ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Западнорусизм как белорусская национальная идея

Каждое государственное образование нуждается в национальной идее, которая будет скреплять общество, формулировать национальные задачи, определять предназначение народа на Земле, грамотно и правомерно выводить истоки государственности из истории. Органичная, исторически обоснованная национальная идея, не конфликтующая с национальным самосознанием, является залогом успешного развития страны. И напротив, инородная, механически привнесенная и не разделяемая массами идея может привести к краху государства.

 На протяжении более чем 70 лет народам, населявшим СССР, национальную идею заменяла интернациональная коммунистическая идеология. В преамбуле Конституции СССР 1977 года упоминалось о складывании новой исторической общности – советского народа, а высшей целью Советского государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление». Конституция Белорусской ССР в редакции 1978 года объявляла республику равноправной «в составе Союза Советских Социалистических Республик, который… сплачивает все нации и народности для совместного строительства коммунизма».

Однако в ходе распада СССР и краха социалистического блока на территории бывшей сверхдержавы разразился тяжелейший моральный кризис, произошла утрата духовных скреп, потеря ориентиров. В некоторых случаях это привело к гражданской войне (Грузия, Таджикистан, Молдова), в других, чему ярким примером является Россия 1990-х, усугубило острые социальные конфликты.

Благодаря рассудительному политическому курсу, принятому руководством нашей страны в 1994 году, Беларуси удалось не допустить национальной и конфессиональной вражды, всплеска русофобии и полного разрыва связей с государствами постсоветского пространства. Ключевые вопросы государственного строительства решил сам народ на республиканских референдумах, что в значительной степени сняло напряженность в обществе. Но гражданское согласие и недопущение межнациональных конфликтов не были следствием принятия определенной национальной идеи и объяснялись скорее политической волей Президента страны и стремлением белорусов к стабильности. В интеллектуальной элите доминирующее положение заняло так называемое «национально ориентированное» крыло интеллигенции, продолжающее традиции белорусского национал-сепаратизма конца XIX – начала XX века. Набор ценностей и взгляд на современность у этого узкого социального слоя и широких масс населения различен.

По результатам переписи населения 2009 года, русский язык признали родным 41,5 % граждан, а разговорным – 70 % [1]. «Национально сознательная» интеллигенция объясняет этот факт якобы имевшей место двухсотлетней насильственной русификацией и, следовательно, считает современное белорусское общество плодом многолетнего насилия со стороны России. Такой подход субъективен и не обоснован. Белорусский политолог Всеволод Шимов отмечает, что «широкое распространение русского языка в Белоруссии и на Украине обусловлено историческими и этнокультурными факторами и не может быть объяснено примитивной схемой «русификации» [2].

Помимо языковой близости, белорусы связаны с Россией родственными и культурными связями. Белорусу трудно назвать А.С. Пушкина «иностранным поэтом», a «Иронию судьбы, или С легким паром» – «иностранным фильмом». Не имеют особого успеха попытки навязать гражданам «национальный» антирусский исторический пантеон. Даже согласно опросу оппозиционного Независимого института со­циально-экономических и политических исследований, зарегистрированного в Литовской Республике, только 11,7 и 7,1 % опрошенных признали К. Калиновского и князя Витовта соответственно «героями», в то время как П.М. Машерова таковым признали 19,8 %, а Петра I – 12,1 % респондентов [3]. Личностные пристрастия белорусов зачастую сводят к наследию советского прошлого, однако окрестить это «мрачным наследием советчины» в корне неправильно: российские исторические персоны пользуются популярностью и в среде граждан в возрасте 18–29 лет, порой даже большей, чем у старшего поколения. Не следует также забывать, что героический образ К. Калиновского был создан в советское время и эксплуатируется уже много десятилетий.

Несмотря на ограниченность своего влияния, «сознательная» часть интеллигенции сумела монополизировать право на разработку национальной идеи и выработку критериев «белорусскости», а также смогла оказать определенное воздействие на умы преподавательского слоя. Идея, которая сегодня выдается многими за национальную, является продолжением национал-сепаратизма начала XX столетия, и в учебной литературе ее принято называть «белорусским национальным движением» [4, с. 83, 96, 101]. Подобный термин подвергается резкой критике. В частности, историк Я.И. Трещенок отмечал: «Наиболее негативным для исторической судьбы Белой Руси стал миф, что белорусская национальная идея это только и исключительно тот комплекс представлений, который на волне общеевропейского запоздалого этнического «возрождения» малых народов был выдвинут в конце XIX в. выходцами из ополяченной шляхты Белоруссии, запоздало вспомнившими свои этнические корни… Выступая с католических неприязненных к России (а часто и с откровенно русофобских) позиций, эти люди, независимо от их субъективных намерений, объективно противопоставляли себя не только русским и украинцам, но и самому белорусскому православному народу, на роль мыслителей национальной идеи которого они претендовали» [5].

Однако узкому национал-демократизму есть здравая альтернатива. Западнорусизм в современной белорусской историографии зачастую получает довольно негативные оценки, которые могут объясняться неправильной трактовкой термина. Например, в процессе подготовки к экзаменам старшеклассникам предлагают выучить такое определение западнорусской идеи: «Направление общественно-политической мысли. Было распространено среди городского населения (интеллигенция, чиновники, православное духовенство). Западнорусизм опирался на утверждение, что белорусы не самостоятельный этнос, а ответвление русского народа» [6, с. 269]. Подобная трактовка вызывает отторжение, пробуждает ассоциации с великодержавным русским шовинизмом и представляет национал-сепаратистов начала XX века в выгодном свете как борцов за белорусское своеобразие. Но для того, чтобы признать неверным вышеприведенное обозначение, достаточно просто ознакомиться с трудами ученых и мыслителей, работавших в русле западнорусизма. От подобной вульгарной интерпретации еще в 1908 году предостерегал историк и публицист Д. Скрынченко: «Со своей стороны скажу, что возвращение здешнего народа к его исстари русскому самосознанию не есть политика «обрусения». Не применяйте этого жупела к нашему краю: этот термин оскорбителен для местного русского населения – белорусов. Здесь по древности-то более коренная Русь, чем, например, в Пензе; она здесь покрыта польским лаком. И весь вопрос «обрусения» здесь сводится к тому, чтобы сбросить этот польский лак» [7, с. 7].

Западнорусское течение рассматривало белорусов как часть единого русского народа, состоящего из трех самобытных частей: великороссов (русских), малороссов (украинцев) и собственно белорусов. Как полагали приверженцы западнорусизма, эти три ветви русского народа внесли весомый вклад в становление общерусского государства, Российской империи, а также в формирование общерусской культуры и литературного языка.

Часто западнорусизм представляется его оппонентами в качестве искусственного и привнесенного из Великороссии инородного общественно-политического течения, созданного для оправдания имперской политики России. Однако ярчайшими представителями западнорусизма были этнические белорусы, выходцы из среды крестьянства и униатского духовенства (М. Коялович, Е. Карский, И. Носович), не желавшие терпеть польское культурное засилье на белорусских землях.

Западнорусская идея возникла как оппозиция польскому национальному движению, которое стремилось восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года, и сыграла, безусловно, прогрессивную роль в национальном возрождении белорусов. Как подчеркивает белорусский историк И. Марзалюк, «усе фундаментальныя нацыянальныя беларускія міфалагемы, у тым ліку і гістарычныя, былі сфармуляваныя першапачаткова ў так званым заходнярускім асяроддзі, у якім выспелі важнейшыя перадумовы для інстытуалізацыі беларускай нацыянальнай тоеснасці» [8, с. 58–59].

Заслуга западнорусистов заключается в том, что они, в отличие от местных польских интеллектуалов первой половины XIX века, стали основателями и белорусской исторической науки, и белорусоведения как системы, а не являлись только описателями местной истории и местных этнографических отличий. «Чтения по истории Западной России» (1884) М. Кояловича можно по праву назвать первым обобщающим историческим трудом, который рассматривает белорусскую историю с позиций коренного населения, а не с точки зрения Польши и польских патриотов. Трехтомную работу Е. Карского «Белорусы» даже в «национально ориентированных» кругах принято считать энциклопедией белорусоведения. Стоит напомнить, что академик Е. Карский отрицательно относился к национал-сепаратизму и сочувствовал западнорусским идеям: «Белорусское движение, – отмечает он в своем фундаментальном труде «Белорусы», – с самого своего зарождения (Богушевич)… в известном круге своих представителей (обыкновенно католиков) питало сепаратистские тенденции. Для того чтобы отвлечь внимание недальновидных читателей от главной цели своих стремлений, более умные вожаки движения прибегли к импонирующим средствам, могущим льстить местному патриотизму: пытались создать из белорусов особую славянскую, отличную от русских нацию; старались подчеркивать «славное прошлое» белорусского народа; выдвигали своеобразные особенности языка белорусского, избегая и преследуя название его наречием и видя в нем также не русскую разновидность. Не прочь были опереться на католическую религию и вспоминали унию – словом, привлекали к делу все, чем, по их мнению, белорус мог отличаться от великоруса. Но этого было мало. В белорусах сильно заложены основы общерусской культуры: необходимо было их как-нибудь вытравить; средство для этого придумано настоящее – нужно было приняться за уничтожение русской школы» [9, с. 646].

Западнорусизм вырос из низших слоев, крестьянства и духовенства, Северо-Западного края, и ему отнюдь не присуще считать белорусов «потерянным» народом, отрекшимся от своих корней. Такой формулировкой, к сожалению, грешит «национально ориентированный круг» общества с самого момента зарождения. Еще в 1918 году Язеп Лёсик подчеркивал: «Нашы селяне на зьездах выслаўляліся у тым сэнсі, што ім ні патрэбна аўтаномія, але ж рабілі яны гэта па нідавумству і цямнаце сваёй, а найбольш па падашуканству, бо разам з гэтым яны казалі, што і мова іх ім ні патрэбна. Ніхто на сьвеці ні адрэкаецца ад свае мовы, – і немцы, і пранцузы, і палякі, і расійцы, чэхі і баўгары шануюць і любяць сваю мову, а нашы селяне – адрэкаюцца. Значыць, – робяць яны гэта па нідавумству і цемнаце» [10, с. 5]. Изменилась ли их риторика за последние сто лет? Увы, нет.

Главным же аргументом в пользу западнорусизма как белорусской национальной идеи является его органичность и цельность. Двуязычие белорусов находит логическое объяснение и не сводится к мифической ассимиляционной политике российских и советских властей, а интеграция с Российской Федерацией и странами СНГ – один из основных постулатов белорусской внешней политики – находит себе опору в прошлом и не противоречит логике нашего исторического развития.

Таким образом, западнорусизм вполне соответствует критериям успешной национальной идеи, которая способна прекратить конфронтацию между «несознательным» народом и «сознательной» интеллигенцией и принести в белорусское общество стабильность и гармонию: то, что ценится нашим народом превыше всяких благ.

 Алексей Еловик

Впервые опубликовано в журнале "Беларуская думка"
"В поисках духовных скреп. Западнорусизм как белорусская национальная идея" № 3, 2014 г.

Текст в электронном виде для размещения на сайте "Западная Русь" предоставлен автором.

 

 

Литература

1. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. Население по национальности и родному языку // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/perepic/2009/vihod_tables/5.8-0.pdf. – Дата доступа: 06.11.2013.

2. Шимов, В. Истоки билингвизма в Белоруссии и на Украине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zapadrus.su/rusmir/pubru/816-istoki-bilingvizma-v-belorussii-i-ukraine.html. – Дата доступа: 07.02.2014.

3. Белорусские герои: Калиновский и другие // Независимый институт социально-экономических и политических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iiseps.org/analitica/544. – Дата доступа: 06.11.2013.

4. История Беларуси. XIX – начало XXI в.: учебное пособие для 11-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Е.К. Новик, И.Л. Качалов, В.А. Теплова, Н.Е. Новик; под ред. Е.К. Новика. – Минск, 2009. – 239 с.

5. Трещенок, Я.И. Две белорусские национальные идеи (католический национал-сепаратизм и православная национальная идея) / Я. И. Трещенок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sobor.by/zametki.php. – Дата доступа: 06.11.2013.

6. История Беларуси. Полный курс: пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Ю.Л. Козаков [и др.]. – Минск, 2008.

7. Скрынченко, Д.В. Трагедия белорусского народа / Д.В. Скрынченко. – Минск, 1908.

8. Марзалюк, І. Вытокі беларускага заходнерусізму і літвінізму / І. Марзалюк // Беларуская думка. – 2012. – № 8. – С. 53–59. http://zapadrus.su/zaprus/istbl/728-2012-12-30-15-56-55.html

9. Карский, Е.Ф. Белорусы: в 3 т / Е.Ф. Карский. – Т. 3, ч. 2. – Минск, 2007.

10. Лёсік, Я. Аўтаномія Беларусі / Я. Лёсік. – Мінск, 1917.

 

 

Комментарии   

 
+25 # Яр Чадович 15.05.2014 00:13
Отличная работа, может стать одной из программных статей сайта! Очень благодарны Алексею. Жалко, что про автора ничего не написано.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+16 # Administrator 15.05.2014 15:08
Информация об авторе
zapadrus.su/.../1024-aleksej-elovik.html
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+16 # shimoff 15.05.2014 16:11
Ух ты, он в МГУ учится? Молодец!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+15 # Алексей 16.05.2014 00:51
Большое спасибо, Всеволод Владимирович.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+17 # Петр Крошич 15.05.2014 15:31
Молодец Алексей!
Толковые кадры подрастают.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+7 # Николай 15.05.2014 23:54
Статья несомненно и действительно являет собой ту обозримую реальность, начиная от раннесредневеко вой истории Белорусских земель в нашем нововременном понимании этого термина, такого термина как Белая Русь (Часть Руси), и заканчивая менталитетом белорусов в эпоху Постмодерна, по сегодняшний день. Представленный кусочек научной исторической информации достоен анализа и проведения в массы с толкованием не просто для, как сьвядомость называет это "пропаганды" а для осмысления и понимания истоков своей судьбы и экзистенции Восточной цивилизации, которая органично переплетена с Западнорусским направлением развития.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+16 # Дмитро 16.05.2014 12:30
Панове западнорусы, прошу вас внимательнее следить за контентом "литвинских" сайтов и страниц. На одной из таких страниц некий "литвин" заявил, что движение и идеологию "западнорусизма " в Беларуси необходимо поставить вне закона, поскольку "западнорусизм" отрицает существование белорусского народа, рассматривая его как часть русского. И что мол никакие ссылки на свободу слова тут недействительны.
С одной стороны такое злобно-истеричн ое заявление безусловно свидетельствует о том, что "литвины" отлично понимают, что идеология западнорусизма пользуется массовой поддержкой в Беларуси - как среди интеллигенции так и среди народа.
С другой, как мы видим из опыта недавней цветной революции в Украине - печально-извест ного Майдана, активное меньшинство вполне способно при поддержке внешних заинтересованны х акторов навязать свою волю большинству населения страны, в т.ч. и свое видение истории или свою версию исторической памяти.
Поэтому скажем в случае смены режима в Беларуси агрессивно-наци оналистическое "литвинское" меньшинство немедленно займет ключевые позиции в СМИ, в сфере образования и культуры. И западнорусская версия истории Беларуси мгновенно будет поставлена вне закона вместе с ее последователями.
И не сомневаюсь, что сейчас во всех эшелонах власти в Республике Беларусь есть немалое число сторонников не западнорусской, а "литвинской" версии истории Белдаруси. И они ждут своего часа.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-14 # АНДРЭЙ 16.05.2014 19:25
Уважаемый Дмитро! У большинства населения Беларуси наибольшей популярностью пользуется концепция "чаркі ды шкваркі",а не западнорусизма или литвинизма.И связано это, отчасти ,с тем,что во всех эшелонах власти есть немалое число людей для которых беларуская история ведёт своё начало не от древних Полацка,Турова, ВКЛ и т.д.,а от середины 90-х годов ХХ века .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+14 # shimoff 16.05.2014 23:37
Собственно, и укромайдан в огромной степени - продукт чудовищного исторического невежества.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Дмитро 17.05.2014 12:10
Это так. Но историю вершит вовсе не большинство, а активное меньшинство, что в очередной раз подтвердилось на Майдане.
"Литвинское" меньшинство в Белаоруси прекрасно организовано, дисциплинирован о, активно и агрессивно.
И самое главное, что у этого явного и оппозиционного "литвинского меньшинства", к которому принадлежите и вы, есть тайные и не очень сторонники во всех властных структурах Республики Беларусь.
И обе эти силы (плюс третья - США) готовятся к решающей акции по образцу киевской - Белорусский Майдан 2015.
Что касается вашего утверждения про людей в госструктурах РБ, которые считают, что белорусская история началась в 90-е годы XX века, то они в определенном смысле маюць рацыю.
История Беларуси как независимого государства действительно началась только в 1991 году. Поскольку до этого момента единого национального белорусского государства никогда не существовало. В Средние века на этнической территории белорусов было аж три государства - Полоцкое, Смоленское и Турово-Пинское княжества, которые никак не демонстрировали тенденции к объединению.
Потом белорусская этническая территория вошла в состав ВКЛ, которое невозможно рассматривать как белорусское национальное государство, это была в этническом смысле литовско-белору сско-украинская федерация. Позднее превратившаяся в польско-литовск ого-белорусско- украинскую Речь Посполиту с очевидным доминированием поляков.
БНР и БССР за свой краткий период квазинезависимо го существования 1918-1922 гг. тоже не контролировали всю этническую белорусскую территорию.
С 1922 по 1991 гг. существовал СССР, а БССР была в статусе союзной республики, и несмотря на представительст во в ООН, независимым государством назвать БССР нельзя.
Поэтому как независимое суверенное государство в международной системе Беларусь действительно существует только с 1991 года. При том, что часть этнической белорусской территории находится в составе России (Смоленщина) и Литвы (Виленщина).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-25 # meinhard 19.05.2014 21:44
В составе России и Польши есть этнически белорусские земли, а вот в составе Литвы - нет. Беларусь даже получила в 1939 г. земли, которые когда то были этнически литовскими - Лида, Радунь, Сморгонь, Ошмяны, Нарочь, Поставы, Браслав, Видзы. И сейчас в районе Гервят остался островок этнической Литвы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+8 # Дмитро 31.05.2014 15:53
Нет, Meinhard, в Литве есть районы, где проживают этнические белорусы, и странно, что вы, такой продвинутый белорусский националист, не знаете таких очевидных вещей. Это районы компактного проживания т.н. "польского меньшинства" бывшего Виленского края в Литве - Солечники (Шальчиникай) и Свенцяны (Швенчёнис).
Это т.н. "польское меньшинство" в пограничных с Беларусью районах Литвы,так же как и т.н. "гродненские поляки" - на самом деле полонизированны е потомки белорусов Виленщины. Печальный результат многовековой полонизаторской работы Костела.
Вы никогда не задумывались, откуда вдруг могли появиться "поляки" за сотни километров к востоку от польской (мазурской) этнической территории, которая заканчивается по линии Августов-Ломжа- Дорогичин Бугский? Конечно, переселение поляков на земли ВКЛ имело место, но основная масса местных "поляков" - это полонизированны е автохтоны, т.е. белорусы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-30 # Swarotwar 19.05.2014 15:14
"Литвинизм" это своеобразный ответ российской глупости. Литвинизм не направлен против России.
А вот глупости автора статьи и других "западноруссист ов" провоцируют "ЛИТВИНИСТОВ" на активный отпор.
"Литвинизм" нацелен пока на историческое выяснение места и роли БЕЛАРУСКИХ ЗЕМЕЛЬ в эпоху ВЕЛИКОГО КОРОЛЕВСТВА "ЛЕТФАНОРУМ РУТЕНОРУМ".
не ищите себе врагов.
Автор статьи страдает всё той же болезнью "Великодержавно го шовинизма", которая чревата для современной России большими проблемами.
Во первых, ваше утверждение о том, что БЕЛАРУСЫ - это часть "Великого русского народа" сказка, достаточно глупая.
Вы, вслед за российскими историками прогибаетесь перед наступлением УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА.
Сегодня на Украине льётся кровь русских.
И такие как вы в этом виноваты. Вы не изучили историю ДРЕВНЕЙ РУСИ, пользуясь штампами 19 и 20 веков
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-30 # Swarotwar 19.05.2014 15:23
что касается истории БЕЛАРУСКАГО НАРОДА. то известен ли вам хороним "ЧЁРНАЯ РУСЬ"? Га?
происходит он от древнегреческог о "ЧЁРНАЯ САРМАТИЯ".
Согласно Геродота "ЧЁРНЫЕ САРМАТЫ" здесь жили( севернее реки Припять) аж в 4 веке до нашей эры.
Византийский автор Лаоник Халкокондил в 15 веке пишет о ЧЁРНОЙ САРМАТИИ, расположенной на север от Чёрного Моря.
Российский поэт-декабрист Рылеев пишет в своёй оде, посвящённой подвигу Сусанина, о ЛЯХАХ и САРМАТАХ.
Так что НАШЕ НАЗВАНИЕ-САРМАТ Ы было известно русской ТУСОВКЕ очень хорошо.
А вот сказачка про то, что Беларусы никогда не имели своей собственной государственнос ти- ложь троечников от истории
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+20 # Для Swarotwarа 19.05.2014 18:58
Судя по накалу злобности, Swarotwar считает себя литвином, и намекает, что предками его были сарматы. Только бы не русичи. В принципе, он с таким же успехом может причислить себя к африканцам, если ему хочется казаться как можно древнее. Ведь наука уже доказала, что все человечество происходит от одной пары, которая жила в Западной Африке. Но поскольку речь зашла о сарматах, а их своими предками считали и польские шляхтичи, то становится понятным, откуда корни ненависти у Swarotwarа. Шляхта всегда подчеркивала, что владеет местным населением на правах завоевателя и никакого кровного родства с ним не имеет. И не надо врать, что «литвинизм не направлен против России». Направлен. И против Белоруссии тоже. Это откровенно русофобское и антибелорусское движение, основанное на ненависти и комплексе собственной неполноценности и стремлении, как говорил Роман Дмовский, "оторвать белорусов от востока". И уж если кто-то болен, так это литвины, набравшиеся этой болезни у польской и ополяченной шляхты, в течение нескольких веков проигравшей великороссам все и сохранившей лишь то, что именно великороссы помогли сохранить. Уж если кто шовинист, так это литвин. Именно на этой почве Swarotwar с удовольствием констатирует, что льется кровь русских на Украине. Тем не менее, белорусы и малороссы выросли из русского народа, а укры и литвины – это политический пшик. А историю мы хорошо изучали, в отличие от Swarotwarа, который и грамматики не освоил.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-19 # Swarotwar 30.05.2014 09:17
рпаньки! Как подмахнули! не секрет, что современная российская политология считает, что Россия стала ИМПЕРИЕЙ благодаря двум победам -Полтава и Гангут. При этом считается. что только с Украиной Россия имеет право быть ИМПЕРИЕЙ. А вот без УКРАИНЫ - увы. Так считают в Вашингтоне, Лондоне, Москве, Киеве, но не в Минске.
Украинские националисты хорошо усвоили идею, прописанную в украинских и российских школьных учебниках, написанных всё теми же "западноруссист ами"
"Киевская Русь ИМАТЬ ГОРОДОВ РУССКИХ".
И вы хотите, чтобы украинские фашисты считали русских братьями? Русские для них рабы.
Я так не считаю. Но с "рабской идеологией считаю необходимым бороться.
Вы, "западноруссист ы бездарно проигрываете идеологическое сражение за "РУССКИЙ МИР". это вы-африканцы с голым "тылом". Вы даже сегодня не понимаете, что Ситуация на украине -результат Российской трусливой интеллигенции, которая 20 лет не решала украинскую проблему. В 1990 году весь этот "ЮГО-ВОСТОК" мирно ХОТЕЛ СТАТЬ РОССИЙСКИМ. и никто тогда бы не пикнул. Но Российские "идеологи" думали, что без "украинского киева" они- не империя, и за эту сказку продали русских на украине фашистское рабство. За эти годы (24) все пассионарные жители "Юго-востока" уехали в Россию. а сейчас "Русская политологическа я тусень проснулась".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+14 # Дмитро 31.05.2014 16:58
Судя по вашему "революційному запалу й піднесенню", пане "Сіре обличчя" (какой у вас интересный прямо бандеровский псевдоним), вы видимо побывали на Киевском Майдане и получили там соответствующую прививку в кровь и в мозг соответственно. А это значит, что мы с вами обязательно пересечемся на Белорусском Майдане 2015, когда активное "революционное" литвинское меньшинство попытается в очередной раз свалить Батьку, естественно по приказу и при поддержке США и своих украинских "побратимов" и еще кое-кого...
Правда меня вы вряд ли увидите, я вот вас я узнаю, я вас всех и всегда легко узнаю, особенно ночью, на улицах и Киева и Львова и Минска, по характерному блеску у вас в глазах, характерному для одержимых.
Теперь по содержанию вашего коммента.
Сначала вы сами для себя определитесь, кем вы себя считаете - литвином или белорусом. Потому что словосочетание "литвин-белорус " уже предполагает, что значит есть еще белорусы, которые себя не считают литвинами и литвины, которые себя не считают белорусами.
Насчет наступления "украинского национализма" сегодня в Украине - это заблуждение, самообман и пропаганда. Последние украинские националисты, т.е. члены ОУН, были уничтожены или захвачены КГБ в середине 50-х годов прошлого века и стали служить Батьке Сталину. А те украинские националисты, которые вместе с немцами ушли в 1944 году на Запад, просто стали агентами американских и английских спецслужб, проще говоря наемными слугами англоамериканск ого империализма.
И т.н. "национальная революция" сегодня в Украине - это ни что иное как государственный переворот, осуществленный ЦРУ при помощи сотрудников украинского КГБ-СБУ, которые после 1991 года стали сотрудничать с американцами. А т.н. "революционный актив" Майдана и Правый Сектор - это всего лишь инструмент в руках ЦРУ-СБУ, что бы там сами полубезумные боевики и их вожди про себя не воображали. И сейчас от них потихонечку начинают избавляться - кого-то отправили в Донбасс, где их уже немало постреляли ополченцы, других застрелят дома, третьих отправят в Россию - "освобождать украинскую Кубань"... т.е. тоже в могилу.
В Украине сейчас льется кров и русских и украинцев по обе стороны баррикад. Среди т.н. "Небесной сотни" Майдана были и этнические русские.
Среди людей, заживо сожженных в Одессе были и русские и украинцы.
В составе народного ополчения Донбасса воюют и этнические великороссы, и украинцы. Так как же как в составе карательной группировки Киева тоже есть немало русских.
Раздел идет не между русскими и украинцами, а между теми, кто за Россию и хочет быть в союзе с нею, кто видит в России последнюю надежду на спасение перед лицом американоимпери алистического и евросодомского антихриста и между теми, теми, кто этому антихристу служит, объявляя как раз Россию абсолютным злом.
Россия является империей и без Украины, если понимать под империей державу мирового класса, конечно не мировую сверхдержаву каким был СССР и остаются до сих пор США, а сверхдержаву регионального уровня - Россия, Китай, Индия, Британское Содружество.
Но Россия является империей еще и в классическом византийско-хри стианском смысле, несмотря на формально светский характер государства, в отличие например от православной Греции, Россия тем не менее признает на уровне конкретных государственных лиц и институтов истинность учения Православной Церкви, а значит византийская симфония пусть и в неявном виде определяет бытие российской державы.
Антироссийский проект "Украина" по отбрасыванию России от Черного моря уже потерпел крах. После блестящей операции по возвращению Крыма, Россия снова контролирует со своего "непотопляемого авианосца "Крым" весь Черноморский бассейн. Один Крым стоит всей Украины.
Создание и укрепление суверенитета Донецкой и Луганской народной республик позволит России получить еще 8 млн. дружественного русско-украинск ого населения и уменьшить удельный вес мусульман в стране.
А остальную Украину ничего хорошего не ждет - превращение в колонию Евросоюза плюс зону "стратегическог о интереса США" в регионе означает конец промышленности и отток населения в страны ЕС и в Россию, т.е. еще пару миллионов трудоспособного славянского населения с Украины Россия получит. А тем кто останется - завидовать не стоит.
А "Київ - Мати руських міст" Росія-Велика Русь колись поверне, звичайно не завтра, й не післязавтра. Чорна відьма Україна як справжня відьма конатиме довго, але сконає обов"язково й сонце Матері Русі зійде й над Дніпром і над сьвятими Руськими Горами - над Карпатами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+11 # Джамбаз 31.05.2014 23:45
Дмитро, молодец!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+24 # Жэужык-пястун 19.05.2014 22:22
А скажи-ка дядя, почему Скорина озаглавил напечатанную им книгу Библия РУСКА, а не Библия белоруска или Библия литвинска? И почему посвятил ее своей братии руси, а не братии беларуси или литве? Не уважаешь классиков, пустой балабол.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-16 # Swarotwar 30.05.2014 10:05
"БЕЛАЯ РУСЬ" аналогично с "БЕЛЫЙ ЦАРЬ"(главный царь) означает "ГЛАВНАЯ РУСЬ" или "ИСКОННАЯ РУСЬ" по латыни это звучит как "Летфанорум Рутенорум"( отсюда и сокращённая форма , использовавшаяс я исключительно в Московии -"Древляне, рекше ЛИТВА". Это вам,западнорусс истам для ликвидации безграмотности
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+11 # Жэужык-пястун 31.05.2014 17:52
дядя, Вы дурак, или притворяетесь?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+16 # shimoff 20.05.2014 00:58
Какой забористый бред.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-13 # Swarotwar 02.06.2014 08:52
вправлять мозги западноруссиста м? Бесполезно. Вы безотрывно заглядываете в рот Дугину, Проханову, и прочим . Вы на 1000 % пятая колонна России. Литвинисты в отличие от вас хотя бы пытаются быть самостоятельным и от внешних "мнений".
А я пытаюсь найти "золотую срединку".
Что это за крест на главной странице сайта? Православный?- так вроде нет. Католический? Расскажите, как он называется? "как лодку назовёшь, так она плавать м будет"... так и вы
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-14 # Swarotwar 02.06.2014 08:54
я-беларус-дурен ь по вашему- по расейски
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # Дмитро 02.06.2014 13:50
На дурня вы не похожи, скорее всего косите под дурачка.
Белорус ли вы тоже вопрос, некоторые поляки уже давно выдают себя за белорусов, может еще со времен печально известной "двуйки", для продвижения польского дела в Беларуси, а може еще раньше - со времен "Кастуся" Калиновского.
Найти "золотую серединку" между Востоком и Западом у Беларуси не получится. Либо Беларусь будет в союзе с Россией, как равноправный союзник, либо... Беларусь станет марионеткой Вашингтона, как это стало с Польшей.
Немало людей в Беларуси предпочитает второй вариант. Насколько они сильны в своем желании воплотить его в жизнь покажут будущие события вокруг приближающихся выборов Президента Беларуси. Т.е. быть или не быть "Белорусскому майдану".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-11 # Swarotwar 03.06.2014 12:15
Мова ваша- расейская. Вы цепляетесь к буквам? :-?
Так ладна, придётся вас за это взять за шкиряк.
Слово "руССкий" появилось лишь в 20 веке
А СКОРИНА называл себя "рОУсин"ом[/u
Имел право. Потому что в его времена ИСКОННОЙ РУСЬЮ считалась территория современной БЕЛАРУСИ
Теперь отвечу "Митяю"
Заявляя что СРЕДИНЫ НЕТ, что БЕЛАРУСЫ - это "часть русского народа" вы идёте по лезвию бритвы.
Беларусы на 1000% себя не считают "русскими" и никогда не считали.
Но Ваша позиция, ориентированная на 100 % на Москву вызывает у меня снисходительную усмешку. Правильно Батька РУГОРОВИЧ почистил органы госуправления и академические институты от пророссийскодум най "западноруССССС истской" промосковской агентуры.
А Литвинистов? Эти уже на 70 % очищены от польского влияния, дай бог, скоро готовы будут и полякам сказать "ДОСЫТЬ!"
Новое течение в беларускам грамадстве - "Мы САРМАТЫ-ЧЕРНОРУ СЦЫ по происхождению".
Как сказал АГЛ, у нас "Крымский сценарий" не состоится. За свою свободу мы будем биться что с Варшавой, что с Москвой, если хто захочет попробовать.
ХЫТРЫМ меня считаете? ну дык и матушка мая меня за дурня не держит
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+13 # Жэужык-пястун 03.06.2014 13:43
Уважаемый любитель зачисток, так хитрый не значит умный, хитрым может быть и дурак.
А самоназвание русины (более древний вариант) использовалось на всей этнической территории русского народа. Русины и русские – два варианта самоназвания русского народа, использовались как в западной, так и в Восточной Руси (России), примеры:
1. Житие Стефана Пермского, С-В Русь, начало 15 в. «Сии преподобныи отец нашь Стефан бе убо родом РУСИН , от языка словеньска, от страны полунощныя, глаголемыя Двиньскиа, от града, нарицаемаго Устьюга".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+14 # Жэужык-пястун 03.06.2014 13:46
2. Сын Ивана Грозного, Иван Иванович, подписывается фразой: "многог решный Иван, от племени варяжскаго, родом Русин".
И таких примеров тысячи.
А Дмитро кажется верно угадал что Вы полячок!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Дмитро 03.06.2014 15:42
Троллить начинаете? Приписываете мне слова, которые я не говорил.
В моем предыдущем комменте нигде не сказано, что я считаю белорусов русскими. Речь там идет о вещах намного более практических, а именно, что как раз союзе с Россией суверенная белорусская держава имеет гораздо больше суверенитета как во внутренних делах, так и на международной арене, нежели под протекторатом Вашингтона.
Фальшивые песенки типа "будем биться и против Варшавы и против Москвы" давно известны, а реальность такова, что либо против Москвы разом с Варшавой (точнее с хозяином Варшавы Вашингтоном), либо вместе с Москвой против Вашингтона. Третьего не дано и не будет дано.
Несмотря на определенные антимосковские выступления Батьки и флирт с хунтой Турчинов и К, сам Батька прекрасно знает, что в случае победы оппозиции на выборах Президента Беларуси через новый белорусский Майдан, убежище он найдет только в России, в противном случае его ждет Гаага или судьба Каддафи.
А чистка белорусских державних инстуций от варшавско-амери канской агентуры уде давно назрела, иначе Батька дождется появления своего белорусского "Наливайченко", который после победы Майдана будет за ним охотится по всей стране.
Говорить про "крымский сценарий" в Беларуси бессмысленно, Россия не собирается аннексировать ни кусочка белорусской территории. России нужна союзная дружественная Беларусь как важнейшее звено будущего Евразийского союза на его западном фланге.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+13 # Жэужык-пястун 03.06.2014 10:55
"По вашему по расейски?"
- Вы нас белорусскому наречию не учите. Западнорусы Карский, Носович и многие другие - это его первые и непревзойденные отцы и исследователи.
Насчет термина расейски. Если Вы в самом деле не ёлупень, то прочитайте в разделе "самое читаемое" статью "Белорусы - народ росейски", ее заглавие - прямая цитата из западнорусских письменных источников.
А то, что Вы позорно увиливаете отпрямого вопроса, почему Скорина считал себя русским, говорит о том, что Вы не дурак, а хитрец.
Западнорусизм это и есть золотая середина: мы, белоРУСЫ - не великорусы, но тоже, как и они с малорусами - РУССКИЕ, "народ росейски". И мы выступаем не за какие-то поглощения одних стран другими, а за союз трех суверенных русских стран, за дальнейшее развитие Союзного государства и присоединение к нему Украины.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-18 # Swarotwar 03.06.2014 12:35
Карский... Великий ХЫТРЭЦ. Не пошёл в контры с Расеей. а взял и предложил КРАСНО-ЗЕЛЁНЫЙ флаг для БССР- а это цвета ГЕРБА НОВОГРУДКА- Новгорода на реке NEME. Древнейший Центр НАШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
здесь в 852 году избрали ПРАВИТЕЛЯ -REX страны ROY
для вас, Московских лизоблюдов, это возможно новость?
а Битва на НЕМЕ - Вам известна?
Для Московитов это "битва на немиге". а вот во Времена ТАТИЩЕВА - это была БИТВА на НЕМЕже ( Ваш Карамзин написал " Неман и Немига находятся рядом, ну какая разница!"
Если и для вас БЕЛАРУСЫ - это часть русского народа, то, значит и для ВАС НЕМАН и НЕМИГа - это одно и тоже,
По ВАШЕМУ прочтению НАШЕЙ истории "Новгородско-ки евский" князь( по Вашему, по расейскому российско-украи нский) изнасиловал Рогнеду( по вашему- язычницу, по нашему Рогнеда Первая православная МОНАХИНЯ) на глазах отца и матери . а затем их убил. И после этого Рогнеда не наложила на себя руки, а ( по ВАШЕМУ ОРЛОВУ - стала поорной родильной машиной)
По НАШЕМУ наш парнишка из Новгорода на НЕМАНЕ( так пишет СТРЫЙКОВСКИЙ) посватался к НАШЕЙ ДЕВИЦЕ РОГНЕДЕ, "императорских кровей". Она ему ответила "ТУРУ- ТУРОВЕ" - приди и ПОСВАТАЙСЯ ЛИЧНО. Пришёл и посватался- попросил РУКУ РОГНЕДЫ "пред отцом и матерью". Никто никого не насиловал и не убивал. Известно ли Вам, что Рогнеда сама себя называла ЦАРИЦЕЙ, и её все ЦАРИЦЕЙ и считали. А вот "ВОВЧИК" ЦАРЁМ-то не был.
Рогнеда первая на руси ВЕНЧАЛАСЬ по ХРИСТИАНСКОМУ ОБЫЧАЮ.
НАШ ВОВКА и яго жёнка РОГНЕДА были канонизированы в 1061 году как СВЯТЫЕ НОВГОРОДСКИЕ Князь ВЛАДИМИР и КНЯГИНЯ АННА.
но вам, московским ... это рассказывать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+15 # Жэужык-пястун 03.06.2014 14:03
Если вы затронули Карского – Вам же хуже. Вот некоторые цитаты из его трудов: «Русский народ слагается из трёх больших групп: великорусов, малорусов (украинцев) и белорусов». «литовцы «начали перенимать у западнорусов нажитую ими цивилизацию». «белорусское наречие, как и естественно, вполне совпадает с другими русскими наречиями».«В области словообразовани я белорусское наречие, не отступая в общем от других русских наречий, представляет и некоторые самостоятельные любопытные явления» ttp://zapadrus.su/bibli/arhbib/2012-09-28-20-56-09/5-2012-12-03.html#13
А дальше у Вас идет такая дикая мешанина, что нормальный человек и не поймет ничего.
Советую Вам повышать свой интеллектуальны й уровень, изучая древние западнорусские летописи и документы, и если найдете там этноним "белорусы", то мы с радостью выдвинем Вас на соискание Нобелевской (или Шнобелевской) прэмии.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 236 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте