ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Кругобайкальское восстание как эхо восстания 1863 г.

 

Предварительная публикация доклада Владислава Гулевича к предстоящей 20 января 2013 г.  конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

«Все польские восстания XIX в. проходили под лозунгом «restitutio in integrum» всего, чего мы лишились в веке XVIII», - так охарактеризовал уже в ХХ в. природу выступлений поляков против России польский политический публицист Станислав Цат-Мацкевич.

 

Таковым было восстание 1863 г., и под таким же углом зрения следует рассматривать Кругобайкальское восстание 1866 г. – вооружённое выступление около 700 ссыльных поляков в Прибайкалье, которые организовали т.н. Сибирский легион вольных поляков и провозгласили лозунг «За нашу и вашу свободу!».

Каторжники трудились на строительстве тракта недалеко от китайской границы, и, напав на конвой у ст. Култук 24 июня 1866 г., решили пробиваться через Монголию в Китай, чтобы оттуда на английских кораблях уйти в Европу. Главарями восставших были Нарциз Целинский, бывший капитан русской армии, и музыкант Густав Шарамович. В ссылке они находились на привилегированном положении (как люди шляхетского звания). Подавляющее большинство бунтовщиков были участниками Январского восстания 1863 г. в Польше.

Вооружившись отобранным у конвоя оружием, поляки и горсть присоединившихся к ним российских революционеров двинулись на ст. Амурскую, где напали на находившихся там солдат, разоружили их, а также испортили телеграфное сообщение с Иркутском.

Следующей мишенью беглецов была ст. Лихановская. Находившихся там солдат застать врасплох не удалось. Они забаррикадировались и отстреливались. Тогда поляки подожгли станцию, и отступили, но уже 28 июня, т.е. через 4 дня после начала восстания, были разгромлены отрядами казаков и конных бурят у селения Мишиха.

Уцелевшие ещё несколько недель бродили в тайге, но были выслежены казачьими разъездами. Часть беглецов сдалась в плен, часть погибла в бою. Из почти 700 мятежников расстреляны были только 4: Нарциз Целинский, Густав Шарамович (как главари), а также Яков Рейнер и Владислав Котковский (как их ближайшие помощники). Около 200 поляков были приговорены к пожизненной каторге. Польский поэт Корнель Уейский посвятил этому событию стихотворение «На смерть расстрелянных в Иркутске».

В советской, не говоря уже о польской, историографии утвердилось мнение, что Кругобайкальское восстание было жестом отчаяния борцов с царизмом - польских повстанцев и российских революционеров, ведь выступление поляков поддержали российские антимонархисты. В 1960-х одна из улиц Иркутска была переименована в улицу Польских повстанцев, и до сих пор носит это название.

Более того, сегодня звучат призывы поставить на месте гибели участников Кургобайкальского восстания целый памятник. Эти требования стали раздаваться ещё громче, когда к делу подключился консул Республики Польша в Иркутске, а в самом городе образовалась небольшая, но  инициативная группа граждан, поддержавшая идею установки памятника.  Часть из них – члены польской диаспоры Иркутска. Пока же на месте событий установлен памятный крест (в 2000 г.), но на нём нет таблички, которая здесь была установлена в царское время - «Здесь погребены взбунтовавшиеся польские мятежники, убитые во время перестрелки 28 июня 1866 г.».

К новому кресту приезжают члены местной польской диаспоры, проводят митинги, возлагают цветы, проводятся католические богослужения и даже конференции, посвящённые памяти погибших поляков.

В русскоязычном сегменте Сети вдруг появились публикации с выражением сочувствия участникам Кругобайкальского восстания, и даже переведённые на русский строки из стихотворения Бронислава Шварце, участника Январского восстания о событиях 1866 г.: «В далёком краю, где синеет Байкал, я хочу, чтобы каждый узнал, что в далеком краю, где синеет Байкал, за свободу шла умирать безоружная польская рать».

Невольно возникает целый ряд соображений по этому поводу.

Во-первых, польская рать не была безоружной, а запасалась оружием в силу возможности (косы, пики, ружья).

Во-вторых, и это важно помнить, как польские восстания XIX в. охарактеризовал С. Цат-Мацкевич – «Все польские восстания XIX в. проходили под лозунгом «restitutioinintegrum» всего, чего мы лишились в веке XVIII», т.е. польские повстанцы грезили возвращением под власть польской короны Белоруссии и Малороссии. В основе польских восстаний лежал экспансионистский дух.

В-третьих, польская историография излишне идеализирует участников Кругобайкальского восстания. Известно, что вожаки восставших заставляли некоторых из своих соотечественников присоединяться к ним силой, а это никак не вяжется с романтическими рассказами о едином порыве всех польских каторжан идти в бой против царизма плечом к плечу сомкнутыми рядами.

В-четвёртых, «кругобайкальцев» поддержали российские революционеры. Один из них, Николай Серно-Соловьевич, даже погиб. Он был братом Александра Серно-Соловьевича, состоявшего в знакомстве с Карлом Марксом и членом Первого Интернационала. Иными словами, поляки и скажем, немного обобщая, российские коммунисты шли рука об руку. Значит, коммунизм – не настолько чужд полякам, как это пытаются преподнести в наши дни.

В-пятых, Бронислав Шварце, чьи поэтические строки мы уже приводили, был другом Юзефа Пилсудского, а отношение Ю. Пилсудского к белорусам и малороссам всем известно.

Второй упоминаемый здесь польский поэт, Корнель Уейский, разделял взгляды Анджея Товянского, польского философа, автора термина «мессианизм». А. Товянский верил в миссию поляков, а Наполеона считал зачинателем демократических процессов в Европе. Так вырисовывается ментально-идеологическая цепочка от Наполеона и Пилсудского до польского мессионизма и сочувствия кругобайкальским мятежникам. Это звенья одной идеологической цепи.

И, наконец, в-шестых, кажется, что воспевание тех, кто воевал против территориальной целостности Русского мира – черта, присущая только нам, тем, кто обитает в его границах.

Почему увековечением памяти польских экспансионистов (Нарциз Целинский, Владислав Котковский и проч. «кругобайкальцы» были именно такими, и мечтали не только о возрождённой Польше, но и о независимом сибирском государстве) занимаются граждане России? В России, при поддержке польского МИД, издаются мемуары сосланных поляков, в т.ч., в Иркутскую губернию, где в предисловиях, составляемых, зачастую, российскими профессорами и литераторами, сквозит явное пренебрежение памятью тех, кто погиб от рук приверженцев Речи Посполитой «от можа до можа».

Перелопатив Глобальную Сеть, я наткнулся всего на один (!) критический комментарий на тему установки памятника участникам Кругобайкальского восстания («Нужны ли Иркутску польские повстанцы?», "Байкальские вести", Иркутск). В большинстве текстов их либо воспевают, как жертв русского царизма, либо отделываются нейтральными замечаниями.

Невозможно вообразить, чтобы в польском сегменте Сети события русско-польской истории излагались либо нейтрально, либо в пользу России. Как невозможно вообразить содействие польских граждан в увековечивании памяти, скажем, участников восстания Наливайко или Хмельницкого, и появление польскоязычных страниц с проникновенными стихами, воспевающими доблесть казаков-полонофобов.

Удивительно, что некоторые забайкальские краеведы, делая вид, что пекутся об истории родного края, и потому тщательно разыскивают могилы польских повстанцев и призывают к увековечиванию их памяти, не вспоминают о Николае Порохове, русском офицере, добровольно присоединившемся к казачьему отряду, отправлявшемуся на поиски кругобайкальских беглецов. Н. Порохов в схватках с бунтовщиками выказывал храбрость, но в рукопашной схватке, убив нескольких мятежников, был проколот пикой. Это - пример русского патриотизма, и установка памятника офицеру Н. Порохову на иркутской земле была бы более уместна. Иначе получается казус: когда близкие оплакивают гибель Нарциза, Густава или Юзефа – это трагедия. Когда близкие оплакивают гибель русского Николая – это малозаметная деталь.

И, когда заходит речь о Кругобайкальском восстании 1866 г., мы должны понимать, что это – отзвуки Январского восстания в Польше, докатившиеся до заснеженной Сибири.

 

Владислав Гулевич

 

Комментарии   

 
-16 # Елена Куликовская 19.01.2013 15:53
Уважаемый Владислав Гуревич! Я - из той самой "заснеженной Сибири", до которой "докатилось" Явнарское восстание в Польше. Пишу Вам, потому что эта тема близка мне, так как я являюсь прямым потомком этих самых польских повстанцев, сосланных в Сибирь. Действительно, в Иркутске есть улица Польских повстанцев и т.д. И сибиряки всегда сочувственно относились к польским ссыльным. И это я знаю не из исторических источников, а из самой жизни. Моя бабушка, Анна Игнатьевна Мацкевич была внучкой польского шляхтича Михаила Мацкевича и много рассказывала мне об этом. Её дед был сослан на каторгу на рудники в д. Громы (10 лет), а потом был оставлен на поселении там же, в Братском районе. В связи с тем, что он был лишен не только дворянства, но и гражданства, его дети считались незаконнорожден ными детьми "девки Фоминой". И только в возрасте 40 лет после царской амнистии он смог дать им свою фамилию и зарегистрироват ь брак с женой. Да, его потомки считались дворянами, но о каких привилегиях Вы говорите? Вы видели когда-нибудь наш Московский тракт, эту кривую дорогу, которую наши сибиряки сохранили до сих пор? По которой ссыльные в кандалах шли пешком, это в нашем-то климате! Вы зимой у нас были? А унижения? Действительно, они боролись как могли и хотели бежать? Да, Мацкевичи не пропали, они ходили на медведя, "мыли" золото, женились на богатых, выучились и выучили своих детей. "Аще польско не згинело"!
И все-таки хотелось бы знать, какими историческими источниками Вы пользовались? И, Если можно, подскажите, можно ли как-нибудь выйти на след моего прадеда в Европе?
С Уважением,
Елена.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+17 # Владислав Гулевич 21.01.2013 13:45
Уважаемая Елена!
Я сам родом из Сибири (Кемерово), хотя почти всю жизнь проживаю на Украине.
Я не отрицаю права поляков чтить своих героев, но, если Польша постоянно выпячивает именно антироссийскую составляющую польских овсстаний (а ведь были ещё антинемецкие и проч. ), и пытается придать им международное звучание, это значит, что к нормализации отношений с РФ она не стремится.
Но стремится,напри мер, нормализации отношений с Германией, поэтому годовщины силезских восстаний ХХ в. отмечаются без особой помпы, чуть ли не на местечковом уровне. Без шумных торжеств и объявлений 2013 г. Годом силезских повстанцев
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+15 # zhorzh-shantrapa 21.01.2013 13:50
Вот видите, каковы они, эти польские мятежники и некоторые их потомки. Россия дала им все: амнистию за антигосударстве нную деятельность (за массовые убийства русских, белорусских солдат, крестьян,священ ников), дала сочувственное отношение, вернула дворянство, дала образование, богатую природу и земные недра, богатых и красивых русских невест. А в ответ на эту русскую щедрость и незлопамятность , почитайте, - некоторые их потомки даже в нашем 21 веке кричат "еще польска не сгинела". Вот моей бабушки предки были из французов, которые остались в России после наполеоновского нашествия, так мне плевать на каплю крови этих предков-неудачл ивых "завоевателей" моей любимой России, а эта дама и в 21 веке восклицает "еще польска не згинела". А не погибла Польша-то опять благодаря России, которая спасла ее от фашистского геноцида и вернула древнеславянски е западные земли!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+16 # Владислав Гулевич 21.01.2013 13:53
Елена, также обратите внимание на слова Цата-Мацкевича о польских восстаниях - вернуть всё добытое в 18 в. Т.е. вернуть под власть Польши западнорусские земли, которые польской короне и польскому миру никогда не принадлежали по праву.
По своей родословной я, так сказать, одной ногой стою в Сибири, а другой - в Белоруссии (предки перехали при Столыпине в Сибирь из Белоруссии), и не у всех моих предков сохранились добрые воспоминания о польском правлении.

Говоря о привилегиях, я имел в виду, что некоторые арестанты пользовались некоторыми привилегиями по сравнению с прочими. Об этом достаточно прочесть даже мемуары польских ссыльных, где часто можно встретить описание того, как местное начальство брало к себе поляков как учителей или гувернёров для своих детей или из иных соображений облегчало быт некоторых ссыльных.
Насчёт поисков ваших предков в Европе. Думаю, надо обращаться в польские, украинские или белорусские архивы, в зависимости от того, где жили ваши предки.
Я думаю, елена, вы поняли, что Глеб= Гулевич Владислав
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+16 # Владислав Гулевич 21.01.2013 14:18
Цитата из текста на странице Конгресса поляков России (вот ссылка
poloniarosji.ru/.../... о том, что ввиду приближающейся амнистии "кругобайкальцы " не получили их поддержки

Wielu z zesłańców styczniowych odmówiło jednak w nim udziału ze względu na pogłoski o zbliżającej się amnestii.

О том же сообщает польская Википедия
Powstańcy (ok. 700 osób) byli słabo uzbrojeni i pozbawienia wsparcia innych zesłańców.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Лазаренко Серьгий 24.01.2013 09:35
Любопытна "скорбь" Елены Куликовской по поводу того, что ссыльные "в кандалах шли пешком, это в нашем-то климате". А как по другому? Может им за убийства творимые в запдной РУСИ следовало выписать путёвки в Африку, чтобы они не мёрзли и ещё выказать большое спасибо и сотворить большой поклон? Возмущают заявления люмпен-интелеге нции. Давайте тогда всех убийц, воров... жалеть, чем эти лучше Щекотилы и прочих?

А Владиславу Александровичу большое спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # Константин Кочнев 26.01.2013 14:25
Я не поляк, хотя бабка моя, Анна Закржевска, была как раз из шляхты. То, что у поляков к русским часто "сложное" отношение - это факт и относиться к нему надо спокойно. Для поляков и слово "белорус" это практически синоним слова "батрак". Споры с польскими националистами бессмысленны, равно как и с другими националистами. Но среди поляков есть и очень много людей, любящих русскую культуру. Культура - это всерьёз и надолго. Скажем, чего на самом деле стоит политическое "единство" поляков и литовцев, возлагающих цветы к каким-то памятникам, показывает ситуация в бывшем Виленском крае, где литовские поляки чувствуют себя ущемлёнными. А что касается Елены из "заснеженной Сибири": уважаемая Лена! Господь, как В в курсе, не посылает нам испытаний больше, чем мы в состоянии перенести. И всё, что нас не убивает, то делает нас сильнее, правда? Ваш прадед молодец. Он отшагал несколько тысяч вёрст по тракту и наверняка закалился как следует. Было бы странно ожидать, что в 19 веке каторжан перевозили бы в мягких спальных вагонах. Не печальтесь о прадеде. По традициям того времени он, поди, как раз переходу значения не придавал. Вашим незаживающим ранам пора зажить. Жить в Сибири, быть настоящей сибирячкой - это круто.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # Владислав Гулевич 26.01.2013 17:05
Константин, полностью с вами согласен. У меня среди поляков есть пару человек - настоящих друзей. И сам я не без сантимента отношусь к польской культуре. Выступаю только против политический провокаций и инсинуаций
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # Константин Кочнев 26.01.2013 17:58
Владислав, русско-польские отношения - потрясающе интересная тема. Часто говорят о поляках, ссыльных в Россию, и редко о том, что многие поляки сами переселялись сюда. Хотя бы потому, что Польша регулярно сталкивалась с избытком населения. Ну, та же шляхта - это же было мелкопоместное дворянство. Нравы были ещё те. Чтобы не делить земельный участок, всех "лишних" детей семья сплавляла куда угодно и безжалостно. Многие поляки в конце 19-го-начале 20-го веков для простоты дела записывались православными и уезжали, например, девушки в Нарву на Кренгольм, в Петербург... Их история, конечно, не с таким "перцем", как у участников восстаний, но наверняка очень интересная.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Платунов Е., Барнаул 19.09.2013 16:34
Вот как раз Бронислав Шварце, названный здесь выше "другом Пилсудского", в советское время был представлен как раз наоборот. Например, в книге Л. Славина изд. "Политиздат" о Я. Домбровском ("Пламенные революционеры") - как сторонник союза с русскими революционерами в общей борьбе против царизма. Тираж той книги был в 1980 году 300000. Не многовато ли для друга ненавистника белоруссов и украинцев? Еще раньше в 1975 г. выходила книга Морозовой с характерным названием "Польский революционер-де мократ Бронислав Шварце". Его женой в ссылке стала русская, которую иногда называют "казачка".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 216 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте