Эта статья Елены Михаленко была опубликована в сентябрьском номере газеты «Воскресенье». Тема с одной стороны уже закрыта судебным решением по бесчинству кощунниц в храме «Христа Спасителя», однако она еще долго и долго будет актуальной, пока мы не преодолеем последствий духовного и нравственного падения последовавшего после октябрьского переворота в 1917 году. Этот текст может быть как ответом на комментарии хулителей Православия под статьей «Черный карнавал в школе», так и советом вести себя более спокойно его эмоциональным защитникам.
Редакция ЗР
Скандалы, в которые в последнее время часто втягивают Церковь, — не только негативное проявление внешнего мира. Мы, «внутри» Церкви, иногда даем поводы нас не любить.
Писать о скандалах не хочется. И самой неприятно копаться в нечистоте, и формат издания у нас «не тот». Но когда со всех сторон об этом говорят, да еще хотят услышать твое мнение, молчать негоже. Действительно, в последнее время Церковь часто пытаются втянуть в скандальные истории. Кто-то чтобы замарать, а кто-то из любопытства: как там эти попы выкручиваться будут? Совсем уж особняком стоят случаи намеренного осквернения храмов и святынь — если и творят их люди в здравом уме, то нет сомнений, кому они служат. А вот в мутных водах остальных «оскорбительно-разоблачительных» историй придется покопаться.
Скандал в храме Христа Спасителя прошел более полугода назад. Суд над его виновницами и его результаты — тоже не медиановость. Казалось, белорусскую публику не так уж история и задела. С чего вдруг ее решили распиарить в токшоу на одном из наших ведущих телеканалов — непонятно. (Речь идет о ток-шоу «Открытый формат», белорусского телеканала ОНТ, 3.099.2012) Смотрят-то передачу, в основном, те, кто в интернете за подобными новостями не следит и давно уже позабыл о скандальной выходке «певиц» на солее главного русского храма. Очевидно, острые темы, которые ближе белорусам, трогать не разрешают, а от неострых рейтинг падает. Итак, в умы белорусского зрителя вбросили подробную информацию об отвратительном скандале, а потом долго мусолили «за» и «против». В защиту осужденных выступила известная радиоведущая. Кстати, как профессионалу, я ей всегда симпатизировала. А тут… Девушка перебивала оппонентов, пыталась выдавать свое мнение за непреложную истину, говорила полный бред о том, что девиц можно записать в юродивые. (Настоящие юродивые отличались самоуничижением, отказом от мирских радостей и того, что мир считал умом. Эти же гордятся своей выходкой, козыряют образованностью, цитируя известных философов, и мирским радостям готовы предаваться на глазах у всех, что уже и исполняли.) И все это происходит в студии при полной аморфности ведущего. Нетрудно понять, почему на программу не пришли священники. На защиту духовных ценностей встала другая молодая журналистка. Думаю, ей потребовалось немало мужества. И хотя ее аргументы в споре не всегда были сильны, ее корректность в дискуссии восхищала. Телезрители, судя по опросу, дружно (90%) осудили выходку Pussу Riot (лучше не переводите — непристойно). Результат не удивил и не порадовал. Повторюсь, те, кто мыслит иначе, обычно не смотрят эту программу по целому ряду причин.
В скандальной истории многое непонятно, в первую очередь, кто заказчики и организаторы акции, которая вовсе не была случайной (приглашения журналистам были разосланы заранее). И отчего так плохо сработала служба охраны? Простого паломника просвечивают насквозь, а тут… Помню свою первую реакцию при просмотре видеозаписи: «Запредел!.. Если им это сойдет с рук, значит, в России уже можно все!» Очевидно, то же чувство испытали многие, и строгость приговора как раз и вызвана желанием показать: «Можно не все! И не всем, и не везде». Так что девушки послужили этаким пробным камешком в чьих-то руках. Впрочем, пошли на это по своей воле. Или, скорее, не по своей: если в душе нет Бога, его место занимает иной, который любит управлять… Возможно, дело пересмотрят, приговор смягчат. Но… пробный камень-то уже покатился.
В юности я часто бывала в горах. Там много опасностей. Одна из них — неосторожно сброшенный камень, который, задевая по дороге другие, способен вызвать камнепад. И горе тем, кто оказался внизу… Тот же эффект видится мне и тут. Одни напоказ спиливают кресты, другие требуют над ними расправы. Разве уже забыты слова Спасителя «Мне отмщение, и Аз воздам»? Вспомните прошлое кровавое столетие. Тогда власти не наказывали, а приветствовали тех, кто спиливал кресты и рушил храмы. Но сколько примеров того, каким страшным было возмездие для творящих беззаконие. Впору пожалеть заблудших и болящих. И какой же карикатурой на Православие выглядят воинствующие дружины, требующие немедленной и страшной кары для грешниц, скандирующие «Христос воскресе» во время вынесения приговора — 2 года лишения свободы. Вот кто опасен Церкви, вот кто умножает число ее противников. Бунтующие девицы лишь на шумные скандалы и способны. А эти и вправду готовы (что не раз доказано историей) идти и громить, кавказцев ли, евреев ли, рокмузыкантов, неугодных политиков или еще кого — на кого кукловоды укажут.
Думаю, не я одна задавалась вопросом: как и зачем Господь допускает подобное. Может, как раз для того, чтобы обнажить болячки, умело покрытые лаком и от этого гниющие внутри. Пора признать: раз нас и нашу Церковь не любят, значит, даем повод. Нежеланием выслушать и понять друг друга и, тем более, инакомыслящих. Увлечением лубочными картинками вместо серьезного взгляда на историю и современность. Бесконечными «простите», за которыми не стоит искреннего раскаяния, и «помоги тебе Господь» вместо того, чтобы реально протянуть руку помощи. Вопиющей безграмотностью как в духовных вопросах, так и в пренебрежении сокровищами мировой культуры. Воцерковленность не делает нас хорошими специалистами или семьянинами, а наших детей послушными. Но как часто встречаешься с ситуациями, когда объективную критику люди пытаются выдать за гонения на верующих! Я часто беседую с людьми, весьма скептически говорящими о православных. В чем нас обвиняют? В лицемерии, слащавой елейности, неискренности, стремлении осуждать и навешивать ярлыки. Неприятно слушать? Конечно, но, положа руку на сердце, правда. И неслучайно в преддверии Великого Поста мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее — в ком из нас не осталось последнего? Мы пришли в Церковь, притащив с собой груз старых грехов и привычек. И должно с человеком случиться страшное потрясение, чтобы он разом переменился. От большинства же требуется тяжелейшая работа над собой, а к этому-то мы и не привыкли.
Среди многого из прошлого мы притащили и стереотипы советского человека. Ведь как просто, когда все одеты по одному шаблону, читают одни газеты и идут в одном направлении — куда вожди скажут. А всех, кто под шаблон не подходит, можно объявить либо врагами, либо больными. Узнаете? А не так встречают у нас в храме не по форме одетых и не как все причесанных? Слушающих современную музыку порой записывают в бесноватые. А вместо былых вождей ищут чудо-духовников, которые будут решать за нас не только что смотреть и слушать, но и как жить, кого любить. Для чего ищут? А чтобы самим не думать, и главное — ни за что не отвечать. Вот тутто ошибочка: отвечать все равно придется каждому, и тому, кто советовал, и тому, кто слушал. Разумеется, и эти слова можно исказить: о ужас(!), в православной газете советуют духовников не слушать. Но истинный духовник никогда не станет подавлять вашу волю и заставлять жить под диктовку. Такие редкость, а советы прочих нужно слушать с рассуждением.
Волна последних событий очень четко показала: церковный мир далеко неоднороден. Мы вправе читать разные книги, одеваться по-разному, по-разному голосовать на выборах. У известных, авторитетных священников самые разные мнения по многим вопросам. Порой популярные миссионеры не просто спорят, но пытаются обличать друг друга. Правомерно ли это? Конечно, ведь Бог создал нас свободными, хотя и хочется пожелать им побольше взаимоуважения и такта, дабы не смущать народ. Это лишь еще раз призывает нас мыслить, оценивать услышанное и прочитанное. А главное — оценивать самого себя, свои поступки, свое душевное состояние. Не зря говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Мы можем и должны быть разными, и лишь в вопросах отношения к Христовым заповедям разных мнений быть не может.
Впрочем, во всей этой невеселой истории можно заметить и хорошее: раз враг так ополчился на Церковь, значит, она является реальной помехой его планам. Не этнографическим заповедником, и не собранием маргиналов, а живой силой. Вот только не нужно забывать: Церковь — это собрание верующих во Христа людей. И, радея о Православии, не нужно пытаться менять весь мир. Если каждый из нас станет лучше, лучше станет и Церковь, и отношение к ней.
Елена Михаленко
гл. редактор газеты «Воскресение»
Подписной индекс газеты «Воскресенье»63337