В канун Новолетия, 29 декабря 2016 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло последнее в 2016 году заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
В начале заседания Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом, в котором подвел итоги уходящего года и коснулся вопросов, стоящих перед Церковью и ее паствой в наступающем 2017 году.
«Россия и некоторые другие страны, на которые простирается каноническая ответственность Русской Православной Церкви, оказались в уходящем году в непростом положении. Но по истечении 2016 года создается устойчивое впечатление, что, несмотря на многие скорби и трудности, через которые мы все проходили, этот год был успешным», — заявил Предстоятель Русской Церкви.
По словам Его Святейшества, к концу года «произошли несомненные изменения, которые вывели и сам этот кризис, и весь род человеческий из, возможно, очень опасного политического развития».
«Если говорить о Церкви нашей, о трудностях, с которыми мы сталкиваемся, то нужно в первую очередь понимать, что Русская Церковь — это не только Церковь в пределах Российской Федерации, — продолжил Предстоятель. — В этом смысле наши действия, наши слова, которые мы произносим, и то, что мы делаем, всегда должны иметь в виду в качестве своей цели благо всех народов, на которые простирается каноническая ответственность Русской Православной Церкви. В тех условиях, в которых мы сегодня живем, это служение связано с многими трудностями. По милости Божией удалось избежать действий, которые усугубили бы ситуацию, но напротив, считаю, что в минувшем году было сделано многое для того, чтобы люди поверили в подлинную, искреннюю миротворческую позицию нашей Церкви».
В своем слове Святейший Патриарх Кирилл уделил особое внимание служению Украинской Православной Церкви — «органичной части Московского Патриархата, которая в течение всего этого года несла свое миротворческое служение, несмотря на опасности и трудности, которые возникали на ее пути».
«Особо хотел бы отметить всеукраинский крестный ход, который был ярким событием не только в церковной жизни, но и в жизни всего украинского народа и государства, — сказал Святейший Патриарх. — Украина и весь мир увидели подлинную миротворческую позицию нашей Церкви, которая далека от того, чтобы играть в политические игры, далека о того, чтобы использовать каким-то образом складывающуюся политическую ситуацию в стране, но которая исходит только из одной цели — служить примирению своего народа».
«Следующий год связан со столетием трагических событий в истории нашего Отечества, — затронул еще одну тему Святейший Патриарх Кирилл. — Это год, который мы должны провести в особых молитвах о народах наших, о странах, которые некогда составляли единую державу, а ныне являются суверенными, но связаны друг с другом очень тесными историческими, духовными, культурными связями».
По словам Его Святейшества, предстоящий год следует провести в молитвах о наших странах и народах. «Одновременно, я думаю, мы должны посвятить этот год размышлениям о том, что произошло с нашим народом, что означали все эти потрясения, каков смысл этих потрясений и какие духовные выводы мы можем сделать из трагической истории XX века», — сказал Святейший Патриарх, назвав неуместным использование слова «празднование» в связи с сотой годовщиной событий 1917 года.
«Речь идет не о том, чтобы праздновать 100-летие трагедии, а о том, чтобы отмечать эту дату сознательно, сопровождая очень глубокими размышлениями и искренними молитвами, с тем чтобы ошибки, совершенные 100 лет назад, научили наши народы не допускать подобных ошибок на нынешнем этапе развития», — заключил Предстоятель Русской Церкви.
В канун наступающего 2017 года, и столетия, потрясшей Россию революции, редакция сайта «Западная Русь» поздравляя своих читателей с Новым годом и Рождеством, размещает ряд дореволюционных открыток.
Последнее время появилось мнение, что не следует отмечать новогодние праздники, поскольку Дед Мороз с мешком подарков и елкой, Снегурочка, Снеговик и прочие новогодние персонажи были придуманы в 30-годах советской властью. Это конечно крайность, абсурдность которой сейчас демонстрируют в постмайданном Киеве, где в борьбе с советским наследием вместе с «ленинопадом» дошли до запрета «большевистского» Деда Мороза и Снегурочки. На одну мифологию сейчас нанизывают другую - еще более нелепую. Вся новогодняя атрибутика в России была вполне сформирована задолго до революции. И если новогоднюю елку еще в Петровские времена позаимствовали из Европы, то Дед Мороз со Снегурочкой имеют древнее русское происхождение и всегда нас сопровождали в сказках и в народных песнях, исполняемых во время колядок. К началу двадцатого века эти персонажи были обработаны в русской литературе, музыке и живописи и приобрели современный вид.
В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза. К образу Деда Мороза обращался Н. А. Некрасов (поэма "Мороз, Красный Нос", 1864). В русском фольклоре Снегурочка является дочкой Деда Мороза и Весны Красны. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым. В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. Образ Снегурочки с конца XIX — начала XX века, стал популярным в сценариях для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки.
Все это мы можем видеть на дореволюционных рождественских открытках, которые в то время были особым жанром искусства. Первые рождественские открытки в России были выпущены в 1898 году с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом сестер Красного Креста (Община святой Евгении). Основные деньги, полученные от производства открыток, шли на благотворительность (например, строительство дома для престарелых сестер милосердия). В богоугодном деле принимали участие самые известные русские художники — Лев Бакст, Иван Билибин, Александр Бенуа, Константин Маковский, Николай Рерих. Обычный тираж открытки составлял 10 тыс. экземпляров. До конца 1917 года было издано более 6400 видов открыток, некоторые выдержали по три-четыре тиража.
Производители российских открыток любили использовать национальные сюжеты и тематику с традиционными русскими новогодними пейзажами - заснеженными еловыми лесами и изображением церквей. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди народа лубочные картинки. Как правило, на лубке изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком - тугим мешочком с деньгами. Тогда Новый год был неразрывно связан с Рождеством, а значит - с красивыми торжественными службами и обрядами. Рождественские и новогодние праздники были сугубо семейными праздниками, наполненные радостью и весельем неразрывно связанными с приходом на землю Спасителя.
После революции советская власть, борясь с религией и русской традицией, запретила празднование и Рождества и Нового года. С 1929 года Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна чтобы не допустить праздничных приготовлений. И только в 1936 году празднование Нового года с новогодними атрибутами было возвращено, но с отсечением христианского рождественского смысла, с наполнением уже светским содержанием и гипертрофированно языческими образами Деда мороза и Снегурочки и соответствующим пьяным угаром. Сегодня в преддверии столетия революции в России следует не отказываться от новогодней традиции, а вернуть им прежние, наполненные духовностью смыслы, где Дед мороз со Снегурочкой не более чем сказочные персонажи.