Главная / Белая Русь / Общественная мысль / Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственности


Выступление Игоря Зеленковского на научных чтениях, посвященных 15-летию Института стран СНГ

Последнее время трудности, с которыми столкнулась Белоруссия, являются наиболее серьезными за все время ее независимой истории. Целый комплекс проблем в финансовой и экономической жизни страны, сопровождается провалами во внешней политике, и нарастающем социальном напряжении внутри страны. Это наводит на мысль, что кризис назревал в Белоруссии очень давно, являются системными, и затрагивает основы белорусской государственности.

Первый пик кризиса в 2008-2009 годах, совпал с общемировым, но благодаря кредитам со стороны МВФ и России, его удалось пройти без особых потрясений. Второй пик, вступающий сейчас в горячую фазу, начал нарастать с начала 2011 года. В чем причина того, что республика к концу 2010 года вместе с большинством стран начала было выходить из кризиса, но вдруг столкнулась с еще более серьезными проблемами? Белоруссия получила внешнюю помощь, но не использовала ее для проведения реформ.

Уровень потребления и социальные расходы в Белоруссии хотя и ниже, чем в большинстве соседних стран, но все равно не соответствуют реальному уровню развития экономики, и были чрезмерно завышены. Белорусское общество, за последние годы, совершенно необоснованно, приобрело потребительские черты, с ориентацией на западные стандарты. С целью достижения результата в будущем, любые реформы сопровождаются «затягиванием поясов». Это не готово было принять население, а власти слишком долго не решались на время отказаться от некоторых, взятых на себя социальных обязательств. Это указывает на то, что в стране нет должной консолидации общества, что является следствием отсутствия национальной идеи. Белоруссия пребывает в затянувшемся постсоветском периоде. Ее социально-экономическая модель есть законсервированное на двадцать лет состояние командного социализма в «отдельно взятой» бывшей советской республике. Но сейчас, под нарастающим давлением глобальной экономики и внешнеполитических факторов, эта система начала резко и болезненно деформироваться. В таких критических ситуациях государство может выстоять только при наличии органичной обществу и времени идеологии. И вот с этим как раз проблема, которая во многом стала причиной всех остальных кризисных явлений.

В Белоруссии официальными идеологами написано множество книг, которые на поверку оказываются авторефератами кандидатских диссертаций еще советского периода, с вычеркнутыми именами Маркса, Ленина и Брежнева. Народ же живет мыслями о пресловутой «чарке со шкваркой», и разметает полки магазинов при первом намеке исчезновения этих национальных продуктов.

Попытки «свядомой» интеллигенции «придумать» национальную идею каждый раз почему-то сводятся к русофобии, и постоянным скатываниям к банальному национализму. Что также не находит отклика у населения.

В последние годы молодое поколение белорусских функционеров, пошло по ложному пути, привнося в официальную идеологию элементы, позаимствованные у прозападной националистической интеллигенции. Этот стало проявляться в очередной компании «белорусизации», и в «многовекторном» курсе внешней политики. Но это не принесло ожидаемых результатов, а только породило новые проблемы внутри страны, а также в отношениях как с Россией, так и с Западом.

Есть ли в Белоруссии альтернативная идея, способная стать прочным основанием для белорусского государства, и сочетающая в себе как традицию, так и потенциал для модернизации?

Такая идея есть, и это - западнорусизм, который имеет как минимум двухсотлетнюю историю развития. Сегодня, после длительного замалчивания в советскую эпоху, западнорусизм все более привлекает к себе внимание. Это объясняется тем, что концепции западнорусизма, наиболее органичны белорусской ментальности, и основаны на вековых традициях народовластия и понятиях о справедливости. Именно западнорусская историческая школа представляет картину прошлого белорусов, очищенную от большевистских и националистических и фальсификаций. По взглядам западнорусистов - белорусы есть самобытная часть русского суперэтноса, и поэтому они сопричастны к общерусской истории, а высоты русской культуры - это достижения, в том числе, и белорусов. Западноруситы считают, что необходимо бережно относиться белорусскому наречию как составной части общерусского языка, и которое сильно пострадало в результате навязывания искусственного белорусского литературного языка. Остатки этого наречия, на котором еще говорит множество белорусов, националистическая интеллигенция презрительно называет «трасянкой». Западнорусизм в равной степени отстаивает как права русского литературного языка, так и белорусского наречия. Западнорусизм также имеет духовную составляющую, близкую абсолютному большинству белорусов православного вероисповедания. Этим он дает философскую базу для варианта православной христианской демократии, которая со временем восторжествует на всей Святой Руси.

По мнению западнорусистов Белоруссию необходимо строить как русское государство, которое, сохраняя свою суверенность, будет естественным образом интегрироваться с двумя другими русскими государствами - Украиной и Российской Федерацией. Если будет понимание общности судьбы Русского мира, то экономические связи естественным образом укрепятся, появится общая валюта, сформируются общие трансграничные промышленные холдинги. И все это не станет считаться ущемлением суверенитета или распродажей национальной собственности чужакам. Этот даст базу для модернизации и успешной конкуренции с остальным миром.

Игорь Зеленковский

Материк

 
Разместить ссылку на эту статью:

Комментарии  

 
+1 # RE: Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственнос тиКирилл 20.06.2011 15:16
Ну, никакой "белорусизации" я, честно сказать, не вижу ни в одной сфере - ни в СМИ, ни в образовании, ни в какой-либо другой области. Я переехал в Белоруссию из Малороссии, вот там тёмное дело "украинизации" действительно имеет место и уже, к сожалению, добилось определённых результатов.
А в целом я полностью согласен с господином Зеленковским.

А не мог бы кто-нибудь из администрации сайта аргументировано объяснить использование восьмиконечного креста в качестве символа западнорусизма??? Я, вообще-то, всегда думал, что это финно-угорский языческий символ. Такой крест, кстати, размещён на флаге республики Мордовия.
 
 
+1 # RE: RE: Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственнос тиЛазаренко Серьгий 20.06.2011 20:32
Кирилл не знаю в каком году вы приехали из Малороссии, но поверьте ныне Белорусизация набирает бешеные ходы и именно в доблесном минске по уездам как-то по спокойней, однако не то что было в 2000 году. С чем это связано трудно сказать... Возмозно власть заигрывает с доблесной Европой
 
 
-1 # RE: Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственнос тиAdministrator 20.06.2011 19:02
Цитирую Кирилл:
А не мог бы кто-нибудь из администрации сайта аргументировано объяснить использование восьмиконечного креста в качестве символа западнорусизма??? Я, вообще-то, всегда думал, что это финно-угорский языческий символ. Такой крест, кстати, размещён на флаге республики Мордовия.

Вот на этой страничке говорится о Русском Кресте zapadrus.su/.../symbolss.html Этот крест также присутствует в орнаментах и великороссов и малороссов, да и у всех славян. Этот крест использован как знак проекта, поскольку он объединяет всю русскую традицию, в том числе, как православную, так и дохристианскую. Этот символ просматривается и в орнаменте на государственном флаге Республики Беларусь. Что касается похожего знака на мордовском флаге, то он другого начертания, символизирует солнце. Тем не менее присутствие похожего знака в виде креста у фино-угров и других у народов только подтверждает его глубокую древность.
 
 
0 # RE: Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственнос тиЛазаренко Серьгий 20.06.2011 20:27
Спасибо за статью. Словно Игорь Зеленковский мои мысли прочёл. Беда в том, что на заподноруссизм никто из "партий" не пойдёт иначе они потеряют власть, а власть терять ой больно. Офицальная власть играет между БОГОМ и дьяволом и вашим и нашим, БЭНЭФЭ - дьяволу и не нашим. Что в статье не нравиться это некая христианская демократия которая не дай БОГ явится на РУСИ и не ясно какая должна быть структура единой РУСИ. Мне кажется должно быть одно неделимое теократическо-монархическое государство со своими областными уездными различиями и наречиями - иначе мы сново и сново будем разваливаться. А демократию как не назови всё одно ничего путного из неё не выйдет. "Царстиве на небе, демократия в аду" - Иоанн Кронштатский
 
 
+4 # RE: RE: Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственнос тиEx Libris 21.06.2011 18:36
Я не совсем согласен с таким негативным отношением к демократии. Если она исходит из натурально зарождающихся в народе экономических, культурных, политических структур, то участие народа в правлении, не галдежным, а граммотным образом, поспособствует благополучию. Демократия демократии рознь, по моим сведениям в Российской Империи были некоторые весьма демократические институты (те же общинные советы на селеили земские собрание). А на пример в республике США ряд "классически"-демократических полит-эконом извращений тянут страну ко дну.
 
 
0 # RE: RE: RE: Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственнос тиЛазаренко Серьгий 22.06.2011 10:30
Да демократические (точнее выборные народные - Земские собрания, но это совершенно не демократия) институты существовали в РОССИЙСКОЙ империи со времён Ивана Грозного или ещё раннее, но глава государства был не приходящий призидент, а был владельцем земли, которую он хотел передать богатой свободной своим потомкам. Власть - это не блудливая дама на понели, кою попользовал один 4-6 лет затем другой. Власть это верная мать, любящая отца своих детей. Рано или позно демократия потянет всех и вся ко дну, как в СИ_ШЫ_Я. Сужу античные учённые и Иоанн Кронштацкий всёже правы
 
 
0 # RE: RE: RE: RE: Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственнос тиEx Libris 25.06.2011 15:06
В целом да. Только владения самодержца заканчиваются у моего дачного участка. А так, Боже Царя храни!
 
 
0 # RE: Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственнос тиshimoff 21.06.2011 09:25
Такой крест (обычно василькового цвета) часто мелькает на знаменах националистов. Партия Рымашевского (христианские демократы или как их там) особенно часто его использует.
 
 
+2 # RE: RE: Западнорусизм как идеологическая основа белорусской государственнос тиАлексей 21.06.2011 11:59
Да, согласен. БХД активно использует сей символ (только он синий и чуть-чуть не похож).
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.



Сейчас на сайте
Сейчас 54 гостей и 1 пользователь онлайн

Подписаться на RSS

Получать обновления сайта на E-mail::



Страницы сайта
"Западная Русь"

Вконтакте Facebook Twitter

LiveJournal LiveInternet Google+