ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Украинские сечевики и Талергоф (к столетию битвы на горе Маковка).

 В желании отвлечь внимание народа от празднования 70-летия Великой Победы президент Украины Петр Порошенко издал указ (№228/2015) о праздновании «100-летия победы украинских сечевых стрельцов в битве на горе Маковка в Львовской области над частями Российской империи».

Битва на горе Маковка продолжалась с 14 (27) апреля до 21 апреля (4 мая) 1915 г. Российские войска,  с третьей попытки выбили с горы австро-венгерские войска под командованием барона фон Гофмана, и приданные им отряды Украинских сечевых стрельцов (УСС) или «Украинский добровольческий легион».

Попытки врага вернуть гору успехом не увенчались. Через неделю российские войска покинули Маковку из стратегических соображений в виду изменившейся обстановки на других участках фронта. Только после этого австро-венгры и УСС смогли попасть на гору. Украинская историография признает только два штурма горы 9 неудачных для российской армии), и умалчивает о третьем (неудачном для австро-венгерской армии).

Следует отметить, что «Украинский добровольческий легион» только с очень большой натяжкой можно называть «добровольческим» так как из убежденных «украинцев» было только его ядро, а основной состав пополнялся принудительной мобилизацией русинов, ненавидевших украинских националистов и их австрийских хозяев. Возможно поэтому отличительной чертой сечевых стрельцов были нестойкость в бою и повальное дезертирство в результате чего их легион неоднократно почти полностью исчезал. Современным украинцам следует также напомнить, что в противовес малочисленном и прытким в беге украинским сечевым стрельцам, российская армия, включая высших офицеров, на четверть состояла из малороссов. И видимо по иронии судьбы самые большие неприятности у сечевиков случались при встрече с малороссами. Первое «боевое крещение», а вернее разгром, «сечевеки», претендовавшие на славу Запорожской сечи, получили в сентябре 1914 года в районе села Верецке-Вышне как раз от прямых потомков запорожцев - казаков 2-й Кубанской казачьей дивизии. А окончательно украинский легион был уничтожен в сентябре 1916 года 113-ой пехотной дивизией под командование генерал-лейтенанта малороссийского происхождения Александра Тимченко. После этого украинский легион практически перестал существовать, и после восстановления использовался австрийцами только в охранных и карательных целях. После поражения Австро-Венгрии судьбы многих сечевиков разделились – кто влился в украинские воинские формирования, а затем перекинулся к красным, и на службе у большевиков активно участвовали в насильственной украинизации Малороссии и превращении ее в Украину. Часть убежденных «украинцев» ушла в Польшу и затем участвовали в формировании ОУН-УПА.

 Многие бывшие сечевики после нападения Гитлера на Советский Союз влились в отряды ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина». В истории Галичины УСС отметились соучастием в массовых казнях галицко-русского населения. Австрийское командование использовало сечевиков и сочувствующих им, как шпионов, доносчиков и карателей. Не без содействия УСС многие галичане попадали в Талергоф и Терезин.

Ниже мы приводим свидетельства того, как события Первой мировой войны и роль УСС отразились в народной памяти.  Пусть эти архивные документы помогут современной украинской молодежи понять, кем же были сечевые стрельцы на самом деле.

 


 

 

Ч. 518- 520. МѢСЯЦ: Жовтень, Листопадъ, 1 рудень.

 

ВѢНОЧЕКЪ

СТИХОТВОРЕНІЙ

 

ЛЬВОВЪ, 1932.

 

 

 

Ив. Процык

Памяти талергофцевъ.

Честь вамъ, честь вамъ русски дѣти,
Вамъ страдальцямъ пять вѣковъ,
Що не дали одолѣти 1)
Святой Руси тьмѣ враговъ.
Наши отцы, въ вѣчномъ мирѣ,
Спятъ въ могилахъ—вѣчны сны,
А при Руси ей оплотомъ 2)
Славныхъ предковъ: ихъ сыны. 
Поки крестъ святый сіяе 
Понадь гербомъ князя Льва,
Доти злоба враговъ міра
Намъ не люта, не страшна.
Мы умѣемъ умирати
За Русь святу, Ей честь,
Намъ не страшенъ ударъ грома,
Ани пекла-ада месть. 3)
Поки вѣра въ русской груди,
Зъ Владимірскихъ, генъ, временъ,
Русь не зметутъ чорты-бѣсы,
Ни всѣ разомъ, ни одинъ.
Мы умѣемъ за Русь, вѣру,
Ити въ ясыръ4) и полонъ.
Намъ не страшны вода, море,
Ни пекольныхъ мукъ огонь.
Поки чути русске слово,
Где Днѣстеръ, Бугъ, Сянъ и Прут,
Русь жіе и жити буде,
Руси жити вѣчно тутъ.
Мы умѣемъ и за слово,
Якъ настане часъ-пора,
Съ мечемъ въ рукахъ по давному
Нестись вихромъ на врага.
Честь вамъ, честь вамъ, русски дѣти,
Вамъ страдальцямъ пять вѣковъ,
Вѣра, слово—Руси сила,
А люта смерть для враговъ!

1) поконати, 2) охороною, 3) помста, 4) неволю

Ив. Тернопольскій.

Въ нынѣшни дни

Мовъ той дубъ осѣнній сумуе Русь...
Часъ — рубачъ гильемъ, судьбою хитае,
Якъ голубь сивый — Талергофецъ дѣдусь
Надъ „Исторьею Руси" слезы отирае.

О родна Русе, старецъ прошептавъ,
Зложивъ святу книгу и поцѣловавъ;
Отеръ свѣжи слезы, и въ руки старечи
Иншу книгу, „Альманахъ" вонъ взявъ.

И снова слезы облили старовину,
Неначе открылось жерело въ очахъ,
И лились слезы, лились безъ упину
Въ море русскихъ слезъ, въ книгу „Альманахъ".

„О Русе! — старецъ прошептавъ 
И поднесши очи въ гору, до небесъ:
Боже, у Тебе правда — и вказавъ
Ту въ тихъ двохъ книгахъ рускихъ мукъ и слезъ.

 

Ив. Тернопольскій.

„Подъ соснами"*).

Якъ заграли, заревѣли
Всесвѣтни арматы.
Занялась та загорѣлась
Наша родна хата.

Выгнавъ ворогъ Русь мужицку
Изъ власной землицѣ,
Въ сырыхъ тюрьмахъ давъ притулокъ
Несчастной Вдовицѣ.

Австро-мадярьски Нероны
На всяки способы 
Били, вѣшали, палили,
Гнали Русь до гробу.

Отъ Бродщины по Карпаты
На вербахъ зависли 
Трупы русского народа,
Що й за сердце тисне...

Заколысавъ буйный вѣтеръ
Русскими сынами.
Заплакала Русь небога.
Лягла подъ соснами!

*)Стихотворение «Под соснами» - трагический намек на метод казни галицких русинов австрийцами и их прихлебателями. Оккупанты хватали крестьян, священников и интеллигенцию, и вешали на первом дереве или расстреливали возле него. Часто это была сосна – распространенное растение в Карпатских горах (примечание Владислава Гулевича).

 

* * *

Мовъ сирота, перепита
Рослуки напиткомъ,
Вертала Русь зъ Талергофовъ
Скатована, збита...

Вѣтеръ Нею колебае
Якъ въ осѣнь бодячьемъ,
Где пристане подъ вербами,
На могилахъ плаче.

Припленталась на згарище
До родной хаты:
Гонять Ей чужи й свой
Каины прокляти.

И змучена и зранена,
Ледво шкандибае 
Та селянску свою нивку 
Оре — засѣвае.

Оре, сѣе та вмиваесь
Рясними слезами,
Надъ своими выродками,
Блудными сынами...

 

И еще одно свидетельство из газеты русинских эмигрантов в Америке «Свободное слово Карпатской Руси». И снова упоминаются сосны.

Газета «Свободное слово Карпатской Руси». (07.12.1963)

Лемковщина между двумя мировыми войнами

До первой мировой войны Лемковщина, занимающая западную часть Карпат от г. Сянока к Грибову, Старому и Новому Санчу, до Мушины и Крыницы, —была твердыней русского сознания. Подавляющее большинство священников были тоже русскими. Русскими же были многие народные учителя, адвокаты и пр. образованные люди. Все усилия новообразовавшейся, — при поддержке австро-польских властей, —партии народовцев - „украинцев” основать на Лемках ячейки мазепинской идеологии, разбивались о стойкость и преданность русских людей.

Грянула первая мировая война. По доносам „украинцев” почти вся русская интеллигенция и десятки тысяч крестьян были арестованы и вывезены в концлагеря. Только немногие вернулись после войны на свои пепелища. Остальные нашли свой вечный покой „под соснами” Талергофа.

***

„... Талергоф, 2) пекло мук и страданий, лобное место, голгофа русского народа и густой лес крестов „под соснами”, а в их тени они — наши отцы и наши матери, наши братья и наши сестры, которые сложили там головы. Неповинно! Но во истину ли неповинно? Нет, они виноваты, тяжко виноваты. Ибо своему народу служили верно, добра, счастья и лучшей доли ему желали, заветов отцов не ломали, великую идею единства русского народа исповедывали. И не преступление ли это? Однако наиболее странным, наиболее волнующим, наиболее трагическим в этом мученичестве русского народа было то, что брат брата выдавал на пытки, брат против брата лжесвидетельствовал, брат брата за иудин грош продавал, брат брату Каином был. Может ли быть трагизм больше и ужаснее этого? Пересмотрите историю всех народов мира, и такого явления не найдете. Когда лучшие представители народа „изнывали по тюрьмам сырым, в любви беззаветной к народу”, в то время, вторая его часть создавала „січові” отделения стрелков и плечо о плечо с палачем-гнобителем своего народа добровольно и охотно защищала целость и неприкосновенность границ Австрийской Империи. Где же честь, где народная совесть? Вот до чего довела слепая ненависть к Руси, привитая на продолжении долгих лет, словно отрава народной душе. Предатель забыл свою историю, отбросил традиции, вырекся своего исторического имени, потоптал заветы отцов... ” (там же, стр. 84-85).

С той же силой свидетельствует нам о славных деяниях самостийников в Галичине Фома Дьяков, крестьянин села Вербежа, из под Львова. Он был приговорен к смертной казни в 1915 году, но император Франц Иосиф подарил ему, и некоторым другим, жизнь.

„Нехай не гине николи память о наших невинных тысячах русских людей, лучших и дорогих наших батьков и матерей, братов и сестер, котри в страшних муках погибли от куль, багнетов и на австро-мадьярских шибеницах (виселицах), що неначе густий лес покрыли всю нашу землю. Той зверский терор в световой истории записано кровавыми буквами и я верю, що та память о мучениках буде вечная. Наши дети, внуки, правнуки и тысячелетнии потомки будут их вспоминати и благословити за тое, що в страшных смертельных муках и страданиях не выреклися своего великого славянского русского имени и за идею русского народа принесли себе кроваво в жертву. Ганьба (стыд) буде на вечный спомин за писемни и устни ложни доноси выродних наших родних братов, котры выреклися тысячелетнего русского имени, стались лютыми янычарами, проклятыми каинами, юдами, зрадниками и запроданцами русского славянского народа и русской славянской земли за австрийские и германские охлапы! ” (там же, ст. 75).

2) Талергоф — один из самых страшных концентрационных лагерей для русских галичан в Австрии в первую мировую войну.

 

Из газеты «Свободное слово Карпатской Руси» (03.04.1962)

Вы сами помните, что когда в село пришел офицер, то говорил вежливо, но увидев красную черточку на карте, моментально превращался в палача. И кричал немец или мадьяр:

—    Ты рус?

А наш несчастный крестьянин отвечал:

—    Да, русин, прошу пана.

И уже готовая веревка повисла на его шее! Так множились жертвы австро-мадьярского произвола. Но вскоре не хватило виселец, снурков, ибо слишком много было русского народа. Для оставшихся в живая австрийская власть приготовила пекло, ему имя — Талергоф! Если бы кто-нибудь не поверил в мои слова, что Талергоф приготовили вышеупомянутые мною украинцы, пусть посмотрит в стенографические записки делегаций”.

 


 

 Следует отметить, что здесь приведены стихи из львовских изданий 30-годов. Несмотря на «русинскую голгофу», устроенную в годы Первой мировой войны австрийцами и их подручными из украинских националистов, русская интеллигенция все еще продолжала свою борьбу и на Западной Украине у населения в значительной мере оставалось русского самосознания. Все прекратилось в 1939 году с приходом Красной армии во время Польского похода. Многие, как в годы Первой мировой войны, ждали русскую армию-освободительницу, а пришли комиссары и НКВД, для которых русская интеллигенция оказалась большим врагом нежели украинские националисты. Все русские культурные центры и издания в 1939 году были закрыты, а русские деятели репрессированы в первую очередь. Жесткая украинизация продолжилась после Великой отечественной войны, в том числе и на территории присоединённых в 1945 году Буковины и Подкарпатской Руси (нынешняя Черновицкая и Закарпатская область).   Изначально строительством Украины и насильственной украинизацией занимались именно коммунисты совместно с бывшими сечевиками. На совести большевиков уничтожение дореволюционных памятников с церквями, переименование городов и улиц.  Все строители националистической Украины от Кравчука с Кучмой до Турчинова с Фарион не просто родом из СССР, а бывшие функционеры КПСС (Турчинов, Александр Валентинович 1987—1990 — секретарь райкома комсомола, затем заведующий отдела агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола; Ирина Дмитриевна Фарион была членом партбюро факультета - единственная студентка на факультете, которая была членом КПСС).

Так что когда теперешние коммунисты обвиняют  бандеровцов в варварстве за то, что те сносят сносят большевистских истуканов, то надо не обелять историю своей партии, а посмотреть правде в глаза.

 

Казненные русины в Талергофе. Среди палачей сечевые стрельцы.Фейковый памятник псевдогероям - мемориал-некрополь сражавшихся и погибших сечевых стрельцов на горе Маковка, открытый в августе 1999 года во время первого президентского срока Леонида Кучмы (бывший функционер КПСС и лауреат Ленинской премии).

 

Владислав Гулевич,
Игорь Зеленковский

 

 

Комментарии   

 
+11 # Петр Крошич 04.05.2015 01:40
Все правильно – большевики и есть первый источник украинского и белорусского национализма, приведший к теперешнему кровопролитию на Украине. Сейчас бывшие коммунисты пытаются запудрить народу мозги, что на Украине идет борьба с фашизмом, да нет скорее с одной из форм национал-больше визма. Киевская хунта под копирку использует методы большевиков в борьбе с собственным народом.

Вот выдержка из ответа Проханову заместителя главы Отдела внешне церковных связей РПЦ игумена Филипп (Рябых)

"Вы ставите в заслугу Сталину то, что он восстановил «великое русское пространство». Но, как известно, оно было потеряно наследниками «вождя всех времен и народов». Именно Сталин заложил «бомбу замедленного действия», по своей воле перекраивая «великое русское пространство», создавая искусственные границы между бывшими советскими республиками. В результате этой сталинской политики мы пожинаем плоды экстремизма, национализма и ксенофобии. Сейчас осталась только одна связующая скрепа на территории исторической Руси (нынешних России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других ныне независимых государств) – это Русская Православная Церковь. Если б не эксперимент в виде национально-тер риториального деления бывшей Российской империи, то и не встал бы вопрос разделения единой страны и прекращение ее существования в начале 1990-х годов".
Весь текст здесь
mospat.ru/ru/2010/05/06/news17638/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # виктор 03.08.2016 15:20
большевики далеко не первые.
А на проекте "украины" настоял Ленин.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+10 # Владислав Гулевич 04.05.2015 03:13
Для равновесия отмечу, что на Кавказе и в др. частях СССР перекройка Сталиным границ имела положительную цель - помешать этническим сепаратизмам. Часть Осетии отдали Грузии, Приднестровье - Молдавии и т.д. Это были некие "якоря", которые удержали бы этнич. элиты от идеологического раскольничества . Но прозападные элиты Молдавии, Грузии и др. решили в своем сепаратизме разрубить этот узел наотмашь, наплевав на угрозу возникновения кровопролития, что закончилось войной.
Хотя с последними словами не поспоришь: "Если б не эксперимент в виде национально-тер риториального деления бывшей Российской империи, то и не встал бы вопрос разделения единой страны и прекращение ее существования в начале 1990-х годов".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # Станислав 05.05.2015 22:03
поддержу тут Владислава - в том, что касается якорей - во многом при проведении границ опирались на эту идею. И до тех пор пока не произошла измена сверху это себя оправдывало.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # Дмитро 04.05.2015 16:00
Статья актуальная, но в ней есть фактические неточности, которые обесценивают ее объективность.
УСС - украинськи сичови стрильци были действительно добровольческим формированием из галицких русинов украинофильской ориентации. И никого из русинов насильно в УСС не мобилизовывали. В рядах австро-венгерск их войск русины служили в регулярных полках, формировавшихся по призыву из военнобязанных коронного края Галиции и Лодомерии. Большая часть этих галицких полков с лета 1915 года воевала на Итальянском фронте, видимо австрийское командование считало русинов не вполне надежным воинским контингентом для боев против русских войск.
Что касается УСС, то австрийское командование вооружило летом-осенью 1914 года только 10 тыс. сечевиков, остальных желающих вступить в легион завернули и призывали уже в регулярные части австро-венгерск ой армии.
Сам легион УСС численностью в одну бригаду никакой серьезной боевой силы не представлял, сечевики воевали против русских войск не лучше и не хуже немецких и венгерских частей австро-венгерск ой армии, но однозначно лучше чехов.
Когда большая часть УСС попала в окружение русских под Лысоней осенью 1916 года, некоторые сечевики усмотрели в этом коварный замысел австрийского командования, соседний венгерский полк внезапно без предупреждения отошел и легион УСС оказался отрезан. Мол австрийское командование хотело избавиться от легиона УСС как вооруженного формирования галицких украинофилов, чтобы Австрии потом было проще заключить сепаратный мир с Россией. Впрочем это только версия.
После переформировани я в конце 1916 года УСС продолжили воевать против русских войск на румынском фронте в Карпатах, т.е. никаких охранных и карательных функций они не выполняли.
Присягали сичовики дважды - на верность Украине и самое главное на верность австрийскому цесарю. Поэтому с юридической точки зрения УСС можно считать иррегулярной добровольческой частью австро-венгерск ой армии.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+13 # Игорь Зеленковский 04.05.2015 20:01
Уважаемый Дмитро, спасибо за замечания, однако с Вами не соглашусь.
Да, вопрос с сечевыми стрелками в советской литературе не освещался, а потом долгое время источником были только украинские работы, где, естественно, эта история обелялась. Тем не менее еще по горячим следам преступлений русинские общественные деятели составили Талергофский альманах, где говорится о предательстве своих же братьев. Кстати, об это говорится и в приведенных здесь источниках.
Также в прошлом году вышел объемный труд Каширина «Взятие горы Маковка». Который является первым не предвзятым историческим исследованием вопроса.
militera.lib.ru/h/0/pdf/kashirin_vb01.pdf

Привожу выдержку из книги, гле указывается участие сечевых стрельцов в репрессиях.

«Русинский деятель М. А. Марко писал: «В 1914 году, во время войны, эта Каинова работа «украинцев» ввергла уже весь карпато-русский народ в пучину неслыханных ужасов, жестоких физических страданий. Прежде всего и больше других они виновны в великой военной мартирологии нашего народа, не только как косвенные виновники, побуждавшие австро-мадьярск ое правительство путём клеветнических доносов к жестокой физической расправе над русским населением Прикарпатья, но тоже как непосредственны е участники этого насилия. B нашей мартирологии не редки случаи физического надругательства и террора, чинимых многими из наших т. н. «украинцев». А галицкие «украинские сечовые стрелки», заботливо организованные Австрией для борьбы с Россией, в надежде послать их в авангард войск, двинутых в Малороссию? Русское крестьянское население юго-восточной части Гали- чины хорошо помнит их кровавые насилия из-за национально-кул ьтурных убеждений: и тут виновники мучений и мучители выступают уже в одном партийном лице. Некуда правды девать. «Украинцы» сыграли постыдную, подлую роль в отношении карпато-русског о народа».

По поводу насильственной мобилизации руиснов в состав сечевых стрельцов в той же книге.

«Зимой 1914—1915 гг. сотни УСС в составе 130-й бригады защищали карпатские проходы: им пришлось нести тогда разведывательну ю и охранную службу. В ходе этих зимних боёв Легион потерял ранеными, обмороженными и убитыми до 2/3 своего первоначального состава. После этого было проведено доукомплектован ие УСС крестьянами-рус инами из местных закарпатских сёл, ненавидевшими галичан и австрийцев, что сразу понизило идеологическую стойкость легионеров (русины более симпатизировали русским, чем австрийцам, а «стрельцов»-нац ионалистов считали предателями собственного народа.»
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+7 # Дмитро 04.05.2015 20:57
Понимаете, "доукомплектова ние УСС" не означает мобилизацию. Статус УСС в австро-венгерск ой армии был даже ниже ландштурма (ополчения) - добровольческое военное формирование, кадры которого не входили в кадровый состав австро-венгерск ой армии, в отличие от того же ландштурма, командный состав УСС не имел офицерских званий, за исключением офицеров (Варивода и Микитка), перешедших в УСС из австро-венгерск ой армии. И мобилизовать в УСС просто никого не могли, местных русинов старших возрастов в кампанию 1914-1915 года мобилизовывали как раз до местного галицкого ландштурма. Что касается пополнения УСС русинами Галичины и Закарпатья, то оно происходило в добровольном порядке, возможно многие вступали в УСС как раз из нежелания служить в австрийской армии. С учетом того, что весь личный состав УСС за 1914-1918 годы насчитывал 8 тыс. человек и 3500 убитых, раненых и пленных, количество русинов в УСС это капля в море по сравнению с количеством русинов, служивших в регулярных частях австро-венгерск ой армии.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # Игорь Зеленковский 04.05.2015 21:09
Согласен с Вашими аргументами, но думаю, что в статье, учитывая приведенные мною факты, общий смысл правильный.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Дмитро 04.05.2015 21:19
Вопрос о массовости движения УСС в 1914-1918 годах является как раз показателем уровня поддержки украинофилов среди русинов Галичины. По данным украинских историков УСС (Микола Лазарович) всего желающих добровольно вступить в УСС летом-осенью 1914 года оказалось 60 тыс. человек - мужчин призывного возраста. Много это или мало? 60 тыс. галицких русинов мужского пола добровольно пожелавших воевать против России за идею самостийной Украины?
На 1914 год по австрийской статистике в Австро-Венгрии насчитывалось 3 млн. 819 тыс. русинов в Галичине, Буковине и Закарпатье. В УСС вступали в подавляющем преимуществе галичане, т.е. 60 тыс. из приблизительно 3 млн. русинов Галичины (без Буковины и Закарпатья) пожелали добровольно биться против России за "Волю Украины". Один из пятидесяти. Немало. И это только мужчины. Но ведь у этих добровольцев-га личан украинофильской ориентации были родители, жены и дети, многие из которых также разделяли их взгляды (хотя и не всегда, бывали и ситуации в семье, когда отец русофил, а сын - украинофил). Поэтому число активных украинофилов среди русинов Галичины выходит еще большим.
И если сравнить количество украинофилов-ст оронников УСС вместе с семьями с числом галичан-москвоф илов, казненных австрийцами и брошенных в Терезин и Талергоф, то цифры могут выйти сопоставимыми. Это свидетельствует о глубоком расколе прежде всего среди интеллигенции Галичины в начале прошлого века на сторонников пророссийской и украинофильско- проавстрийском ориентации, когда ни один из лагерей не мог однозначно утверждать о своей доминации.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+15 # Игорь Зеленковский 04.05.2015 21:28
Как раз и удивительно, что несмотря на почти тысячелетний польско-католич еский, а потом австрийский гнет, еще каких-то сто лет назад сохранялся «баланс сил» в Галиции между украинофилами и русофилами. И полагаю, если бы не поражение в войне из-за революции и последующей большевицкой украинизация, то перспективы у Галичины были бы только русофильские. Тем более при таком историческом и культурном русском наследии как во Львове. Думаю, что и теперь не все потеряно при умной политике, которой увы пока так и нет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+6 # Дмитро 04.05.2015 21:51
Последний шанс был упущен осенью 1916 года - возможный сепаратный мир России с Германией и Австрией по "нулевому варианту" с обменом - Царство Польское - в составе Германии, Восточная Галичина, Северная Буковина и Угорская Русь - в составе России.
К сожаление работа англофильского лобби среди политиков, бизнесменов и в самом царствующем доме Российской империи сделала этот сепаратный мир невозможным. Плюс наивность и политическая близорукость императора Николая II с его "верностью союзникам". Хотя ему должно было быть очевидным, что планируемый захват российским десантом Босфора и Дарданелл весной 1917 года вызовет негативную реакцию Великобритании, исключавшей переход проливов под контроль России.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+8 # Владислав Гулевич 04.05.2015 17:43
Не думаю, что правомочно утверждать, будто сечевики непричастны к репрессиям австрийцев против галицких русинов. Талергоф, Терезин - это стало возможным благодаря наличию в Галиции таких идеологических элементов, которые влились в УСС или сочувствовали им.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Станислав 05.05.2015 00:22
*)Стихотворение «Под соснами» - трагический намек на метод казни Часто это была сосна – распространенно е растение в Карпатских горах (примечание Владислава Гулевича).

стыдно, стыдно. Намек (если здесь вообще приходится говорить о намеке, совсем на другое) "Под соснами" - название кладбища, на котором хоронили талергофцев. Такие вещи надо знать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Владислав Гулевич 05.05.2015 03:37
Всего знать невозможно, особенно, когда собираешь информацию по крупицам, и, порой, отрывочную. Для того мы информацию эту здесь и размещаем, чтобы она обрастала нюансами, деталями и т.д. Названия пишутся с большой буквы. Фразу "под соснами" (с маленькой буквы) или "у ближайшей сосны" я встречал не раз в описаниях казней русофилов.Напис ание с маленькой буквы ввело в заблуждение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Дмитро 11.05.2015 09:30
Если обратиться к трагическим событиям в Галичине августа-октября 1914 года - репрессиям австрийских властей против галицких русофилов, то имеет смысл уточнить, кто именно был наиболее активным участником этих репрессий. Сторонники украинофильског о лагеря естественно избегают говорить с своем участии в этих репрессиях и перекладывают всю ответственность за прследования москвофилов на военные власти края и на мадьярских военнослужащих.
Но интересно, что в автобиографичес кой трилогии "Заметиль" одного из самых известных поэтов и писателей УСС Романа Купчинского, посвященной как раз событиям начала войны в Галичине, автор прямо указывает, что в уличных расправах над москвофилами принимали самое активное участие евреи Галичины, демонстрировавш ие таким образом свой австрийский патриотизм и верность цесарю Францу-Иосифу. Другой боец УСС простой стрелец Владимир Горбовый с Коломыйщины в своих воспоминаниях также пишет, что когда арестованных москвофилов привезли из села в местечко, толпа местных евреев стала их оскорблять, вплоть до побоев.
Причины враждебности еврейской общины Галичины к москвофилам видимо объясняются негативным имиджем Российской империии среди народов Австрии, и особенно среди австрийских евреев. Российская империя считалась "страной погромов", где евреев жестоко преследуют. И таким образом евреи Галичины свою враждебность к России переносили на галицких москвофилов, как раз и олицетворявших Россию.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Владислав Гулевич 13.05.2015 12:18
Кстати, сечевиком был Петр Франко, сын украинского писателя-класси ка Ивана Франко. Вообще, безмерное увлечение украинством часто приводит к скатыванию в пропасть дикой русофобии и служению чужим интересам. Внук знаменитого Драгоманова служил министром в фашистском правительстве Болгарии, за что и был расстрелян самими болгарами. Сын Франко оказался в рядах карателей-сечев иков...Ну, и т.д.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Станислав Смирнов 13.05.2015 12:24
я бы все-таки не стал навешивать на сечевиков эпитет каратель. Там были очень разные люди. Тот же Франко видимо не был русофобом. Тот же Степан Олексюк (Тудор) -односельчанин Ивана Тарнопольского был сечевым стрельцом
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владислав Гулевич 14.05.2015 04:00
Сечевики - это некий предварительный вариант ОУН-УПА. Многие из них потом в УПА и побежали. Мне кажется, что говорить, что не все сечевики каратели сродни утверждению, что не все бандеровцы каратели. Может, не все они лично занимались казнями, но то, что своей службой поддерживали австрийских карателей, вершивших геноцид, это точно. А пассивно они поддерживали все происходящее, или активно, это уже другой вопрос. Такие, как Тудор, которые порвали с национализмом,с корее, исключение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Станислав 14.05.2015 04:27
Владислав, а вы много ОУНовцев, особенно воевавших знаете которые бы стали убежденными коммунистами? Ну хоть одного?
Тудор кстати был не единственным усусовцем поменявшим взгляды.

Но главное даже не в этом - резни подобной совершенной оуновцами на Волыни усс не совершали
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Владислав Гулевич 15.05.2015 05:35
Может, не все оуновцы были коммунистами, но после войны многие из уцелевших оуновев делали вид, что ничего особенного против советской власти не имеют. Тудор, ставший из националиста идейным коммунистом, это, скорее, исключение. Именно идейных коммунистов из оуновской среды было раз-два, и обчелся.
Предлагаю, все-таки, опираться на свидетельства галицко-русских авторов, а они упоминали сечевиков рядом со словом "Талергоф" и т.д.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Станислав 15.05.2015 06:50
так Тудор и не был оуновцем напомню. Не могу помнить всех фамилий - это невозможно, да я и не особо интересовался перековкой уссовцев в коммунистов, но таких случаев было более чем достаточно - можно просто вспомнить ЧУГА. Единственное что вспомнилось сходу - и то, только потому что выписал себе этот случай - рейд Павла Шеремета, Степана Мельничука и И. Цепко на территорию Галичины из УССР, а там вся группа состояла из распропагандиро ванных бывших националистов.

Рядом со словом Талергоф упоминаются и евреи с поляками, но и евреи с поляками были в самом Талергофе как узники. Чтобы говорить что-то определённое надо собирать и анализировать подобные свидетельства, учитывая при этом прямое или косвенное оно - на основании услышанного от кого-то. Без проведения подобной работы все это голословно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владислав Гулевич 16.05.2015 17:23
Я понимаю, что вы имеете в виду., но факт службы П. Франко в УСС более чем красноречивый.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Станислав 17.05.2015 00:16
но ведь и участие его же в НС ЗУ тоже красноречивый факт. Вряд ли тут стоить подходить с однобокими оценками. Было и одно, но было и другое
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Алекс А 25.10.2015 16:48
Думаю, что УСС и им подобные националистичес кие организации "украины", с Громадами, Драгомановыми и Кулишами, как правило были жертвами жуткой пропаганды и активных действий Запада, в то время как Россия в этом плане явно отставала и кроме отдельных личностей, как граф Бобринский, мало проявляла интерес к региону. В итоге, народ часто склонялся к тем, кто более настойчив. Россию часто и критиковали за слабую политику в продвижении своих интересов. Как ни грустно, но народ любит силу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 239 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь