ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Белорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства письменных исторических источников. Часть 7

 

Оглавление  седьмой  части документов:

 

 

 

Список всех документов

 

И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870).

 

И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870). Борьба за правильное наделение русских крестьян Западного края с польскими помещиками. – «Исторический вестник», кн.III, IV, 1884.

Автор, русский писатель, драматург, очеркист, поэт(1837 — 1906)  очевидец событий, указывает на польское происхождение белорусского национализма, на маскировку польских русофобов под «белорусов» и на их враждебность к белорусам настоящим – русским белорусам.

С.66 «Большинство чиновников в Могилевской губернии состояло все еще из поляков, между которыми была масса лиц, числящихся православными, это были местные уроженцы – «белоруссы», как они стали называть себя после усмиренного восстания. В сущности же это были истые поляки, рожденные от смешанных браков, носившие даже польские фамилии, предпочитали для молитвы костелы церквам и вспоминали о своем православии, когда это делалось выгодным. Они занимали в губернии очень видные должности, потворствовали на каждом шагу полякам и вредили русскому делу, мстя, где только можно, крестьянам за их участие в подавлении мятежа».

С. 73»…беспощадность крестьян к панам, участвовавших с войсками в подавлении восстания…панов крестьяне вязали и доставляли в Могилев».

И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870) на сайте Президентсой библиотеки имени Б.Н. Ельцина (http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=24.11.2012&DocUNC_ID=8350&Token=T)

 

 

 

Максим Богданович  о русской литературе.

Из публицистики замечательного русского, белорусского поэта Максима Богдановича.

М.Богданович считал белорусов одной из русских народностей.

«Умер Иван Франко! В его лице одна из русских литератур— литература украинская — понесла тяжелую утрату. Не пройдет эта кончина незамеченной и в среде великорусского общества. Для него, думается, не чужды судьбы украинской литературы, по крайней мере не должны быть чужды. Но Франко и помимо этого заслужил право на его внимание: он много сделал для ознакомления галичан с великорусской культурой, и его сочинения в свою очередь не раз переводились на великорусский язык».

«Особняком в шевченковском творчестве стоят трогательные произведения, тесно связанные с его ссылкойи полные автобиографических данных. Многие из этих стихов принадлежат к числу самых выдающихся в поэзии Тараса Шевченко. Наконец, несомненным украшением ее служат оригинальные и грациозные песенки, блещущие народно-украинским колоритом, целый ряд которых написан Шевченко под конец жизни. Многообразными нитями связаны наши души — души русских читателей — с душой покойного поэта. В лице его мы чтим прежде всего «Божией милостию — поэта», чей стих был полон изящной простоты…»

(http://www.maksimbogdanovich.ru/stories/238.htm)

 

 

Слуцкое восстание.

Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакументах і успамінах. / уклад., пардыхт. тэкстаў, іл., заўв., камэнт., паказ. А. Гесь, У. Ляхоўскі, У. Міхнюк; Прадм. У. Ляхоўскага. – Мінск: Медысонт, 2006. – 400 с.

Справка:
Слуцкое восстание против Советской власти в районе города Слуцка  (ноябрь – декабрь 1920 г.). Во время Польско-Советской войны 1919—1920 годов Случчина несколько раз переходила от поляков к большевикам. Основной движущей силой Слуцкого восстания было крестьянство, которое сопротивлялось как советской политике военного коммунизма, так и польской власти. Общей стратегии у восстания не было. Слуцкое восстание можно рассматривать как частный и незначительный эпизод Гражданской войны. Есть все основания считать, что начало восстания было во многом инспирировано польскими властями, уступившие Советам  Слуцк по Рижскому договору. Основным мотивом участия в восстании крестьян, как и по всей России, было неприятие большевиков. В составе избранной Рады оказалось некоторое количество белорусских националистов, принесших символику не существующей БНР (бело-карсно-белый флаг), что дало повод современным белорусским националистам создать миф о борьбе белорусов за независимость от Россиии. Это также соответсвует правде как если бы прочие антисоветские выступления времен Гражданской войны называли “освободительной войной" против России.  Антирусская трактовка Слуцкого восстания  не соотносится с тем фактом, что перед  Первой мировой войной на выборах в Думу на территории белорусских губерний  монархисты  получили за счет крестьянства самый высокий процент голосов. Об истинном отношение крестьянства и восставших Случчины к русскому и белорусскому языку, а также к  России, говорят цитаты из архивных документов. Дополнительно о насильственной белурисизации и сопротивлению ей уже в БССР можно посмотреть по архивным документам в специальном цикле публикаций.

 

Из письма временного инспектора Белорусской школьной рады Минщины в Слуцком уезде Юрки Листопада Симону Рак-Михайловскому (на бел.яз.) (1.11.1919)

«Тем временем я […] пошёл по ближайшим деревням от Слуцка, чтобы узнать, в каком состоянии находятся сельские школы. Я узнал, что из одиннадцати сельских школ Слуцкой волости открыта только одна русская. Что касается белорусских школ, то ни один учитель про них ничего не знал, а приговоры подают, чтобы открыли хоть какую школу. Вообще говоря, чуть ли не все школы подали заявления, чтобы открыть Русскую [Расейскую] школу с польским языком». [с.23]

Примеч.:

  • Приговор – меморандум, который сельские общества направляли польской администрации с просьбой открыть школу.
  • «Школу с польским языком» - т.е. с русскую школу с учебным предметом «польский язык».

 

Из «Доклада о школьном и национальном положении в Слуцком уезде» школьного инспектора Слуцкого уезда А. Барановского (на бел.яз) (1920)

 

«Что касается перевода русских школ на белорусские, то с этим он [уездный школьный инспектор] также не согласился, говоря, что крестьянство уже высказало свою волю при открытии школ, указав в протоколах, на каком языке им предпочтительно преподавание науки в школе» [с.31]

 

Из рапорта инспектора Общества стражи кресовой по Слуцкому уезду Яна Сушиньского о ситуации на Случчине (польск. яз) (январь 1920)

 

«Молодёжь преимущественно тенятся к Москве, и этому не стоит удивляться; потому что воспитана она была в школах русских, поэтому вздыхает по Деникину и великой неделимой России. Кроме того, тут видна и агитация с[оциал-]революционеров» [с.35]

 

«Наблюдается интересное явление; в некоторых местных школках [szkółkach] белорусских, где преподаётся русский язык и будто бы польский - после пару месяцев занятий потребовали, если нельзя сделать русскую школу, тогда просим польскую» [с.35]

 

«Ещё раз подчёркиваю: требуем обратить особое внимание на подрыв доверия ко всему русскому и стараться пробудить уважение к Польше» [с.35]

 

«Массового национального сознания [имеется в виду белорусское сознание] нет: православные считают себя русскими – католики поляками. Мы обязаны использовать несознательность здешних крестьян в этом смысле. Это тот материал, который, если не пожалеем расходов, мы переделаем на свой манер» [с.36]

 

«Вся русская интеллигенция выстроилась под белорусским флагом» [с.37]

 

«Выборы в Городской Совет должны состояться 29/I с[его] г[ода]. Скорее всего, из 24 радных [radnych] выйдет по 8 от пол[яков], евреев и белорус[ов]-москалей [białorus.-moskali] [с.38]

 

 

Из протоколов Первой общенациональной политической конференции в Праге (28.09.1921)

 

Курилович (от Слуцкой бригады): «Против поляков шли все белорусы в большевистские войска, чтобы бороться с паном, но это было в 1920 г., а теперь психология народа изменилась, как всего населения России» [с.147]

 

Курилович: «Есть повстанческое движение в Белоруссии, об этом свидетельствуют большевистские газеты. Есть две ориентации – польская и русская (на вопрос, какой вы ориентации, ответ – белорусской, несколько раз; но тенденциозно – со скрытыми польскими симпатиями)» [с.148]

 

Павлюкевич: «Акции Балаховича и Слуцкое восстание были тесно связаны с Польшей, потому что иначе мы бы сидели в тюрьмах». [с.148]

 

Из доклада Егора Злоцкого Константину Езавитову «Паўстанчэскі рух на Беларусі» (3.10.1921) (на бел.яз.)

 

О причинах появления национального самосознания у местных крестьян: «[…] нужно иметь в виду, что это сознание распространялось, благодаря общей политической ситуации, а не влияниями той или иной политической группировки на крестьян. Крестьяне ощутили и перенесли на себе гнёт коммунистов и увидели, что всё то, что несут коммунисты, чужое для них, а в коммуне самой видели для себя кабалу. Вот тут они и ухватились за принцип самоопределения, тот самый принцип, который был популяризован самими же коммунистами» [с.151]

 

Комментарии   

 
+13 # Петр Крошич 25.11.2012 15:53
Очень ценная подборка (впрочем как и все остальные). Важно, что приурочены факты к очередным театрализованны м спектаклям пана Мельника по мотивам Слуцкого восстания www.istpravda.ru/bel/reconstructions/884/
Конечно восставали против большевиков, которые последний зипун снимали, да еще на мове заставляли говорить.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+11 # Алексей 25.11.2012 19:42
Спасибо за огромную работу!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # shimoff 25.11.2012 22:46
Богданович особенно порадовал :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+11 # Ingvar 25.11.2012 23:06
Так его отец Адам Богдановича известный этнограф стоял на западнорусских позициях и неоднократно говорил, что белорусы - часть русского народа. Белорусизаторы и свядомые эти факты всячески скрывают. Иначе у них вообще все сыпется. Рядом с Богдановичем отдыхают Якни-Колосы. Рано умер, многое не успел. Кстати когда Богданович приехал в Минск его очень прохладно местные письменики встретили, поэтому он здесь не задержался.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # shimoff 26.11.2012 11:01
Что не помешало свядомым посмертно его "приватизироват ь".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Юрий Аверьянов 26.11.2012 16:43
Народные поэмы «Энеида навыварат» (датируется несколькими годами после нашей победы в Отечественной войне над Наполеоном) и более позднее произведение «Тарас на Парнасе» - написаны, несомненно, русскими, Православными людьми, патриотами России.
«Вось досыць ветрам тут дзякацца,-
З Нептунам знали, яки жарт, -
Дамоуки стали убирацца,
Як ад Кутуза Банапарт.» («Энеида навыварат», автор несомненно на стороне «Кутуза» .)

«Ни з ким саромна не клянись
И у Сташкау Нилу пакланись!» («Энеида навыварат», автор упоминает, как место поклонения белорусов монастырь Св. Нила Столбенского Тверской губ.)

Поэма «Тарас на Парнасе», по словам литературоведа М.Лазарука, имеет непосредственну ю связь с передовой русской литературой того времени. Действительно, для автора имена русских писателей родные, свои, национальные, а не «инородные». Автор участвует в спорах двух основных общерусских литературных партий. Он вводит в поэму Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского, о которых лесник Тарас говорит с симпатией, а также их антиподов Булгарина и Греча с их «Пчелой», которым, по замыслу автора, явно не место на Парнасе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-17 # Вова79 26.11.2012 17:10
Бульбаши и хохлы не русские.
Россия не резиновая, так что, госпада, разгребайте своё говно сами.
Надоело вас кормить и вытирать вам сопли.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+17 # hoteev 26.11.2012 19:11
Цитирую Вова79:
Бульбаши и хохлы не русские.
Россия не резиновая, так что, госпада, разгребайте своё говно сами.
Надоело вас кормить и вытирать вам сопли.

Уважаемый Вован сходите в свой лабас и посмотрите, есть ли там продукты из РБ. Прочтите внимательно вывески в Смоленске или Петербурге со словами "Товары из Белоруссии" и подумайте насчет "кормить".
Заодно вспомните, сколько русских людей легло в землю, чтобы защитить Белоруссию и Украину от нападения врагов с запада. Вы и на их могилы плевать будете?
Топчут землю Вованы, не помнящие родства...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+8 # Administrator 26.11.2012 19:56
Что друзья, задело?
Вот оно - рыло "руССкого фашиста!"

Извините, пока писал разъяснение зачем пропущен этот комментарий, о. Алексий уже ответил.
Спасибо о. Алексий.

Но дело в том, что это не «Вова» из России, а які небудзь Анастась або Базыль, и сидит он за компьютером в Минске. :lol:

Это профессиональны й свядомый провокатор.
Не буду раскрывать его IP и брать грех на душу – а то хлопец са страху можа тэпцікі адкінуць.

Вообще много приходит комментариев, которые приходится отметать из-за нецензурной лексики. Но что интересно - если присмотреться, то масса комментаторов под разными именами имеют очень ограниченное число IP адресов. О чем это говорит? Сидит несколько свядомых прыщавых отморозков и круглые сутки колбасят комменты по различным сайтам, создавая видимость массовости. А на самом деле это не так.

Большинство таких комментариев автоматически уходят в пустоту, по мере внесение их IP в систему «бана». Но вот сегодня наткнулся на такой тип провокации. Это даже не провокация - в чужую форму переодеваются диверсанты.

Получается такой вид интернет- диверсии с целью умышленного разжигания … и прочее и прочее. При желании, вообще много статей наберется для этого «Вована».
Только нет желания пачкаться …
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+10 # Петр Крошич 26.11.2012 20:10
Иезуитские штучки.
У меня сразу закралось подозрение, что не все чисто с этим Вовой. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Анонимус 27.01.2013 10:43
Почему-то не открывается И.Н. Захарьин на сайте библиотеки Ельцина. Раньше открывался...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 150 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь