«Восточное партнерство»: создание альтернативы для стран постсоветского пространства в Европе

Автор: Виктор Мищенок

Доклад Кандидата исторических наук Виктора Васильевича Мищенко на круглом столе «Государства постсоветского пространства в Европе: конкурентные и альтернативные отношения», организованном филиалом Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского в Новозыбкове и Центром евразийских исследований филиала РГСУ в Минске и прошедшем 10 октября 2017 года в городе Новозыбков.

Eastern Partnership

25 января 1904 г сэр Хэлфорд Джон Маккиндер выступил на заседании Королевского географического общества с докладом «Географическая ось истории», опубликованным в «Географическом журнале».
Маккиндер считал, что любая континентальная держава (будь то Россия, Германия или даже Китай), захватившая господствующее положение в осевом регионе, может обойти с флангов морской мир, к которому принадлежала в первую голову Великобритания. В этой связи он предостерегал против опасности русско-германского сближения, которое могло бы объединить наиболее крупные и динамичные «осевые» народы, способные вместе сокрушить мощь Британии. В качестве одного из средств он предлагал укрепление англо-русского взаимопонимания. В этой связи Восточная Европа является ключевым регионом для стратегического соперничества между «сухопутными» (Россия, Германия, Франция) и «морскими» (Англия, США) державами. Согласно его геополитической формуле, кто контролирует ее, тот владеет «Мировым островом» (Евразия + Африка), а соответственно, и миром в целом[1]. Складывается впечатление, что формула Макиндера вновь приобрела актуальность в современных условиях.
Начинание Европейского Союза по созданию «Восточного партнерства» вызвала в России немало вопросов относительно ее целей, содержания и последствий как для самой России, так и ее отношений с ЕС и странами СНГ[2].
С предложением создания программы интеграции стран СНГ изначально выступила Польша еще в период ее подготовки к вступлению в ЕС в 2002-2004 годах.
Географически тогда польская инициатива охватывала лишь Белоруссию, Украину и Молдавию с возможным привлечением ряда приграничных районов России, в первую очередь Калининградской области.
Официально инициатива по созданию "Восточного партнерства" была выдвинута на заседании Европейского Совета 19-20 июня 2008 года. Инициатором выступила не только Польша, но и Швеция, которые предложили Европейскому союзу развивать интеграционные инициативы с рядом постсоветских стран. В программу включались Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия, Белоруссия и Армения.
7 мая 2009 года в Праге (Чехия) был проведен специальный саммит Евросоюза, учредивший программу "Восточное партнерство".
Главной целью этой программы является создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами.
Реализация программы "Восточное партнерство" в целях сближения стран-партнеров с Европейским союзом предполагает сотрудничество со странами-партнерами на основе так называемых четырех тематических платформ:
— демократия и стабильность (административные реформы, антикоррупционные меры, обучение управленческого аппарата, развитие институтов гражданского общества, свободных СМИ и др.);
— экономическая интеграция, создание зон свободной торговли (по мере успешного развития торгово-экономических связей и гармонизации законодательства с правовой базой ЕС);
— энергетическая безопасность (меры по обеспечению надежного энергоснабжения как стран-партнеров, так и ЕС, энергосбережению и развитию источников возобновляемой энергии);
— развитие контактов между людьми (либерализация визового режима при одновременном обеспечении мер по пресечению незаконной миграции).
Программа "Восточное партнерство" также предусматривает следующие инициативы: подписание соглашения об ассоциации (Association Agreements), предусматривающее формы более тесного сотрудничества в таких областях, как внешняя политика и безопасность, права и свободы, экономика, культура; создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Agreement, является частью соглашения об ассоциации); постепенная либерализация визового режима вплоть до полной отмены виз (Visa Dialogue).
Всего за время действия программы странам-участницам "Восточного партнерства" было выделено со стороны ЕС 3,2 миллиарда евро на реализацию различных программ по развитию.
Что же на самом деле стоит за «Восточным партнерством»? российские аналитики считают Самым важным компонентом «Восточного партнерства» для ЕС это энергетическая «составляющая», в частности, создание альтернативных России путей энергоснабжения Европы. Мотивами Европейского Союза в выступает стремление избежать энергозависимости от России. «Восточное партнерство», как метод энергетического противовеса России уже сейчас не срабатывает: ставится под сомнение надежность Украины как члена «Восточного партнерства», как страны-транзитера[3].
Еще одна цель «Восточного партнертства» – подрыв геополитического влияния России в Восточной Европе. Активизация российской политики на территории постсоветского пространства в Европе вызывает известное беспокойство; фактически ЕС поддержал Грузию и Украину в их конфликтах с Россией. При этом Брюссель постоянно подчеркивает, что ВП не имеет антироссийского характера: «Это – вовсе не антироссийская инициатива. Это – ответ на стремление наших восточных соседей существенно углубить и расширить их отношения с ЕС. Россия остается важнейшим партнером... с которым мы сейчас ведем переговоры по новому всеобъемлющему соглашению. Мы всегда подчеркиваем, что партнеры по линии ВП нуждаются в хороших рабочих отношениях со всеми своими соседями, включая Россию»[4]. Ряд российских экспертов говорят о намерении ЕС окончательно дезинтегрировать постсоветское пространство с помощью «Восточного партнерства» и вывести страны СНГ из-под влияния России[5].
Официальная позиция Российской Федерации в отношении «Восточного партнерства» была озвучена Владимиром Чижовым: «…наша позиция сводится не к тому, чтобы противодействовать «Восточному партнерству» … Для нас важно, чтобы то, что делается в рамках этой инициативы, не было направлено против российских интересов, на искусственный отрыв этих стран от сотрудничества с Россией. Мы против того, чтобы данные страны СНГ ставились перед искусственной дилеммой: либо вперед, в светлое будущее с Евросоюзом, либо назад – с Россией»[6].
Учитывая расхождение между декларированными и реальными целями ВП можно выразить сомнения относительно возможности успешной реализации этого проекта. Россия, являясь ключевым игроком в Восточноевропейском регионе имеет все возможности для блокирования «Восточного партнерства».
Реализации «Восточного партнерства» в настоящее время препятствуют следующие факторы.
1. В условиях глобального финансово- экономического кризиса ЕС не имеет возможности быстро реализовать такие масштабные проекты, как «Набукко» и «Белый поток» (учитывая, что стоимость первого, по оценкам специалистов, возросла с 5 до 7,9 млрд евро, а стоимость второго по-настоящему еще не просчитывалась).
2. Потенциальные экспортеры энергоресурсов (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан) не имеют физических возможностей для производства объемов газа, достаточных для наполнения указанных трубопроводов. Вдобавок, эти страны связаны обязательствами перед Россией транспортировать газ через ее трубопроводы.
3. Среди самих стран– членов ЕС нет единства относительно способов энергоснабжения Европы. Так, Германия, несмотря на санкции, активно выступает за продолжение строительство Североевропейского газопровода («Северного потока-2»). Италия, Греция и Болгария в угоду антироссийским санкциям «похоронили» проект «Южного потока».
4. Украина и Ирак многими европейцами воспринимаются как не очень надежные партнеры в области поставки энергоресурсов.
5. Существуют большие сомнения в способности ЕС на самом деле всерьез изменить природу существующих режимов в странах – членах Восточного партнерства, превратив их в процветающие государства, разделяющие европейские ценности и идеалы.
6. Нынешнее поколение политиков на постсоветском пространстве готово лишь симулировать приверженность демократии, а не следовать этим ценностям на практике.
7. Беларусь в рамках «Восточного партнерства», может позволить себе в отношении России не больше, чем показную Фронду. Слишком велика ее зависимость от России в области энергетики, финансов и торговли.
8. Армения вступила в Евразийский экономический союз и выбрала курс на сближение с Россией.
9. Между самими участниками Восточного партнерства существуют серьезные разногласия, которые могут помешать реализации этого проекта. О проблемах в отношениях Азербайджана и Армении хорошо известно. Молдова имеет непростые отношения с Румынией из-за попыток последней вмешиваться во внутренние дела Молдовы (весна 2009 г.).
«Таким образом, – заключает один из экспертов, – стратегический план по созданию кольца вокруг России постепенно оборачивается бременем для Евросоюза. И, похоже, на Западе начали задумываться о цене сомнительного партнерства со странами, либо враждующими между собой, либо не отличающимися стабильностью»[7].


Мищенко Виктор Васильевич
к.и.н., доцент, филиал БГУ в г. Новозыбков.

------------------------------------------

[1] 1. Mackinder H. J. The Geographical Pivot of History / H. J. Mackinder // Geographical Journal. – 1904. – Vol. 13, № 4. – P. 421–440.
[2] Сергунин А. А. «Восточное партнерство»: вызов российской дипломатии в Восточной Европе // вестник вгу. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1.
[3] . Шенин С. Ю. Мифология «Белого потока» [Электронный ресурс] / С. Ю. Шенин. – Саратов : Научно-образовательный Центр сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского госуниверситета, 2008. URL: http://cis-center.ru/
[4] Eastern Partnership. Memo/09/217. Brussels. 5 May 2009 [Электронный ресурс]. URL : http://europa.eu/rapid/ pressReleasesAction.do?reference=MEMO/09/217&form
[5] . Жильцов С. С. СНГ под натиском «Восточного партнерства». Инициативы европейцев могут дорого обойтись России [Электронный ресурс] / С. С. Жильцов. URL : http://www.ng.ru/politics/2009-04-30/3_kartblansh. html
[6] URL : http://www.ng.ru/courier/2009-05-18/9_chizhov.html?mright=0
[7] Горбунов А. «Восточное партнерство» уже становится бременем для ЕС [Электронный ресурс] / А. Горбунов. URL : http://www.inosmi.ru/translation /248965.html

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.