С. Д. Прямчук, российский исследователь истории и культуры серболужичан, представитель «Общества дружбы россиян с лужичанами-лужицкими сербами в Полабской Германии», замечает, что «с южных берегов Балтийского моря на восток двинулись две волны славян: кривичи, создавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и словене, создавшие Новгород и расселившиеся в Верхнем Поволжье. Радимичи и вятичи «пришли от ляхов». Лужичане – реликтовый славянский этнос, проживающий на территории современной Германии (в землях Бранденбург и Саксония). Современная Лужицкая Сербия – это осколок некогда мощного славянского государства, граничившего на западе с немецкими государствами, а на востоке – с поляками и чехами, и включавшего в себя также целый кусок современной Польши. «Прийти от ляхов» как раз означало то, что лужицкие переселенцы двинулись в сторону Руси через Польшу. Попутно многие из них, особенно лужичане-католики, оседали на польской территории, меняя национальную идентификацию и превращаясь в поляков, но определенная часть продолжала считать себя серболужичанами, повторяя в чём-то судьбу своих родственников – кашубов, небольшого славянского этноса на севере Польши, в Кашубии, которые, подвергаясь польскому влиянию, отказывались долгое время менять свою национальную принадлежность. Но сегодня кашубы, в древности упорно воевавшие с поляками, практически полностью ополячились, т.к. этническая дистанция между кашубами и поляками чрезвычайно мала. Это не помешало полякам изгнать многих кашубов вместе с немецкими поселенцами за пределы Польши после Второй мировой войны. Из известных сегодня кашубов можно назвать польского премьера Дональда Туска.
В наши дни численность лужичан составляет всего 60 000, при этом не все из этих 60 000 владеют серболужицким языком. Многовековое соседство с германскими и скандинавскими народами – от немцев до датчан – способствовало ассимиляционным процессам, в силу которых предки некогда воинственного племени лужичан, с оружием в руках боровшихся за свою независимость с датскими и германскими рыцарями, помалу сдают позиции в тихой и неприметной «гуманитарной борьбе». Степень интеграции молодых лужичан в немецкое общество настолько высока, что практически все они с юных лет переходят на немецкий язык. К тому же, лужичане, как правило, лютеране и католики, т.е. принадлежат к основным религиозным конфессиям Германии, растворяясь в общей массе верующих.
На протяжении многих веков германцы старались раздавить лужицких сербов и стереть с лица земли любое упоминание о них. Запрещалось использовать лужицкий язык даже в личном общении и праздновать лужицкие праздники. Всё больше сербов Лужицы переходили на немецкий язык. Даже многие светочи немецкой культуры относились к лужичанам с презрением. Мартин Лютер, богослов и реформатор XVI века, называл их «худшим народом из всех» и предрекал, что через 100 лет от их языка не останется и следа.
С приходом к власти нацистов жизнь лужицких сербов превратилась в ад. Гитлер объявил их сербоязычными арийцами, которых нужно вернуть в лоно Третьего рейха. Тех, кто возвращаться «в лоно» не хотел, бросали в концлагеря. В 1945 г. многих лужичан отступавшие под ударами Красной Армии гитлеровцы насильно призвали в ряды фольксштурма. Приход советских солдат лужичане встретили с радостью, и выразили желание присоединиться к Чехословакии, обратившись к советскому правительству за гарантиями безопасности будущей лужицкой автономии. Сталин не хотел «отгрызать» кусок земли от ГДР – дружественной Советскому Союзу страны, и чаяния лужичан остались на бумаге.
Нельзя сказать, что сегодня немецкое правительство не заботится о сохранении лужицкой культуры. Слишком много страданий западному славянству принесли германцы, и официальные власти стараются загладить историческую вину. В Германии сразу несколько институтов и общественных организаций занимаются исследованиями истории и культуры лужицких сербов, изучением их языка и традиций. В местах компактного проживания представителей серболужицкой национальности все вывески двуязычны – на немецком и серболужицком языках. Имеется своё радио, литература, пресса. Но эти усилия не спасают лужичан от вымирания, и если в середине ХХ в. их насчитывалось более 150 000, то сегодня – не более чем 60 000!
Но какое отношение лужицкие сербы имеют к России, кроме общего славянского происхождения с русским народом? Оказывается, объединяет нас не так уж и мало. Среди лужичан, как и среди русских, всегда были популярны имена Михаил, Пётр, Андрей, Станислав, Павел, Юрий, Мария. Как пишет С. Д. Прямчук, «в России было известно о существовании лужицкого народа еще в конце 17в. В 1697г. Императору России Петру Первому, проезжавшему через Полабскую Сербию во время «Великого посольства» в Западную Европу, в Дрездене (Дрезне), лужицкий филолог Михаил Френцель (1628 - 1706) от имени лужичан подарил несколько своих книг на лужицком языке». Он же написал письмо Петру I, где были и такие строки: «... на и яснейшего и на и сильнейшего царя, непобедимого императора и великого князя, на и милостивейшего господина, царя Казанского и Астраханского, пре могучего князя очень многих стран и многих миллионов подданных, говорящих на нашей сербской или сарматской речи, который своим приездом осчастливил Полабскую Сербию - Саксонию и основанный лужичанами - Дрезден. Русская земля есть великое и обширное царство, так что великий царь могущественно владычествует от литовских границ и от Каспийского моря до самого Ледовитого океана и до границ царства татарского. Нам, лужичанам, также известно из истории, что ваше царское величество со всеми своими подданными принадлежит к греческой православной религии с 989 года. Так как русские - московитяне говорят на нашем сербском - славянском языке, то я покорно представляю на и милостивейшему царю переведённые и изданные мною в пользу сербского народа вендские или сербские священные книги и покорнейше прошу привезти их в вашу Русь, чтобы московитяне из них узнали, что истинная и апостольско - лютеранская религия процветает в Полабской Сербии у лужицких сербов».
Судьба лужичан всегда волновала русских дипломатов, учёных и литераторов. Посол Российской империи в Константинополе Е. Новиков защитил по серболужицким языкам магистерскую диссертацию. Известный славист XІХ в. И. Срезневский изучению лужицких языков посвятил не один год. Историк А. И. Тургенев, путешествуя по Германии, писал родителям (цит. по С.Д. Прямчуку): «Для русского славянина Лужица и Поморяния должны быть интересней Италии: потому, что в Италии жил народ, для нас совершенно чуждый, здесь же, в Лужице и Поморянии, всё дышит славянизмом, здесь находим мы следы древних предков наших и в потомках их, лужицких сербах, и кашубах – поморянах видим еще некоторые остатки древних славянских нравов и обычаев. Мы купили себе Библию и некоторые другие вендские – лужицкие книги и будем стараться собирать Библии на всех славянских диалектах».
Один из идеологов возрождения серболужицкого народа, Ян Смоляр, славянофил и поклонник России, предпринял в 1859 г. поездку в Петербург для встречи со своими русскими единомышленниками. Затем он побывал в России ещё дважды. Я. Смоляр от имени российского правительства был награждён орденом Святой Анны II степени за научные заслуги, и избран членом – корреспондентом Харьковского университета. Соратники Я. Смлояра тоже с надеждой смотрели на Российскую империю, видя в ней защитницу славянства.
В 2006 г., во время визита Владимира Путина в ФРГ, лужицкая общественность обратилась к нему с письменной просьбой посетить Лужицу. К сожалению, программа визита определялась принимающей стороной (властями Германии), и вносить в неё коррективы по собственной инициативе Владимир Путин не стал.
В наши дни на территории СНГ проживает немалое количество потомков лужичан, чьи предки много столетий назад двинулись через Польшу дальше на восток – в Литву, Белоруссию, Россию, на Украину. Подавляющее большинство из них уже считали себя к тому времени поляками, хотя были не более чем ополяченными серболужичанами. Со временем эти люди стали идентифицировать себя с литовцами, белорусами, русскими, украинцами. Так случилось с представителями фамилии Мень, Гулевич, Смоляр, Горчинский, Навка. Фамилия Гулевич считается теперь исконно белорусской, фамилия Смоляр – исконно украинской, фамилия Горчинский – исконно польской.
Автор гимна лужицких сербов и классик серболужицкой литературы Хандрий Зейлер (1804-1872), написал проникновенное стихотворение «Где серба родной край?», в котором вопрошал, где же родина сербов – в Пруссии ли, Литве ли, Чехии, Польше, на Балканах или в России (на всех этих территориях проживают сегодня потомки лужичан). В конце Х. Зейлер сам даёт ответ на свой вопрос, что родина сербов простирается от берегов Лабы (Эльбы) и Дуная до Чёрного моря и Камчатки. Поэтому России от лужицких сербов отворачиваться никак нельзя, а, напротив, нужно способствовать расцвету серболужицкой культуры, изучать историю этого народа и его обычаи. К тому же, многие выходцы из Лужицкой Сербии вхожи во властные структуры Германии. К примеру, американцы аккуратно и ненавязчиво пытаются «оседлать» русинское движение Закарпатья, которое пока настроено пророссийски. В США действует Карпато-русинский научный центр, поддерживающий тесные связи с проф. Университета Торонто (Канада) Полом Магочием, этническим русином, возглавляющим кафедру украинистики, а некоторые высокопоставленные политики и чиновники США имеют русинское происхождение, например, Марк Сингел – губернатор штата Пенсильвания от Демократической партии США или Том Ридж – губернатор Пенсильвании с 1995 по 2001 от республиканцев. Сегодня в Чехии и Польше созданы культурные центры, объединяющие исследователей серболужицкой истории и традиций, тем более что Варшава всегда стремилась создать в Лужицкой Сербии «крепкий славянский тыл» на германской территории. Особенно активно поляки взаимодействовали с лужичанами во время Второй мировой войны. В апреле 2009 депутат польского Сейма Анджей Гурский обратился в МИД Польши с официальной рекомендацией активнее взаимодействовать с серболужичанами и чаще поднимать перед Берлином вопрос о сохранении их культурной самобытности.
На сегодня Россия – самая крупная славянская держава в мире, и ей было бы не к лицу отвернуться от немногочисленного славянского народа в далёкой Германии, тем более что в самой России проживает несколько тысяч потомков серболужичан. Хочется надеяться, что серболужицкий народ сумеет сохранить свой язык и свою культуру, ведь, как говорил немецкий философ Иоганн Гердер, поклонник лужицкой культуры, «Народы – это мысли Бога».