Принципы церковного единства в «унии» 1596 года и «воссоединении» 1839 года

Автор: Алексей Хотеев

Лицевая и оборотная сторона медали с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)», выпущенной в память возвращения униатов в лоно Русской православной церкви«…чтобы и бедственное разделение Восточной и Западной Церкви прекратилось когда-нибудь с той кротостью и в том именно христианском духе, в каком совершилось ныне соединение частей Церкви Русской Православной». (Из «Записок» митр. Иосифа Семашко [12, 123])

 Брестская уния по своему существу есть событие церковное, но по своей силе она имела и политические, и культурные последствия. Существование католического «восточного обряда» делает унию актуальной проблемой во взаимоотношениях между Православной и Католической Церквями и в наше время.

К вопросу о почитании православных святых на землях Белоруссии в XV–XVII вв.

Автор: Любовь Левшун

Собор Белорусских святых

Есть одно "загадочное" обстоятельство, повергающее белорусского медиевиста в крайнее недоумение и растерянность. Это – почти полное отсутствие белорусского[1] агиобиографического материала в сохранившихся богослужебных и четьих сборниках XV–XVII вв., созданных на землях Беларуси, то есть в сборниках, которые обязательно должны были бы содержать, как минимум, жития подвижников, вошедших в Собор Белорусских Святых[2] (дальше – СБС).

Князь Острожский и Брестский церковный Собор

Автор: Валентина Теплова

Средневековый Брест«...достойное созидается достойными и честное совершается честными» (Из письма князя К.К. Острожского епископу Владимирскому Ипатию Потею).

 В память Константина Константиновича Острожского, определяем роль, которую в проведении православного Собора 1596 года сыграл человек, явившейся «зеркалом своей эпохи, отразившей ее во всей полноте и сложности».

Своеобразие в единстве

Автор: Валентина Теплова

Крещение Руси

 Православие пришло на Белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X века. «В лето 990... – говорится в Густынской летописи, – Владымер раздели Русскую землю на 12 княжений, сынам своим дванадесятим; во-первых, посади на великом княжении Новгородском старейшаго сына своего Вышеслава, в Полоцке – Изяслава ... Посла же с ними и священники, заповедая сыном своим, да каждо по всей области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть».

Виленский генерал-губернатор М.Н.Муравьев и православное храмостроительство в Белоруссии

Автор: Носко М.М.

Существующая в современной историографии неоднозначность, а подчас и противоречивость оценок деятельности Виленского генерал-губернатора М.Н.Муравьева, особенно в связи с подавлением польского восстания 1863-1864 гг., объясняется, как видится, тем, что отсутствуют единые четкие основания и критерии оценивания той роли, которую сыграли в исторической судьбе Беларуси собственно российские государственные деятели. Однако, если признать, что "борьба за Православие в Западной Руси была… борьбой за духовное выживание народа" и что "Православная Церковь - мать белорусской нации. Если бы она (Церковь.-М.Н.) была уничтожена, на этой земле не было бы белорусов"[21, 155,116], то мы получим достаточно убедительное основание и достаточно четкий критерий для адекватной характеристики того или иного российского деятеля в Западной Руси. В этой связи нельзя не отметить тот очевидный факт, что все действия Виленского генерал-губернатора М.Н.Муравьева, в том числе и действия по подавлению польского восстания, были направлены именно на планомерное укрепление позиций Православной Церкви на Белой Руси.