Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинства

Автор: Илья Макаров

Уже без малого 20 лет на карте мира сосуществуют три государства, исконно населённые русскими людьми – Россия, Украина и Белоруссия. Сегодня вновь, словно сотни лет назад, Русь представляет собой раздробленный геополитический организм, отдельные части которого то и дело конфликтуют между собой на потеху нашим врагам. Раздельная Русь – главный приз, который достался Западу в его противостоянии сначала с Россией, а затем с СССР.


Теперь у Запада одна цель – углубить и закрепить существующие ментальные границы между великороссами, малороссами и белорусами, которые пока слишком нечётки, чтобы эти народы навсегда воспринимали друг друга как чужаков. 
Украина преуспела больше Белоруссии в поисках обоснований того, что украинцы и русские – вечно соперничающие народы. Политическая конъюнктура заставляет киевскую элиту обособляться от любых проектов, направленных на возрождение единой Руси. Пусть не в территориальном, то хотя бы в политико-культурном плане. Отношения между Минском и Москвой тоже не простые, но всё же менее конфликтны, чем недавние отношения по линии Киев-Москва.

Однако в последнее время поборники западноцентричной модели развития Белоруссии всё назойливее отравляют белорусское сознание теориями литвинства, которые они, словно ярмарочные дива, пытаются всучить молодым белорусам.


Сами идеологи так определяют цель литвинизма – «дать новое или дополнительное национальное сознание и самоназвание людям, которые ищут полноты своей самоидентификации. Если белорусу мало только местного фольклора и неясной истории – он может стать литвином и в десятки раз расширить своё культурно-историческое пространство. При этом не нужно отбрасывать ничего привычно белорусского, ведь всё белорусское – это только часть литвинства. «Старызны не рушыць» – вот древний принцип литвинов. Усилить белорусское национальное самосознание близостью к литвинской парадигме, что позволит исключить случайную утрату независимости Республики Беларусь при определённом стечении политических обстоятельств.

При внезапной смене власти в Беларуси всегда есть возможность массированной пропаганды объединения Республики Беларусь с Россией под благовидной формой и предлогом. Большинство жителей Беларуси склонно к смене своего отношения к независимости своей страны при определённых условиях. Литвинство позволяет эффективно противостоять этому, меняя сознание и менталитет людей».


Словом, разработчики теории литвинства надеются таким образом из белорусов-русофилов слепить литвинов-русофобов

Об этом предупреждали сторонники прямо противоположной концепции – западнорусизма.
Западнорусизм – историко-идеологическое направление научной, общественно-политической и культурной жизни, возникшее в Северо-Западном крае Российской Империи (сегодняшней Белоруссии). Оно основывается на постулате, что Белоруссия является культурной и государственной частью России, а белорусы – самобытным ответвлением русского этноса. 

Западнорусизм, зародившийся во второй половине XVIII в. как реакция западно-русского населения на тираническую политику Польши, вызвал к себе ненавистное отношение поляков. Сторонники этого идеологического течения подвергались репрессиям и гонениям, о чём учебники по истории современной Польши умалчивают. 

Духовно-идеологическое оформление идеям западнорусизма придал проповедник Киево-Печерской Лавры, епископ Белорусский Георгий Конисский,причисленный к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской Православной Церкви в 1993 году. По происхождению св. Георгий Конисский был малороссом, но, будучи хиротонисан в 1755г. в епископа Могилёвского, включился в борьбу за равноправие угнетаемых в Польше православных с католиками. Это вызвало жёсткое противодействие со стороны польских властей, но св. Георгий продолжал дело, которое считал святым. 

Ещё одним идеологом западнорусизма принято называть митрополита Иосифа (Семашко).Перейдя из греко-католичества в православие, митрополит заявил: «…Я с детства имел… душевное влечение к России и всему русскому… Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом — вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа…».

Целая плеяда выдающихся белорусских учёных и общественных деятелей считала западнорусизм органичным идеологическим течением, отображающим истинную сущность белорусского этноса. Среди них следует упомянуть церковного историка Г. Киприановича,политического публициста М. Кояловича,богослова и академика К. Харламповича,видного историка П. Жуковича,филолога и палеографа Е. Карского.

Последний в своих исследованиях доказывал сравнительную новизну термина «белорусы» следующими доводами: «В настоящее время простой народ в Белоруссии не знает этого названия. На вопрос: кто ты? Простолюдин отвечает – русский, а если он католик, то называет себя либо католиком, либо поляком; иногда свою родину назовет Литвой, а то и просто скажет, что он «тутэйший» – здешний, конечно противополагая себя лицу, говорящему по-великорусски, как пришлому в Западном крае».

Даже с приходом Советской власти западнорусизм не изжил себя. Как раз в советское время плодотворно трудился на ниве западнорусизма К. Харлампович, чем, кстати, вызывал раздражение у украиноцентричных деятелей тогдашней Компартии. В 1928 году он был исключён из числа академиков Украинской АН по приказу украинского наркома просвещения Н. А. Скрипника, ярого сторонника политики украинизации. 

Сегодня история повторяется. Как и сотни лет назад, нам упрямо пытаются вдолбить в голову, что различия между белорусами и русскими (да и украинцами) слишком велики, что национальные государства этих народов имеют все необходимые признаки собственного суверенитета. Накануне празднования дней независимости или при очередном конфликте с соседом раздаются громогласные призывы не отдавать своей независимости никому и строить собственное суверенное государство. Кому это на руку, известно всем. 

Неспроста ведь литвинство своими героями объявляет поляков Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича, Станислава Монюшко, Константина Калиновского, Юзефа Пилсудского. Из-за острой нехватки «коренных литвинов» в литвины скопом записали Федора Достоевского, Андрея Громыко. Хотя Достоевский и Громыко считали себя белорусами, то есть, западными русскими. И вовсе не случайно гимном литвинства принято считать…. «Полонез» Огинского! Сразу видно, откуда у этой теории ноги растут. Из-за Вислы! 

Тем актуальней сегодня мысли и интеллектуальные наработки столпов западнорусизма, которые на корню опровергают надуманные версии о чуждых русскому народу литвинах, населяющих якобы Белоруссию. 

В статье Н. Михайлова «Что готовит литвинство для Белоруссии» (http://rusedin.ru/2009/12/21/chto-gotovit-litvinstvo-dlya-belorussii/) совершенно чётко описан будущий маршрут этой идеологии: «Политическая подоплёка литвинства в Белоруссии достаточно ясна. Её можно выразить словами: «Мы не белорусы, поэтому мы не русские», а следующим шагом литвинства будет другая формула: «мы литвины, поэтому мы поляки».

Ведь гимн литвинства – всё-таки «Полонез» Огинского.

Сегодня.Ру

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.