Христианское отношение к смертной казни.

В Республике Беларусь после вынесения Верховным судом Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву смертного приговора в связи со взрывом в Минском метро 11 апреля 2011 года вновь обострился вопрос о применении смертной казни. 13 декабря 2011 года в канун тезоименитства  Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета (14 декабря 2011), пресс-служба Минской епархии огласила разъяснения по христианскому отношению к смертной казни.

 

***

В настоящее время в адрес Минского Епархиального управления приходят письма с вопросами, касающимися проблемы смертной казни и христианского отношения к ней. В связи с этим по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси пресс-служба дает соответствующее разъяснение.В церковном вероучении мы не находим исчерпывающих сведений, которые бы сделали христианское отношение к данной проблеме однозначным. Вместе с тем под влиянием именно Евангельского учения происходят изменения в общественном сознании: целесообразность смертной казни ставится под сомнение и инициируется дискуссия по ее отмене.

На Архиерейском Соборе в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, в которых, в частности, заявляется о предпочтительности отказа от смертной казни. Такой подход исключает совершение непоправимой ошибки правосудия и предоставляет больше возможностей для пастырского душепопечения о преступниках.

Церковь не должна категорично требовать отмены смертной казни — тем более в обществе, которое в своем большинстве так решительно на ней настаивает. Но Церковь стремится оказывать пастырское влияние на формирование у своих чад чувства социальной справедливости и судебного возмездия без идеи смертоубийства. Кроме того, на Церкви лежит право печалования по поводу того или иного конкретного случая осуждения к смертной казни. В предыдущий период она неоднократно пользовалась этим правом, направляя в соответствующие государственные органы, по просьбе осужденных, особые прошения о применении к этим лицам вместо смертной казни иного наказания.

Не вмешиваясь в компетенцию судебной и исполнительной власти, Церковь свидетельствует о непреходящей Евангельской Правде, раскрывающей себя в новозаветном учении о вере, надежде и любви.  Отказ от совершения смертной казни должен являться результатом осознания обществом необходимости духовно-нравственного совершенствования. Без этого никакие наказания за преступления не смогут снизить уровень преступности и увеличить безопасность граждан.

К вопросу о смертной казни

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви:

«Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества». (источник: Патриархия.Ru)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Я против смертной казни в современной России. Давайте начнем эффективно изменять судебную систему. Суд должен быть неподкупным, авторитетным, следственные органы должны работать безукоризненно, чтобы присутствие смертной казни в уголовном праве ни в коем случае не стало способом расправ с неугодными», — сказал Патриарх 11 октября 2011 года в Кишиневе в интервью молдавским, румынским телеканалам и телеканалу «Россия-24» (источник: ИТАР-ТАСС)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

«Наша Церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех видах, будь это во чреве матери или же за преступление», — сказал Патриарх 2 октября 2007 года, выступая в Страсбурге перед депутатами ПАСЕ (источник: Благовест-инфо)

 

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
ТЕЗИСЫ О СМЕРТНОЙ КАЗНИ

(Из архива Митрополита Филарета (Вахромеева). — Минск: Белорусский Экзархат, 1996. — Выпуск 2. —  С.77-78.)

Господь наш Иисус Христос в Cвоей Нагорной проповеди говорит: «Вы слышали, что  сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду [см: Исх. 20: 13]. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5: 21-22). Таким образом, как считают авторитетные толкователи Священного Писания, по мысли Христа, запрещается не только убийство человека человеком, но даже и гнев одного человека на другого. А уж убийство — и подавно.

Здесь уместно заметить, что по закону, данному Богом через Моисея, за преднамеренное убийство человеку полагалась смертная казнь. «Убийцу должно предать смерти», — говорится в Книге Чисел (Числ. 35: 16-18).

Но вот пришел Мессия, Спаситель, Господь наш Иисус Христос, — и Апостол говорит: «... кто во Христе, тот новая, тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5: 17).

Таким образом, на основании заповеди Христа, данной нам в Нагорной проповеди, мы должны отрицать всякого рода и всевозможные убийства. Из этой Господней заповеди следует, что, согласно учению Христа, ни убийств на войне, ни казней преступников (как это было в Ветхом Завете) не должно быть. Это — новый закон. И надо осознавать, что всё остальное, как бы и чем бы мы ни мотивировали и ни объясняли возникающие обстоятельства, — все остальное есть отступление от закона, то есть грех.

Всё дело в том, что «ветхозаветный» человек как не исполняющий заповедей Иисуса Христа существует и сегодня. Ветхозаветная заповедь «не убий» сочеталась с существованием ветхозаветных же казней, лишающих человека жизни. Когда все люди сделаются новозаветными, — говорит библейский комментарий, — тогда не будет никакой надобности ни в войнах, ни в смертных казнях преступников. Наличие же смертной казни в обществе обусловлено тем, что среди его граждан еще не возобладало стремление к  высоте Евангельского совершенства. Посему все сторонники смертной казни, равно как и преступники, — всё еще исповедуют Ветхий Завет, а то и язычество.

Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства, а я уже напоминал, как Господь Иисус Христос в Новом Завете выразил Свое отношение к убийству вообще.

Жизнь любого человека принадлежит его Творцу, Богу. Не мы, грешные люди даровали бытие человеку, — не нам и лишать человека существования. Ведь за жизнь каждого из нас Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, претерпев страдания, унижения, издевательства и смерть на Кресте. В Римской империи распятие было самой унизительной и позорной казнью. Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа.  С другой стороны, принять закон, отменяющий смертную казнь, может только достаточно сильное государство. Ибо в этом случае оно должно обеспечить такое положение дел, при котором, к примеру, преступник-убийца будет надежно изолирован в определенных условиях для его исправления. Иными словами, запрещая смертную казнь, государство должно гарантировать, что преступник не повторит преступления.

Убиение человека немыслимо в христианстве. Церковь не мстит убийством за убийство, ибо это грех пред Богом. Святой апостол Павел пишет Римлянам (12: 19): «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (см: Втор. 32: 35).

Церковь имеет свой суд. И при этом Она не преследует цели воздать убийством за убийство, — нет и нет! Суд церковный основан на правилах, выработанных церковными соборами и святыми отцами. Ни одно из этих правил не упоминает смертную казнь. Причем важно понять, что Церковь судит только своих чад и не вершит суд над теми, кто Ей не принадлежит. В соответствии со своими правилами, Церковь налагает на преступника наказание духовное — епитимию. За тяжкие преступления перед Богом и людьми Церковь лишает преступника самого драгоценного для церковного человека — Причастия, то есть вкушения Тела и Крови Господних, которые были принесены Богом в жертву за жизнь мира. За грех убийства Церковь может на всю оставшуюся жизнь лишить свое чадо таинства Причастия и только в виду приближающейся смерти приобщить покаявшегося преступника Христовых Таин.

Таким образом, исходя из предписания канонических правил, можно заключить, что Ветхий Завет, допускавший и даже предписывавший смерть за смерть, в Новом Завете утрачивает силу закона».

По материалам официального портала Белорусской Православной Церкви


У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.