Доклад кандидата исторических наук Виктора Мищенко на конференции «Церковь и славянские идентичности».
В современном обществе всё большее значение приобретает социальный контроль над сознанием. Здесь очень велика роль языка, хотя могут использоваться и другие способы (визуальные средства массовой информации и др.). Эта роль в манипулировании сознанием может быть двоякой: важен и контроль с помощью языка, и контроль над языком. Известный историк, богослов и ведущий эксперт по проблемам экспанисии новых религиозных движений в России А.Л. Дворкин обращается к проблеме создания сектантского «новояза» как способа контроля адептов секты: «…Кто контролирует язык человека, контролирует и его сознание.
Так получилось, что язык, на котором сегодня говорит наша страна, - это совсем не тот язык, на котором говорим мы с вами, члены Православной Церкви. На самом деле сектанты впереди нас – они говорят на том языке, который понятен большинству. Люди сейчас не понимают таких простых слов, как, например, покаяние, грех, ересь, ответственность, благодать, догмат, святость, таинство, молитва, спасение и т.п., или вкладывают в них совершенно иной смысл» [3,С.52]. В данной связи актуальным будет обращение к историческим источникам по изучению духовного наследия «учителей старообрядчества», а также духовных лидеров старорусских сект, состоящим из мемуаров, записей дневникового и проповеднического характера. Необходимо выявить основные смысловые категории текстов, провести сопоставительный анализ категорий языка проповедей старообрядцев и старорусских сектантов, что позволит определить иерархию ценностей, этические и поведенческие установки, формировавшиеся под влиянием «духовных учителей» у их последователей более ста пятидесяти лет назад.
При значительном объемах используемой информации возможно использование количественного анализа, или контент-анализа. Термин content-analysis впервые начал применяться и конце XIX – начале XX вв. в американской журналистике (Б.Меттью,А.Тенни, Д.Спид, Д.Улкинс) [10,С.174]. В 1920-1930 гг. количественные способы анализа текстов начали применять советские ученые В.А. Кузьмичев, Н.А. Рыбников, И.Н. Шпильрейн [10,С.263]. Э. Морэн ввела в научный оборот термин «единица информации» - семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «О чем говорится?» В результате перед исследователями открылась возможность изучать любые формы организации текстового материала, причем как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Итак, контент-анализ представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой) с последующей статической обработкой.
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни.
Основоположником изучения трудов старообрядцев методом контент-анализа стал В.В. Керов. Им был произведен контент-анализ идейного наследия протопопа Аввакума и «Истории Выговской старообрядческой пустыни» [4].
Немаловажным представляется факт, что ключевые слова в том или ином контексте становятся маркерами стиля, в тексте идеологической направленности – идеологемами, базовыми элементами, доминантами смысла, в которых – максимально сжата, сконцентрирована мысль автора. В этой связи веским и реальным нам представляется контент-анализ богословско-просветительских трудов старообрядческого епископа Конона.
Конон, епископ Новозыбковский и Черниговский, в миру донской казак Козьма Трофимович Смирнов [2, С.21] (Дураков) [5], родился в станице Есауловской в 1798 г. Получив чисто старообрядческое воспитание и образование, рано пристрастился к чтению духовных книг и начал мечтать об аскетической уединенной жизни. Выйдя в отставку после военной службы и приняв иночество, поселился в простой землянке неподалеку от посада Лужки Черниговской губернии, где и прожил отшельником около пяти лет. В начале 50-х гг. XIX в. он переселился в Белую Криницу. В 1855 г. 20 октября был рукоположен в сан епископа на Черниговскую (Новозыбковскую) епархию, вскоре после чего отправился в Россию на место своего служения.
В 1858 г. Конон, находясь в Киевской губернии, был взят агентами правительства и в январе 1859 г. посажен в одиночное заключение в крепостную тюрьму Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, где пробыл 22 года. Условия содержания старообрядческих священнослужителей в суздальской тюрьме были весьма суровыми. Холодные, тёмные и сырые камеры, крайне скудное «казённое довольствие», почти полная изоляция не только от внешнего мира, но и друг от друга. Сухие строки донесений тюремщика начальству свидетельствуют: «Присланные в арестантское отделение... были убеждаемы мною всеми мерами к рассеянию их «заблуждений», но успеха на все делаемые мною им надлежащие вопросы я не получил...»; «Конон в течение истекшего полугодия, с 7 апреля по 7 октября, делаемым ему как предшественником моим, так и мною при посещениях кротким увещаниям не внимал и от присоединения к «православной» (то есть к новообрядческой. – ред.) церкви совершенно отказывался, считая законными как свои заблуждения, так и «лжеепископский» сан» [8, С.83].
Освобождение последовало в 1881 г., епископ Конон, которому тогда было уже 82 года, так ослаб, что не мог идти сам, поэтому его вынесли из тюрьмы на руках. После освобождения исповеднику было запрещено поселяться в Москве, Петербурге и в «раскольничьих центрах». Местом постоянного жительства он избрал Владимир. На свободе он прожил недолго, проводя последний год земной жизни преимущественно в молитве и чтении Cвященного Писания. Конон также составил несколько богословских сочинений (например, ещё в заключении - толкование на 3-ю книгу Ездры). Он также интересовался историей России, выписывал во Владимир все выходившие новые исторические сочинения. Не имея возможности ни ходить, ни сидеть, владыка Конон, полулежа в постели, не переставая, писал письма-наставления, как отдельным старообрядцам, так и целым приходам.
Архив епископа Конона хранится в отделе рукописей РГБ и состоит из автобиографии, дневниковых записей, переписки, а также сочинений проповедческого характера.
Среди сочинений Конона исследовались методом контент-анализа следующие работы: «О посте», «Об объедении», «О трезвлении», «О ярости», «Об умном делании», «О духовном оружии». Данные документы впервые вводятся в научный оборот.
Единицей анализа текста выступает слово (имя существительное или глагол), обладающее смысловой нагрузкой в контексте всего произведения. При подсчете повторяемости единиц информации обнаружено, что из 150 единиц повторяются дважды 64 ед., трижды – 33 ед., четыре-пять повторений – 28 ед., шесть-девять употреблений – 22, десять и более употреблений – 22 ед.
Группа слов, наиболее употребляемая в сочинениях епископа Конона, представлена в таблице.
Таблица 1
Единицы текста
употребляемые в сочинениях епископа Конона Новозыбковского٭
Единица текста |
Варианты единицы текста |
Количество употреблений |
Бог
благодать воздержание грех
душа делать зло мысль пост пища похотение смерть
сердце тело ум человек страсть сласти брань |
божий божественное благость, благое воздержимся погрешить, согрешение, греховный
делание, деяние злой, злоба мысленное, помышление питаться
смертоносная, мертво, умертвить
телесный разум |
20 11 15 11 11 11 11 11 10 20 23 10 10 10
12 13 22 12 14 10 12 |
Итого: 22 единицы 121 употребление |
٭ Составлено по: НИОР РГБ. Ф.496. Оп.1.Д.6, 11.
Анализ ключевых слов позволяет констатировать, что преобладают в контексте номинации «Бог», «мысль», «пост», «ум» (с учетом однокоренных элементов). Следует подчеркнуть, что указанные компоненты являются репрезентами религиозно-философской корреляции «Бог-человек», где «мысль», «пост», «ум» – атрибуты человеческого, всем естеством своим устремленного к Божественному: «Пост есть закон и повеление божие, и нехранящи, но преступающих сей закон божий, преемлет во свою власть Диавол, и мучит их, якоже злой мучитель» [5,С.97], «Сиречь уставити себе правило о воздержании чрева премудро и разумно, в недвижими седалиши и не исходным жительстве и непрестанным упразднении (и диавол возмущающих ум) и поучении божим» [5,С.97], «Сюду глубочайшая таинственная (тайных) разумения, неже мысль, постигает силою божественных словес и внутреннего движения, бывающего в душе и различие духовных сил и истинных занятий от суетных мечтаний»[ 5,С.97].
Кроме того, другие приведенные нами номинации, представляют собой понятия, соотнесенные либо с человеческой добродетелью (благодать – 15, воздержание, сердце – 12), либо с греховностью (зло – 10, похотение – 10, страсть – 14, брань – 12). «Начало плодоносия есть цветы, начало же блюдения ума есть воздержание брани, и пития, и всех помыслов отречение и поставление, и безмолвие сердечное» [6, С.3]. Преобладают, очевидно, последние. Это объясняется тем, что внутренняя борьба с греховной страстью постоянна и бесконечна. «Эта брань непрерывна, и воинам христовым необходимо всегда носить на себе оружия свои. Нет возможности поиметь покой от этой брани ни днем, ни ночью, ни на едину минуту, но и когда едим. И когда пьем, и когда спим, или другое что делаем, можем находиться в самом жару брани. Враги наши бесплотны, и всегда стоят против нас, хотя мы их не видим, стоят, и со всею зоркостию присматриваются, не окажется ли где какой наш член обнаженным, чтобы вонзить в него свои стрелы и умертвить его. Тут невозможно укрыться в крепости или башне… Нельзя также убежать, избавиться от брани, или одному взять на себя борьбу за другого, но всякому вообще человеку необходимо вести сию брань или победить, и живу быть. Или быть побежденному и умереть без всякого сомнения» [6, С.4]. Главное, чтобы человек как созданный Богом, был победителем в этой борьбе, жестко и твердо усмиряя свою плоть, помыслы, действия.
Приведенный контент-анализ текстов свидетельствует как о традиционных христианских ценностях, содержащихся в проповедческих трудах епископа Конона, так и о его собственной религиозно-философской концепции. Основной идеей в произведениях Конона является борьба человека с собой, сопротивление грехам, борьба с жизненными тяготами. Социокультурная трактовка сопротивления как духовной активности, меры спасения истинного православия преобразовалась в практической деятельности старообрядцев в этику труда и мирской аскезы.
Выбор следующего исторического источника – «Похождения» и «Страды» Кондратия Селиванова – объясняется его особой значимостью для скопческой веры. Исследователь А.А. Панченко определяет эти тексты как «наивную литературу». Они репрезентируют «чистую религиозную практику, не осложненную книжностью и институциональными отношениями. Перед читателем «Похождений» и «Страд» предстает литература, которая не знает о своей литературности, и не стремится быть литературой, формируя собственную альтернативную культурную практику» [9, С.388].
Скорее всего, «скопческое евангелие», как нередко называют «Похождения» и «Страды», было записано именно в «петербургский период» деятельности Селиванова – или им самим, или с его слов. В своей монографии «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект» А.А. Панченко публикует текст «Похождений» и «Страд» Кондратия Селиванова по архивному списку конца XIX – начала XX вв. из коллекции В.Д. Бонч-Бруевича с минимальной эдиционнной правкой. Этот текст и был использован для процедуры контент-анализа.
При подсчете единиц текста обнаружилась следующая группа слов, наиболее часто употребительных в сочинениях К.Селиванова.
Таблица 2
Единицы текста употребляемые в сочинениях К. Селиванова٭
Единица текста |
Количество употреблений |
Значение единицы текста٭٭ |
Бог |
37 |
1) Верховное всемогущее существо, управляющее миром 2) В христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое начало |
Братец |
27 |
Человек близкий по духу, деятельности, член религиозного братства (ласкательная форма) |
Отец Небесный |
25 |
1) В высоком значении Бог 2) Человек, обличенный властью заботящийся о младших |
Крест |
23 |
1) Символ христианского культа 2) (переносн.) Страдание, испытание |
Искупитель |
18 |
Избавитель от бедствий, несчастий, заслуживший прощение |
Возлюбленные |
12 |
Горячо любимые люди (устаревш.) |
Чистота |
11 |
1) Нравственная безупречность, честность, правдивость 2) Освобождение от грязи, каких либо наслоений |
Пророк |
11 |
Избранник бога на земле, открывающий его волю и смысл истории |
Моление |
9 |
1) Обращение к Богу с молитвой 2) Страстная просьба |
Тело (плоть) |
8 |
1) Отдельный предмет в пространстве 2) Организм человека или животного в его внешних физических формах |
Душа |
6 |
В религиозных представлениях сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после смерти |
Лепость |
6 |
Красота (устаревш.) |
Итого: 14 единиц 200 употреблений |
٭Панченко А.А. Хлыстовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. C. 477,490
٭٭ Приводится по: Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова.-4-е издание, дополненное. М., 2003.
Обращает на себя внимание более узкий набор смысловых единиц при наибольшей частоте употреблений, чем в исследуемых трудах епископа Конона. Особую группу образуют преобладающие в текстах ключевые слова «Бог», «Братец», «Отец Небесный», которые указывают на патерналистские воззрения сектантов, уподобляющие верховное всемогущее существо, управляющее миром, суровому отцу и покровителю. «… Богу Отцу своему Небесному верно служить», «Отцу Небесному угодно было испытать сына своего…». Интимно-личностная дистанция в обращении к последователям подчеркиваются словом «братцы», эпитетом «возлюбленные», хотя уменьшительно-ласкательные обращения к членам религиозного братства не применимы. Репрезентами корреляции избранничества служат смысловые единицы «искупление», «крест», «пророк». «И отдавши она мне крест, говорила пророкам: «Ступайте на округу и угадайте, у кого Бог живет». Тогда пророки пошли – искали по себе и по другим богатым и у первых людей, но ни у кого не нашли, а на меня и не подумали. Тогда Анна Романовна сказала им: «Для чего ж вы меня, Бога, не нашли, где я пребываю!» И подошедши ко мне, взяла у меня крест и сказала всем: «Зрите, возлюбленные, вот где Бог живет!»… Ты хотя будешь сослан далеко и наложать на тебя оковы на руки и на ноги, но по претерпении тобою великих нужд, возвратишься паки в Россею и потребуешь всех пророков себе на лицо и станешь судить своим судом, и тогда тебе все цари, короли и архиереи поклонятся и отдадут великую честь и пойдут к тебе народы всякого звания полками» [9, С.482].
Для понимания традиционализма идеологических установок скопцов обратимся к другому источнику дневнику скопца Ивана Максимова [1,С.73-79], содержащему описание событий 1907 г. В дневниковых записях выделяются следующие единицы текста.
Таблица3
Единицы текста употребляемые в дневнике скопца И. Максимова
Единица текста |
Количество употреблений |
Душа |
21 |
Молитва |
11 |
Брат |
10 |
Искупитель |
10 |
Батюшка |
7 |
Дело |
4 |
Итого: 6 единиц 63 употребления |
Как видим, почти все приведенные номинации употреблялись в «Страдах» и «Пророчествах» К. Селиванова. Однако основной концепт произведений Селиванова «Бог» заменяется в дневнике скопца Максимова концептом «душа». Вероятно, это можно объяснить различной целевой направленностью текстов. Произведения Кондратия Селиванова утверждали идею богоизбранности автора и истинности скопческой веры, дневниковые же записи скопца Максимова носили частный житейский характер. В них центральной идеей становится путь личного спасения души. Устаревшие смысловые единицы «моления», «братец» были заменены в тексте Максимова более современными, соответствующими по смыслу терминами «молитва» и «брат».
Таким образом, интимно-личностный характер отношений в общине сохранялся и в более поздних текстах сектантов, соединяя идею спасения души с братской любовью и поддержкой единоверцев.
Контекст-анализ текстов старообрядцев и скопцов позволил выделить мировоззренческие установки данных конфессиональных групп. Для старообрядцев, наряду с традиционными христианскими ценностями, были характерны установки на сопротивление грехам, борьбы с жизненными тяготами, спасение истинного православия. Для скопцов мировоззренческие установки носили идею богоизбранности К. Селиванова, истинности скопческой веры, пути личного спасения души.
Список литературы:
- Айвазов И. Г. Материалы для исследования секты скопцов М., 1916.
- Власов П.П. Письма старообрядческих деятелей. [Вып.1]/ Собрал П. Власов.- М.: Т-во Типо-лит. И.М. Машистова, 1915.
- Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород. 2008.
- Керов В.В. Труд в системе ценностей и нравственных институтов// URL: http:// www.inst. by.
- НИОР РГБ. Ф.496. Оп.1. Д.11.
- Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова.-4-е издание, дополненное. М., 2003.
- Панкратов А. От востока направо. История, культура, современные вопросы старообрядчества. М., 2000.
- Панченко А.А. Хлыстовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002.
- Современная западная антропология. Словарь. М., 1990.
- НИОР РГБ. Ф.496. Оп.1. Д. 6.
Доклад на конференции «Церковь и славянские идентичности.
Роль конфессионального фактора в формировании и
развитии идентичностей славянских народов».
30.04.2012.