ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Храм Иоанна Предтечи в поселке тракторозаводцев

 Из рожденных женами нет ни одного
пророка больше Иоанна Крестителя.

Лк. 7: 28

Небольшая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи, некогда существовала в пределах нынешнего нашего города. Располагалась она на кладбище д. Большая Слепянка, неподалеку от современного здания гидрометеорологической обсерватории, на возвышенности, где еще и сегодня среди полузабытых могил растут одинокие сосны.

Точная дата постройки церкви неизвестна, однако в архивных источниках она упоминается на протяжении по крайней мере двухсот лет. Начиная со второй половины XIX в. она числилась приписной за Св. Екатерининским собором на Немиге. Последняя служба в ней состоялась на праздник Крещения Господня в 1934 г., после чего церковь Рождества Иоанна Предтечи простояла закрытой вплоть до 50-х гг., когда ее и разрушили.

Минский храм в честь Рождества Иоанна ПредтечиМинули годы, и по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета в Партизанском районе г. Минска был создан и зарегистрирован православный приход в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прихожане поставили своей целью при Божией помощи построить каменный храм недалеко от станции метро «Тракторный завод», в сквере по Ученическому переулку.

7 июля 1997 г., в день праздника Рождества Крестителя Господня Иоанна, в центре сквера состоялось первое богослужение. После водосвятного молебна было освящено место будущего строительства.

11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, там же был водружен и освящен восьмиконечный деревянный крест, а в день зачатия честного и славного Пророка (6 октября) властями Партизанского района было принято принципиально важное решение о выделении общине временного помещения для проведения богослужений.

С Пасхи 1998 г. (19 апреля) начались регулярные богослужения в новоустроенной крестильной церкви в честь пророка Божия Захарии и праведной Елисаветы — родителей Иоанна Предтечи.

7 июля 2003 г. была совершена закладка главного храма — так сам св. Пророк и Предтеча помогает делу возрождения храма в свою честь. Ныне строительные работы близки к завершению. В дальнейшем особое внимание будет уделено и благоустройству сквера.

Храмовое здание представляет собой вытянутую по продольной оси постройку (классический «корабль»), включающую колокольню непосредственно над притвором, купол над основным храмовым объемом и алтарную апсиду.

Очень часто люди задаются вопросом: «Как Церковь выбирает места для будущих храмов?» В наше время ответить на него можно достаточно просто: «Место для строительства выделяется городскими властями». Но над всем этим незримо присутствует Промысел Божий...

Место, где ныне расположен тракторный завод, носило до 1917 г. название Антониевского урочища — по имени архиепископа Антония Зубко (другое название, существовавшее до 1923 г., — Архиерейская роща, или пустынь) — и принадлежало главе Минской епархии — архиепископу Минскому и Туровскому. Здесь же, недалеко, располагались деревня Будилово, предместья Серебряный Лог и Долгий Брод.

О том, что именно здесь столь необходим православный храм как место поминовения «зде  лежащих и повсюду, православных», думаю, станет ясно из последующего изложения. Да и не только православных.

Первоначальные страницы летописи МТЗ были скрыты долголетней завесою секретности. Почему, например, восточная часть его территории называлась когда-то аэродромом.

Удивляться здесь нечему. Постановлением СНК СССР от 17 октября 1940 г. предусматривалось построить авиазавод № 453, рассчитанный на выпуск 3000 машин в год. Выделялось 365 (!) дней на строительные работы, монтаж оборудования и освоение производственных мощностей. Это потребовало «небывалой концентрации сил и средств».

Кто обеспечит необходимое количество землекопов, каменщиков, столяров, плотников и подсобных рабочих? «Это уже наша забота», – сказал П.К. Пономаренко, первый секретарь ЦК КП(б)Б. Строительство, которым регулярно интересовался лично И.В. Сталин, было начато в чрезвычайных условиях, без утвержденных технического проекта и сметы. Проектанты работали непосредственно на площадке, в бараке.

Ноябрь 1940 г. — бараки для строителей еще только начинают строить. К 1 января 1941 г. на стройке уже около 4 тыс. человек. Стройка утопает в грязи, «капризная осень с частыми переменами погоды мучила строителей... ручной труд преобладал... на объекте ключевыми фигурами оказались землекоп и грабарь». Кто мог работать в таких условиях?

«Как везде, не обошлось строительство авиазавода без заключенных. В пополнении их рядов советская власть никаких трудностей не испытывала, стоило только дать соответствующее указание органам НКВД». Похоже, что без таких указаний в этой ситуации обойтись было просто невозможно. Одновременно утверждается, что «заключенных использовали мало». Так ли было на самом деле?

Отметим, что об условиях их содержания не говорится ничего.

«Январь, февраль 1941 г., студень и люты по белорусскому календарю. Они в тот год оправдывали свои неласковые названия... Столбик термометра опускался почти до тридцатиградусной отметки...» Строителей на промплощадке было уже «около 3000 человек» (куда девались остальные?), которым «ежедневно помогали от 500 до 700 колхозников».

В январе сданы 3(!) землянки, куда заселили 210 (!) девушек-рабочих. Где и в каких условиях жили остальные?

В феврале количество строителей достигло 5 тыс. человек. Где все они помещались?

В марте продолжительность дневной рабочей смены увеличилась до 10 часов. «Совнарком БССР разрешил использовать колхозников, участвующих в строительстве авиазавода №453, на сверхсрочных работах». Появилось и решение о введении «полувоенной дисциплины». А рядом читаем: «Особенно трудно было с жильем для рабочих... Затянувшаяся зима не выпускала землю из своих студеных объятий». В это же время вводятся для жилья засыпные бараки, землянки, отдан под заселение инструментальный корпус «А» (об отоплении речь не идет).

В марте морозы не уступали январским и февральским. К 1 апреля на промплощадке 6875 человек. «Большая часть строителей пришла из колхозов» (так-таки сама и пришла?).

«Зима устроила строителям суровый экзамен»... на выживаемость — это просто очевидно, хотя о смертности не говорится ни слова... 3 апреля ночью температура воздуха была — 14°С (т.е. мороза), тогда же на стройке 8400 человек, в дальнейшем было принято решение о досрочном вводе завода в строй. На 21 июня на стройке свыше 10,5 тыс. человек.

Но 22 июня пришла война. Что происходило на недостроенном заводе с лета 41-го до лета 44-го? Достоверно известно, что гитлеровцы решили использовать корпуса цехов для ремонта своих транспортных самолетов.

«Военная пора, Слепянка... В деревне стоят фашисты, они охраняют лагерь советских военнопленных. Неподалеку другой лагерь, туда сгоняли мирных жителей из партизанских зон. В основном мужчин. Евреи заперты в свинарнике. Одна дорога для тех и других, евреи пройдут ее первыми. Все как положено — колючая проволока, вышки, собаки, пулеметы. Расстрелы!.. Когда начали строить тракторный, долго лопаты и ковши выворачивали из земли человеческие кости...» Вот только как их было распознать по национальному признаку? Потому что досталось и немцам.

Июль 1944 г. «Враги, окруженные в столичном «котле», не знали, что Минск уже освобожден нашими войсками. В ночь на 6 июля они из минометов и ручного оружия обстреляли аэродром авиазавода и пытались прорваться через него в город. Бой продолжался с 8 часов вечера до 10 утра 7 июля... Чего только не бывает на войне! На аэродроме стояло около сотни истребителей. Им подняли хвосты, подперев их козлами, запустили двигатели (пулеметы стреляли только через вращающийся винт) и из кабин самолетов вели огонь по наступающим гитлеровцам».

В результате родились такие стихи:

…А чтоб глубже были позакопаны

Тут остатки гитлеровских банд,

Вырос рядом с соснами высокими

Первой марки тракторный гигант.

Их автор — П.Глебка, опубликованы в газете «Трактор».

22 сентября 1944 г. был подписан соответствующий приказ, по которому завод №453 восстанавливал свою деятельность как авиационный. Предстояло собирать самолеты Як-9.

Здесь уже идет разговор куда более откровенный. «Плохое питание, неудовлетворительные санитарные условия сопровождались их непременными спутниками — болезнями. Документы тех лет бесстрастно регистрируют случаи заболеваний брюшным тифом, цингой» (а довоенные документы этого не регистрировали?).

«Первое время недоставало продуктов, рабочие жили впроголодь... Трудное время диктовало жесткие решения, продовольственное обеспечение неразрывно связывали с работой. Талоны в столовую ежедневно выдавались на рабочих местах. Не явившийся на смену полностью лишался в этот день довольствия». Не рискну комментировать...

В ноябре 1945 г. на базе завода №453 был организован МТЗ — «огромное, заросшее чертополохом поле, огражденное колючей проволокой».

Вот самые яркие штрихи. «Корпус №5, как наиболее сохранившийся, был приспособлен под общежитие рабочих и ИТК. Подвал корпуса №5 — под лагерь военнопленных... Полное отсутствие жилого фонда вынудило строителей приспосабливать крайне неудобные помещения корпусов №5 и №6 под жилье, лагеря рабочих спецконтингента, а также вести строительство новых лагерей и ограждений, их оборудование. Специфика преимущественного контингента рабочего состава строителей-заключенных и военнопленных вынуждала руководство завода вести непроизводственные затраты на устройство специальных ограждений не только при лагерях жилья, но и на всех строящихся объектах».

Бесстрастная статистика: заключенные составляли 31,3 %, а военнопленные — 29,9 % от общей численности...

Вот теперь-то нам становятся понятными и весьма обоснованными утверждения старожилов, что почти весь район МТЗ (в том числе и жилые дома) буквально построен на костях. Старые деревенские кладбища? — Весьма вероятно. Довоенные и послевоенные заключенные? Военнопленные — наши и немецкие? — Более чем достаточно. Кто они и сколько их полегло здесь? — Один Господь знает их имена...

И еще. В раннехристианские времена храмы строились на мощах мучеников.

В старинной книге читаем:

«Преподобный Макарий, сделав вопрос сухому черепу, узнал важные истины касательно состояния умерших. Он, между прочим, спросил: ужели вы никогда не чувствуете никакого утешения (преподобный обыкновенно совершал молитвы за усопших и желал знать, служат ли они в пользу)? Милосердующий о душах Господь восхотел открыть об этом Своему угоднику, и чтобы уверить раба Своего, иссохшему черепу вдохнул слова истины. «Когда, — ответствовал череп, — ты приносишь молитвы за мертвых, то мы чувствуем некое утешение».

...В студенческие годы мне довелось поработать на МТЗ. Первый раз — на главном конвейере, второй — в ЛЦ-2. Если бы мне кто-нибудь тогда сказал, что через четверть века придется, став священником, строить здесь храм,  положить ему основание,  не поверил бы ни за что.

Храм в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна — великого проповедника покаяния,  украшает собой не только Стахановскую улицу и бывший Пионерский сквер, но и весь тракторный поселок. 

Протоиерей Павел Боянков

Газета «Воскресение»

Январский номер газеты в формате PDF.

Весь архив газеты «Воскресение».

Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 127 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте