Славянское единство как возможность сохранения культурных основ

Автор: Александр Загорнов

10 октября 2017 года в городе Новозыбков состоялся круглый стол «Государства постсоветского пространства в Европе: конкурентные и альтернативные отношения», организованный филиалом Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского в Новозыбкове и Центром евразийских исследований филиала РГСУ в Минске. По итогам круглого стола был издан сборник докладов под редакцией кандидата исторических наук В.В. Мищенко и доктор исторических наук К.В. Шевченко. По договорённости с организаторами, на сайте «Западная Русь» размещаются отдельные доклады круглого стола в Новозыбкове.


 А.А. Загорнов

 

Загорнов Александр

Юридический факультет Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина,
Брест, Республика Беларусь

 

 

Славянское единство как возможность сохранения культурных основ

 Процесс глобализации, наложившись на особенности культурных укладов, остро поставил вопрос о сохранении идентичности, в том числе славянской.

Сегодня мы наблюдаем формирование нового мирового порядка, где западная цивилизация (условно географически определяемая как Западная Европа и США с присоединившимися к ним странами) стремится играть доминирующую роль. При этом распространение своей системы ценностей и связанных с ней правил в масштабах всего человечества сопровождается ростом разрушительных для других укладов явлений. В условиях глобальной управляемой трансформации, мы наблюдаем, как славяне из естественных союзников превращаются в противоестественных противников.

Вопрос, который остро стоит сегодня, может быть сформулирован следующим образом: «Европейский Союз – это единственный дом для славянских народов?». Если да, то какое место отводится славянам там и могут ли они иметь свое мнение или вынуждены подчиняться решениям ведущих западных государств? А если нет, то может ли Евразийский Союз стать таким домом?

В поиске ответов на эти вопросы уместно напомнить об известной историософской работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1871 г.), где автор дал четкое обоснование, по какому пути лучше идти православным славянам[1].

В современных условиях, как представляется, именно Россия могла бы сыграть роль объединителя славян. Однако уровень современного российского администрирования таков, что акцент делается на экономических и даже военных аспектах, а серьезного внимания к сфере образования и культуры, в целом, в исторически близких странах не уделяется. Поэтому происходит постепенное вытеснение российской культуры и, соответственно, влияния российского государства из стран, где оно было традиционно сильным. Пример Болгарии и Украины подтверждает данную тенденцию. Теперь пришла очередь Сербии. А уровень российского гуманитарного влияния, организованного государственными институтами, к сожалению, не меняется.

Важно учесть, что среди отрицательных последствий глобализации мы наблюдаем, что она толкает народы к отказу от прошлого и порождает дегуманитаризацию. Рыночные механизмы воспроизводства культуры в современном обществе неизбежно девальвируют традиционные ценности. Рынок конвертирует духовное богатство в денежную форму, и все съедается инфляцией.

Под воздействием глобализации происходит стирание идентичности, поэтому ее восстановление связано с сохранением многовековой культуры и веры. Пока, в широком смысле, можно констатировать сужение культурного поля, например, вокруг России. Имеется ввиду постепенное вытеснение русского элемента из гуманитарной сферы соседних стран на фоне растущей русофобии.

Само определение понятия «идентичность» включает такие параметры как вера, язык, этничность, единое гражданско-правовое пространство, понимание общности исторической судьбы. К данному перечню следует добавить и осознание исторической миссии, связанной с ответом общества на вопросы «Кто мы?», «Откуда и куда идем?». Поэтому, например, русскую идентичность можно определить как идентичность, основанную на традиции восточно-христианской византийской культуры, которая включает в себя «симфонию светского и религиозного, стремление к приоритету морали над правом, определенной социальной эгалитарности (как противоположности элитаризма)»[2].

Православные народы в современных условиях в значительной степени сохранили эту традицию. Это позволяет говорить о единстве духовных уз и гармоничном решении общих задач.

Схожим в этой идентичности является соединенность прошлого и настоящего в единое целое, где образ государства социальной справедливости и общества равенства и братства служит центральной идеей.

В современных условиях происходит навязывание альтернативной идентичности, основанной на комплексе исторической неполноценности. Западом навязываются мифы о коллективной исторической вине. Это ведет к кризису идентичности и выражается в конфликте традиционной и квазилиберальной идентичности.

Такой конфликт провоцирует, например, в России и вокруг нее рост русофобии, эрозию общих ценностей, релятивизм, дискредитацию важных идей и символов. Условием укрепления славянской идентичности является синтез или взаимный перевод разных историко-культурных кодов, составляющих единое знаковое пространство традиции. Ее основу должны составлять христианские ценности.

Русский философ, писатель и публицист И.А. Ильин, продолжавший в XX веке интеллектуальную традицию славянофилов, в 1948 г. написал небольшую работу «О русской идее». Она созвучна современной ситуации в Европе и содержит ответ на вопрос об определении в условиях распространения влияния западной цивилизации. Иван Ильин значительную часть жизни провел в Западной Европе, будучи высланным по приказу В.И. Ленина на известном «философском пароходе» в 1922 г. вместе с другими видными философами, историками и экономистами. Он знал западную систему ценностей очень хорошо, всю жизнь оставался противником коммунизма и при этом считал, что нужно идти своим путем, сохраняя собственные культурные основы.

Он писал, что в подчинении западному экономическому и культурному строю славянам, особенно православным, будет трудно сохранить свои ценности: «И неужели есть наивные люди, воображающие, что мы могли бы достигнуть этого, заглушив в себе славянство, искоренив в себе вековечное воздействие нашей природы и истории, подавив в себе наше органическое свободолюбие, извергнув из себя естественную православность души и непосредственную - искренность духа?»[3].

Автор, в частности, указывал, что «нет единой общеобязательной «западной культуры», перед которой все остальное - «темнота» и «варварство»». И добавлял: «Запад нам не указ и не тюрьма. Его культура не есть идеал совершенства». Поэтому «нам незачем гнаться за ним и делать себе из него образец. У запада свои заблуждения, недуги, слабости и опасности. Нам нет спасения в западничестве. У нас свои пути и свои задачи»[4]. Понимая, что у «них свои достоинства и свои недостатки», философ отмечал: «Мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики Бога и учителя себе самим»[5].

Конечно, дело заключается «не в том, чтобы быть ни на кого не похожим; требование «будь как никто» неверно, нелепо и не осуществимо. Чтобы расти и цвести, не надо коситься на других, стараясь ни в чем не подражать им и ничему не учиться у них. Нам надо не отталкиваться от других народов, а уходить в собственную глубину и восходить из нее к Богу; надо не оригинальничать, а добиваться Божьей правды; надо не предаваться восточнославянской мании величия, а искать русского душою предметного служения»[6].

Иван Ильин писал, что «хороши мы в данный момент нашей истории или плохи, мы призваны и обязаны идти своим путем, - очищать свое сердце, укреплять свое созерцание, осуществлять свою свободу и воспитывать себя к предметности»[7]. И добавлял: «Как бы ни были велики наши исторические несчастья и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а не подражать соседям…»[8]. Опора на свои духовные основания служит, по мнению философа, сохранению собственной идентичности: «Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами»[9].

В современных условиях следует обратить внимание на российско-белорусско-сербскую линию развития, которая продолжает традицию сохранения основ славянского единства.

Скрепляющей основой этого неоднородного процесса единства является общее, в целом, мировоззрение и миропонимание трех народов, сформированное православной верой. Сходство взглядов на многие современные проблемы и вызовы определяется общностью истории и культуры. Единство русского, белорусского и сербского народов вызвано (помимо указанных факторов) еще и схожим пониманием истории, сохранением общих памятников и общим торжеством в годовщины побед.

Следование своему пути развития, сохранение своих корней, как ценности, в современной ситуации глобального развития, безусловно, не являются трендом. Более того, государства пытающиеся сохранить эти ценности, а тем более, действующие в соответствии с ними, становятся объектом воздействия со стороны США и Европейского Союза, четко олицетворяющих определенный западный тип развития.

Однако единство и традиция являются силой, передающей культурный код. Их отсутствие означает смену данного кода и формирование принципиально другой общности.

Сегодня, когда глобализация, проводимая по стандартам одной цивилизационной модели, в качестве негативных результатов стала демонстрировать возрастание секуляризации и активную дехристианизацию европейского общества, именно объединительные проекты, основанные на совпадении культурных кодов, могут выступить альтернативой англо-саксонского доминирования и средством, снижающим, негативные последствия глобализации.

Загорнов Александр

Юридический факультет Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина,

Брест, Республика Беларусь

 

------------------------------

[1] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2008.

[2] Щипков А. В поисках «царства правды», «Литературная газета» № 5(6540), 4-10 февраля 2016 г.

[3] Ильин Иван «О русской идее // http://www.pravoslavie.ru/367.html, дата доступа 15.06.2016

[4] Там же

[5] Там же

[6] Там же

[7] Там же

[8] Там же

[9] Там же

 ------------------

Литература

  1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2008.
  2. Литературная газета № 5(6540), 4-10 февраля 2016 г.
  3. Ильин Иван «О русской идее // http://www.pravoslavie.ru/367.html, дата доступа 15.02.2016

 

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.