Реалии провинциального вуза: возможно ли совместное этнофольклорное исследование в локальных регионах славянских государств?

Автор: Татьяна Мищенко

Доклад Кандидата исторических наук Татьяны Алексакндровны Мищенко на круглом столе «Государства постсоветского пространства в Европе: конкурентные и альтернативные отношения», организованном филиалом Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского в Новозыбкове и Центром евразийских исследований филиала РГСУ в Минске и прошедшем 10 октября 2017 года в городе Новозыбков.

erasmus

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу и вступила в Единое Европейское пространство высшего образования. Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью: развития его как открытой государственно-общественной системы; расширения доступности; повышения качества и конкурентоспособности.

Развернувшиеся в европейской системе образования интеграционные процессы должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурной самобытности, гарантией чего является добрая воля всех стран-участниц Болонского процесса. Одним из ключевых положений Болонской декларации является содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Практической возможностью вузовского академического сообщества из России включиться в совместные научные исследования с европейскими коллегами является получение гранта на исследование из международных, зарубежных европейских и российских научных фондов. Насколько данная перспектива осуществима для небольшого вузовского научного коллектива, способного организовать этнографические и фольклорные изыскания в локальных регионах славянских государств?

Обратимся к анализу программы Erasmus+, одна из целей которой - повышение уровня знаний и умений сотрудников высших учебных заведений в различных областях деятельности по модернизации высшего образования и реализации основных положений Болонского процесса.

Erasmus+ охватывает так называемые “страны Программы”, куда входят: страны-члены Европейского Союза, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Бывшая Югославская Республика Македония, Турция, а также “страны-партнеры”, поделенные на 13 географических регионов. Российская Федерация относится к региону 4 стран-партнеров. Национальный офис Erasmus+ находится в Москве, его возглавляет Ольга Олейникова. Программой предусмотрены Совместные проекты (Joint Projects) – проекты межинституционального сотрудничества, которые реализуются на уровне университетов продолжительностью 24-36 месяцев с размером гранта от 500 тыс. до 1 млн. евро. 

Для участия в программе и реализации Совместного проекта  университеты и другие заинтересованные организации создают проектный консорциум с соблюдением требований к его количественному и качественному составу и формируют проектную заявку.  Затем, организация, которая выбрана участниками в качестве грантозаявителя, подает проектную заявку на конкурс от имени консорциума в соответствии с установленными процедурами.  Далее, происходит поэтапное рассмотрение поданных заявок, и, по результатам, принимается решение об их поддержке или отклонении. Если проектная заявка поддержана, то грантозаявитель становится грантодержателем, подписывает соответствующий договор и отвечает за реализацию, результаты и расходование средств по проекту.

Однако по условиям конкурса 2017 г. по направлению Capacity Building  участие России несколько ограничено[1]. А именно:

  • российские организации не могут выступать в качестве грантозаявителей
  • российские организации могут участвовать только в многострановых проектах (Multy-country projects) с участием нескольких стран-Партнеров

Таким образом, в рамках конкурса 2017 г. российские университеты и ассоциации не могут подавать заявку, но могут входить в состав консорциума, структура которого: 3 университета из 3-х разных стран Программы, по 2 университета из 2-х разных стран-Партнеров. В проектный консорциум можно приглашать страны-Партнеры при наличии у них общего приоритета (национального или регионального).

Для России, поскольку ее участие в национальных проектах (с участием стран Программы и 1 страны -Партнера) в конкурсе 2017 года не актуально, нужно оперировать только региональными приоритетами (для региона 4).

Практически эта политика программы Erasmus+ направлена на привлечение крупных российских вузов, имеющих значительный потенциал и известных в Европе. Эту же тенденцию мы можем отметить в ходе мероприятий, организованных национальным офисом в Москве. 11-12 мая 2017 г. в г. Москве состоялся международные семинар "Расширение возможностей сотрудничества стран-участниц программы Erasmus+". Основная задача семинара - содействие установлению контактов и открытие новых возможностей для успешного сотрудничества высших учебных заведений из стран - участниц Программы Erasmus+. В семинаре принимают участие представители как стран-партнеров, так и стран Программы, в лице сотрудников Национальных офисов и Контактных пунктов, различных национальных организаций, занимающихся вопросами высшего образования, университетов. Всего в мероприятии 11-12 мая приняли участие более 100 человек, 14 из которых - представители стран-партнеров и стран Программы: Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, Боснии и Герцеговины, Иордании.

Об основных направлениях и особенностях подготовки и реализации проектов программы Erasmus+ в России участникам рассказала Директор Национального офиса Erasmus+ в России, О.Н. Олейникова. Как отмечается в обзоре семинара : « Выступления проректора РГГУ В.И. Заботкиной и начальника международного управления Мордовского госуниверситета им. Огарева Н.Ш. Ватолкиной, были посвящены вкладу международных проектов программы Tempus/Erasmus+ в процессы интернационализации в университетах. Они на конкретных примеров показали важность и особую роль таких проектов и международного сотрудничества для студентов, преподавателей и университета в целом.Гости из Венгрии, Германии, Чехии, Австрии, Иордании, Боснии и Герцеговины представили российским участникам обзоры сотрудничества с российскими университетами в рамках Erasmus+, необходимую информацию для установления новых или расширения имеющихся контактов с учебными заведениями своих стран. Презентации были очень интересными, познавательными и вызывали живой интерес участников семинара»[2]

 07 октября 2016 г. в Москве, в Финансовом Университете при Правительстве Российской Федерации состоялась информационная сессия под название "Программа Erasmus+: перспективы и возможности для университетов России".

Информационная сессия была организована Национальным офисом Программы Erasmus+ в России при активном содействии Финансового Университета. Целью мероприятия было познакомить российские университеты с новыми возможностями Программы Erasmus+, особенностями участия в конкурсе проектных заявок в 2017 г. и др.

Всего в работе сессии приняли участие более 100 представителей университетов из всех федеральных округов Российской Федерации[3].

Несомненно, Программы Erasmus+ в России не рассчитаные на обращения небольших научных коллективов из провинции, даже если они находят зарубежных пратнеров в европейских странах. Так, совместный консорциум с Сербией и Боснией и Герцеговиной невозможен, так как это страны-партнеры, а не участники Программы.

Привлечем для анализа потенциальной грантовой поддержки возможности Российского фонда фундаментальных исследований. В РФФИ объявлено в 2017г. 18 конкурсов. Из них планируется сотрудничество с Бразилией, Китаем, Индией и ЮАР - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций. Одной из сторон финансирования гранта могут выступить: Шанхайская академия общественных наук, Фонд «Дом наук о человеке» (Франция), Фонд «За русский язык и культуру» (Венгрия), Министерство образования, науки и культуры Монголии, Академия общественных наук Китая, Вьетнамская академия общественных наук, Национальный исследовательский совет Италии, Австрийский научный фонд.

Как видим, славянские страны Южной и Центральной Европы не поддерживают совместные конкурсы с РФФИ. Из отдельных актуальных конкурсов, предлагающих исследования ученым из России можно отметить Центр последипломного образования Софии, который приглашает молодых ученых со всего мира принять участия в конкурсе грантов на исследования в области гуманитарных и социальных наук сроком от 2 до 5 месяцев. Программа будет проходить в 2 периода, кандидаты могут подать заявку на любой из них:

  • с 1 марта по 31 июля 2018
  • с 1 октября 2018 по 28 февраля 2019

Размер гранта

  • ежемесячная стипендия в размере €700
  • оплата проживания в Софии
  • оплата транспортных расходов (€400)
  • возмещение затрат на проведение исследование (€250)

Требования к кандидатам

  • Участвовать могут как молодые, так и уже зарекомендовавшие себя ученые
  • Кандидаты на момент подачи заявки должны уже иметь степень PhD или ее эквивалент в области гуманитарных или социальных наук
  • Опыт проведения исследований
  • Наличие публикаций

Общим местом является утверждение о том, что в последние годы сотрудничество между западными и российскими университетами стало более активным, при этом подразумеваются ведущие вузы: 2 – национальных, 8 – федеральных и 29 национальных исследовательских университетов. «Их стратегические приоритеты в области международных связей – переход к равному и взаимовыгодному сотрудничеству, развитие стабильных связей между консорциумами университетов, институционального партнерства и особое внимание не только к исследованиям, но и социальным функциям высших учебных заведений»[4]. По мнению Марины Калининой, проректора по международному сотрудничеству Северного арктического федерального университета, вузам необходимо очень четко представлять пути сетевого взаимодействия: « Все мы, так или иначе, участвуем в различных сетях, но вот пути партнерства между этими сетями очень часто не видим. В качестве примера: наш университет – активный участник Ассоциации ведущих российских университетов, кроме того, вуз активно работает в рамках ассоциации «Университет Арктики», которая объединяет более 150 вузов 8 стран, в том числе европейских»[5].

Итак, вне крупного консорциума, созданного ведущими российскими вузами и европейскими партнерами в рамках Болонского процесса, сложно организовать научное сотрудничество на уровне провинциальных вузов, даже если они обладают потенциалом проектной деятельности, профессиональными навыками и предметной специализацией в отдельных областях.

 Мищенко Татьяна Александровна
к.и.н., доцент, филиал БГУ в г. Новозыбков.

---------------------------

[1] http://erasmusplusinrussia.ru/ru/home-ru-ru

[2] http://erasmusplusinrussia.ru/index.php/ru/meropriyatiya

[3] http://erasmusplusinrussia.ru/index.php/ru/meropriyatiya

[4] http://www.akvobr.ru/shans_dla_rossiiskih_universitetov.html

[5] Там же

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.