ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Свет Преображения

 Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

 Кто хочет узреть оный свет,
Тот должен следующее
               в сердце хранить:
[Блюстись от] телесных страстей
             и непотребных скверн,
Божбы и всякого гнева
                    и возмущения,
И рассеяния и памятозлобия,
И совершенно людей не судить;
А быть в самом помысле и сердце
Чистейшим от плотских скверн,
Кротким, смиренным, спокойным,
Откровенным и чадом мира,
Воздержаным в пище и питии
И неослабно заниматься молитвой;
Началом же и концом во всем этом
Иметь главу добродетелей —
                                             любовь.
(прп. Симеон Новый Богослов, гимн 60)

 

Иногда создается впечатление, что те или иные обычаи, имеющие далеко не первостепенное значение, скорее затемняют, чем выявляют смысл церковного праздника. Вот, например, Преображение Господне. Как же, знаем, говорят, это — Яблочный Спас.

Странное какое-то сочетание слов: Христос-Спаситель — и вдруг «яблоч- «медо- «ореховый» …  Между тем праздник по своему назначению есть проповедь о том, что Христос «есть воистину Отчее сияние», что Его неизреченная слава — необыкновенный и яркий свет, поразивший апостолов, — есть откровение Его божественной сущности, как говорится в Символе веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна». Без такого исповедания не может быть правильной веры, и праздник Преображения служит напоминанием об этом.

Безусловно, для размышления об истинах духовного порядка необходимо иметь развитый ум, привыкший к упражнениям интеллектуального порядка. Здесь дело не в образовании. Духовная истина имеет свойство быть понятой, осознанной, любым человеком, независимо от его образованности. Главное, чтобы она была пережитой, ощутимой.

Как со слепцом трудно говорить о цвете, так же трудно говорить о духовном просвещении с огрубевшим и погрязшим в чувственности человеком. Чтобы взметнуться душою вверх, горе, необходимо внутреннее усилие, связанное с освобождением от чувственности хотя бы на короткое время.

Святой Симеон Новый Богослов (f 1022) в одном из своих гимнов высказал наблюдение, что мы видим все благодаря солнечным лучам, но при этом не видим самого солнца. Если же попробуем смотреть на солнце, тогда не видим более других вещей, будучи ослеплены. Этот естественный опыт помогает понять, что такое духовное просвещение. В самом деле, человеку присуще рассматривать окружающий мир и действовать в нем без памятования о том, благодаря чему он видит и действует. Все происходит как будто само собой, как данность. Присутствие Бога незаметно также, как присутствие света, только благодаря которому наши глаза что-то и видят. Свет слишком привычен, чтобы задумываться о его существовании. Но если вдруг случится все-таки перенести взор на источник света, солнце, то на него трудно смотреть даже с защитными очками на глазах. Как солнце своей яркостью превосходит возможности естественного зрения, обратившегося на него, так точно, и Бог недоступен для обычного человеческого восприятия. Яркость солнечного диска настолько сильно действует на зрение, что даже после отвода глаз окружающие предметы едва различаются, закроешь веки, а солнце продолжает гореть как вспышка во тьме. Так точно и в духовном измерении. Кто даже на короткое время был озарен благодатным светом, не может сразу приступить к мирской суете, не может отвести свое внутреннее зрение от духовного созерцания. Чем более длится этот богодарованный опыт, тем более он силен и тем менее ощущается ценность всего остального, вещественного и скоропреходящего.

Как известно из евангельского рассказа о Преображении Христа, апостол Петр сказал от лица других свидетелей чуда: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17,4). Сказал же это, не вполне осознавая, что говорит, настолько было сильно переживаемое им чувство. Конечно, такую радость от пребывания с Богом ощущали все праведники, которые потому и сделали выбор «единого на потребу», отказавшись от временных земных благ. Думается, не будет преувеличением сказать, что подобный опыт имеют все верующие люди, в тот или иной момент своей жизни ощутившие присутствие Божие.

Конечно, в храм приходят по разным поводам. Есть те, кто хочет успокоить свою совесть исповеданием грехов, а есть и такие, кто приходит по обычаю, чтобы освятить, например, яблоки, виноград и другие фрукты. Когда-то благочестивые н наши предки установили правило благодарить Бога за земной урожай, обеспечивающий их существование. Более того, зерна пшеницы, из которой после перемолки выпекался хлеб, и виноград, из которого готовилось вино, нужны были и для совершения литургии, для причастия. Таким образом, благодарение приносилось сначала за весь урожай, а затем необходимая его часть отделялась (освящалась) для храмовых нужд. На Руси не рос виноград, поэтому стали приносить яблоки. Но смысл самого освящения не меняется: это благодарение Бога и благословение начатков урожая. Понятно, что это действие дополнительное, сопровождающее евангельское воспоминание о Преображении Христа. Именно это значение праздника остается самым главным. Чтобы плод вырос и созрел, растение тянется к солнцу, ищет тепла и света. Точно также и душа стремится к своему Творцу, питается благодатным светом духовного солнца. И в день Преображения Православная Церковь призывает верных стремиться к этому небесному источнику.

Священник Алексий Хотеев

Газета «Воскресение»

Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.

Сейчас на сайте

Сейчас 197 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте