ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Между восточнославянским братством и моральным самоубийством


В канун юбилея проекта «Западная Русь» (30.06.2015) политолог Всеволод Шимов высказался для читателей «НьюсБалт» о современном западнорусизме.

 


Проект «Западная Русь», стартовавший пять лет назад, стал значимым явлением в жизни Белоруссии. Как и другие постсоветские республики, Белоруссия находится перед выбором дальнейшего пути развития, и именно в этом контексте следует рассматривать деятельность «Западной Руси».

Бурный ХХ век кардинально перекроил социально-политический и культурный ландшафт территории, которую сейчас занимает Республика Беларусь. Практически исчезли целые этнокультурные сообщества, бывшие значимым фактором жизни белорусских земель на протяжении столетий: влиятельная польская аристократия и обширная еврейская диаспора. Белорусы, в начале ХХ века бывшие в основном крестьянским этносом, стали по преимуществу горожанами и составляют абсолютное большинство населения республики.

Однако, несмотря на то, что этнокультурный фон республики стал намного более однородным, чем был еще в начале прошлого столетия, проблема национальной и цивилизационной идентификации белорусов по-прежнему стоит остро.

Кто такие белорусы? Уже в XIX веке на этот вопрос отвечали по-разному. Первый вариант ответа подразумевал, что белорусы – это самобытная часть большого русского народа, под которым подразумевалась вся совокупность восточных славян. Действительно, этноним «русские» (в разных вариациях – «руские», «руськие»), восходящий к временам древней Руси, бытовал на всем обширном ареале, занимаемом восточными славянами. Собственно, и само имя «белорусы», «Беларусь» несет отсылку к Руси. Течение общественно-политической мысли Белоруссии, отстававшее идею принадлежности белорусов к большому русскому народу, позднее получило название западнорусизма. Термин Западная Русь, или Западная Россия, активно использовался в трудах историка Михала Кояловича – белоруса по происхождению и русского патриота по мировоззрению – причем к Западной Руси он относил не только Белоруссию, но все древнерусские земли, исторические судьбы которых оказались связанными с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой.

В то же время, в среде белорусской интеллигенции получило распространение и другое течение, рассматривавшее белорусов как совершенно отдельный народ и, более того, начавшее активно противопоставлять белорусов и русских. Этнокультурное и языковое своеобразие белорусов, несходство исторических судеб Западной и Восточной Руси в период их политического разделения между Литвой/Польшей и Москвой давали аргументы для этой точки зрения. В этом «белорусское возрождение», как нередко себя именуют сторонники этого направления, во многом повторяло логику и аргументы украинского движения, на которое во многом и ориентировалось.

Спецификой белорусского движения (как и украинского), помимо стремления обосновать национальную самостоятельность белорусов, была выраженная недружественность по отношению к России и русским. Как представляется, причины этого кроются в особенностях и слабостях самой русской культуры, сложившейся после реформ Петра I. Спецификой этой культуры стал довлеющий над ней комплекс неполноценности перед «просвещенной Европой». Представление о России как о "больном человеке Европы", который выпал с магистрального пути европейской цивилизации и подвергся разного рода варваризирующим и азиатизирующим воздействиям, было и есть очень популярно среди "богемы" Москвы и Петербурга, где в первую очередь и ковалась модерная русская культура. В этом контексте появление идеи "альтернативной, немосковской, европейской Руси", было вполне закономерным. Естественно, этой "альтернативной Русью" должны были стать белорусско-украинские земли, "не знавшие татарского ига и открытые Европе". Казачья демократия против московской диктатуры, статут ВКЛ против правового нигилизма и произвола московских воевод, ну и т.п. Идея Беларуси как такой альтернативной европейской Литовской Руси ярко прослеживается в публицистике представителей «белорусского возрождения» начала ХХ века – Максима Богдановича, Александра Цвикевича и др. Впоследствии белорусское движение все дальше дрейфовало в сторону «литовского мифа», выводя национальный генезис Беларуси не из Руси (пусть и альтернативной Москве), а из Литвы. «Литвиномания» стремительно набирает популярность в кругах современной белорусской гуманитарной интеллигенции. В крайних формах это приводит даже к идее отказа от самого имени «Беларусь» как якобы навязанного русскими.

Советская национальная политика, при всех своих зигзагах и противоречиях, пыталась как-то примирить эти две альтернативы национального самоопределения белорусов. С одной стороны, Белоруссия была оформлена как национальная союзная республика, а белорусы – признаны самостоятельным народом. В то же время, белорусскую идентичность в ее советском варианте строили как дружественную русской и основанную на идее восточнославянского братства, восходящего к общей древнерусской колыбели.

Распад СССР сопровождался новой волной наивного западничества и русофобии, накрывшей постсоветское пространство. Не избежала этого и Белоруссия. Однако, в отличие от той же Украины, всплеск национализма здесь оказался недолгим: общество предпочло вернуться к привычной и комфортной национальной модели советского образца. Беларусь – независимое государство, но дружественное России и находящееся с ней в тесном союзе.

В то же время, идеи белорусского национализма по-прежнему остаются востребованными пусть немногочисленным, но весьма активным и «пассионарным» меньшинством. Более того, эти идеи набирают популярность среди молодежи, выросшей в независимой Беларуси и свободной от советского ностальгизма. Причины этого всё те же – наивная вера в «цивилизованную Европу» как «страну святых чудес» и стереотипное восприятие России как «азиатского Мордора». Катаклизмы ХХ века, бытовая неустроенность, экономические трудности – все это создает благодатную почву для подобного рода настроений.

Пагубность такого пути очевидна, и это наглядно демонстрирует Украина. Разрыв отношений с Россией во имя европейского миража оборачивается не только экономическим крахом и технологической деградацией, но и моральным самоубийством, когда под видом «борьбы за национальную самобытность» на свалку выбрасываются богатейшие культурное наследие, связывающее Беларусь и Украину с Россией. «Хай гiрше, аби iнше» - этот принцип, возведенный на Украине в ранг государственной политики, обернулся настоящей гуманитарной катастрофой.

Проект «Западная Русь» стремится противостоять этим тревожным тенденциям в Белоруссии, тщательно собирая и оберегая то культурное и историческое наследие, которое горе-патриоты готовы вычеркнуть из национальной памяти только потому, что оно показывает наши общие корни с Россией и русскими. Беларусь состоялась как суверенное государство и политическая нация, но это не означает, что белорусы должны забывать о своих русских корнях. Напротив, чистая и незамутненная историческая память, свободная от лживых мифов и искусственных фобий, является залогом процветания Беларуси и ее государственности. И проект «Западная Русь» вносит свой посильный вклад в это благое дело. Хочется пожелать дальнейших успехов на этом непростом пути.

 Всеволод Шимов
 Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии БГУ.

«НьюсБалт»

Комментарии   

 
+14 # .James 26.06.2015 23:03
Абсолютно верные суждения. Вы молодец, Всеволод Николаевич! Вы предложили весьма здравое размышление и столь же здравое предупреждение об опасности попадания в украинскую колею. Попытки ориентировать людей на любые идеи лишь бы они были антирусскими, на самом деле являются действиями антибелорусским и. Такие потуги базируются или на чужих политических интересах, или на комплексе неполноценности , тех, кто называет себя самыми свядомыми. Или на том и другом одновременно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+7 # Дмитро 01.07.2015 23:26
Спасибо за статью, очень актуально.
Рискну предположить, что нынешнее руководство Республики, прежде всего идеологический аппарат все же нашло ответ на вопрос "Кто такие белорусы" и постепенно формулирует белорусскую национально-дер жавную идеологию.
Этот идеологический официальный "белорусизм" видимо представляет собой течение, равноудаленное и от "западнорусизма " и от "литвинства". Т.е. "белорусизм" утверждает, что белорусский народ - это не часть единого русского народа, а самостоятельный восточноевропей ский (по географии) славянский (по языку) народ. Языковая и ментальная близость белорусов с русскими, как и общее кирилло-мефодие вское культурно-религ иозное наследие, не отрицаются, но и не возводятся в абсолют.
Одновременно "белорусизм" подчеркивает общие этнические корни белорусов и балтийских народов (литовцев и латышей), берется на вооружение концепция белорусов как славянизированн ых балтов. Также подчеркивается культурно-языко вая близость белорусов с поляками, и долговременный опыт совместного проживания белорусов и поляков в составе единого государства - Речи Посполитой, причем этот опыт не оценивается однозначно негативно как у "западнорусов" и однозначно позитивно как у "литвинов".
Возможно современный "белорусизм" является идеологическии оформлением "тутэйшасци" - "мы не расейцы и мы не паляки", как формы самосознания местного населения, не желающего себя отождествлять однозначно с более могущественными соседями с Запада и Востока.
В качестве опорной точки в прошлом для обоснования современной белорусской государственнос ти берется период Полоцкого княжества и ВКЛ до его унии с Польшей. Период нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой и Российской империи рассматривается не как "оккупация", а как период "бездержавности ". Возникновение БНР и БССР представляется как необходимый этап в возрождении государственнос ти белорусского народа, завершившийся после распада СССР созданием независимой Республики Беларусь.
Т.е. идеология современного белорусизма лишена чрезмерного уклона как на Восток ("западнорусизм ") так и на Запад ("литвинство"). Насколько такая идеология сможет воздействовать на сознание народа покажет ближайшее будущее.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-5 # Виктор К 02.07.2015 12:11
Была бы политическая партия, взявшая за основу идеи этого сайта, я бы ее очень сильно поддержал.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-2 # Алекс А 22.10.2015 18:32
Все верно. И, наверное, сейчас время не спрашивать себя "кто такие белорусы?", поскольку - это дрова в топку националистам, а поставить вопрос объединения славян вообще. Пусть в культурном и историческом плане, но объединении. Тему славян обсуждают много, но она не выливается в хорошие союзы. Было бы хорошо сделать хорошую открытую площадку обсуждения славянских проблем. Конечно, в славянских странах кто только не проживает, но это не должно мешать общению тем, кто еще не забыл свои корни.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 244 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте