30 июня 2015 года исполняется ровно 5 лет как начал работу сайт «Западная Русь», который стал информационным ресурсом одноименного сетевого научно-просветительского проекта. В преддверии этой даты главный редактор духовно-просветительской газеты «Воскресение» Елена Михаленко взяла интервью у руководителя проекта «Западная Русь» Игоря Зеленковского.
Свой первый — пятилетний — юбилей отмечает информационный партнер газеты «Воскресение»: научно-просветительский интернет-проект «Западная Русь». 30 июня 2010 года заработал сайт проекта, эта дата и считается днем основания. Хотя, конечно, ей предшествовала долгая подготовительная работа. Об этапах становления и основных задачах проекта рассказывает его руковдитель, главный редактор интернет-издания «Западная Русь», член Союза писателей России Игорь Федорович Зеленковский.
Игорь Федорович, расскажите, с чего начиналась работа над сайтом. Кто, кроме Вас, стоял у его истоков?
— Прежде чем проект появился в сети, несколько месяцев шла разработка самого сайта, определялась его концепция и идеология, подготавливались анонсы на многих дружественных и уже известных интернет-ресурсах, подбирался пакет статей для разового наполнения всех его разделов и формировался «редакционный портфель» на ближайший месяц работы. Все это обусловило довольно успешное начало работы сайта, вызвав интерес у читателей и дав с первых дней более сотни посетителей в сутки. Однако сама идея вынашивалась года полтора. Ядром проекта стали белорусские историки и общественные деятели, вместе работавшие еще с 2008 года в благотворительном проекте «Белая Русь сестре Сербии», который по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, и Его преосвященства Епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия, занимался сбором средств на восстановление разрушенного храма Св. Праскевы в Косово. Историков, философов и священников объединяла мысль о славянском единстве и о первостепенной необходимости для современного общества возрождать и развивать богатейшее наследие дореволюционной историографии, философии и культуры, основой которых было Православие.
Еще одним побудительным мотивом для открытия проекта стало то, что так называемое «Второе Крещение Руси» в 90-х — начале 2000-х требовало знакомства широкой общественности с историй Церкви и литературой как дореволюционных, так и современных воцерковленных авторов. Особенно актуально знание истории Православия для белорусов, которые, попав под власть польско-литовских магнатов и гнет Католической Церкви, столетиями не имели собственной государственности, и чья история во многом была историей борьбы Православной Церкви за свои права.
Сейчас, когда происходит становление Республики Беларусь, история и набор цивилизационных маркеров становятся определяющими в идеологической борьбе за то, какой путь будет выбран государством: или Беларусь следом за Украиной поддастся на соблазны «западных майдановских печенюшек» и повторит путь государственной, а следом церковной унии с западным миром, или останется в одном цивилизационном и духовном поле с Россией. Поэтому одной из главных задач, стоящей перед проектом, было развенчивание исторических фальсификаций как советского периода, так и многочисленного мифотворчества со стороны современных белорусских историков прозападной и националистической ориентации. Отмечу несколько имен людей, стоявших у истоков проекта: профессор Минской духовной академии Валентина Анатольевна Теплова, доктор исторических наук Александр Юрьевич Бендин, кандидат исторических наук и координатор проекта Александр Дмитриевич Гронский, священники протоирей Александр Романчук и иерей Алексий Хотеев, литературный редактор сайта выдающийся поэт Анатолий Юрьевич Аврутин, координатор проекта в России Юрий Глебович Аверьянов, координатор проекта на Украине Владислав Александрович Гулевич, доктор исторических наук Кирилл Владимирович Шевченко.
— Почему проект и сайт называются «Западная Русь»?
— Это историческое название территории Белоруссии (в историческом значении я употрябляю именно эту форму, а в государственном Беларусь — И.З.), а также Центральной и Западной Украины, попавших под власть литовцев после монголо-татарского нашествия, а затем вошедших в состав Речи Посполитой. Поэтому у Белоруссии с Украиной сходная историческая судьба, и многие культурно-религиозные и социальные процессы до сих пор протекают по схожему сценарию. И темы, поднимаемые на сайте, в равной степени касаются и Украины. Большинство участников проекта находится в Беларуси, но среди его авторов очень много тех, кто живет на Украине и в Российской Федерации.
В XIX и начале XX веков была сильная школа западнорусских (выходцев из белорусских и малороссийских земель) историков, философов, филологов, этнографов и религиозных деятелей, оставивших богатейшее наследие, затем оболганное и забытое в годы советской власти. Самые яркие из них — это причисленный к лику святых философ и богослов Архиепископ Могилевский Георгий (Конисский), положивший начало возвращению униатов в лоно Православной Церкви; Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), воссоединивший в 1939 г. униатскую церковь Западной Руси с Православием; историк Михаил Коялович, родившийся в семье священника на Гродненщине, ставший преподавателем в Санкт-Петербургской духовной академии и положивший начало системному изучению истории Западной Руси; филолог с мировым именем академик Евфимий Карский, заложивший основу научного изучения белорусского языка и создавший перед Октябрьским переворотом 1917 года карту расселения белорусов, благодаря которой существуют современные границы Республики Беларусь; уроженец Гродненщины выдающийся философ Иван Солоневич, написавший книгу «Народная монархия», и многие-многие другие.
Возвращение памяти об этих подлинных героях духа Белой Руси и их наследия была и есть основная задача сайта «Западная Русь». Без этого возвращения невозможно полноценное развитие белорусских гуманитарных наук и общественной мысли.
— Как Вы сами оцениваете — удается приблизиться к поставленной цели?
— За пять прошедших лет было проведено много резонансных конференций (в среднем по три-четыре в год); на страницах сайта уже размещены основные труды дореволюционных западнорусских ученых; опубликовано множество статей современных историков, философов и публицистов западнорусского направления; размещена Антология современной западнорусской поэзии; открыты и регулярно пополняются разделы литературного журнала «Новая Немига литературная».
Хотя сайт придерживается консервативного и отчасти академического формата без «горячих» новостей, однако посещаемость его довольно высокая для подобных сайтов — в зимний период 1500, а летом около 700 человек в сутки, что выводит сайт на первые позиции среди подобных по формату сайтов во всем русскоязычном интернете.
— Не всех, посещающих сайт, можно отнести к друзьям. Есть и резкие противники проекта.
— Лучше всего об успешности проекта «Западная Русь» говорит реакция наших оппонентов из националистического лагеря. Сайт регулярно подвергается серьезным хакерским атакам, а также в прозападных и националистических СМИ о проекте и его членах периодически появляются резкие обличительные статьи, авторы которых, не имея иных аргументов, занимаются откровенным враньем. Основная тема у «обличителей» это, что якобы «западноросы не желают видеть Беларусь самостоятельным государством, а воспринимают только как российскую губернию (колонию, придаток)». При этом не приводится ни одной ссылки на материалы сайта, где бы об этом действительно говорилось, а если что-то и приводится, то вырванная из контекста фраза, дополненная собственными домыслами.
Чем еще любят заниматься наши оппоненты, так это приводить в качестве примеров статьи из российских националистических изданий с действительно провокационными статьями авторов, выдающих себя за приверженцев западнорусского направления общественной мысли. Дело в том, что после появления и успешного развития проекта «Западная Русь» термин «западнорусизм» стал даже модным, и многие нечистоплотные политиканы, особенно среди российских националистов, стали его использовать в своих целях. Надо признать, что на начальном этапе некоторые из них были нашими авторами, но мы с ними давно расстались, и уж точно на страницах нашего сайта не было ни одной статьи, в которой бы говорилось о том, что не должно быть белорусской государственности.
Замечу, что проект «Западная Русь» осуждает все виды национализма: от германского до белорусского, украинского и российского. Национализм — это зачастую не просто любовь к своей нации, а любовь, основанная на негативном отношении к прочим народам. Мы считаем, что основным чувством в отношении к Родине должен быть патриотизм. А это, прежде всего, осмысление духовного наследия предков, которое у нашего народа, как и у россиян с украинцами, православное.
Подводя пятилетние итоги деятельности проекта «Западная Русь» хочу отметить, что его успешное развитие не было бы возможно без активного участия всех авторов, которых уже более семидесяти. Всем им редакция сайта благодарна за труд, и надеемся, что следующие пять лет мы будем продолжать работать вместе.
— Удачи Вам и помощи Божией.
Беседовала Елена Михаленко
Июньский номер газеты «Воскресение» размещен в разделе архива газеты.
Подписной индекс газеты «Воскресенье» 63337