ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Руководитель проекта "Западная Русь": Белорусы принадлежат к великой русской цивилизации


Интервью Игоря Зеленковского, данное белорусской информационной компании БелаПАН во время конференции «Западнорусизм: Прошлое И Настоящее» 18.042012.

Белорусы принадлежат к великой русской цивилизации и внесли в нее огромный вклад, считает руководитель проекта "Западная Русь" Игорь Зеленковский. Такое мнение он высказал 18 апреля в ходе заключительного заседания первой конференции памяти Игоря Оржеховского "Западнорусизм: прошлое и настоящее" в Минске.

"После получения независимости в Беларуси был большой уклон в национализм, когда отсекалось все связывающее белорусов с русским миром. Все-таки белорусы принадлежат к великой русской цивилизации и внесли в нее огромный вклад. Например, первая азбука русского языка была составлена Симеоном Полоцким. В то же время мы считаем, что нужно бережно относиться к белорусскому языку. Мы богаты: у нас два родных языка — вот наша позиция", — заявил Зеленковский.

По его мнению, белорусский язык сейчас находится в сложном положении. Зеленковский считает его "загубленным" в процессе белорусизации 1920-х годов и частично 1990-х. "Настоящая белорусская речь была вытолкнута на задворки под названием "трасянка". На самом деле настоящая белорусская речь — это и есть "трасянка", но она не получила развития. А литературный белорусский язык во многом искусствен, потому что в него в 1920-е годы было привнесено много польских слов", — отметил Зеленковский.

Он уверен, что для развития белорусскому языку необходимо вернуться к своим истокам, а именно к "трасянке". "Нужно привнести "трасянку" в литературный белорусский язык. Почему такой массовый отказ от белорусского литературного языка? Выходцы из села, которые говорили на белорусском наречии, переезжая в город, выбирают русский язык, потому что он им понятнее, чем литературный белорусский. Русский язык формировался на протяжении столетий в том числе с помощью так называемого старобелорусского языка, на котором написаны Статуты ВКЛ. Если белорусский литературный язык очистить от полонизмов и приблизить его к "трасянке", он не исчезнет. Не надо бояться родства белорусского языка с русским", — подчеркнул Зеленковский.

Западнорусизм — научно-общественное движение на белорусских и украинских землях, которые имели общее историко-географическое название "Западная Русь". Белорусские западнорусисты считают, что белорусы являются самобытной частью русского народа и могут полноценно существовать и развивать свою культуру только в лоне русской цивилизации.

 

Видео Сергея Сацюка
БелаПАН.

 

 

 

Комментарии   

 
-18 # Алексей 19.04.2012 23:48
Игорь Фёдорович, Вы всё правильно сказали. Вопреки свядомым стереотипам, простой пользователь нэта увидит интеллигентного и умного человека с внятной позицией.

БелаПАН, хочу заметить, молодцы, объективно освещают события, в отличие от всяких Хартий. Они - журналисты, а хартийцы - пропагандисты. В белапановском описании к видео я бы один недочёт выделил. Надо было упомянуть в последнем абзаце про то, что русская цивилизация триедина, она не зациклена на России, а то люди не посвященные не поймут.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# gudd 20.04.2012 05:21
Да, конечно тут тоже Русь, как и в Москве, Твери, Новгороде, Ярославле, Рязани и т.д., но следует учитывать, что эта Русь долгое время жила своей отдельной жизнью в единстве с Польшей и Литвой, находясь под влиянием католицизма и полонизма. Западнорусский язык, употреблявшийся на территории Беларуси и Украины, во многом близок к польскому.
И потому, может ли на этой почве вырасти и получить распостранение что-либо, кроме "свядомости"?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-17 # shimoff 20.04.2012 11:45
Свядомость - это крайнее, болезненное явление. Переход от утверждения своей самобытности в рамках "русскости" к полному разрыву с ней.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-15 # Юрий Аверьянов 20.04.2012 15:06
Русские на западе Руси (России) не жили в единстве с Польшей и Литвой, - они подвергались со стороны польско-литовск их оккупантов жестокому угнетению, планомерному этноциду, наглой эксплуатации и зверским религиозным гонениям. И несмотря на это в период польско-литовск ой оккупации я бы не смог утверждать даже о признаках процесса формирования отдельного белорусского этноса - разве что о появлении некоторых предпосылок к формированию западнорусского субэтноса в составе русского этноса. РУССКИЕ=ВЕЛИКОР УСЫ+МАЛОРУСЫ+БЕ ЛОРУСЫ!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-15 # Ярослав 20.04.2012 16:19
1.Что такое "западнорусский " иже с ним "старобелорусск ий", да и "белорусский" язык? То что нам навязывают самизнаетекто - это что? "Реформируют" постоянно. На нем кто-то может разговаривать? Детей в начале года учили одному, в конце пишут диктанты уже по другому :-) Т.е. налоцо придумка вроде эсперанто с таким же "массовым" употреблением, но более мощной финподдержкой и пропагандой.
2. Часто человек говорит, что он говорит по белорусски, если использует местный диалект мало общего имеющий с "белорусским". Налицо непонимание в результате обмана. Что дает неправильную статистику.
3. Про Рязань или там Муром, например, можно тоже сказать "жила отдельной жизнью в единстве с ордынцами,булга рами и проч." Про Саксонию "в единстве с ляхами"... Не аргумент.
4. Про "единство" уже сказали.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+6 # gudd 20.04.2012 20:06
Цитирую Ярослав:
1.Что такое "западнорусский" иже с ним "старобелорусский", да и "белорусский" язык? .



Понятие "белорусский язык", которым именовали русский язык, употреблявшийся на землях РП, придумано в России в 17 веке, как это ни странно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-12 # Кирилл 20.04.2012 16:32
Мы, белорусы, на референдуме 1995 года ясно и чётко сказали, что свядомизм и русофобии – не для нас! Так что никакая «свядомость» на западнорусских землях Белой Руси вырасти не сможет, не та почва.

А выступление Игоря Фёдоровича просто превосходное! Браво!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-17 # Алексей 20.04.2012 17:00
Конечно может, ещё как! Наш народ боролся с полонизацией и окатоличиванием . Восстание Андрея Полоцкого, Великое княжество Русское, мятеж Глинского, действие православных братств, многочисленные бунты против введения унии, казаччина, казацко-крестья нское восстание 1648-1651 гг., Слуцкая конфедерация 1767 г. - всё это славные страницы нашей истории, истории борьбы за русскость и православие.

Показали свою верность русскому делу белорусы и во время польских восстаний (1794, 1830-31, 1863 гг.), которые не были поддержаны простым народом.

Когда вы, наконец, поймёте, что польская шляхта, хоть она и русская по происхождению, отношения к народу не имеет?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# gudd 20.04.2012 20:58
Интересно прочесть жалобу русского дворянства 1623 года перед варшавским сеймом. Они требовали не трогать православных, но вместе с тем они искренне любили свое отечество Речь Посполитую Польскую , восклицая: "Любима и сладостна нам отчизна наша, но еще сладостней ее вольности!"


Вы не правы: русская шляхта - она плоть от плоти, кровь от крови народа русского, проживающего в РП.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-20 # Алексей 20.04.2012 21:43
А что они ещё сказали бы варшавскому сейму? "Акупанты", "зЬничшыли"? Чем эта любовь к Жечи Посполитой закончилась? Бунтом нашего народа (не вашего, а нашего, шляхта, как я уже сказал, не народ), сдачей городов великороссам во время войны. Когда гнилая Польша билась в конвульсиях многие русские люди добивали её (Слуцкая конфедерация, переход из унии в православие и т.д.), вот она любовь к "отечеству".

Да и притом, РП делилась на ВКЛ и Королевство Польское. Великое княжество Литовское до 1385 года было одним из центров объединения Руси, земля предков, почему её не любить? В нацистской Германии было много искренне любящих фатерлянд людей. Но это не означает, что они обязательно любили фюрера (плоть от плоти, кровь от крови)))

Лучший аргумент всегда в таком ключе: "ты не прав" :)

Плоть от плоти, кровь от крови? А вера? А язык? А осознание себя русскими, а не поляками? Я вам копировать предыдущие доводы не буду. Тем более, что вам отец Алексей ответил весьма убедительно. Впрочем, можете и дальше петь дифирамбы "дзяржаве абодзьвух народау", вы не понимаете или не хотите понимать моего посыла.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-22 # Алексей 20.04.2012 21:45
В дополнение скажу, не прошение русского дворянства, а прошение от всех людей Западной Руси (понятно, определение должно соответствовать реалиям того времени).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # gudd 20.04.2012 23:17
Цитирую Алексей:
В дополнение скажу, не прошение русского дворянства, а прошение от всех людей Западной Руси (понятно, определение должно соответствовать реалиям того времени).


В заглавии того прошения написано, кто его написал : Ludzi zawolania szlacheckiego, relligiey starozytney greckiey, posluszenstwa wschodnigo.
"Люди звания дворянского религии древней греческой"
источник: Коялович Документы, объясняющие историю западно-русског о края и его отношение к россии и польше с. 203
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-22 # Алексей 20.04.2012 23:37
В "Чтениях по истории Западной России" (стр. 203) сказано "Вот описание положения русских людей из прошения к Польскому сейму в 1623 году от имени всех русских западной России".

Это не суть.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-20 # hoteev 20.04.2012 23:52
Цитирую gudd:
Интересно прочесть жалобу русского дворянства 1623 года перед варшавским сеймом. Они требовали не трогать православных, но вместе с тем они искренне любили свое отечество Речь Посполитую Польскую , восклицая: "Любима и сладостна нам отчизна наша, но еще сладостней ее вольности!"


Вы не правы: русская шляхта - она плоть от плоти, кровь от крови народа русского, проживающего в РП.

Да, шляхта от плоти и крови своего народа, помнящая еще о единстве веры с ним, уже достаточно отошла от него по своим понятиям и языку. Не буду повторяться о правовом положении. Блестящая речь 1623 г., окончившаяся ничем!
О различном отношении простого народа и шляхты к "Отчизне" свидетельствует хоть бы та же переписка Сапеги и Кунцевича в 1622г. Здесь говорится о "ропоте неразумного народа, готового скорее предаться туркам", чем оставаться в подданстве их милости короля.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-22 # Алексей 20.04.2012 23:59
Было дело, отец Алексей. В письме Льва Сапеги Кунцевичу в 1622 г.: "Разве вам не известен ропот нерассудительно го народа, выразившийся желанием его принять турецкое подданство, чем терпеть такое притеснение своей веры и благочестия?"
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-17 # gudd 21.04.2012 00:47
Еще пару моментов, когда православных обозвали скотом("быдлом"):

«Помогите мне своей властью, - обращался к канцлеру Сапеге И. Потей, - и увидите , что я их так усмирю, что и другие побоятся, так как милостью мы ничего не поделаем с этим скотом»; «…пусть же хотя бы в католических и королевских владениях у нас будет власть наказывать злых и проводить святое соединение»
Переписка литовского канцлера Льва Ивановича Сапеги // Литовские епархиальные ведомости за 1893 г. Вильна с. 74

Уния алъбо выкладъ преднейшихъ арътыкуловъ ку зъодноченью грековъ с костеломъ рымскимъ нележащыхъ.У вилъни.Року Божого нарожения 1595. За дозволениемъ старшихъ

"...Але ты, бедный простаку, не только противника обличить але и самъ свое оборонити не можешъ, кгды тебе простакомъ Рускимъ, быдлом глупым, неуком пошиваютъ!..."
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 218 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь