В Москве прошла презентация двухтомного полного собрания сочинений Григория Саввича Сковороды

Автор: Александр Гронский

 

29 марта 2013 г. в Москве состоялась презентация полного собрания сочинений одного из самых странных философов и оригинального человека Григория Саввича Сковороды. Издание двухтомного полного собрания осуществлено Фондом «Русский мир» (г. Москва) и Фондом братьев Павличенко (г. Полтава). Презентация не была рассчитана на большое скопление народа, что, по-моему, оказалось очень логичным. Были приглашены представители интеллектуальной элиты, как академические учёные – историки, философы, филологи и др., так и творческая часть российского общества – писатели и поэты, был представитель Русской Православной Церкви, а также чиновники.

 

Я не буду перечислять по именам выступавших и кратко пересказывать содержание их речей. Я постараюсь раскрыть общий смысл выступлений, большинство из которых так или иначе поднимали общие проблемы. И не только в связи с жизненным путём или творчеством Г.С. Сковороды, но и в связи с современностью, с влиянием на неё истории и с влиянием современности на историю. То есть я расскажу о том, что мне показалось интересным в выступлениях, на что я обратил внимание. Часть того, что здесь будет описано, не всегда было основным содержанием выступлений, но именно эта часть речей иллюстрирует современные тенденции в российском и не только российском интеллектуальном дискурсе, интеллектуальные тенденции тех людей, которые не ограничены рамками политических теорий, предлагающих только определённый, пришедший извне взгляд как единственно правильный. Естественно, что большая часть выступлений пусть и косвенно, но затрагивала российско-украинские отношения, самосознание в прошлом и в настоящем. Большинство выступающих высказали уверенность в том, что цивилизация Русского мира сформировалась давно и ей уже практически невозможно исчезнуть. Например, заявление В.Ф. Януковича о том, что Украина сделала свой цивилизационным выбор в пользу Европы, вызвало удивление, потому что свой цивилизационным выбор древнерусские земли (на территории которых находится в том числе и современная Украина) сделали уже давно, а заключался этот выбор в принятии христианства восточного обряда. Именно духовность, как главный смысл, стержень цивилизации, определила судьбу нашего огромного евразийского пространства. Кстати, в связи с рассуждениями о цивилизационным единстве была вскользь затронута и проблема западнорусизма. Причём подняли её московские коллеги. Из их комментариев можно сделать вывод, что западнорусизм является органической частью духовного мира русской православной цивилизации, что это естественное состояние людей, проживающих на западных территориях бывшего Древнерусского государства.

Отдельной темой был разговор об идентичностях. На презентации было зачитано обращение посла Украины в России, где говорилось о том, что издание полного собрания сочинений Г.С. Сковороды является благим делом и т.п. Но в послании было сказано, что Г.С. Сковорода был выдающимся украинским мыслителем, катализатором украинской культуры и т.д. Большинство же остальных выступавших, которые рассматривали жизнь Г.С. Сковороды с научной точки зрения, не разделили этой уверенности. Во-первых, язык, на котором писал Г.С. Сковорода, был языком тогдашних интеллектуалов, с огромным количеством церковнославянских слов, естественно, употреблял Г.С. Сковорода и диалектные слова, поэтому заявлять однозначно о том, что он писал на украинском не представляется возможным. Что же касается самого Г.С. Сковороды, то в его время не было представления об украинском народе как таковом, сам он себя так не определял, и никто его так не определял. Украинцем Г.С. Сковороду назвали позже заинтересованные личности, формировавшие украинскую идентичность. Поэтому выступавшие говорили о принадлежности самого Г.С. Сковороды и его творчества к великой общей культуре, которую, как общую, имеют право считать своей и современные русские, украинцы и белорусы, да и остальные ныне независимые нации, которые вышли из одного общего пространства. Вообще, Сковорода сам вряд ли задавался вопросом, кто он по национальности. А вот его творчество носило больше не национальный или этнический характер, а, скорее, восточно-христианский. Г.С. Сковорода был порождением именно православной традиции, причём русской православной. Он никогда не расставался с библией, и это накладывало отпечаток на его мысли. В советское время Г.С. Сковорода был величиной недооценённой, поскольку его религиозные мотивы противоречили атеистической традиции. Сейчас же мы имеем возможность всестороннего познания мира Г.С. Сковороды и его творчества. Г.С. Сковорода возвращается не только в творческое измерение, но и в научный, академический дискурс. Многое выдавлено из нашей исторической памяти, но всё это осталось в реальном прошлом. И сейчас это прошлое в виде издания двухтомника полного собрания сочинений Г.С. Сковороды постепенно возвращается в историческую память.

Говорили также и о том, что современной цивилизации потребления не интересно культурное наследие, что она живёт категориями упрощённого представления о прошлом, но в наших силах попытаться предложить обществу потребления качественный продукт, может быть, это хоть как-то поможет людям остаться людьми, а не механизмами поглощения пищи, информации и дешёвых идей.

Вот какие ассоциации вызвала у меня презентация двухтомного полного собрания сочинений Г.С. Сковороды. Я рассказал не обо всём, не пересказывал выступления участников, мне хотелось передать неких дух мероприятия, его сущность.

Александр Гронский

 


 

СКОВОРОДА Григорий Саввич (22.11.1722-29.10.1794), малороссийский философ, поэт, музыкант, педагог. Автор стихотворений, басен, песен, кантов, псалмов. Учился в Киево-Могилянской академии.Пел в придворном хоре в Петербурге. Преподавал в Харьковском колледже. С 70-х годов вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Сковороду называли харьковским Диогеном, «нашим» Пифагором и Ксенофаном, степным Ломоносовым. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи. Григорий Сковорода считается завершителем эпохи казацкого барокко и родоначальником русской религиозной философии. Произведения Григория Саввича Сковороды оказали существенное влияние на ряд крупнейших русских философов и мыслителей.

 

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.