Когда создается общественная организация, а тем более республиканского масштаба, появляется необходимость обозначить за что и против чего она выступает.
В названии создающейся организации «Евразийский народный союз», заложена масштабность задач, и это подтверждают заявленные ею цели: «объединение всех здоровых сил белорусского общества, желающих внести посильный вклад в построение Евразийского союза с инициативой создания которого выступили президенты Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан».
Выбор подходов в реализации поставленных целей должна определять идеология создаваемой организации.
Противники Евразийского союза из прозападной оппозиции утверждают, что такой союз грозит утерей суверенитета, и что необходимо вступать (?) в ЕС, поскольку истоки белорусской государственности в Великом Княжестве Литовском, которое относилось к Западной цивилизации. В этом утверждении сосредоточен весь огромный ворох фальсификаций белорусской истории, которую сооружали «свядомые» последние десятилетия, с целью идеологической атаки на саму возможность Беларуси принимать участие в процессе реинтеграции постсоветского пространства.
Белорусы имеют богатый опыт государственности, восходящий к Древней (Киевской ) Руси, в которой для своего времени были развитые экономика, культура и общественная жизнь. В средневековой Европе Древнюю Русь называли Градариком – страной городов, в которой, в том числе и в Полоцке, задолго до Магдебурского права, была вечевая демократия. Но после монгольского нашествия, ослабленные западнорусские княжества попали под власть языческих литовских племён. В ВКЛ долго оставалась система управления и судопроизводства, унаследованные от Древней Руси. А иного последние лесные варвары Европы – литовские князья и не могли предложить, а только последовательно искажали изначальную русскую традицию нашей государственности. В ВКЛ, входящим в состав Речи Посполитой, преследовалась наша православная традиция и язык. После Брестской унии только католик мог занимать государственную должность. Поэтому ВКЛ для нас не является примером истока белорусской государственности, поскольку подавляющая часть белорусского народа не чувствует своей исторической связи с ВКЛ и не идентифицирует себя в качестве наследников этой исторической традиции. Идентификация с ВКЛ – это идентификация с литовцами и поляками. А этой идентификации у белорусов никогда не было и не будет. Подавляющее число граждан Беларуси гораздо больше чувствуют себя сопричастными к общерусской истории.
Наши «свядомыя» говорят, что это плод политики русификации.
Но о какой русификации можно говорить, если население Белой Руси называло себя русским? Наши просветители Симон Будный и Георгий Скорина, в предисловиях издаваемых ими книг писали, что они «на руськом языке для народа руського». Именно тогда, когда белорусские земли входили в Состав ВКЛ и Речи Посполитой в 1693 году был запрещён западнорусский письменный язык. На полтора столетия, до вхождения в состав Российской империи, белорусами была утеряна своя элита и возможность развивать свой язык. Наша культура была изгнана на сельскую околицу из ранее цветущих древнерусских городов, ставшими центрами полонизации и католизации. Началась тотальная денационализация предков белорусов. Стал под угрозу сам факт выживания белорусов как народа. И только после вхождения в состав Российской Империи этот процесс был остановлен и началось возрождение народа. У простых белорусов появилась возможность получать образование.
Это возрождение называют «свядомые» русификацией?
Это откровенная ложь!
Российская Императорская Академия поддерживала и финансировала составление учебников для начальных классов на белорусском наречии. Этой просветительской работой занимались выходцы из Белой Руси, объединённые вокруг научно-общественного течения западнорусизма. Поэтому, как можно враждебно относиться к факту возможности для белорусов подняться к высотам мировой науки на русском языке?
Да и сам русский литературный язык изначально не был чужд белорусам, поскольку он является продолжением традиции запрещенного поляками западнорусского письменного языка. Симеон Полоцкий на основе нашего древнего варианта письменности создал в Москве первый букварь русского языка, заложил основы русского силлабического стихосложения, которые являлись нормой вплоть до Александра Пушкина. Симеон Полоцкий основал первое высшее учебное заведение России - Славяно-греко-латинскую академию, где учился том числе и Ломоносов. Русский литературный язык, в формирование которого наряду с великороссами вносили равный вклад писатели, вышедшие из Белой Руси и с Украины, изначально был и для белорусов и для украинцев своим языком просвещения, поскольку являлся продолжением развития западнорусского письменного языка.
Злобно называемая свядомыми «русификация» на самом деле являлась возвращением белорусам, изгнанного поляками, их родного языка высокого стиля. Поэтому тяга к русскому литературному языку - естественное стремление белорусов и украинцев. Но благодаря ученым–западнорусистам, в частности Ивану Носовичу, составившему в 1870 году первый полный словарь белорусского языка, у нас еще есть и письменный вариант сельского белорусского наречия – белорусский литературный язык. Мы обладаем огромным богатством в виде двух литературных вариантов родного языка - русского и белорусского. Нам надо прикладывать все усилия, чтобы эти наши языки, не были в антагонизме, а равноправно существовали, развивались и взаимно обогащались. Для этого необходимо в равной степени бороться с излишним засорением как русского литературного английскими словами, так и белорусского полонизмами (что постоянно делают «свядомые»).
Также необходимо отстаивать объективный взгляд на нашу историю и традицию.
В этом вопросе можно обратиться к опыту наших еще дореволюционных ученых-западнорусистов: историков, филологов и духовных пастырей. И прежде всего к наследию митрополита Иосифа Семашко, вернувшего белорусов из унии в лоно Русской Православной Церкви; Михаила Кояловича, открывшего для исторической науки белорусов, населявших Западную Русь; Евфимия Карского, создавшего в начале двадцатого века фундаментальный труд «Белорусы».
Почему когда заходит вопрос о выборе интеграционного направления нам приходится оглядываться в прошлое? Потому что история – это наука о будущем. Насколько правильно мы будем понимать деяния предков, настолько верно мы сможем выбрать путь, каким пойдут потомки. Этот путь естественным образом лежит в одном направлении с нашими братьями в России и на Украине, а также с другими народами населяющими Евразийское геополитическое пространство. Уроки истории говорят, что только в крепком Союзе с Россией мы можем быть сильными, процветающими, развивать свою культуру и укреплять свой суверенитет.
Провозглашенный президентами России, Белоруссии и Казахстана план строительства Евразийского союза - это важнейшая ступень к восстановлению союза народов постсоветского пространства. Рано или поздно к этому подключатся и Украина и все остальные страны СНГ, поскольку это чаяния наших народов. Что было высказано нами на референдуме в 1991 году - за сохранения СССР как единого государства. Это подтвердили белорусы и на референдуме в 1995 году, выразив поддержку действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией. За эти годы было много было сделано для интеграции России и Белоруссии, и главное - в 1999 году состоялось подписание Договора о создании Союзного государства. Но многое по разным причинам пока не состоялось. Теперь более опережающими темпами развивается трехсторонняя интеграция России, Беларуси и Казахстана. Всячески поддерживая создание Евразийского союза, не следует забывать и о более тесном союзе между РФ и РБ, и прилагать все усилия для завершения строительства Союзного государства.
Мало кто считает возможным восстановление СССР, который вместо реформирования искусственно развалили. Прошло много времени и сильно изменилась экономическая и политическая ситуация в мире. Но за двадцать лет не изменилось желание народов постсоветского пространства к единению. Поэтому решение о создании новой Евразийской интеграции объявленное президентами России, Белоруссии и Казахстана есть отражение не только экономических и политических выгод наших стран, но и пожелания наших народов. В этом наиважнейшем деле, чтобы оно не осталось только декларацией, как раз необходима народная поддержка. Поэтому создающаяся белорусская общественная организация называется «Евразийский народный союз». И это действительно так, поскольку идея создания организации давно вынашивалась и в белорусском обществе, и что замечательно - одновременно и других странах СНГ. В начале марта 2012 года зарегистрировано Всеукраинское общественное объединение «Евразийский народный союз», который возглавила Наталья Михайловна Витренко.
За прошедшие годы стараниями западной пропаганды и прозападной оппозиции, существенно снизился процент белорусов, готовых на интеграцию с Россией и другими народами бывшего СССР. И это наше общее упущение. Мы порой слишком много акцентируем внимание на недостатках своих соседей в России и мало говорим о кризисном состоянии Запада. Следует подчеркнуть, что это кризис не просто западной модели экономики, а всей западной цивилизации. Мы мало говорим о том, что в ЕС, в который нас так зазывает прозападная оппозиция, пугая потерей независимости в союзе с Россией, как раз и теряют свой суверенитет и растворяются целые народы в европейской мультикультурности. Нам всячески пытаются навязать чуждые стандарты общественного устройства, и ставят в положение школьников-двоечников, не способных самостоятельно решить задачу построения демократии.
Но не надо забывать, что двадцать лет назад Республика Беларусь появилась не на пустом месте. Если отбросить исторические фальсификации, изготавливаемые «национально-ориентированными» историками, то окажется, что у белорусов имеется тысячелетняя традиция государственности, которая базируется на общерусской. Основной принцип этой традиции - сочетание властной вертикали (сейчас это сильная президентская власть) с народовластием. Сегодня и в России и в Беларуси, при сильной властной вертикали, еще недостаточно развито народовластие и местное самоуправление, но это только вопрос времени.
Так сложилось, что вопросы реформы общества и государства, которые назрели в СССР, каждому государству, образовавшемуся после развала единой страны, пришлось проводить в одиночестве. Сначала фактически заново выстраивать разрушенную систему управления, укреплять центральную власть и бороться с анархией. Этим объясняется почему вопросы развития демократии шли во вторую очередь. Кто-то в этом ушел вперед, кто-то отстал. Некоторые страны СНГ , не без внешней помощи, так и пребывают в состоянии перманентной смены власти, поскольку начали не с государственного строительства, а с демократических реформ, тем самым раскачивая маятник анархии. Подлинная демократия возможна только в сильном государстве. Создание Евразийского союза только укрепит каждую из наших стран, и в экономическом и в военно-политическом аспектах, и тем будет способствовать развитию демократии, но не импортной, а собственной.
Создавая Евразийский союз, развивая экономическую и политическую интеграцию, нашим политикам не следует забывать о гуманитарной интеграции, на основе которой только и возможно подлинное сближение между частями большого русского народа: русскими, белорусами и украинцами. Гуманитарная составляющая необходима и в интеграции со всеми народами постсоветского пространства, поскольку нас связывали и связывают общее историческое прошлое и достижения Русской цивилизации, в которую внесли весомый вклад все народы Евразийского геополитического пространства.
В вопросе гуманитарной составляющей интеграции, создаваемая белорусская общественная организация «Евразийский народный союз» может найти опору и свое идеологическое наполнение в современном западнорусизме.
Западнорусизм вырос из исторической традиции православия, которое на протяжении столетий формировало основы самосознания белорусов.
Западнорусизм считает, что и белорусский и русский языки являются в равной степени родными для белорусов, и отвергает любой этнический национализм.
В своей основе западнорусизм - это гуманистическое мировосприятие, связанное с православной русской традицией, восходящей к глубокому прошлому белорусского народа.
Основываясь на традиции православия, западнорусизм всегда уважал и уважает традиционные конфессии всех народов Исторической России.
Опираясь на западнорусизм, утверждающий самобытность белорусов, мы по настоящему можем участвовать в культурном сотворчестве всех народов Евразии.
Сегодня западнорусизм являет собой пример православной христианско-демократической идеологии.
Создаваемая организация «Евразийский Народный Союз» должна пропагандировать ценности союза братских народов, налаживать параллельные связи с такими же движениями в странах СНГ, занимаясь так называемой «народной дипломатией». Общественная поддержка строительства Евразийского Союза, должна укреплять уверенность официальной дипломатии в том, что она на правильном пути, и что ей не стоит оглядываться на шум в прозападных СМИ, которые якобы выражают мнения масс.