ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II. Отделение II. Глава I)

До учреждения Братских школ образование в юго-западной России находилось в жалком положении. Правда, в южной России с незапамятных времен существовали школы при церквах и монастырях; но в этих училищах обучали только чтению и пению с целью приготовить для церквей чтецов и певцов. При скудных средствах к просвещению, большая часть народа погружена была в глубокое невежество, а от этого Церковь православная потерпела много вреда и испытала не мало бедствий. Многие из православных ясно сознавали тогда нужду в просвещении.

Собрание сочинений Георгия (Конисского), Архиепископа Белорусского (Часть вторая)

 

В  2017 году исполняется 300 лет со дня рождения Святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилёвского (20 ноября 1717 г., Нежин - 24 февраля 1795 г., Могилев). Белорусский Экзархат Русской православной Церкви в этом году планирует провести ряд юбилейных мероприятий, посвященных местночтимому святому Земли Белорусской (канонизирован 6 августа 1993 г.). Также жители и священничество Могилева не оставляют надежд в удовлетворении их ходатайства перед властями о переименование в честь архиепископа Георгия (Конисского) центральной площади города и разрешении установки ему памятника.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II, Отделение I)

Возникнув из духа Евангельской любви, Братства стремились проявить эту любовь во всех своих действиях, во всех учреждениях, и потому получили сначала, по преимуществу, характер обществ человеколюбивых и назывались Братствами любви и Братствами милосердия. В последствии же времени, когда в юго-западной России возникло гонение на Веру православную, когда Польские короли и римское духовенство стали открыто стремиться к истреблению православия, Братства, не теряя характера обществ человеколюбивых и не оставляя дел милосердия, вызваны были к деятельности другой, более высокой, более важной, —к защите и охранению Веры православной, и получили характер обществ, по преимуществу, религиозно-православных.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть I, Отделение II)

 Трудно и даже невозможно определить с точностью и подробностью отношение Братств к властям того города, или места, в коем находилось то или другое Братство. Можно также сказать утвердительно, что отношение — это не во всех Братствах было одинаково, по той причине, что в самых городах юго-западной России внутреннее управление, или судопроизводство было различно. Так напр., некоторым городам предоставлено было право Магдебургское; другие же не пользовались сим правом, но судились по Литовскому Статуту. Притом, в самих городах, имевших Магдебургское право, одни только мещане пользовались им.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть I, Отделение I)

Бедственные обстоятельства, в коих находились, во времена Унии, народ южнорусский и Вера православная, требовали постоянных и продолжительных совещаний; потому что не проходило дня, когда бы Фанатизм врагов не изобретал новых средств к угнетению русского народа, твердо стоявшего за православие. И как все, что только имело отношение к Вере православной и южнорусскому народу, находило для себя опору в Братствах; то сии последние, в своих собраниях, должны были всячески заботиться о том, как бы противодействовать Унии, как бы предупредить то или другое бедствие, грозившее гибелью Вере православной, как бы уничтожить несчастие уже, постигшее южнорусский народ.

Граф Михаил Николаевич Муравьев и его дочь.

Склеп-могила М.Н. Муравьева на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге. Там же захоронены жена М.Н.Муравьева Пелагея Васильевна и дочь София Михайловна (фото Анны Кудравцевой).Бывают личности, которые, благодаря случайным условиям жизни, проходят век свой едва заметными для посторонних; только в тесном кругу семьи потеря их оставляет неизгладимый след, и место их остается навсегда праздным и незаметным. Только с утратою таких лиц сознается вполне ясно значение их для близких. Между тем, по дарованиям, по особенностям характера и душевному развитию эти люди, поставленные в соприкосновению событиям общественной жизни, не остались бы не замеченными.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России» (Вступление)..

Юго-западная Россия была древним достоянием потомков святого Владимира, и православные чада ее были соединены кровными узами родства с сынами Руси восточной. В их жилах текла родная кровь, в устах звучала родная русская речь, в памяти сохранялись одни и те же дорогие, минувшие годы младенчества, а души их получали жизнь и силу из одного и того же благодатного источника—святой Веры православной, —словом: это были родные братья, связанные между собою и единством происхождений, и единством святой Веры православной, и единством языка, и священными преданиями древности.

Н.И. Надеждин о русском народе Карпатской Руси. 1842 г.

Илл. 1. Портрет Н.И. Надеждина... я убедился вполне, неопровержимыми доказательствами, что русская стихия простиралась на юго-запад по обе стороны Карпата, вплоть до Дуная, задолго до вторжения мадьяров в Паннонию; что мадьяры не привели сюда с собою руссов, а нашли их здесь, осилили, расположились жить и господствовать меж них, и таким образом разорвали то непосредственное соседство, в котором руссы, по свидетельству в наших отечественных и чужих преданий, находились некогда с сербами, хорватами и славно-чехами. Доказательства, на коих основалось мое переубеждение, суть: исторические, этнографические, топографические и даже лингвистические. На сей раз упомяну об одном, у нас едва ли известном факте, но которого важность чрезвычайна: в Трансильвании, в сокровеннейших ущельях Карпата, при истоке Ольты, между румынами, мадьяро-склерами и саксами, находятся деревни, которые по сие время называются «русскими»...

З. Островский «Проблемы украинизации и белоруссизации в РСФСР»

На основании наших личных наблюдений и многочисленных материалов, собранных нами и другими обследователями, а также на основании протоколов упомянутого уже совещания, можно утверждать, что сторонниками украинизации является советский элемент, а противниками ~ антисоветский. Кулаки не могли быть сторонниками нашей большевистской, советской украинизации, потому что она ничего хорошего им не сулит. Украинизация соворганов должна была в то время поставить станичного кулака или зажиточного казака лицом к лицу с казацкой беднотой, а это для него весьма неприятно; в этом национальном моменте до известной степени отражается классовая сущность.

Из переписки графа Михаила Муравьева-Виленского относительно религиозных и церковно-обрядовых вопросов Северо-Западного края.

 

В этом году исполняется 150 лет со дня смерти (12 сентября 1866 г.) великого российского государственного деятеля графа Михаила Муравьева-Виленского. Имя Михаила Николаевича Муравьева больше известно как усмирителя польского мятежа и реформатора в Северо-Западном крае Российской империи, но много сил и времени он отдал на духовное возрождение белорусов, положив начало массовому строительству сельских церквей, организации приходских школ и распространению просвещения среди забитого и униженного польской шляхтой белорусского крестьянства.   В день памяти графа Муравьева-Виленского размещаем его переписку по церковным вопросам в Северо-Западном крае, опубликованную в 12 номере «Русского архива» за 1914 год.

А.В. Духнович. Истинная история карпато-россов или угорских русинов. 1853.

Портрет А.В. Духновича.

А.В. Духнович ступил на стезю трудов в нелёгкое (уже много веков) время.  Подкарпатская Русь столетиями была подчинена венграм, сосредоточившим в своих руках власть, материальные богатства и  образование; последнее служило средством мадьяризации русского народа. Большое влияние на национальное пробуждение Подкарпатской Руси оказал победоносный поход через последнююв 1849 г.войска Российской империи, подавившего восстание венгров против Габсбургов.

Сейчас на сайте

Сейчас 247 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь