Епископ Ириней в 1923 году. Художник Урош Предич
Православное движение на землях населенных русинами/украинцами проявилось в начале XX века. Венгерские власти считали это явление проявлением панславизма, преследовали население. В 1903-1904 гг. и 1913-1914 гг. в городе Мараморош-Сигот состоялись судебные процессы против православных крестьян. Тюремные заключения и штрафы не прекратили движение. После развала Австро-Венгрии территория современной Закарпатской области в 1919 г. вошла в состав Чехословацкой республики на правах автономии. С этого времени, и до оккупации края в 1938-1939 гг., в официальных документах относительно территории населенной русинами использовалось название Подкарпатская Русь.
Православные приходы, которые возникли на Подкарпатской Руси, вошли в состав Сербской православной церкви и управлялись епископами-делегатами. В 1931 г. была создана Мукачевско-Пряшевская православная епархия с постоянным архиереем во главе. Первым епископом-делегатом, который утверждал сербскую юрисдикцию среди русинов, был епископ Нишский Досифей (Васич). Кроме того, в Праге возникла юрисдикция Константинополя во главе с архиепископом Савватием (Врабецом).1 Собор СПЦ, который состоялся в ноябре-декабре 1926 г., принял решение о назначении епископом православных Подкарпатской Руси и Восточной Словакии Иринея (Чирича) — владыку Новосадско-Бачкского. Чешский посол Ян Шеба в обращении к членам Синода СПЦ выступил против избрания Иринея и требовал назвать другое лицо, но Синод отверг предложение посла, отметив, что чешские власти не имеют права вмешиваться в церковные дела.2
Согласно с архивными документами, приезд епископа Иринея (Чирича) на Подкарпатскую Русь был назначен на 19 декабря 1926 г. В этот же день чешский посол в Белграде Я. Шеба сообщил МИД Югославии, что состоялась его встреча с патриархом Димитрием (Павловичем). Патриарх поднял вопрос быстрого отъезда епископа Иринея и его помощника Дамаскина (Грданички). Указывалось, что главная миссия епископа Иринея — ознакомить с делами православной церкви Дамаскина и за несколько месяцев вернуться в Новый Сад. Посол утверждал, что патриарх гарантировал избрание Дамаскина постоянным епископом для русинов.3
13 января 1927 г. епископ Ириней приехал в Прагу. Во время посещения Министерства школ и народного образования архиерею было рекомендовано, на период пребывания на Подкарпатской Руси, избегать политических дел и заниматься исключительно церковными вопросами.4 В этот же день епископ Ириней встретился с епископом Чехословацких земель Гораздом (Павликом) (сербский патриархат). Архиереи обсуждали вопросы деятельности православной церкви в государстве и устранения юрисдикции архиепископа Савватия (Врабец).5
14 января 1927 г. епископ Ириней (Чирич) приехал в с. Иза на Подкарпатскую Русь, где издал свое первое архиерейское послание и распоряжения к православному духовенству и народу. В первом послании владыка говорил, что он «прибыл на Карпатскую Русь по благословению Собора СПЦ и с согласия правительства Чехословацкой республики, которое обещало ему предоставить полную моральную и материальную помощь» в деле организации местной православной церкви.6
Учитывая то, что епископу для организации православной епархии было необходимо жить ближе к светским властям, он временно переехал в Ужгород, где 15 января 1927 г. сделал визит Антонию Бескиду, вице-губернатору Антонию Разсипалу и другим видным лицам, с которыми обсуждал вопросы, касающиеся православной церкви.7
19 января 1927 г. епископ Ириней, в сопровождении архимандрита Алексия (Кабалюк) и архимандрита Матфея (Вакарова), приехал в с. Иза.8 [д, 17]. В селе владыку встретили около 200 человек, которые у входа в дом священника вывесили надпись: «Да возрадуется душа Твоя в Господе». От имени православного комитета епископа Иринея поздравил Юрий При-стая. В храме с приветственным словом выступил игумен Амфилохий (Кеминь). Во время богослужения присутствовали около 400 человек.9
Епископ Ириней (Чирич) проводил миссионерскую работу среди греко-католических верующих и духовенства. По сообщению изянского стражмистра Вацлава Штига, 21 января 1927 г. в Хусте епископа Иринея посетили два униатские священники из Мукачевщины, которые изъявили желание перейти в православие.1014 февраля 1927 г. в письме к викарию греко-католический епископ Петр (Гебей) указывал, что из достоверных источников ему стало известно, об участии супруги греко-католического дьяка Задора в торжествах по случаю приезда епископа Иринея11.
По прибытии в Ужгород епископ Ириней (Чирич) начал деятельность, направленную на получение, на основании чехословацкого закона за №122 от 25 июня 1926 г., пособия (конгруа) для православного духовенства. Об этом свидетельствует его послание от з февраля 1927 г. В обращении епископ поднимает вопрос о содержание православного духовенства. Епископ Ириней отмечал, что государство, согласно закону от 25 июня 1926 г. обеспечило духовенству определенное содержание, но не все священники смогли получить помощь в связи с рядом требований. Кроме того, священники не получат конгруа, пока епархиальное руководство не обобщит и не подаст правительству соответствующую смету. В связи с этим, владыка просил священников подготовить и подать в органы власти документы для получения финансовой помощи.12
Активная деятельность епископа Иринея (Чирича) вызвала резкую реакцию архиепископа Савватия (Врабеца) в Праге. 7 февраля 1927 г. в послании к духовенству и мирянам архиепископ Савватий утверждал, что епископ Ириней не пришел на Подкарпатской Руси как пастырь, потому что имеет свою область в Сербии. Он убеждал верующих, что деятельность епископа Иринея не принесет на Подкарпатской Руси единство и мир, а наоборот, устроит раскол еще больше. Архиепископ Савватий призвал не подчиняться распоряжениям сербского владыки.13 Хотя чехословацкая власть и запретила архиепископу Савватию вмешиваться в церковные дела на Подкарпатской Руси, его сторонники продолжали антисербскую пропаганду. Об этом свидетельствуют письма духовенства епископу Иринею. Например, священник с. Кушница иеромонах Сергий (Марушка) 4 апреля 1927 г. заявил, что он не признает власть епископа Иринея и подчиняется только архиепископу Савватию.14 По сообщению священника Георгия Русинка в Тячевском округе архиепископа Савватия поддерживали: архимандрит Боголип (Церковник) (Бедевля), священники: Иван Бабич (Дубовое), Георгий Бедзир (Калины), Иван Кивешлиге-тий (Ганичи), Георгий Носа (Нересница), Степан Стойка (Вел. Кривая),15 Василий Несух (Теребля), Иван Бабинец (Дулово), Василий Немеш (Угля), Василий Краило (Чумалево), иеромонах Николай (Мадар) (Кричево), Михаил Салейчук (Колодное).16
9 февраля 1927 г. епископ Ириней посетил православные монастыри в с. Иза и с. Липча.1713 февраля 1927 г. состоялась его встреча с гражданскими властями с. Иза. На встрече присутствовали: председатель православного комитета Юрий Пристая, председатель нотарського правительства Юрий Рошкот, поднотарь Зигмунд Рознай, сельские учителя Иван Бережанин и Иван Богаш, стражмистер Вацлав Штиг и его заместитель Йозеф Кри-жан. На собрании обсуждались административные и школьные вопросы. Епископ просил чиновников предоставить ему сборники законов для изучения и ознакомления. Кроме того, Ириней поднял вопрос о создании в селе русской читальни.18 19 Заботился епископ Ириней также и моральным положением православного священства. Перед Пасхой 1927 г. поставил требование о том, чтобы все духовенство исповедовалось и причастилось «на основании законов РПЦ и СПЦ».2° 28 февраля 1927 г. в сопровождении 2 монахов епископ Ириней посетил с. Великие Лучки в Мукачевском округе. Во главе со священником Дмитрием Беляковым была отслужена Вечерняя Служба, после чего епископа поздравили местные жители. В своей речи епископ говорил об истории православного движения в Великих Лучках: «помнят еще многие из Вас, как были заключенным в тюрьмах Венгрии, осужденные в Сиготе, но Бог Вас всегда защищал, а потому будьте терпеливы, и получите от Бога покровительство».20 После вечерни епископ осмотрел место строительства нового православного храма. За короткий период пребывания епископа Иринея на Подкарпатской Руси он встретился с православными верующими сел Билки, Керецки, Березники, Теребля, Бедевля, Дулово, Данилово и др.21
Следует отметить, что среди православного духовенства сербской юрисдикции также не было полной гармонии. Например, 26 января 1927 г. у епископа Иринея возник конфликт с архимандритом Матфеем (Ва-каровым) — настоятелем Свято-Николаевского монастыря. Причиной тому послужило назначение секретарем Духовной Консистории монаха Афанасия (Чопика).22 Архимандрит Матфей выступил против избранной кандидатуры, надеясь лично стать правой рукой владыки. Его поддержал Алексей Геровский. В письмах к жителям с. Иза он убеждал православных верующих, что чешские власти больше не допустят приезда епископа Иринея на Подкарпатскую Русь. 9 июня 1927 г. из Сербии приехал секретарь Дамаскин (Грданичка), который сообщил, что чешская власть не делает никаких препятствий для приезда епископа. По его информации, между архимандритом Матфеем и А. Геровским и епископом Иринеем возникли противоречия по причине того, что первые были не согласны с лояльным отношением епископа к чешским властям на Подкарпатской Руси. Епископ Ириней жаловался на А. Геровского в Синод СПЦ. Кроме того, Дамаскин сообщал, что архимандрит Матфей и А. Геровский выступали за отделение от сербской юрисдикции и образования отдельной православной церкви на Подкарпатской Руси.23
В июне 1927 г. Дамаскин (Грданичка) разработал устав православной церкви и выслал его на рассмотрение Министерства, которое переслало его в Синод СПЦ на утверждение.24
Епископ Ириней (Чирич) большое внимание уделял образовательному уровню православного духовенства на Подкарпатской Руси. В 1927 г. при его содействии на обучение в богословские заведения Югославии выехало из Хустского округа — 5 чел., Тячевского округа — з чел., Воловского округа — 1 чел.25 С 1 октября 1926 г. до апреля 1927 г. при Свято-Николаевском мужском монастыре в с. Иза проводились богословские курсы православного духовенства.26 Слушателей насчитывалось 22 человек, они проживали при монастыре в Изе. Лекции на курсах читал студент Ратибор Тихиой.27
25 октября 1927 г. «Правительственный вестник» Школьного Отдела Гражданского управления Подкарпатской Руси опубликовал распоряжение от 9 октября 1927 г. «О заполнении рубрики вероисповедания в правительственных школьных книгах». В документе указывалось, что управляющие школ не могут отказывать в записи детей в правительственных книгах православными, если им представить документ об изменении религии из окружного правительства.
В первой половине 1927 г. центральный исполнительный комитет православных общин в лице священника Дмитрия Белякова, Василия Гайду и Алексея Геровского издали обращение к «всем православным комитетам». Они заявили, что право решать спорные вопросы храмов и церковного имущества должно принадлежать автономному Народному собранию, которое чешское правительство не позволяет созвать, чем нарушает Сен-Жерменский договор 1919 г. Требовалось, чтобы чешское правительство, в связи с его неправильной политикой, вернул населению Подкарпатской Руси все расходы, связанные с гражданским и уголовным процессами, которые появились после борьбы за собственность и обеспечить вдов и сирот, искалеченных и убитых жандармами человек. Члены центрального исполнительного комитета просили от каждой православной общины подать подробные сведения о судебных издержках и о количестве пострадавших от полиции людей для передачи материалов в Лигу Наций.28
Развитие православного движения на Подкарпатской Руси вызвало интерес и поддержку за рубежом. По информации американской газеты «Свет» от 21 октября 1927 г., в Битоле i сентября 1927 г. состоялось собрание общества «сербское православное священническое удруженье». В связи с приездом в Битоль Алексея Геровского, главной темой собрания было положение православной церкви на Подкарпатской Руси. В соей речи Алексей Геровский говорил о несоблюдении чешским правительством законодательства о православной церкви. Слова сочувствия православным братьям в Карпатах выразили священник Сребрен из Сурдуцы и протоиерей Ацимович из Кавадара. Собрание единогласно приняли следующие постановления: «1) православный русский народ в Карпатах борется за свои естественные права, основанные на святых канонах церкви и международных договорах. Собрание выражают русскому народу в Карпатах свою симпатию, и обращаются к нему с призывом, чтобы он выдержал до конца в борьбе за святое дело; 2) собрание постановляют обратиться к Святому Архиерейскому Синоду и Святому Архиерейскому Собору с просьбой, чтобы эти высокие учреждения СПЦ энергично защищали православный народ в Карпатской Руси как составную часть СПЦ. Собрание особенно просит, чтобы Священный Архиерейский Синод выполнил свои намерения и обратился бы с жалобой в Лигу Наций о преследовании православных в Карпатской Руси; 3) собрание приняло решение обратиться ко всем членам Народной Скупщины с призывом, чтобы они взялись за защиту православной церкви в Карпатской Руси.29
Под конец 1927 г. на территории Подкарпатской Руси действовало 86 православных приходов, 8 монастырей и скитов. По решению Синода СПЦ епископ Ириней (Чирич) в конце 1927 г. был отозван из Подкарпатской Руси. Правления епископа Иринея пришлось на сложный и противоречивый период. За короткое время деятельности епископ Ириней достиг значительных результатов. Ему удалось добиться от чехословацких властей прекращения поддержки архиепископа Савватия (Врабеца); правительство начало выделять для православного духовенства финансовую помощь; населения получило возможность получать образование в богословских заведениях Югославии; епископ Ириней добился свободного перехода из унии в православие; был урегулирован вопрос об обустройстве православных кладбищ; Духовная Консистория с 1927 г. начала действовать постоянно, управляя всеми церковными делами в Подкарпатской Руси в отсутствие епископа.
После отъезда епископа Иринея (Чирича) в Сербию православные верующие на Подкарпатской Руси остались снова без епископа. В 1928 г. правительство Чехословакии заключило с Ватиканом конкордат «Modus vivendi», согласно которому униаты смогли через суд возвращать себе переданные православным церковные сооружения и имущество.30 Подписанное соглашение вызвало новый этап в религиозных отношениях между греко-католиками и православными. Развитию православного движения и упорядочения организационной структуры церкви продолжала препятствовать деятельность архиепископа Савватия (Врабеца). Юрисдикционная борьба между сторонниками константинопольской и сербской юрисдикции не давала возможности новому епископу полностью выполнять свои архиерейские обязанности.
В начале 1928 г. о назначении нового епископа стало известно из личной переписки. 25 января 1928 г. стражмистер В. Штиг из с. Иза сообщил в Земское полицейское управление в Ужгороде: «Недавно получил архимандрит Матфей Вакаров письмо из Сербии от д-ра Геровского. Тот пишет, что узнал о новом епископе, и с ним можно будет работать».31 Чиновник предполагал, что, возможно, деятельность нового епископа будет направлена в том же русле, что и деятельность Алексея Геровского, то есть против Чехословакии. Из сообщения также узнаем, что на имя игумена Амфилохия (Кеминь) поступило письмо от епископа Досифея (Васича), в котором указывалось, что личность нового епископа уже известна, и он приедет в доверенную ему епархию в ближайшее время. В следующем документе от 15 марта 1928 г. читаем о том, что 13 марта 1928 г. архимандрит Матфей (Вакаров) выехал в Сербию. Главной целью его поездки была встреча с епископом Рашко-Призренским Серафимом (Иоанович).32 7 апреля 1928 г. архимандрит Матфей возвратился в Изу и сообщил, что епископ приедет через Прагу на Подкарпатскую Русь 13-14 апреля 1928 г. На 15-16 апреля планировалось провести праздничные богослужения в Свято-Николаевском монастыре и в приходской церкви с. Иза.33
В апреле 1928 епископ Серафим издал свое первое послание. Неизвестно, почему оно подписано в Ужгороде, так временная резиденция епископа находилась в г. Хуст.34 Послание адресовано «архимандритам протоиереям, иереям, иеромонахам, монахиням и всем верным чадам Православной Восточной Церкви». Епископ сообщал, что приехал на Подкарпатскую Русь по благословению сербского патриарха Димитрия и за избранием Священного Синода для того, чтобы «довести здесь до конца обустройство православной епархии, чтобы утвердить здесь добрый порядок в церковной жизни, на основании священных церковных правил...».35
Одной из нерешенных проблем в православной церкви на Подкарпатской Руси было недостаточное количество духовенства. 20 июня 1928 г. в письме в Гражданское управление епископ Серафим отмечал, что пока епархиальное управление не подготовит светских священников, на приходах будут служить монахи.36
21 июля 1928 г. епископ Серафим (Иоанович) в сопровождении архимандрита Алексия (Кабалюка) посетил с. Ясиня на Раховщине. 22 июля 1928 г. владыка освятил сельскую церковь и произнес проповедь, в которой вспомнил историю православного движения на Подкарпатской Руси.37 В течение двух месяцев епископ посетил все монастыри и скиты, действовавших на территории епархии, много церковных общин: Ужгород, Хуст, Иза, Липча, Нанково, Ганьковица, Сокирница, Бедевля, Ольховцы, Нягово, Нересница, Ганичи, Калины, Терново, Кричево, Русское Поле, Ясиня, Билки, Приборжавское, Крайниково, Новобарово, Ладимирово, Орлих, Бехеров.38
Большое епископ Серафим обращал на имущественное положение духовенства и его образовательный уровень. 14 июня 1928 г. он обратился в Церковный отдел Гражданского управления Подкарпатской Руси с письмом, где указывал, что православные священники обращаются к нему с просьбами о выделении минимальной финансовой помощи. Для нужд духовенства епископ просил выдать аванс в размере 30 ооо чешских крон.3917 августа 1928 г. чехословацкое правительство сообщило епископу, что духовенству православной церкви: «По закону 1868 г. арт. XXXVII §§ 57-75 и 8о, а также по распоряжению Министерства школ и народного образования от 10 апреля 1928 г. № 6383-28-1 разрешено преподавание Закона Божьего в государственных школах». Этот шаг правительства позволил части духовенства, которое имело соответствующее образование, получать денежную субвенцию.40 Об этом свидетельствует и письмо-распоряжение Земского правительства в Ужгороде от i сентября 1928 г. направлено Школьному инспекторату в Иршаве. В нем указывалось, что запрещается допускать к работе в школу священников без образования.41 Чтобы предоставить основной части православного духовенства возможность преподавать в школах, возникла необходимость их образовательной подготовки. По распоряжению епископа Серафима (Иоанович) от 22 мая 1928 г. в епархии были открыты учебные курсы, на которых преподавали профессора Хустской государственной реальной гимназии.42 За время функционирования курсов их закончили около 20 человек.
В сентябре 1928 епископ Серафим (Иоанович) своим распоряжением утвердил священников на следующих приходах: священник Иван Карбованец — Червенево, архимандрит Алексий (Кабалюк) — Хуст, игумен Амфилохий (Кеминь) — Иза, иеромонах Ефрем (Иваняс) — Кошелево, иеромонах Пантелеймон (Кундря) — Липча, архимандрит Матфей (Ва-каров) — Нанково, Нижнее Селище, Копашново, иеромонах Варлаам (Савинец) — Велятино, иеромонах Савва — Теребля, Дулово, Вонигово, Русское Поле, иеромонах Макарий — Ганичи, Терново, Калины, иеромонах Евфимий — Акна и Бочко Рахов.43
3 октября 1928 г. из канцелярии Министерства школ и народного образования в Праге на имя президента Земского правительства в Ужгороде поступило письмо, в котором говорилось о пребывании в Праге епископа Серафима. Указывалось, что в разговоре с министром епископ заявил, что архиепископ Савватий (Врабец) вмешивается в дела православной церкви на Подкарпатской Руси. Он просил запретить Савватию приезжать на территорию подвластной ему епархии и встречаться со священниками.44 Владыка Серафим рекомендовал министру обратиться к сербскому правительству, чтобы оно, через Константинополь повлияло на деятельность Савватия.45 Второе пожелание епископа Серафима касалось покупки участка земли для строительства епархиального резиденции в г. Хуст. Для этого епископ ходатайствовал о субвенции в размере 10000-15000 чешских крон.46 Во время поездки епископу Серафиму не удалось достичь согласия с Министерством финансов о выделении дотации священникам, которые не получали конгруа.47 26 марта 1929 г. епископ вновь посетил Министерство школ и народного образования. Целью приезда было решение вопроса относительно епархиального устава, который готовился к одобрению Советом Министров.48 На следующий день, во время встречи руководством Министерства, епископ Серафим поднимал вопрос о выделении средств на строительство церквей в Восточной Словакии. Он также передал в руки чиновников список православных приходов на Подкарпатской Руси, которые еще не имели утвержденных уставов.49
С целью упорядочения монашеской жизни в Карпаторусской православной епархии, епископ Серафим разработал требования для монастырей, скитов и духовенства. В распоряжении от 5 мая 1929 г. указывалось, что все архимандриты, игумены, иеромонахи и монахи, проживающие на территории епархии, должны быть приписаны к монастырям или скитам. Предлагалось всем монахам, которые находились на сельских приходах в качестве священников и иеродиаконов, передавать доходы в свои монастыри или скиты. В документе отмечалось также, чтобы настоятели подыскивали способных учеников в школах и советовали родителям отдавать их продолжать обучение в гимназии. Проживание учащихся обеспечивалось государственным интернатом в Мукачево и интернатом, основанным архимандритом Алексием (Кабалюком) в Хусте.50
27 октября 1929 г. епископ Серафим (Иоанович) приехал в с. Иза. Он сообщил, что по решению Синода и по ходатайству консистории, резиденция из Хуста переносится в с. Иза. Было решено, что епископ будет проживать в доме священника, а канцелярию разместят в церковной школе, где до сих пор останавливался Алексей Геровский.51 Активная работа епископа Серафима, направленная на утверждение устава православной церкви на Подкарпатской Руси способствовала тому, что 6 июня 1929 г. Министерский Совет принял устав.52
28 ноября 1929 в Хусте в помещении православного храма состоялось собрание духовенства и верующих. Каждая православная община была представлена священником и двумя делегатами. Всего присутствовали 300 человек во главе с епископом Серафимом и епископом Чешским Гораздом. Епископ Серафим открыл собрание речью, после чего секретарь Степан Ряснянский зачитал решение об утверждении устава.53 Не получило поддержку присутствующих предложение перехода под власть епископа Горазда.54 По решению собрания был создан епархиальный совет, который состоял из четырех секций.55
Деятельность архиепископа Савватия (Врабец) ослабляла православную церковь, это хорошо понимал епископ Серафим и его окружение. 20 мая 1928 г. в Праге, по просьбе православного комитета с. Луково, был рукоположен в сан диакона Илья Семедий.56 Приезд Семедия в Луково вызвал соответствующую реакцию епископа Серафима. 12 июня 1928 г. он обратился в Церковный Реферат Гражданского управления Подкарпатской Руси в Ужгороде. В письме владыка писал: «Мы категорически настаиваем на принятии гражданскими властями республики необходимых действий для прекращения противозаконных действий архиепископа Савватия, которые выражаются в рукоположении в сан священника, именования себя архиепископом всей Чехословакии, в какое понятие входит и распространение компетенции и на Подкарпатскую Русь, что противоречит существующему положению. Он незаконно обращается к властям с просьбой оказывать поддержку рукоположенным им диаконам и священникам, вступает в сношения с подведомственными нам православными приходами. Такие противозаконные действия архиепископа Савватия нарушают мирную жизнь Карпаторусского населения, внося в него смуту При подобном способе рукоположения священнослужителей, как делает архиепископ Савватий, можно ожидать, что появятся несколько сотен таких незаконных священников и диаконов, которые, не имея своих приходов, образуют кадр пролетарствующего священства».57 Также епископ просил закрыть канцелярию архиепископа Савватия и запретить Милошу Червинке выступать от его имени. 6 сентября 1928 г. епископ Серафим заявил, что рукоположение И. Семедия является незаконным и епархиальное управление не признает его диаконом.58
28 июня 1928 г. архиепископ Савватий издал послание к Карпаторус-скому православному духовенству и мирянам. В послании он обвинял священников сербской юрисдикции в нарушении спокойствия в православной церкви на Подкарпатской Руси. «Надеяться на сербскую юрисдикцию нечего. И еп. Досифей и еп. Ириней и др. Дамаскин много обещали, но ничего не дали и не сделали. Ничего не поможет и еп. Серафим, так действует не канонически».59
В ответ на это послание 20 июля 1928 г. епископ Серафим (Иоанович) в письме в Министерство школ и народного образования в Праге заявил «просим категорически запретить архиепископу Савватию вмешиваться в дела нашей епархии, выпускать какие-либо воззвания или обращения к православным верующим Карпатской Руси и Словакии, и вообще, сносится с ними в делах церковных».60 В следующем письме от 14 июля 1928 г. отмечалось: «Одной из самых больших препятствий в деле организации епархии является деятельность архиепископа Савватия и лиц, его окружающих. Архиепископ Савватий лично или через служащих его канцелярии выдает всякого рода распоряжения священникам или верующими нашей епархии. Рукополагая священников и диаконов, и, как нам известно, со случаем со священником Боишко, берет за это деньги. Издает послания ко всей нашей пастве, в которых по свидетельству наших священников, поддает проклятию тех священников, которые признают нашу юрисдикцию, призывает верующих не подчиняться нам. Мы просим Министерство школ и народного образования в краткие сроки потребовать от Архиепископа Савватия прекращения его деятельности в нашей епархии...».61
В начале 1930 г. епископ Серафим (Иоанович) выехал в Сербию. За время руководства православной церковью на Подкарпатской Руси в 1928-1930 гг. епископ Серафим достиг значительных результатов. Во-первых — было создано Епархиальное управление, которое обеспечило четкий контроль над всеми сферами деятельности епархии. Во-вторых — начали поступать средства от государства на содержание администрации епархии и духовенства. В-третьих — правительство утвердило епархиальный устав, проекты которого готовились еще с 1920 г. В-четвертых — духовенство после окончания пастырских курсов получило возможность преподавать религию в государственных школах; вышли из печати два учебники Закона Божия.
Юрий Данилец,
доктор исторических наук,
профессор Ужгордского национального университета.
Опубликовано: Саборност 8 (2014) [101–116]
--------------------
1 Marek Pavel, Bureha, Volodymyr, Danilec, Jurij (2009). Arcibiskup Sawatij (1880-1959). — Nastin života a dila zakladatelskepostavypravoslavne cirkve v Ceskoslovenske republice, Olomouc.
2 ГАЗО, ф. 2, on. 2, д. 91, 7 06.
3 Там же, 40.
4 Там же, 45.
5 Там же.
6 ГАЗО, ф, 151, д. 599, 2.
7 Данилец, Ю. (2009). Православная церковь на Закарпатье в первой половине XX в. Ужгород: Карпаты, 138.
8 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 91, 17.
9 19 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 91, 17 об.
10 Там же, 35.
11 ГАЗО, ф. 151, оп. 13, д. 560,1.
12 Там же, 6.
13 ГАЗО, ф, 151, д. 599,15.
14 Там же, 26.
15 Там же, 1 об.
16 Там же, 9.
17 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 91, 35 об.
18 Там же, 43.
19 Ириней (Чирич), епископ. Распоряжение ЕК№ 174/27 от 11 апреля 1927 г., Ужгород.
20 ГАЗО, ф. 2, ОП. 2, Д. 91, 61.
21 Наш Преосвященный владыка среди народа (1927). Церковная Правда, 1-2, 6.
22 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 91, 35.
23 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 91, 152.
24 Там же, 153.
25 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 91, 188.
26 ГАЗО, ф. 63, оп. 1, д. 598, 84.
27 Там же, 85.
28 ГАЗО, ф. 255, оп. 1, д. 52,1.
29 Сербское духовенство защищает Карпатскую Русь (1927). Свет, 21 октября, 6.
30 Палинчак, М. (1996). Государственно-церковные отношения в Закарпатье и в Восточной Словакии в 20-середине 30-х годов XX века. Ужгород, 19.
31 ГАЗО, ф. 2, ОП. 2, Д. 93, 4.
32 Там же, 20.
33 Там же, 40.
34 Русское Слово (1929), 2 мая, 9.
35 Серафим (Иоанович), епископ. Послание от 20 апреля 1928 г., Ужгород.
36 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 93, 79.
37 Епископ Серафим в с. Ясиня (1928). Православная Карпатская Русь, 15 июля, 4.
38 Епископская визитация православных приходов (1928). Православная Карпатская Русь, 15 июля, 4.
39 ГАЗО, ф. 28, оп. 7, д. 351, 4.
40 Распоряжение Мукачевской православной епархии от 17 августа 1928 г.
41 ГАЗО, ф. 28, оп. 9, д. 378,1.
42 Серафим (Иоанович), епископ. Распоряжение от 22 мая 1928 г.
43 Епархиальные распоряжения (1928). Православная Карпатская Русь, 1 октября, 3.
44 ГАЗО, ф. 2, оп. 5, д. 17, 33.
45 Там же, зз об.
46 Там же, 34.
47 Там же, 3406.
48 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 93,152.
49 Там же, 153 об.
50 Из распоряжений по епархии (1929). Православная Карпатская Русь, 5 мая, з
51 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 263, 16.
52 Выборы в Епархиальный Совет (1929). Православная Карпатская Русь, 5 декабря, 3.
53 Выборы в Епархиальный Совет Православной Карпаторусской Епархии Мукачевской в Хусте (1929). Православная Карпатская Русь, 1 декабря, 1.
54 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 142, 24.
55 Епархиальное распоряжение от 28 ноября 1929 г.
56 ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 262, 9.
57 Там же, 5.
58 Там же, 17.
59 Там же, 12.
60 Там же, 11 об.
61 Там же, io-ю об.
Источники:
- Архив Мукачевской православной епархии:
- Серафим (Иоанович), епископ. Послание от 20 апреля 1928 г., Ужгород.
- Серафим (Иоанович), епископ. Распоряжение от 22 мая 1928 г.
- Распоряжение Мукачевской православной епархии от 17 августа 1928 г.
- Епархиальное распоряжение от 28 ноября 1929 г.
- Ириней (Чирич), епископ. Распоряжение ЕК № 174/27 от и апреля 1927 г., Ужгород.Государственный архив Закарпатской области: Президиум Краевого управления Подкарпатской Руси, г. Ужгород, ф. 2:Переписка с Министерством внутренних дел, полицейскими, жу-панатскими, окружными властями по вопросу организации православной церкви на Подкарпатской Руси и Словакии, опись 2, дело 91, том 2 (ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 91).
- Переписка с полицейскими и окружными властями по вопросу деятельности церквей на Подкарпатской Руси, опись 2, дело 92, том з (ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 93).
- Переписка с Министерством внутренних дел, полицейскими, жу-панатскими, окружными властями по вопросу организации православной церкви на Подкарпатской Руси и Словакии, опись 2, дело 93, том 3 (ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 93).
- Переписка с Министерством внутренних дел, Министерством народного образования, полицейскими и окружными властями по религиозным вопросам, опись 2, дело 142 (ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 142).
- Переписка с Министерством школьного и народного образования и Епархиальным Управлением православной церкви в г. Мукачево по вопросу православного движения и религиозных споров на Подкарпатской Руси и Словакии, опись 2, дело 262 (ГАЗО, ф. 2, оп. 2, д. 262).
- Переписка с Министерством внутренних дел, полицейскими, жу-панатскими, окружными властями по вопросу организации православной церкви на Подкарпатской Руси и Словакии, опись 2, дело 2бЗ, ТОМ 4 (ГАЗО, ф. 2, ОП. 2, Д. 2бз).
- Просьба редакции «Еврейской газеты» в Мукачево, еврейских благотворительных и культурно-просветительских обществ и переписка с ними о субвенции, переписка с Министерством образования о возможности помешать приезду в Закарпатье православного епископа Савватия и назначить субвенцию Серафиму на построение епископского дома; полицейское донесение о заимствования «Пролеткульта» средств для спектаклей в «Просвите», опись 5, дело 17 (ГАЗО, ф. 2, оп. 5, д. 17).Реферат образования Подкарпатской Руси, г. Ужгород, ф. 28:
- Просьба Мукачевской епархии о субвенцию на упорядочение библиотеки; приглашение методистской общины на торжественную службу 28 октября; просьба Карпаторусской православной епархии об авансе на выдачу помощи священникам, опись 7, дело 351 (ГАЗО, ф. 28, оп. 7, д. 351).
- Распоряжение Краевого управления о порядке допуска православного духовенства к преподаванию религии в школах, опись 9, дело 378 (ГАЗО, ф. 28, оп. 9, д. 378).Гражданское управление Подкарпатской Руси, г. Ужгород, ф. 63:
- Переписка с Министерством школ и жупанатскими властями о деятельности греко-католической и православной церкви на Подкарпатской Руси (письмо архиепископа Савватия), опись 1, дело 598 (ГАЗО, ф. 63, оп. 1, д. 598).Правление Мукачевской греко-католической епархии, г. Ужгород, ф. 151:
- Дело в деятельности Управляющего Карпаторусскимы церквями Но-восадского епископа Иренея, опись 13, дело 599 (ГАЗО, ф, 151, д. 599).
- Сообщение епископа в выражении возмущения против участия супруги Дьяка Задора в торжестве, устроенном в честь приема православного епископа Чирича, опись 13, дело 560 (ГАЗО, ф. 151, оп. 13, А- 5бо) Раховская греко-католическая парафия, с. Рахов, ф. 255:
- Объявление православного комитета в предстоящем разборе жалобы православных общин в Лиге Наций, в сообщениях дополнительного материала (1927 г.), оп. г, дело 52 (ГАЗО, ф. 255, оп. г, д. 52).
Литература:
- Выборы в Епархиальный Совет (1929). Православная Карпатская Русь, 5 декабря, з.
- Выборы в Епархиальный Совет Православной Карпаторусской Епархии Мукачевской в Хусте (1929). Православная Карпатская Русь, i декабря, 1.
- Данилец, Ю. (2006). Деятельность епископа Новосадского-Бачкского Иринея (Чирича) на Подкарпатской Руси в 1927-1928 гг. Carpatica-Карпатика, 35,161-166.
- Данилец, Ю. (2009). Православная церковь на Закарпатье в первой половине XX в. Ужгород: Карпаты.
- Епархиальные распоряжения (1928). Православная Карпатская Русь, i октября, 3-
- Епископ Серафим в с. Ясиня (1928). Православная Карпатская Русь, 15 июля, 4.
- Епископская визитация православных приходов (1928). Православная Карпатская Русь, 15 июля, 4.
- Из распоряжений по епархии (1929). Православная Карпатская Русь, 5 мая, з
- Marek Pavel, Bureha, Volodymyr, Danilec, Jurij (2009). Arcibiskup Sawatij (1880-1959). — Nastin života a dtta zakladatelske postavy pravoslavne cirkve v Československe republice, Olomouc.
- Наш Преосвященный владыка среди народа (1927). Церковная Правда, 1-2, 6.
- Палинчак, М. (1996). Государственно-церковные отношения в Закарпатье и в Восточной Словакии в 20-середине 30-х годов XX века. Ужгород.
- Распоряжения из дня 9 октября 1927, ном. 68.767, о выполнении рубрики «вероисповедание» в государственных школьных книгах (1927). Уря-довый Вестник, 25 октября, 82.
- Русское Слово (1929), 2 мая, 9-
- Сербское духовенство защищает Карпатскую Русь (1927). Свет, 21 октября, 6.