Прославление в лике святых Леонтия Карповича - поборника за Православную веру на Западной Руси.

15 мая 2011 года, годав минском Свято-Петро-Павловском соборе за Божественной Литургией после малого входа Митрополит Минский и Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси огласил определение Святого Синода Белорусской Православной Церкви о прославлении в лике святых преподобного архимандрита Виленского Леонтия (Карповича).

 

Решение о прославлении архимандрита Виленского Леонтия (Карповича; 1580-1620) к лику местночтимых святых в чине преподобных было принято Синодом Белорусской Православной Церкви 4 апреля 2011 года. Архимандрит Леонтий был защитником Православия в период введения унии.
Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Минска, ставший местом торжественного прославления святого, непосредственно связан с его деятельностью. В XVII веке бывший Свято-Петропавловский монастырь в Минске находился в подчинении Виленской архимандрии. Активное участие в строительстве собора (1612-1620) принимали монахи Виленского Свято-Духова монастыря, которым в то время руководил архимандрит Леонтий.

Видеозапись оглашения определения Святого Синода сделана порталом sobor.by

 

Леонтий Карпович  родился около  1580 года в семье священника, происходившего из Пинской шляхты. В детстве жил в Вильне и учился в школе Виленского православного братства. Затем учился  в русской школе князей Острожских в городе Остроге на Волыни вместе со знаменитым гетманом Запорожского войска Петром Конашевичем-Сагайдачным. Там же в Остроге Леонтий Карпoвич познакомился с Мелетием Смотрицким . С 1606 года Леонтий, служил в Киево-Печерской лавре где 1608 году в сане иеродиакона Печерского написал сочинение "Обличение на унию", в которой описывает унию, как очевидец Брестского сейма 1595 года.

С 1608 года служил в Троицком монастыре в Вильне. После его передачи униатам в 1608 г. основал новую обитель при церкви Святого Духа.  В 1609 году Леонтий Карпoвич был на Варшавском сейме, как депутат православного Виленского братства. В 1610 году был писарем, старшим типографом и корректором Виленского братства и за напечатание "Фриноса", сочинения Мелетия Смотрицкого, написанного в антикатолическом духе, по распоряжению короля Сигизмунда III, был схвачен слугами виленского бискупа и в Великую субботу посажен в тюрьму. В тюрьме будучи закован в железные кандалы Карпович провел два года, но дух его не был сломлен и он не отступился от  православия.

Это "исповедничество"  и мученичество Карповича вместе с его предшествующими трудами на пользу Виленского братства было причиною того, что он после освобождении из тюрьмы сделался "попом церкве новое и старшим братства тое ж церкве".

В 1613 и 1614 годах Леонтий Карпович  занимался строительством основанного им Виленского Свято-Духова монастыря, воздвигнутого недалеко от Троицкого монастыря, отнятого у православного братства униатами, и делается первым архимандритом его, начальником Виленского братства, а в 1617 году ректором братской школы при Свято-Духовом монастыре.

Леонтий Карпович, по свидетельству Захария Копыстенского, "был муж боговдохновенный, в языку греческом и латинском знамените беглый и оборонца благочестия, был муж высокого благочестия и ревностный пастырь, он неустанно проповедовал Слово Божие за божественною литургиею, которую совершал почти ежедневно". То что Леонтий Карпович  был замечательным проповедником  служат доказательством дошедшие до нас два слова его на Преображение Господне и на Успение Богоматери, писанные на западнорусском наречии и напечатанные в 1615 году в Евье.

В 1616 году в Евье Карповичем был напечатан перевод недельных поучений п. Каллиста со славянского на общеупотребительный русский  язык.

В 1619-м году им было издано в Вильне на польском и русском языках надгробное его слово при погребении князя Василия Васильевича Голицына, который вместе с Филаретом Никитичем Романовым (бедующий Патриарх и отец Михаила Федоровича - первого русского Царя из династии Романовых) томился несколько лет в плену у поляков и, отпущенный на волю, скончался по пути в г. Гродне.

В 1620-м году напечатаны переведенные им с греческого: "Выклад молитвы: Отче наш", сочинение Иоанна Златоустого, и "Вертоград душевный" Фекары, с предисловием Леонтия Карповича. В этом же году Леонтий Карпович был избран епископом Владимирским и Брестским, но еще до хиротонии в середине сентября означенного года скончался. Кончина его оплакана в известном слове Мелетия Смотрицкого: "Казанье на честный погреб отца Леонтия Карповича, епископа Владимирского и Берестенского", Вильна, 1620 г., и в одном стихотворном произведении: "Лямент у света убогих на жалосное преставление святобливого и в обои добродетели богатого мужа в Бозе велебного господина отца Леонтия Карповича архимандрита общие обители при церкви Сошествия Святого Духа братства церковного Виленского православно-греческого. В Вильне в друкарни братской 1620 года".

Взгляд современников на Леонтия Карповича и то высокое уважение, которым он пользовался во всей Западной Руси,  выражены в "Мнемозине", панегирике, который поднесен был митрополиту Петру Могиле, по возвращении его с коронационных торжеств в 1633 году, студентами его коллегии:

"Теперь пожелай только отправиться до Вильны и других городов русского и литовского мира и ты увидишь,... как встретят тебя в Вильне и проводят до своего руководителя в терпении, предводителя в благочестии, подобного Златоусту в витийстве, за несколько лет пред сим скончавшегося архимандрита Леонтия Карповича. Увидев нетленные мощи его . . . . ты почувствуешь, каким великим делом услужил ты несчастному народу нашему".

Кроме указанных трудов, Леонтий Карпович является автором  проповеди на Преображение, Успение, в воскресенье перед Рождеством, послания на Афон и во Львов. 
Архимандрит Леонид (Кавелин) еще в конце 19 века засвидетельствовал почитание Леонтия Карповича  как местночтимого святого на Западной Руси.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.