ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Преподобный Иоанн Вишенский Святогорец

Блаженнейший Митрополит Онуфрий с иконой Святого Преподобного Иоанна Вышенского29 июля 2016 года (16 июля по ст.ст.), Церковь впервые отпразднует память преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) — афонского старца, выдающегося отечественного подвижника, сыгравшего важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении Православия на Украине и на Белой Руси в XVII веке.

Прославление в лике святых выдающегося афонского подвижника и православного писателя-полемиста преподобного Иоанна Вишенского Святогорца состоялось 28 июля 2016 года на площади возле Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Богослужение в честь Дня Крещения Киевской Руси и 1000-летия древнерусского монашества на Афоне, во время которого канонизировали святого, возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во главе собора архиереев УПЦ. В чине прославления участвовали представители Поместных Православных Церквей и делегация Святой Горы Афон.

Решению о прославлении святого предшествовала длительная и кропотливая работа в архивах Украины и Афона, по результатам которой директором Международного института афонского наследия в Украине Сергеем Шумило была издана книга «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию „блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца“». Этот труд и послужила основанием для составления жизнеописания выдающегося афонского подвижника и писателя.

Полное название книги: «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию "блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца"». Автор – Сергей Шумило, директор Международного института афонского наследия в Украине (МИАНУ), главный редактор научного альманаха «Афонское наследие».

Приводим статью Автора книги, посвященную жизни и деятельности преподобного Иоанна Вишенского Святогорца.

 

Преподобный Иоанн Вишенский Святогорец и его подвиг стояния за чистоту Православия


Икона афонского старца прп. Иоанна Вишенского СвятогорцаЖизнь и деятельность св. преподобного афонского старца Иоанна Вишенского (1550-е – 1620-е гг.) совпали с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры. Сам того не подозревая, он стал одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Отсюда он и писал свои пламенные полемические послания на Украину против Брестской унии.

До сего дня память прп. старца Иоанна чтится в Галиции, на Волыни и даже на Святой Горе Афон.

Его произведения легли в основу нового направления в украинской литературе — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях Вишенского воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в ХIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога.

Высоко ценил наследие прп. Иоанна Вишенского святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский . А Пантелеимон Кулиш, называя его «афонским апостолом Руси» , так отзывался о святогорском подвижнике: «он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури».

Как и большинство афонских подвижников, старец Иоанн Вишенский не стремился к известности и славе среди людей, поэтому о его жизни сохранилось мало сведений. В основном они почерпнуты из кратких упоминаний в его же письмах или других обрывочных источниках.
Из писаний старца известно, что родился он в г. Судовая Вишня в Галиции (ныне Львовская область). Точная дата его рождения неизвестна, поэтому на основе косвенных свидетельств большинство исследователей считали, что родился он между 1533 – 1550 гг. По всей видимости, происходил он из местного шляхетского рода Вишенских и имел неплохое начальное образование.

До ухода на Святую Гору Афон жизнь и деятельность прп. Иоанна Вишенского тесно была связана с Волынью. Известно, что проживал он в Луцке и Остроге. Опекуном молодого И. Вишенского был защитник православия в Речи Посполитой, маршалок Волынской земли и воевода Киевский князь Василий-Константин Острожский (потомок преподобного Феодора Острожского, нетленные мощи которого почивают в Киево-Печерской Лавре).

Из посланий прп. Иоанна Вишенского явствует, что помимо Острога и Луцка, он бывал в Люблине и Львове, был тесно связан с Львовским братством. Также он имел отношение к монастырям Жидичинскому Свято-Никольскому в предместье Луцка, Уневскому Свято-Успенскому и Спасскому в Перемышльской епархии.

О старце Иоанне неоднократно упоминается в Житии прп. Иова (Княгиницкого) Тиминицкого, составленном его учеником иеромонахом Игнатием из Любарова . Судя по всему, прп. Иов (Княгиницкий) ходил в путешествие на Афон в сопровождении именно Иоанна Вишенского, как самого близкого своего друга.

Древнерусский монастырь св. Пантелеимона (Старый Русик). Рис. В. Григоровича-БарскогоНа Афоне прп. Иоанн на начальной стадии своего пребывания на Святой Горе подвизался в «Русике» – старинном древнерусском монастыре св. Пантелеимона, как и действовавшем при нем ските «Ксилургу».
Здесь, удалившись от суеты «мира сего», он пытался постичь основы святоотеческой аскетики и обрести молитвенное уединение и безмолвие. Однако окончательно изолироваться от «мира» и затеряться среди безвестных афонских отшельников-исихастов ему так и не удалось.

Уже в 1596 г. на Афон к старцу Иоанну пишет письмо местоблюститель Константинопольского патриаршего престола и патриарх Александрийский свт. Мелетий I (Пигас, 1549-1601), который призывает его вступить в полемику с униатами. Тот факт, что к Иоанну Вишенскому обращается сам патриарх, свидетельствует о том, что старец был уже довольно известен и имел определенный духовный авторитет.

Древнерусская обитель Ответом на такое обращение патриарха и стали первые полемические послания старца Иоанна. До наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии, остальные 13 написаны после унии 1596 г. и посвящены, преимущественно, апологии православной веры и обличению католического учения, а также епископата и духовенства, отступивших от православия.

После нескольких лет интенсивной переписки, около 1604 года старец Иоанн приезжает в Украину. Он встречается со своими единомышленниками, посещает ряд православных монастырей на Волыни и в Галиции. Его приезд был вызван необходимостью оказать помощь прп. Иову (Княгиницкому) и игум. Исаакию (Борисковичу) в осуществлении затеянной ими при поддержке князя Острожского масштабной монастырской реформы. Ее целью был перевод ряда галицко-волынских монастырей на афонский устав, с тем, чтобы в условиях противостоянии унии они были подлинными духовными центрами православия и исихастской традиции.

В рамках затеянной при участии старца Иоанна монастырской реформы в это время по афонскому образцу были преобразованы Дерманский, Угорницкий, Уневский, Почаевский и другие монастыри, а также основан знаменитый Манявский скит, сыгравший важное значение в возрождении православного монашества в Западной Украине.

Успешно выполнив эту миссию, старец Иоанн около 1607 г. вновь возвратился на Святую Гору, где, «жесточайшаго безмолвнаго жития желающе», поселился в отшельнической пещере прп. Косьмы Зографского, неподалеку об болгарского Зографского монастыря.

Зографский монастырь на АфонеОдно из последних прижизненных упоминаний о старце Иоанне Вишенском имеется в определении Собора 1621 года, прошедшего в Луцке под председательством Киевского митрополита Иова (Борецкого) . Судя по содержанию этого документа, на момент 1621 года о. Иоанн Вишенский был еще жив. Более того, Церковный Собор Киевской Митрополии в нем от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Тот факт, что Собор отдельным постановленим предписывает пригласить «блаженного старца» с Афона в Украину, свидетельствует о его почитании и высоком духовном авторитете на родине еще при жизни.

По отразившемуся в украинской литературе преданию (И. Франко, В. Шевчук и др.), старец Иоанн преставился между 1620-ми – 1630-ми годами в пещерном затворе, отказавшись от пищи и принимая раз в неделю лишь антидор, просфоры и святую воду, спускаемые к его наскальной пещере по веревке.

Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского доподлинно неизвестна. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной как и подобает афонским подвижникам – тихо и незаметно, не оставив об этом никаких следов. Так и уходят большинство афонских старцев, и лишь с годами, особым промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со временем со старцем Иоанном.

В письме инока Манявского скита Леонтия от 9 сентября 1633 г. впервые упоминается старец Иоанн Вишенский как преставившийся. Более того, о. Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Святогорец».

Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года.

Пещера, в которой подвизался на Афоне старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г.Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживаются на трудах и деятельности прп. Иова (Княгиницкого), прп. Иова (Желизо) Почаевского, Стефана Зизания, Исаакия Борисковича, Киприана Острожанина, Елисея Плетенецкого, митр. Исаии (Копинского), прпмч. Афанасия (Филипповича) Брестского, прп. Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским.

По убеждению Пантелеимона Кулиша, именно старец Иоанн Вишенский и его последователи сумели силою своего внутреннего подвига и верности сберечь чистоту православия под натиском польско-католической экспансии.

Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и церковном уровне.

Претерпев неоднократные переиздания в ХIX–XX вв., его послания даже в советское время преподавались в школьной програмне. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна были чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний посреди атеистической пустыни. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере.

Писания преподобного старца Иоанна Вишенского проникнуты святоотеческо-исихастским духом. Он обильно цитирует не только Священное Писание и Апостолов, но и творения выдающихся Святых Отцов Церкви. Одна из основных тем в посланиях Иоанна Вишенского – защита чистоты веры и истинности Церкви Православной.

Из наставлений старца мы узнаем, что он был опытным делателем и проповедником непрестанной Иисусовой молитвы, пытаясь эту святогорскую традицию привить и своим последователям на родине. По сути, прп. Иоанн опередил свое время, став задолго до прп. Паисия Величковского одним из предвестников нового филокалического возрождения в отечественном православии (XVIII – XIX вв.).

Сподвижник прп. Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и прп. Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, все же, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года.

Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., Пантелеимон Кулиш называл его «афонским апостолом».

Тот факт, что и Церковный Собор 1621 г., и ближайшие ученики прп. Иова (Княгиницкого) Тисменицкого в Манявском скиту старца Иоанна Вишенского считали «блаженным», свидетельствует о существовавшем в прошлом глубоком почитании старца. И лишь с пресечением православной традиции в Галиции под натиском католической экспансии (последняя твердыня православия, Манявский скит, была насильственно ликвидирована здесь католическими австро-венгрескими властями в 1785 году), пресеклась и традиция церковного почитания «блаженного старца» Иоанна Вишенского. Активно способствовали вытравливанию памяти о нем среди местного населения и униатские церковные власти, на борьбу и обличение которых столько сил положил старец.

Книга Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист»Согласно православной святоотеческой традиции, слово «блаженный» свидетельствует об одном из состояний святости человека, которое достигается только теми, кто через веру и подвиги стали «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). В древности часто слово «блаженный» употребляли по отношению к почитаемым в народе непрославленным еще официально святым, поскольку Сам Христос указывал на особое значение этого состояния: «...ибо они Бога узрят, ...будут наречены сынами Божиими, ...ибо их есть Царство Небесное... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 3-16).

Хоть до наших дней сохранилось мало сведений о земной биографии «блаженного старца» Иоанна, однако красноречивее любого подробного жизнеописания о подвижнике может свидетельствовать его духовное наследие. Оно представляет собой бесценную духовную сокровищницу. Незаслуженно забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и Вселенского православия. В наше время это наследие обретает новую актуальность. Все это требует его более глубокого изучения, возрождения и почитания.

Сергей Шумило,
директор Международного института афонского наследия в Украине
Источник «Русский Афон»

 

Комментарии   

 
+11 # А. Клещевский 30.07.2016 06:02
Цитата: После нескольких лет интенсивной переписки, около 1604 года старец Иоанн приезжает в Украину.

Читал произведения Иоанна Вишенского, но словосочетания в Украину в его текстах не встречал ни разу. А вот Малая Россия и "российский" применительно к родной земле в них встречается неоднократно. Ниже примеры.

"Книжка", заглавие: "Книжка Иоанна Мниха Вишенского от святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан, братствам и всем благочестивым, в Малой России в короне польской жителствующим...".

В "Зачапке мудрого латынника з глупым русином" - "В прилучившихся же ся российского краю обывателей сретения от нашей веры православных, прагнучих покрепити добраго сумнения, - да не боронишися, От Львова же, весть паки о сем почерпши, да идет в Подгорскую страну.". Далее в "Зачапке" Иоанн называет свой народ русский род, русь и обращается к единоверцам: "Благочестивым и православным христианом Малое Росии, братьству Львовскому и Виленскому.".

"Послание Львовскому братству", заглавие: "Христолюбивому братьству Львовскому и прочиим братиям, единомудренным и единомысленным, купно же и всем православным христианом Малое Руссии ...". И т.д. Примеры взяты по изд.: Иван Вишенский. Сочинения. М.-Л. 1955.

Старец Иоанн Вишенский был духовным нонконформистом , мужественно выступал поперёк насаждаемой безбожной властью душепагубной "мудрости" мира сего, честь ему за это и слава, а нам пример!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+13 # А. Клещевский 30.07.2016 07:46
О том же ещё раз. Цитата:
"Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, все же, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года."

Сам Иоанн Вишенский, как и его соотечественник и, такого словосочетания, как Православная Церковь в Украине (!) не ведали и не писали.

Печально наблюдать за такого рода двусмысленными текстами. С одной стороны, да, заслуженно прославляется православный подвижник прошлого, это дело нужное. С другой стороны - в тексте на уровне понятийного аппарата происходит украинизация и памяти старца, и русской церковной истории, и русской истории как таковой. Даже не хочется спрашивать автора, ведома ли ему 9-я заповедь "не лги"? В том-то и дело, ведома, но нет же, пишет такое, украинизирует.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-12 # грин 30.07.2016 08:56
Не совсем понятен смысл спора. Что меняется от того, как писал старец? Вполне приемлем вариант Руссии т.е. Киевской Руси, т.е. сегодняшней Украине. Все «духовные скрепы» всегда были в Киеве т.е. в Украине, как бы её не называли ранее или сегодня. Если кто-то без них существовать не может и своих "скрепов" не было и нет, то стоит задуматься, кто ты ....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+7 # А. Клещевский 30.07.2016 10:39
Приемлем для кого? Сделанное Вами отождествление Руссии т.е. Киевской Руси имеет научные доказательства на основе исторических документов? Надеюсь, Вы их приведёте?

В том и дело, у нас своих "скрепов" более, чем достаточно, т.к. сохранилась масса соответствующих памятников древности, которые мы можем привлечь для обоснования наших утверждений. Примеры из трудов И. Вишенского я здесь уже привёл.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-11 # грин 31.07.2016 09:49
........Приемле м для кого?............
Ни для кого, а для ЧЕГО. Для максимально правдивой, а не "домысловатой", основанной на чьих-то записках. А если историческими документами и научными доказательствам и служат всяческие записки, то уж увольте.... Я такие "факты" отношу к предполагаемым и рассматриваю их только оным образом. Могу привести много, якобы, доказательств, якобы, научных как и Вы можете привести такое же количество доказательств противоположных . Если Вы, действительно, историк, а не идеолог, то у Вас и тех и иных предостаточно. Беда в том, что здесь выражают свое мнение, в основном, идеологи, старающиеся подвести свои точки зрения под "научно обоснованные". Это похоже на соревнование, а не на поиск истины.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # А. Клещевский 02.08.2016 07:35
Цитирую грин:
........Приемлем для кого?............
Ни для кого, а для ЧЕГО. Для максимально правдивой, а не "домысловатой", основанной на чьих-то записках. А если историческими документами и научными доказательствами служат всяческие записки, то уж увольте.... Я такие "факты" отношу к предполагаемым и рассматриваю их только оным образом. Могу привести много, якобы, доказательств, якобы, научных как и Вы можете привести такое же количество доказательств противоположных. Если Вы, действительно, историк, а не идеолог, то у Вас и тех и иных предостаточно.

Я Вас выше попросил привести научные, то есть, основанные на исторических документах, доказательства Вашего отождествления Руссии т.е. Киевской Руси. Где они? И кто в таком случае историк, а кто идеолог?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Лазаренко Серьгий 30.07.2016 23:09
Дебил (то есть я и половина таких на этой страничке) хочет воспросить мудреца (то есть Гриню): если бы его мать кто-то назвал и прописал другим именем, чтобы его мудрейшество сказало? А точнее заставили под дулом пистолета переписать себя по другому, чтобы она не имела прав на своё имущество и потомство? Наверное мудрец сказал: "А что от этого меняется, от того как её назвала мая бабушка и дедушка? Вполне приемлемый вариант Татьяна, т.е. Тати, т.е. на сегодня Тайлуда. "Скрепа" -слог "Та" всё равно остался."

Мудрец, народ и родина это не контора по продаже бутербродов, которую можно переназывать, как тебе удумается. А так во всём правильной большевицкой дорогой идёте това́риш.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # .James 01.08.2016 10:03
Для Грина:
Скреп в тогдашнем Киеве уже не было никаких. Будущие хохлы смотрели в разные стороны: на Варшаву, на Стокгольм, на Стамбул, на Бахчисарай, некоторые на Москву. Вскоре своими действиями это подтвердил Хмельницкий, который раньше других понял, что его земляки без внешнего управления жить не могут, потому просился под крыло то к одному королю - польскому, то другому - шведскому, то к султану, которому до смерти платил дань, а пришлось выбрать царя. Порошенко со товарищи подтверждают такую неспособность к самостоятельнос ти до сих пор.
Термин Украина тогда применяли только поляки.
Термин Киевская Русь появился только в 19 столетии. Он введен для обозначения домонгольского периода в истории Руси. Само же русское государство называлось Русью.
Все утверждения Грина - из того же ряда, что украинцы построили египетские пирамиды и выкопали Черное море. Нынешние хохлы едут на комплексах и комплексами погоняют. Это комплексы мальчиков в коротких штанишках, которыми очень хочется выглядеть Геркулесами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+13 # Игорь Зеленковский 01.08.2016 02:29
Конечно в тексте имеются огрехи, которые настолько вплелись в сознание украинцев, что даже те из них, кто стоит на общерусских позициях их порой не замечают. Однако, это в общем не сильно портит текст. Потом, несмотря на легкое «украинство», во многом благодаря исследованиям Сергея Шумило и его книге состоялась канонизация Иоанна Вишенского. Поэтому на сайте представлен именно его статья, а не какой-то другой текст. Тем более редакция была уверена, что читатели в своих комментариях где надо расставят точки над «i», что и сделал уважаемый Клещевский.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+10 # Игорь Бабанов 01.08.2016 13:13
Пусть говорят документы
Малароссы или украинцы

Несколько месяцев тому назад в газете ,,Новое Русское Слово" развернулась полемика о слове „малорос" и „украинец". Один из участников полемики — П. Чижик утверждает: „Если есть Украина, то есть и украинцы, а не малороссы, выдуманное Москвой слово в начало XVIII столетня". Приведем еще одну фразу П. Чижика. „То, что г-н Чэмерыца называет себя сознательным „малороссом", это результат денационализаци и (руссификации), которая проводилась на протяжении 250 лет по отношению к украинскому народу".
Отвечая П. Чижику на его обвинения в „выдумке Москвы" и „руссификации", мы будем наши утверждения подкреплять документами.
Тот факт, что народ Украины, Подолии, Волыни, Галичины во времена Киевской Руси называл себя русским, признают даже самостийники. Сохранилось до "нынешнего времени великое количество летописного, литературного и частного (письма, документы) материала, по которому можно установить с полной достоверностью, как называл себя народ Украины, Подолии, Волыни, Галичины и Закарпатья в продолжении тех столетий, когда ему пришлось существовать отдельно от северной Руси в рамках Литовско-Русско го Государства, Речи Посполитой, Венгрии н Румынии.
К сожалению, у меня под руками только несколько сочинении того времени, но этого материала вполне достаточно, чтобы установить настоящее имя народа и земли южной и юго-западной Руси.
Один из крупнейших западно-русских писателей XVI и начала XVII столетия был монах Иван Вишенский. Это был галичанин, великий патриот и борец против Брестской уния. Его книга под названием Иван Вишенский - сочинения, была выпущена в 1955 году Академией Наук СССР. На первом месте в этом издании помещено сочинение „Книжка"...
kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_211.htm
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 145 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь