ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

В Минске состоялся памятный молебен по графу Михаилу Муравьеву-Виленскому - впервые после столетнего перерыва.

21 ноября в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в нижнем храме Минского прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы по инициативе научно-просветительского проекта "Западная Русь" и Братства в честь Архистратига Михаила,  сразу после Божественной литургии, состоялась  Лития по болярину Михаилу  - графу Михаилу Муравьеву -Виленскому.

Перед началом Литии протоиерей Виктор  Беляков обратился к собравшимся со словом, и рассказал, что ранее существовала традиция, установленная митрополитом  Литовским и Виленским Иосифом  (Семашко), по которой  в Михайлов день во всех церквях белорусских губерний Российской Империи (Северо-Западный край) служили памятные молебны по болярину Михаилу – графу  Муравьеву-Виленскому. Отец Виктор отметил, что эта традиция изначально нашла горячий отклик со стороны белорусов, которые называли Михаила Николаевича Муравьева БАТЬКОЙ и он был объектом поклонения белорусских крестьян, которые видели в нем «заступника», подлинного освободителя от экономического гнета польских панов. Также отец Виктор отметил, что при непосредственном участии М.Н. Муравьева за короткий срок (с 1863 по 1865 гг.) было построено 98 церквей; отремонтировано – 126; перестроено из костельных зданий – 16; построены 63 часовни. При каждой построенной церкви была открыта приходская школа. После отставки графа Муравьева, по намеченному им плану  было построено еще сотни сельских церквей, получивших в народе название «муравьевки». Этим  граф Муравьев–Виленский заложил прочные основы духовной стойкости белорусов, а приходские школы способствовали появлению западнорусской интеллигенции и чиновничества из простого народна. Последний раз памятные молебны по болярину Михаилу в белорусских церквях прошли в 1916 году и с 1917 были прерваны.

В заключение отец Виктор сказал, что сегодня в день Архистратига Михаила и в  год,  когда мы отмечаем двойной юбилей графа Михаила Муравьева-Виленского - 220-летие со дня рождения (12 октября 1796) и 150-летие (12 сентября 1866) со дня смерти,    впервые после столетнего перерыва  будет восстановлена традиция Литии по болярину Михаилу. До сих пор на белорусской земле сохранились и действуют десятки церквей-муравьевок, поэтому будет правильно если в дальнейшем поминальные службы будут  проходить также и в них, а потом эта традиция восстановится по всей Белой Руси.

 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в МинскеПротоирей Виктор Беляков перед началом Литии по болярину Михаилу Лития по болярину Михаилу – графу Михаилу Муравьеву-Виленскому

 Лития по болярину Михаилу – графу Михаилу Муравьеву-Виленскому Лития по болярину Михаилу – графу Михаилу Муравьеву-Виленскому Лития по болярину Михаилу – графу Михаилу Муравьеву-Виленскому

 

Историческая справка сайта «Западная Русь»

 Граф Михаил Николаевич Муравьев-Виленский родился 12 октября 1796 г. в Москве, умер 12 сентября 1866 г. Санкт-Петербурге. Был выдающимся государственным, общественным и военным деятелем Российской империи эпохи Николая I и Александра II. Был участником Бородинского сражения во время Отечественной войны 1812 года, участником Заграничного похода русской армии. В 1831—1835 г.г.  служил Гродненским гражданским губернатором.

Оказывал самое энергичное содействие епископу Иосифу Семашко в деле восстановления иконостасов в униатских церквях, лично посетил Жировичский монастырь и семинарию. Благодаря содействию Муравьёва в Гродненской Коложской церкви уже в 1833—1834 годах в церковном богослужении участвовал дьякон, и совершались православные обряды, приучая униатское население к «возвращению в лоно православной церкви». В 1833 году подал записку о необходимости обеспечения духовенства из казны, повышении им жалования в 2 раза, улучшении жилищных и бытовых условий жизни.

Член Государственного совета (1850). Генерал от инфантерии (1856). Министр государственных имуществ (1857—1862). Вице-председатель Императорского Русского географического общества (1850—1857), член Петербургской академии наук (1857).

В январе 1863 г. в Царстве Польском вспыхнуло вооруженное восстание, которое начало распространяться на территорию Литвы и Белоруссии, затронув, прежде всего, Гродненскую и Ковенскую губернии.

Центральное руководство восстанием осуществляло подпольное польское «правительство», которое находилось в Варшаве. В Литве и Белоруссии руководил восстанием исполнительный отдел, управляющий провинциями Литвы, который подчинялся подпольному польскому «правительству». 

 Руководители восстания рассчитывали добиться успеха с помощью иностранной военной интервенции в Россию западноевропейских государств и, прежде всего, Англии и Франции.

Внутри империи ставка делалась на приверженцев Римско-католической церкви - помещиков, шляхту, чиновников и разночинцев. Предусматривалось также разжигание крестьянских мятежей в Царстве Польском, Западном крае, включая и центральную Россию. Таким образом, обретение государственной независимости второй Речи Посполитой должно было осуществиться в результате разрушения Российского государства.

 Общей целью повстанцев было отторжение Литвы, Белоруссии и части Малороссии от Российской империи и включение этих земель в состав независимого Польского государства в границах 1772 г.

Церковь Петра и Павла (муравьевка). дер. Косута, Вилейский район, Минская область. Фото: Василий ТарасевичДля подавления польского восстания в Литве и Белоруссии в мае 1863 г. император Александр II назначил М.Н. Муравьева. (Пребывал в должности виленского генерал-губернатора с 1863-1865 гг.).  Свою управленческую деятельность Виленский генерал-губернатор начал с организации эффективной системы мер по борьбе с вооруженными выступлениями польской шляхты и уничтожению краевой подпольной организации. Не менее важной по своему общественно-политическому значению для жизни населения края была борьба с повстанческим террором, направленным на устрашение мирных жителей, сохранявших верность российской монархии.

Твердое руководство М.Н. Муравьева войсками и администрацией позволило в короткий срок покончить с жестокими убийствами мирных жителей, грабежами, насилиями и бесчинствами, которые сопровождали вооруженные действия польских повстанцев.

К концу 1863 г. Северо-Западный край был «совершенно усмирен». Получив разрешение государя императора Александра II на продолжение своей деятельности в качестве генерал-губернатора Северо-Западного края, М.Н. Муравьев активно приступил к решению вопросов реформирования практически всех сторон административной и общественной жизни  региона. Таким образом, «с декабря 1863 г. в Северо-Западном крае начинается совершенно новый период управления Михаила Николаевича, период внутреннего спокойного преобразования края».

Всего лишь два года Михаил Николаевич Муравьев управлял обширным Северо-Западным краем, но это короткое правление превратило регионального администратора обширной империи в политика национального масштаба, навсегда вошедшего в историю России, Литвы и Белоруссии. М.Н. Муравьева благословлял митрополит Московский Филарет (Дроздов), а поэт Ф. И. Тютчев посвятил ему замечательные стихи. 

Его как «истинно русского государственного деятеля» глубоко почитало местное православное духовенство и митрополит Литовский Иосиф Семашко, а император Александр II называл графа Муравьева «гениальным человеком». 

Виленский генерал-губернатор был объектом поклонения белорусских крестьян, которые видели в нем «заступника», подлинного освободителя от экономического гнета польских панов. Крестьяне с любовью называли его «батька Муравьев», строили церкви и часовни в честь Архистратига Михаила - небесного покровителя М.Н. Муравьева.

 Социально-экономические и культурные реформы, проведенные М.Е. Муравьевым, ставили своей целью изменить сложившееся не в пользу России соотношение сил между польско-католической элитой края и крестьянским православным большинством, между католичеством и православием.

Церковь Вознесения Господня (муравьвка). Копыль, Копыльский район, Минская область Фото:  Скалдин Виктор Для этого М.Н. Муравьев исходатайствовал у правительства на содержание духовенства Северо-Западного края  ежегодной прибавки к жалованью в размере 400 тыс. руб. Он наделил духовенство достаточным количеством земли и приказал выстроить жилые и хозяйственные помещения для церковного причта.

    В это же время на основе государственного и частного финансирования началась реализация широкомасштабной программы строительства и реконструкции православных храмов. Восстанавливались древние православные святыни, на всенародные пожертвования, собранные в центральной России, приобретались церковная утварь и богослужебные книги. При церквях вновь возрождались церковные братства и попечительства.

При непосредственном участии М.Н. Муравьева за короткий срок (с 1863 по 1865 гг.) было построено 98 церквей; отремонтировано – 126; перестроено из костельных зданий – 16; построены 63 часовни. «Пользуясь различными средствами,  – писал А.И. Миловидов – он в короткое время покрыл наш край плотной сетью православных храмов и часовен, за что поистине может быть назван церковным ктитором Северо-Западного края».

При личном содействии М.Н. Муравьева в Вильне были отремонтированы и восстановлены четыре православных храма: Николаевский кафедральный собор, Пречистенский собор, Николаевская и Пятницкая церкви. Возле Николаевской церкви на пожертвования прихожан в память М.Н. Муравьева была сооружена часовня во имя св. Архистратига Михаила.

Выдающаяся деятельность М.Н. Муравьева в сфере церковного строительства была признана еще при жизни.  В ноябре 1865 г. депутация от виленского строительного комитета поднесла графу Муравьеву альбом: на верхней серебряной доске его были изображены фасады следующих виленских церквей и часовен: Николаевского кафедрального собора, Пречистенского собора, Пятницкой церкви, Александровской часовни (на Георгиевском проспекте) и часовни на православном кладбище. Внизу альбома надпись «От Комитета по устройству церквей в Виленской губернии 6 ноября 1865 г.». 

«За этот подвиг – писал А.И. Миловидов – граф М.Н. Муравьев вполне заслужил, чтобы его имя благодарным западнорусским духовенством было вписано на первом месте в синодиках церквей, воздвигнутых и ремонтированных во время его управления краем».

Памятник графу М. Н. Муравьеву был торжественно открыт в Вильне в 1898 г. В 1901 г. в Вильне начал действовать Музей графа М. Н. Муравьева. 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (муравьвка). Рабунь, Вилейский район, Минская область Фото:  Василий ТарасевичВ этом году исполнилось 150 лет со дня кончины Михаила Николаевича Муравьева. Срок достаточный, чтобы в полной мере осознать масштабность и глубину перемен, вошедших в историю Белоруссии как поворотное “Муравьевское время”, и достойно почтить его память на общественном и государственном уровне. Столь же важно вспомнить и о другой, не менее значимой дате, о 220-летии со дня рождения графа Муравьева-Виленского. Совпадение двух знаменательных дат в этом году накладывает особую ответственность на всех, кто с благодарностью и  уважением относится к памяти этого выдающегося государственного деятеля.

До революции 1917 г. панихиды о упокоении графа Муравьева ежегодно служило благодарное ему православное духовенство Литвы и Белоруссии. О выдающейся роли виленского генерал-губернатора в истории местного Православия писал в юбилейном для России 1913 г. известный исследователь муравьевской эпохи А.И. Миловидов: «С именем графа М.Н. Муравьева связаны возвеличение Православной церкви Северо-Западного края, как Церкви господствующей, улучшение материального положения православного духовенства, умножение православных домов молитвы, постановка  народного образования на русских началах под руководством православных пастырей и общее поднятие русской культуры. 

Мы уверены, что все эти благодетельные реформы найдут громкий отзвук в благодарных сердцах местного православного духовенства, и оно в наступающем, и в последующие два года, не раз помянет с благодарностью имя "болярина Михаила».

Действительно, 8 ноября 1913 г. в день прославления Архистратига Божия Михаила, в кафедральном соборе г. Вильны архиепископом Литовским и Виленским Агафангелом в сослужении епископа Ковенского Елевферия и многочисленного духовенства была совершена заупокойная литургия, а затем, по почившем графе Муравьеве был отслужена панихида.

 В тот же день у памятника М.Н. Муравьева в присутствии представителей администрации, и множества молящихся была совершена торжественная панихида. По окончании панихиды на пьедестал памятника представителями русских организаций г. Вильны и прибывшими депутациями были возложены венки. Память графа Муравьева-Виленского в тот день торжественно чтило православное русское население Литвы и Белоруссии. 

 


 

27 ноября 2016 года впервые на белорусской земле состоялась Международная научная конференция памяти М.Н. Муравьева-Виленского

 


 

 

 

Комментарии   

 
+10 # shimoff 22.11.2016 11:03
Ждём комментариев на "Нашей Ниве" :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Петр Крошич 23.11.2016 15:36
Радио Свобода уже сделала отмашку.
www.svaboda.org/a/28134928.html

Сейчас, как по команде, этот "голос" подхватит рой националистичес ких СМИ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+15 # Юрий Аверьянов 22.11.2016 12:00
Великолепное начинание. Если Церковь поддержит по всей стране, если СМИ благожелательно осветят, то этот обычай вновь станет национальной традицией. Такие традиции созидают народ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+14 # Игорь Зеленковский 22.11.2016 15:03
Состоялось восстановление «нематериальног о памятника» истинно белорусской культуры.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Starover 22.11.2016 21:36
Воистину удивительные события творятся на белорусской стороне.
Все возвращается на круги своя.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+6 # Лазаренко Серьгий 22.11.2016 23:37
Вот и славно! Мы здесь за графа, а граф за нас там.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-8 # #Дмитрий# 23.11.2016 00:13
Не надо входить в состав "редакционного совета" с углубленным историческим образованием, для понимания того, что Муравьев, которому отслужен молебен, был категорическим противником идей существования независимых государственный образований на территории Северо-западног о края. То есть таких, каким сейчас является Республика Беларусь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # Петр Крошич 23.11.2016 14:00
Да, граф Муравьев был не только противником, но и борцом с польскими мятежниками, которые хотели независимой Польши на территории Белой Руси, против токо чтобы польская шляхта "независимо" угнетала белорусов. И не надо умышленно передергивать факты и переносить реалии одной исторической эпохи на другую. Величайшая заслуга графа Муравьева в том, что он освободил белорусов от панщины, способствовал их образованию. Не будь этого то и не было бы белорусов и не было бы современной РБ. Это должны помнить белорусы и чтить память графа Муравьева-Вилен ского.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-12 # #Дмитрий# 23.11.2016 00:14
Для чего священнослужите лям Православной Церкви вообще смешивать духовное с мирским? Подвергать сомнению устоявшиеся оценки "заслуг" г-на Муравьева в истории Беларуси, которые молодым гражданам ясно излагаются в средней школе, и, соответственно, не противоречат общей идеологической концепции образования: руководитель подавления восстания Калиновского, "вешатель" и т.д.
На лицо прямая, даже "топорная" ангажированност ь. Чего хотят добиться инициаторы "действа"?
Очередного взрыва негодования "свядомитов" на .org и .com ресурсах? Как только начнется "благожелательн ое освещение в СМИ", которого так хотят профессура из редакции сайта, немедленно начнется оппозиционная истерия, которая не добавит плюсов Православной Церкви. Закрадывается сомнение, что инициаторы молебна или люди недалекие, или "чужие игроки в своей команде".
Вместо того, чтобы объединять нацию духовно, как делает Президент, проводя совместные богослужения с участием представителей различных конфессий, отдельные представители духовенства Церкви проводят двусмысленные акции, не способствующие единению, а наоборот, сеющие зерна сомнения среди граждан.
Церковь Православная должна быть озабочена больше тем, чтобы не допускать превращения в обрядовую, когда люди говорят что они "крещеные" вместо "верующие", а процесс общения с Богом трансформируетс я в исключительно участие в крестинах детей своих друзей, нырянии в крещенскую купель под контролем МЧС и скорой и освящения корзины с яйцами, куличами и ветчиной на Пасху. При том что основная масса т.н. прихожан не знает даже названия Храма своего прихода, имени священника, и не в состоянии произнести Отче Наш без ошибок.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # А. Клещевский 23.11.2016 07:33
Цитирую #Дмитрий#:

Вместо того, чтобы объединять нацию духовно, как делает Президент, проводя совместные богослужения с участием представителей различных конфессий, отдельные представители духовенства Церкви проводят двусмысленные акции, не способствующие единению...

Православная Церковь такого рода "единение" прямо запрещает.

Апостольское Правило 45.
Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен.
Апостольское Правило 65.
Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+10 # Дмитрий Куницкий 23.11.2016 15:25
Цитирую #Дмитрий#:
Для чего священнослужителям Православной Церкви вообще смешивать духовное с мирским? Подвергать сомнению устоявшиеся оценки "заслуг" г-на Муравьева в истории Беларуси, которые молодым гражданам ясно излагаются в средней школе, и, соответственно, не противоречат общей идеологической концепции образования: руководитель подавления восстания Калиновского, "вешатель" и т.д.
На лицо прямая, даже "топорная" ангажированность. Чего хотят добиться инициаторы "действа"?
Очередного взрыва негодования "свядомитов" на .org и .com ресурсах? Как только начнется "благожелательное освещение в СМИ", которого так хотят профессура из редакции сайта, немедленно начнется оппозиционная истерия, которая не добавит плюсов Православной Церкви. Закрадывается сомнение, что инициаторы молебна или люди недалекие, или "чужие игроки в своей команде".
Вместо того, чтобы объединять нацию духовно, как делает Президент, проводя совместные богослужения с участием представителей различных конфессий, отдельные представители духовенства Церкви проводят двусмысленные акции, не способствующие единению, а наоборот, сеющие зерна сомнения среди граждан.
Церковь Православная должна быть озабочена больше тем, чтобы не допускать превращения в обрядовую, когда люди говорят что они "крещеные" вместо "верующие", а процесс общения с Богом трансформируется в исключительно участие в крестинах детей своих друзей, нырянии в крещенскую купель под контролем МЧС и скорой и освящения корзины с яйцами, куличами и ветчиной на Пасху. При том что основная масса т.н. прихожан не знает даже названия Храма своего прихода, имени священника, и не в состоянии произнести Отче Наш без ошибок.


Закрадывается сомнение, Дмитрий, что Вы и есть тот "чужой игрок в своей команде", который "сеет зерна сомнения среди граждан". Видите ли, с теми гражданами, для которых "великими белорусами" являются Иосафат Кунцевич, Януш Радзивилл, Викентий-Конста нций Калиновски, Наталья Арсеньева и им подобные, у православных белорусов не может быть никакого национального единения от слова "совсем".

Что до "идеологической концепции образования", то ее единой и не существует. Многое зависит от директоров и преподавателдей . У некоторых из них и "с гауляйтером Кубэ было не все так однозначно". А Церковь должна и всегда будет не следовать политике партии и гнаться за рейтингом (в отличие от католицизма), а хранить правду и истину. Поэтому Она никогда и не признает школьной концепции происхождения человека от неандертальца (в украинской версии - от древнего Укра).
Посему, прежде чем упрекать православных в обрядоверии, для начала сами изучите элементарные основы христианской экклезиологии.

А правда и истина такова - нет никакого "мирского и духовного"; каждый человек - существо духовное, поэтому все его поступки носят духовно значимый характер; М.Муравьев был нашим благочестивым православным христианином, любящим простой белорусский народ и послуживший его возрождению из небытия, образованию и духовному просвещению, а В.-К.Калиновски был польским революционером- безбожником, презиравшим простой белорусский народ и стремившейся к его удушению.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-7 # #Дмитрий# 23.11.2016 22:07
не стоит отвечать за всех православных белорусов. единство народа - для нашей страны это и задача, и путь. Не важно: православный, католик, мусульманин или иудей.

Есть ученые, историки, а есть простые граждане. Есть преподаватели со своими взглядами , а есть утвержденная государственная образовательная программа для средних школ - она одна. Там все ясно: Кубе - палач, Муравьев - "вешальник", Калиновский - "борец за свободу простого народа". Все остальное - сочинения на тему - после уроков в свободное время в пределах разрешенного

касательно "обрядности": не надо делать вид, будто проблемы не существует.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Лазаренко Серьгий 23.11.2016 23:46
Единство народа это великолепно!!! Только если в стране подавляющее большинство православные, то их мнение должно быть подавляющим. Их святыни и порывы должны быть в первенстве.

Гособразование гласит также о единстве РУССКОГО и белоРУССКОГО народа, следовательно логично, кто против этого - злочинец. Калиновский - злодей. Далее... Радетель Вы наш за единство народа. Гособразование не против А.С. Пушкина и не против его великих стихов, однако оскверняют его памятники. Также гособразование не против Св. А. Невского, однако, как назло по другому не скажешь, вместо него ставят ольгерда.

Про ЦЕРЬКОВЬ... Мне кажется ЦЕРЬКОВЬ должна увещевать и наставлять и если его не слышат, то молиться за тех кто послужил во благо народа. Вот данный молебен есть очищение гумен.

Дмитрий Куницкий, как раз-то ответил за всех православных. Как может быть хероем лях калиновский, который хотел уничтожить местное православное население, как таковой вообще? Не только как большевики забрать веру, но и забрать имя, душу, будущее?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+6 # Дмитрий Куницкий 24.11.2016 15:24
Цитирую #Дмитрий#:
не стоит отвечать за всех православных белорусов. единство народа - для нашей страны это и задача, и путь. Не важно: православный, католик, мусульманин или иудей.

Есть ученые, историки, а есть простые граждане. Есть преподаватели со своими взглядами , а есть утвержденная государственная образовательная программа для средних школ - она одна. Там все ясно: Кубе - палач, Муравьев - "вешальник", Калиновский - "борец за свободу простого народа". Все остальное - сочинения на тему - после уроков в свободное время в пределах разрешенного

касательно "обрядности": не надо делать вид, будто проблемы не существует.


Нет, как раз стоит. Задача и путь нашего народа - это духовное возрождение, а не абсолютное единство. Не может быть единства, например, с содомитами и коллаборационистами.

Кто не признает святости святителя Георгия Конисского, авторитета готовящегося к канонизации святителя Иосифа Семашко, имеющего четкого суждения по поводу польского восстания святителя Филарета Дроздова (и всех без исключения святых), православным считаться не может - чтобы он о себе не думал.

Наконец, не выдавайте свои русофобские штампы за государственную образовательную программу. Вот - главный учебник МО по истории этого периода:
drive.google.com/.../edit

В ней, в частности, говорится: "православная Церковь поддерживала у крестьян представление о восстании панов против царя-освбодител я" (коим оно и было); "основная масса белорусского крестьянства, которая традиционно не доверяла шляхетскому сословию, не присоединилась к повстанцам", об участии главных пособников Калиновского в крупнейших антихристиански х мероприятиях того времени - Врублевского (участника Парижской коммуны) и Трусова (участника Интернационала) . Ни слова не сказано о "белорусской шляхте", ни слова о Муравьеве как "вешателе и кате". Честно названы "гигантские невинные жертвы восстания" - 128 человек.
Реформы против восстания показаны как буквальное возрождение православия на Белой Руси (хотя и поданы в прокатолическо- униатском духе). Более того, в конце главы дается развернутая характеристика о западноруссизме - и вполне положительная!

Недоработки в виде некоторых устоявшихся большевистских штампов ученые ради простого народа из учебников еще выметут. А пока что изучите вопрос и выметите их из себя:
zapadrus.su/.../...

zapadrus.su/.../490-muraviev-kalinovsky.html
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-12 # Игорь Борисов 23.11.2016 15:17
Когда организуете молебен за Гитлера? Его тоже некоторые православные батькой считали. И казаки за него были, под бело-сине-красн ым флагом.
Такие провокации вызывают отвращение. Я постоянный читатель сайта и во многом ваш сайт как глоток свежего воздуха. Но такое религиозно-идео логическое провокационное смешение вызывает только непонимание и разочарование. Моё мнение - этим мероприятием вы подрываете авторитет Православной церкви.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # Петр Крошич 23.11.2016 15:32
Просмотрел в поиске Ваши "постоянные" высказывания, то они, как и это, весьма стандартные в своей провокационност и. Начиная со Святого князя Владимира, который Вам не нравится.
"У меня всегда было недоверчивое отношение к образу князя Владимира. Как-то не могу считать "святым" человека, который убил своего брата, семью жены. Странная личность для почитания, тем более, что крестил народ он уж точно не от искренней веры во Христа". zapadrus.su/.../...

То есть, - Вы к Православию не имеете отношения, и при этом здесь что-то советуете.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-8 # Игорь Борисов 23.11.2016 17:36
Не надо перевирать, уважаемый Пётр, было написано, что я постоянный читатель, а не комментатор.
Более того, я ничего не советовал, а просто высказал своё мнение. Или здесь высказывать своё мнение можно только православным, остальным запрещено?
Своим перевиранием вы создаете прекрасный образ православного человека, удачи вам.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Петр Крошич 23.11.2016 22:21
Цитирую Игорь Борисов:
Не надо перевирать, уважаемый Пётр, ...

Кто же перевирает? Приведен Ваш комментарий и дана ссылка на него. Чего более?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-3 # Игорь Борисов 24.11.2016 00:48
Ну, если так просите, ткну пальцем :)

Я: "Я постоянный читатель сайта..."
Вы: "Ваши "постоянные" высказывания""

читатель, а не комментатор. Действительно, никакой разницы.

Я: "Моё мнение - ..."
Вы: "при этом здесь что-то советуете..."

высказывать мнение и давать советы - да, это одно и то же.
удачи :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # Administrator 24.11.2016 00:57
Цитирую Игорь Борисов:


читатель, а не комментатор.


Ради объективности вмешаюсь в Ваш спор с Крошычем.

Я просмотрел все комментарии Игоря Борисова. Ваш комментарий здесь и комментарий Игоря Борисова, указанный Крошичем, о неприятии Равноапостольно го Святого князя Владимира сделан с одного и того же IP адреса и под одним и тем же почтовым адресом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Starover 25.11.2016 18:04
Возобновление памятного молебна по графу Муравьеву-Вилен скому не осталось незамеченным в Вильне(теперяшн им Вильнюсе).Интер нет издание союза русских Литвы полностью опубликовало эту статью. Радует,что потребность почтить память этого великого человека НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 64 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь