не были безоблачными и простыми. Конец XVI и весь XVII век прошли в изнурительной борьбе нашего народа за праотеческую православную веру. Бороться было с кем. Поддержанные всею государственною мощью Речи Посполитой иезуиты и униаты путем насилия и клеветы настойчиво пытались окатоличить, олатинить белорусов (а также украинцев). Для противодействия этим попыткам и создавались православные братства, которые защищали православные церкви, открывали свои типографии и школы. Именно в этом и состоит их историческая заслуга.

Пастырь добрый.

 

20 ноября 1717 г. (3 декабря по нынешнему счету) в г. Нежине, что на Черниговщине, в семье казачьего урядника родился будущий святитель Георгий (Конисский), архиеп. Могилевский. Этот выдающийся церковный деятель был прославлен в лике святых Белорусской Православной Церковью 6 августа 1993 г. В юбилейный год его памяти можно освещать разные стороны этой поистине многогранной личности: талантливого педагога и ученого, решительного иерарха и дипломата, вдохновенного проповедника и поэта.

Храм Иоанна Предтечи в поселке тракторозаводцев

Минский храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

 

Небольшая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи, некогда существовала в пределах нынешнего нашего города. Располагалась она на кладбище д. Большая Слепянка, неподалеку от современного здания гидрометеорологической обсерватории, на возвышенности, где еще и сегодня среди полузабытых могил растут одинокие сосны.

Мой православный Минск

Соборная площадь (пл. Свободы) с видом на кафедральный Петропавловский собор 1910 год. Взорвана в 1936 г.
У каждого из нас, минчан, свой Минск, город былых руин и нынешних солнечных проспектов. Он беспрерывно растет, и на месте деревянных, отживших свой век, домиков возносятся ввысь многоэтажные громады. И вот когда мы складываем вещи и переезжаем на новые квартиры, хочется помянуть добрым словом наши старые дома и улицы, где жили наши родители, которых уже нет с нами, где произошли события, которым уже никогда не повториться, где каждый метр земли, каждое дерево несет в себе память о людях, с которыми столкнула тебя жизнь.

Хороша ли церковная уния?

Лицевая и оборотная сторона медали с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)», выпущенной в память возвращения униатов в лоно Русской православной церкви6 октября 1596 года в Бресте собрались пять западнорусских епископов во главе с Киевским митрополитом для того, чтобы принести присягу Римскому папе и провозгласить церковную унию. В то же время в Бресте собрался другой собор во главе с экзархом Константинопольского патриарха св. Никифором, двумя другими епископами и многочисленными священниками и мирянами, который осудил самовольное соглашение с Римским папой.

Разделение христианского Востока и Запада

Праздник Покров Пресвятой Богородицы отмечается православными верующими 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник отмечается только Русской православной церковью и является первопрестольным.

 


«Иноверцы [не допускаются к делу восприемника] потому, что Символ веры у них испорченный, таковой имеют католики, протестанты и реформаты, если же они будут ребенка воспитывать, то, конечно, в свою веру отведут» («О должностях пресвитеров приходских», п. 80).

Нужно ли религиозное образование?

Минский частный Детский сад – средняя школа В документе, подготовленном Комитетом по культуре, науке и об­разованию при Парламентской Ас­самблее ЕС, принятом 19.09.2005, утверждается: «Образование имеет существенное значение для борьбы с невежеством, стереотипами и не­верным пониманием религий. Пра­вительствам следует делать больше для гарантии свободы совести и ре­лигиозного исповедания, чтобы спо­собствовать образованию в области религии, поощрять диалог с религи­ями и между ними, а также стимули­ровать культурное и социальное вы­ражение религиозных исповеданий».

Свет Преображения

 

Иногда создается впечатление, что те или иные обычаи, имеющие далеко не первостепенное значение, скорее затемняют, чем выявляют смысл церковного праздника. Вот, например, Преображение Господне. Как же, знаем, говорят, это — Яблочный Спас. Странное какое-то сочетание слов: Христос-Спаситель — и вдруг «яблоч- «медо- «ореховый» … 

Святой Серафим Жировицкий. Земные дороги в Небесное Царство


В композиции иконы Собора новомучеников и исповедников Белорусских центральное место занимает преподобномученик Серафим Жировицкий. 15 июля нынешнего года исполнилось 115 лет со дня рождения святого. Точная дата его мученической смерти неизвестна, но случилось это в 1946 году, 70 лет назад, а днем памяти считается 6 сентября, день ареста. Архимандрит Серафим (Шахмуть) стал ключевой фигурой в деле возрождения церковной жизни на белорусских землях в годы Великой Отечественной войны.

Илья-Пророк и Перун-Громовержец

Илья Пророк. Галерея икон Щигры.

 

Интерес к народной культуре нередко направлен на то, чтобы выявить ее наиболее архаичные слои. Применительно к отечественной истории — это обращение к верованиям дохристианской эпохи. Можно встретить расхожее мнение, что в христианском почитании святых сохранились древние формы славянского язычества, что, например, образ св. пророка Илии на Руси впитал в себя черты языческого Перуна. Стоит, однако, остановиться на этом более подробно.

Что празднуют на Купалье?

 

Интерес к народной культуре периодически «обостряется» с подачи СМИ, когда звучат информационные сообщения о праздничных днях т.н. народного календаря. В летний период едва ли не самым разрекламированным является Купалье или день Ивана Купалы. Какой смысл имеет сегодня восстановление этой народной традиции?

Колокольные судьбы


Каждая вещь имеет свою историю. Каждый колокол был когда-то где-то отлит, обычно — для конкретного храма. Самые старые обнаруженные белорусские колокола датируются 16 веком. Отливали их мастера на территориях современных Германии, Польши, России, позже — в самой Белоруссии. Нередко колокола имеют надписи, рассказывающие об изготовителе, либо об именитом меценате-заказчике, а иногда и о событии, в честь которого они созданы.

Цвета белого.

 

В церковном богослужении цвет имеет то же значение, что и на иконе, посвященной тому или иному событию или святому. Конечно же, цветовая гамма икон гораздо разнообразнее, но и через цвет священнических облачений и церковного убранства можно многое узнать о богослужении, проникнуться особым настроением, которое вызывает у человека тот или иной «цвет» церковного праздника.

Ни эллина, ни иудея, ни варвара...Христианство и народная культура

Ко времени крещения Руси христианская культура приобрела развитый и, вместе с тем, сложный вид. Православие сохранило библейское предание с нормами и понятиями древних евреев, восприняло язык философии греческой образованности, правовую и организационную систему поздней Римской империи, развитые формы византийской архитектуры и искусства, богослужебную традицию, сложившуюся в славянских странах, прежде всего, в Болгарии.

Ни эллина, ни иудея, ни варвара... Церковь и культура. Восток и Запад.

Церковь Святой Ирины — одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя. Дата основания IV век. После завоевания Константинополя турками в 1453 году церковь не была переделана в мечеть, а использовалась для различных хозяйственных целей и значительных изменений в её внешнем виде не происходило.
От греко-римской культуры христианская Церковь переняла различные элементы. Это, в первую очередь, формы внешней организации. От названия городских округов Римской империи берут свое имя церковные округа-епархии, в административных центрах крупных областей (провинций) образуются митрополии. Некоторые должностные названия вошли в церковный обиход, например, «игумен» — настоятель монастыря (греч. «предводитель»).

Ни эллина, ни иудея, ни варвара... Христианская вера и народная культура.

Мозаика в раннехристианской базилике Сан-Витале в Равенне (Италия)Проповедь Евангелия обращена ко всем народам и преодолевает любые этнические границы. В первое время после появления христианской Церкви ее трактовали как новую иудейскую секту или, точнее по современной религиоведческой терминологии, как культ Иисуса Христа. Однако ограничения, характерные для иудейской религии, — обрезание, омовения, пищевые запреты — были отменены в христианской Церкви. Новое общество возвестило о «новом Израиле».

Традиции святочной прозы в русской литературе


Мало кто из современных читателей не знает пронзительно грустную и чудесную историю Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Между тем, это произведение, опубликованное в 1845 году, является ярким образцом святочной, или рождественской, литературы — примером так называемой календарной литературы, приуроченной к определенному празднику.

Встретимся в новом году!


Поздравления с наступающими Новым годом и Рождеством главного редактора духовно-просветительской газеты «Воскресение» Елены Михаленко. В своем поздравлении Елена Михаленко также рассказывает о планах издания в будущем году и об изменениях формата газеты.

История храмов Белой Руси. Храм целителей Космы и Дамиана в Драчково.

Храм целителей Космы и Дамиана
140-летний юбилей отмечает храм в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в деревне Драчково. Деревня Драчково находится в 26 км от Минска. Она считается одной из самых древних деревень Смолевичского района. Как село Минского воеводства Великого Княжества Литовского упоминается в юридических актах 1592 г. По данным переписи 1897 г. в деревне было 56 хозяйств, 500 жителей, действовала православная церковь.

Сейчас на сайте

Сейчас 182 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте