Главная / Белая Русь / Общественная мысль / Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинства

Уже без малого 20 лет на карте мира сосуществуют три государства, исконно населённые русскими людьми – Россия, Украина и Белоруссия. Сегодня вновь, словно сотни лет назад, Русь представляет собой раздробленный геополитический организм, отдельные части которого то и дело конфликтуют между собой на потеху нашим врагам. Раздельная Русь – главный приз, который достался Западу в его противостоянии сначала с Россией, а затем с СССР.
Теперь у Запада одна цель – углубить и закрепить существующие ментальные границы между великороссами, малороссами и белорусами, которые пока слишком нечётки, чтобы эти народы навсегда воспринимали друг друга как чужаков. 
Украина преуспела больше Белоруссии в поисках обоснований того, что украинцы и русские – вечно соперничающие народы. Политическая конъюнктура заставляет киевскую элиту обособляться от любых проектов, направленных на возрождение единой Руси. Пусть не в территориальном, то хотя бы в политико-культурном плане. Отношения между Минском и Москвой тоже не простые, но всё же менее конфликтны, чем недавние отношения по линии Киев-Москва.

Однако в последнее время поборники западноцентричной модели развития Белоруссии всё назойливее отравляют белорусское сознание теориями литвинства, которые они, словно ярмарочные дива, пытаются всучить молодым белорусам.


Сами идеологи так определяют цель литвинизма – «дать новое или дополнительное национальное сознание и самоназвание людям, которые ищут полноты своей самоидентификации. Если белорусу мало только местного фольклора и неясной истории – он может стать литвином и в десятки раз расширить своё культурно-историческое пространство. При этом не нужно отбрасывать ничего привычно белорусского, ведь всё белорусское – это только часть литвинства. «Старызны не рушыць» – вот древний принцип литвинов. Усилить белорусское национальное самосознание близостью к литвинской парадигме, что позволит исключить случайную утрату независимости Республики Беларусь при определённом стечении политических обстоятельств.

При внезапной смене власти в Беларуси всегда есть возможность массированной пропаганды объединения Республики Беларусь с Россией под благовидной формой и предлогом. Большинство жителей Беларуси склонно к смене своего отношения к независимости своей страны при определённых условиях. Литвинство позволяет эффективно противостоять этому, меняя сознание и менталитет людей».


Словом, разработчики теории литвинства надеются таким образом из белорусов-русофилов слепить литвинов-русофобов

Об этом предупреждали сторонники прямо противоположной концепции – западнорусизма.
Западнорусизм – историко-идеологическое направление научной, общественно-политической и культурной жизни, возникшее в Северо-Западном крае Российской Империи (сегодняшней Белоруссии). Оно основывается на постулате, что Белоруссия является культурной и государственной частью России, а белорусы – самобытным ответвлением русского этноса. 

Западнорусизм, зародившийся во второй половине XVIII в. как реакция западно-русского населения на тираническую политику Польши, вызвал к себе ненавистное отношение поляков. Сторонники этого идеологического течения подвергались репрессиям и гонениям, о чём учебники по истории современной Польши умалчивают. 

Духовно-идеологическое оформление идеям западнорусизма придал проповедник Киево-Печерской Лавры, епископ Белорусский Георгий Конисский, причисленный к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской Православной Церкви в 1993 году. По происхождению св. Георгий Конисский был малороссом, но, будучи хиротонисан в 1755г. в епископа Могилёвского, включился в борьбу за равноправие угнетаемых в Польше православных с католиками. Это вызвало жёсткое противодействие со стороны польских властей, но св. Георгий продолжал дело, которое считал святым. 

Ещё одним идеологом западнорусизма принято называть митрополита Иосифа (Семашко). Перейдя из греко-католичества в православие, митрополит заявил: «…Я с детства имел… душевное влечение к России и всему русскому… Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом — вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа…».

Целая плеяда выдающихся белорусских учёных и общественных деятелей считала западнорусизм органичным идеологическим течением, отображающим истинную сущность белорусского этноса. Среди них следует упомянуть церковного историка Г. Киприановича, политического публициста М. Кояловича, богослова и академика К. Харламповича, видного историка П. Жуковича, филолога и палеографа Е. Карского.

Последний в своих исследованиях доказывал сравнительную новизну термина «белорусы» следующими доводами: «В настоящее время простой народ в Белоруссии не знает этого названия. На вопрос: кто ты? Простолюдин отвечает – русский, а если он католик, то называет себя либо католиком, либо поляком; иногда свою родину назовет Литвой, а то и просто скажет, что он «тутэйший» – здешний, конечно противополагая себя лицу, говорящему по-великорусски, как пришлому в Западном крае».

Даже с приходом Советской власти западнорусизм не изжил себя. Как раз в советское время плодотворно трудился на ниве западнорусизма К. Харлампович, чем, кстати, вызывал раздражение у украиноцентричных деятелей тогдашней Компартии. В 1928 году он был исключён из числа академиков Украинской АН по приказу украинского наркома просвещения Н. А. Скрипника, ярого сторонника политики украинизации. 

Сегодня история повторяется. Как и сотни лет назад, нам упрямо пытаются вдолбить в голову, что различия между белорусами и русскими (да и украинцами) слишком велики, что национальные государства этих народов имеют все необходимые признаки собственного суверенитета. Накануне празднования дней независимости или при очередном конфликте с соседом раздаются громогласные призывы не отдавать своей независимости никому и строить собственное суверенное государство. Кому это на руку, известно всем. 

Неспроста ведь литвинство своими героями объявляет поляков Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича, Станислава Монюшко, Константина Калиновского, Юзефа Пилсудского. Из-за острой нехватки «коренных литвинов» в литвины скопом записали Федора Достоевского, Андрея Громыко. Хотя Достоевский и Громыко считали себя белорусами, то есть, западными русскими. И вовсе не случайно гимном литвинства принято считать…. «Полонез» Огинского! Сразу видно, откуда у этой теории ноги растут. Из-за Вислы! 

Тем актуальней сегодня мысли и интеллектуальные наработки столпов западнорусизма, которые на корню опровергают надуманные версии о чуждых русскому народу литвинах, населяющих якобы Белоруссию. 

В статье Н. Михайлова «Что готовит литвинство для Белоруссии» совершенно чётко описан будущий маршрут этой идеологии: «Политическая подоплёка литвинства в Белоруссии достаточно ясна. Её можно выразить словами: «Мы не белорусы, поэтому мы не русские», а следующим шагом литвинства будет другая формула: «мы литвины, поэтому мы поляки».

Ведь гимн литвинства – всё-таки «Полонез» Огинского.

Сегодня.Ру


 
Разместить ссылку на эту статью:

Комментарии

 
-9 # RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваstatsoft 10.09.2010 11:05
маскалізм ня пройдзе!
 
 
+2 # СоветIngvar 10.09.2010 11:39
Кричите об этом в форточку - очень будет эффектно.
 
 
-1 # RE: СоветЛюбомир 11.10.2010 08:54
Цитирую Ingvar:
Кричите об этом в форточку - очень будет эффектно.

Какой вы мудрый дали тому субъекту совет! :roll: Ему, несомненно, полегчает. :D
 
 
0 # RE: RE: СоветАлексей 02.04.2011 09:42
Жыве Беларусь! Жыве! :lol: Я даже не думал, что белорусские нацисты, ой пардон, националисты будут так тупо орать. Я думал спорить будут, а они только орут про "маскалей, гадау" и т.д.
 
 
-2 # RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваAzgar 28.04.2011 18:28
Ведь гимн литвинства – всё-таки «Полонез» Огинского.

Не понял о чём это. Да и вообще, спор между двумя маргинальными течениями несколько бессмысленен. Вот если бы кто попытался оспорить в полемическом духе современную государственную политику нациостроительс тва, это было бы интересно (а может и нет).
 
 
+2 # RE: RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваIngvar 28.04.2011 22:42
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Это определение наиболее верно описывает «современную государственную политику нациостроительс тва», поскольку она не выражает ценности и традиции ни одной группы населения, кроме чиновников и, обслуживающих их людей. Но это действительно неинтересно.
 
 
0 # RE: RE: RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваAzgar 30.04.2011 00:31
Согласен, поэтому и интересно изучить влияние и генезис этой идеологии, да и вообще изменение характере нациостроительс тва в советские годы, в первые годы независимости Белоруссии (об этом кое-что интересное уже написано) и в годы правления президента Лукашенко.

Под маргинальными имелись ввиду течения, т.е. просто непопулярные.
 
 
0 # RE: RE: RE: RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваIngvar 30.04.2011 23:05
смотрите ниже под ветвью Юрия Аверьянова
 
 
0 # RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваЮрий Аверьянов 29.04.2011 08:51
Да, получается, что и сейчас в Белоруссии истинно народная идеология, отражающая историческое наследие и самосознание большинства - западнорусизм, несмотря на то, что он столько лет замалчивался и уничтожался. А антинародными, окраинным идеологиями являются национализм, литвинизм и официальное нацстроительств о, которые в той или иной мере искажают народное историческое самосознание.
 
 
+5 # RE: RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваAzgar 30.04.2011 00:36
Непонятно, чем, по-вашему, отличаются "истинно народная идеология", которая сейчас в Белоруссии и "официальное нацстроительств о", которое тоже сейчас в Белоруссии.

Не знаю, как в вашем кругу, но в кругу моих знакомых (в основном, представители гум. интеллигенции, учащейся молодёжи и пролетарии) маргинальным является и западноруссизм, вкупе с другими перечисленными вами идеологиями.
 
 
-1 # RE: RE: RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваIngvar 30.04.2011 23:04
«Под маргинальными имелись ввиду течения, т.е. просто непопулярные».

Это верное замечание. Так вот есть непопулярные из-за своей противоестестве нности и искусственности как например литвинство. И течения непопулярные только из-за того, что информация под запретом, или она искажается до неузнаваемости. Последнее относится к западнорусизму, приверженцы которого преследовались как большевиками так и национал-большевиками в БССР в периоды «белорусизации» . Белорусизация в Белоруссии и преследования западнорусистов можно сравнить с расказачиванием , особенно на Кубани. Цель и методы были одни - уничтожить элиты, и убедить население в том, что они не русские. В постсоветское время информации о западнорусизме стало не больше, и при этом вал его извращений. Современный официоз 16 лет пытается изваять идеологию удобную для нового провластного «колхозного шляхетсва», смешивая советизм (без его наследия он нелегитимен), свядомства (иначе не получится национальной идеи) и все это одевает в оболочку западнорусизма (без этого не будет принято народом). В результате получилось: «парадак» и «чарка со шкваркой». То что западнорусизм непопулярен в среде гуманитарев – это отторжение оболочки внутри которой «парадак» и не более. Но тот факт, что белорусы, несмотря на несколько волн белорусификации , как в советский, так и в постсоветский период, массово переходят с трасянки (гастоящее белорусское наречие) на русский язык, а не на искуственный белорусский литератруный, при этом не отказываясь от своей белорусскости, говорит о том, что западнорусизм - это его естественное мировосприятие. Западнорусизм всегда утверждал, что белорусы – это самобытная часть русского народа. И вот за эту самобытность западнорусисты всегда выступали и выступают. Но самобытность белорусов возможно только как часть Русского мира. При этом собственная государственнос ть белорусов нисколько не противоречит взглядам западнорусистов . Вопрос в том, что белорусам мало известно, что они есть стихийные западнорусисты. Но это связано только с их малой информированнос тью.
 
 
+2 # RE: RE: RE: RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваAzgar 01.05.2011 00:01
Это естественно, что верите в сою идею, равно как и в то, что она рано или поздно победит. Но
в последние 5-10 лет националистичес кие настроения в белорусском обществе, как это ни странно, учитывая постоянно меняющийся вектор гос. идеологии, очень сильно возросли. Причём это национализм совсем не "литвинский" (это движение вообще мёртворождённое , кроме как в интернете про него и не слышал никто), да и "западноруссисит ский" (здесь сложнее). Национализм этот чисто государственнич еский, сформированный пропагандой последних лет и имеющий короткую национальную историю, полностью базирующуюся на ВОВ и на культе известной личности. Я сам пришёл к таким выводам после короткого преподавания истории в старших классах. Распространение русского языка легко объясняется бездействием властей и полной зависимостью белорусского информационного пространства от России, я здесь не вижу проявлений тяги белорусов к "русскому началу".
 
 
-1 # RE: RE: RE: RE: RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваIngvar 03.05.2011 18:05
Вот тут Вы и сказали то что есть на самом деле. Слабые, а вернее неумелые действия властей по белорусизации. Хотя она постоянно проводится, но постепенно, чтобы не вызвать взрыва возмущения. Но если белорусам предоставить демократию, за которую на словах ратуют отдельные свядомые из товарищества белмовы г. Трусова, то давно не было бы ни школ ни передач на белорусском ни названий улиц ни объявлений в транспорте. А насчет русского информационного пространства, то попробуйте закрыть русские телеканалы и заменить их на польские и немецкие. У власти еще хватает ума этого не делать.
 
 
0 # RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваГлеб 29.04.2011 12:50
Azgar мыслит категориями местечкогвого нациостраительс тва. Это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Почитайте исследования западных культрологов и геополитиков, а также исследователей идеологии национализма - Б. Андерсон, Э. Геллнер, К. Калхун.
 
 
+1 # RE: RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваAzgar 30.04.2011 00:40
Я большой почитатель Геллнера, среди других конструктивисто в ещё очень люблю Гроха, среди наших Коротееву, Терешковича и кое-кого ещё. Концепция Андерсона, на мой взгляд, интересна, но уж больно лирична, чего стоит одно заключение "воображённых коммюнити". Ещё очень интересен Смит, но, правду сказать, этносимволизм пока ещё является для меня малоизвестным.
 
 
+7 # RE: Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинстваЮрий Аверьянов 03.05.2011 11:33
Ан нет, распространенно сть русского языка у белорусов объясняется тем, что ОБЩЕРУССКИЙ язык для них родной, как и настоящее белорусское наречие, в отличие от весьма чуждого белорусам искусственного лит языка, созданного по принципу "уничтожить всю общерусскую лексику".
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.



Сейчас на сайте
Сейчас 62 гостей и 1 пользователь онлайн

Подписаться на RSS

Получать обновления сайта на E-mail::



Страницы сайта
"Западная Русь"

Вконтакте Facebook Twitter

LiveJournal LiveInternet Google+