Что празднуют на Купалье?

Автор: Алексий Хотеев

 

Интерес к народной культуре периодически «обостряется» с подачи СМИ, когда звучат информационные сообщения о праздничных днях т.н. народного календаря. В летний период едва ли не самым разрекламированным является Купалье или день Ивана Купалы. Какой смысл имеет сегодня восстановление этой народной традиции?

В первую очередь разберемся с датой. Известно, что Купалье имеет языческие корни и восходит к чествованию производящих сил природы, связанных с обилием солнечного света и тепла. Уже в глубокой древности разные народы отмечали дни т.н. солнцеворота, когда начинал прибавляться день после зимнего солнцестояния (в славянской традиции «Коляды») и когда длительность светлого времени суток достигала наибольшего значения (летнее солнцестояние).

По нынешнему гражданскому календарю (григорианскому) это, соответственно, 21 (22) декабря и 20 (21) июня. Христианская Церковь установила праздновать 25 декабря Рождество Христово, руководствуясь тем соображением, что воплотившийся Сын Божий просиял на земле как Солнце. В Евангелии Он прямо назван «Светом истинным, просвещающим всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1,9). Таким образом, природное явление стало символическим указанием на событие духовного порядка.

В связи с датой Рождества Христова были установлены даты других церковных праздников: Благовещения (25 марта) и Рождества Иоанна Крестителя (24 июня). Здесь основанием служит свидетельство евангелиста Луки, что Благовещение Марии произошло, когда ее родственница Елисавета была на шестом месяце беременности (Лк. 1,26), через три месяца она, следовательно, родила Иоанна. С распространением христианской веры на Руси произошло сближение двух праздников: языческого в честь сил плодородия и христианского в честь св. Иоанна Крестителя. Традиционные народные гулянья были приурочены к церковному календарю и стали происходить ночью накануне дня св. Иоанна. Сами названия «Купалье», «Иван Купало» указывают на простонародное объяснение эпитета «Креститель». Празднество устраивалось зачастую на берегу реки или озера и заканчивалось купанием в воде.

После введения в советской России нового стиля церковный и гражданский календари разошлись на 13 дней. И теперь возникает вопрос о том, к какому дню приурочить «туристические» купальские гулянья: к церковному празднику в честь Предтечи (т.е. 7 июля по гражданскому счету) или же к летнему солнцестоянию 20 (21) июня, как это было бы в дохристианские времена?

Вопрос этот далеко не праздный. В самом деле, почему организаторы культурно-массовых мероприятий продолжают ориентироваться на церковный праздник, предлагая «туристам» попрыгать через костер, свить венки из трав или поискать «папарць кветку» (а заодно и какие-нибудь «клады» по лесам)? Если уж до конца вести такую линию, то следует завести всех веселящихся утром в храм, чтобы они почтили св. Иоанна Крестителя и заодно попросили освятить собранные пучки растений. Однако этого, очевидно, не происходит.

Обратимся теперь к купальским обрядам и песням. Языческая основа познается в них лишь одними отголосками. Так, прыганье через костер можно объяснить, как очистительный обряд, а использование «купальских» трав для ворожбы и прогнания нечистой силы (ведьм и проч.) как магическое действие. И то, и другое уже в христианские времена превратилось в игру, развлечение. Об этом свидетельствуют, например, те купальские песни, в которых парни и девушки поочередно высмеивают друг друга. Материалом для костра служил обычно всякий хлам, он собирался по всей деревне и свозился на повозке, которая конструировалась из колес, осей и упряжи от разных хозяев, что подчеркивало общее участие в подготовке празднества. Употреблялись также старые колеса для телеги, которые мазали смолой и поджигали, установив на шест, что прибавляло ночью огня и служило подобием солнечного света. Собственно, религиозный компонент выражен в песнях слабо, в текстах упоминаются Бог, все святые, особо отмечаются ап. Петр и пророк Илья. Более выразительно представлены здесь этические стороны жизни: любовь, верность, беда и несправедливость, счастье и благополучие. Участники гулянья — люди преимущественно молодые, поэтому значительная часть песен посвящена браку или гаданью о супружестве. Возможно, что Купалье одно время сохраняло летописные «игрища между селами», когда происходили совещания о побратимстве и кумовстве, а также выбор женихов и невест.

Купалье в христианскую эпоху, будучи приурочено к церковному празднику, лишилось культовых языческих элементов, сохранив при этом суеверные гадания и усвоив некоторые христианские мотивы. Народное веселье накануне дня св. Иоанна Предтечи порой затягивалось и сопровождалось пьянством, против чего всегда протестовала Церковь. Например, Стоглавый собор 1551 г. своим 92 правилом прямо запрещает происходящие «от неразумия» игры и плескания перед праздником Рождества св. Иоанна. Церковные меры привели к тому, что Купалье в России перестало справляться. Подобной строгости не было в Беларуси и Украине, где народная традиция сохранялась еще в XIX в.

Современная практика выхолащивает остатки религиозных представлений и окончательно превращает Купалье в ночное веселье и игру. В связи с этим хотелось бы высказать пожелание, чтобы организаторы гуляний отделили их совершенно от даты церковного праздника в честь св. Иоанна Крестителя. Между церковным и купальским действами уже нет никакой внутренней связи. Современные малоцерковные люди не считают дни по христианским праздникам, руководствуясь гражданским календарем, а церковные люди, чествуя рождение св. Иоанна Предтечи, не скачут ночью через костер ради забавы.

Священник Алексий Хотеев

газета «Воскресение»

Июньский номер газеты в формате PDF.

Весь архив газеты «Воскресение».

Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.