Россия и Европа: новое противостояние

Автор: Алексий Хотеев

Актуальной темой всех новостей в последнее время стала ситуация вокруг Украины, где произошел государственный переворот: противостояние России с одной стороны, США и Евросоюза — с другой. Запад грозит России санкциями за присоединение Крыма, между ЕС и Украиной подписано декларативное политическое соглашение (ассоциация). В комментариях много говорится о политических, экономических, даже военных последствиях конфликта.

Нельзя упускать из виду и оскорбления, угрозы насилия, нарастание агрессивности, поляризацию общества. Не остался в стороне и конфессиональный фактор. Возникла, например, угроза захвата украинскими националистами Почаевской Лавры. Отдельные западные «эксперты» уже заговорили о том, что крымский кризис обязательно испортит отношение православных украинцев к Московскому Патриархату. Понятно, что все эти события и комментарии наполняют сердца людей тревогой. В такое время осознаешь, что самым высшим земным благом является мир. Общественное спокойствие становится очень шатким, когда люди перестают ценить его. К сожалению, Украина не первый год становится центром бунта и смуты. Что можно ожидать от таких беспорядков? Еще в древности было памятно предостережение одного из нумидийских царей (в Сев. Африке), данное наследникам: «При согласии и малые государства возрастают, а при несогласии и величайшие распадаются».

Если отбросить частности, то споры и несогласия вызывает вопрос: с кем быть — с Европой или с Россией? Очевидно, что третьего здесь не дано. И проблема выбора, перед которым стоит Украина, равно как и любая другая бывшая союзная республика, не решится без понимания своей истории, без знания своего культурного кода. Принадлежность современных России, Украины, Беларуси к единому «русскому миру» не требует многословных доказательств. Общая культура и история объединяет все ветви одного восточнославянского корня. Только вот, «велика наша земля и обильна, да порядка в ней нет, — как говорится в Начальной русской летописи, — поищем себе князя, который бы управлял нами и судил нас по правде».

Где же тот мудрый правитель и где та правда? Известно, что лучше всего управляться своей головой. Но не худо и у других поучиться. Вот и смотрят жители огражденных независимостью стран бывшего Союза на Запад: там и социальные условия лучше, и зарплаты выше, и комфортно, чисто, ухожено. Возникает чувство собственной ущербности и отсталости. Это чувство знакомо русским людям давно, по крайней мере, с XVII в.

Выдающийся русский историк М.О. Ключевский говорил в своих «Лекциях» о западном влиянии»: «Влияние наступает, когда общество, его воспринимающее, начинает сознавать превосходство среды или культуры влияющей и необходимость у нее учиться, нравственно ей подчиниться, заимствуя у нее не одни только житейские удобства, но и самые основы житейского порядка, взгляды, понятия, обычаи, общественные отношения».

Запад легко усвоил себе роль «учителя-цивилизатора». Европейцы вышли за географические пределы своего региона и раскинули сеть колоний по всем материкам. И теперь западные публицисты высоко оценивают английскую колониальную миссию. Отмечается, например, что в Индии, благодаря усилиям англичан, протяженность железных дорог была в 1900 г. в 35 раз больше, чем в независимом Китае. Однако эта культурная экспансия преследовала вполне меркантильные интересы. Не напрасно появилась впоследствии т.н. депенденц-теория о том, что экономическое развитие богатых индустриальных стран является обратной стороной бедности стран Третьего мира.

Что же Россия? При всем своем старании подражать она так и не была принята в Европу, осталась чуждой для нее «варварской» страной. «Тирания», «азиатщина» издавна стали на Западе ее характеристиками. Например, во время одного из политических шествий в Баварии, совершавшегося в 1832 г. с лозунгом «Свобода и единение Германии и Европы», раздавалась листовка журналиста Иоганна Вирта, где российское самодержавие называлось варварством, звучал призыв учредить демократический союз немцев, французов и поляков, причем последним предоставлялась роль щита против абсолютистской России. Спустя пятьдесят лет в своей книге «Расширение Англии» историк Джон Силей предрекал британской империи более прочное существование, чем тому «великому смешению народов из славян, немцев, туркменов и армян, православных и католиков, протестантов, мусульман и буддистов, что называется Россией». Впрочем, другой британский историк, известный Арнольд Тойнби, в положительном смысле указывал на это смешение и считал Россию моделью мира в целом.

На днях политический обозреватель Deutsche Welle Бернд Ригерт, комментируя подписание ассоциации Украины и ЕС, заметил, что «Европа давно не была такой сплоченной», что повис «новый железный занавес». Конечно, Запад не хочет усиления России. В сплочении вокруг этого нежелания нет ничего нового. Во время Наполеоновского вторжения в 1812 г. в Великой армии только половину составляли этнические французы. В Крымской войне 1854-55 гг. против России соединились Англия, Франция и королевство Сардиния (часть Италии), свое одобрение выразила Австро-Венгрия. До сих пор в школьных немецких учебниках по истории утверждается, что Россия тогда стремилась к расширению на запад, но будучи отражена коалицией Англии и Франции, распространила свою экспансию на восток. Здесь все перевернуто с ног на голову: это как раз Англия и Франция стремились на восток, в Малую Азию, и субсидировали дряхлую Османскую империю, Россия же тогда жертвовала своими естественными союзниками среди балканских народов.

 Позднее в германских планах накануне I Мировой войны, по воспоминаниям германского канцлера Бетманна Хольвега, значилась цель «отодвинуть границу России как можно дальше и уничтожить ее власть над вассальными народами». Идея превентивного удара по восточному противнику прозвучала тогда же в кругах высшего германского командования, поскольку Россия становилась с каждым годом все сильнее.

В 1941 г. все та же идея ускорит нападение стран фашистского блока на СССР. В годы II Мировой войны почти вся Европа опять объединится в войне с большевистской Россией. 8 млн. рабочих из Франции и других европейских стран сменят у станков мобилизованных немецких рабочих, 1/5 часть войск Вермахта на восточном фронте составят дивизии союзников Германии, заметная часть добровольцев из Европы вступит в элитные подразделения СС. Что уже и говорить о сплоченности Западной Европы против СССР в эпоху обоюдного отчуждения в период «холодной войны».

Немало обид друг на друга можно вспомнить России и Европе. Есть среди них и действительные, и мнимые. Только разбираться в них надо по какому-то единому критерию. Сейчас Россию упрекают в мнимой аннексии Крыма. Но распад СССР совершился по союзным границам без учета этнического состава бывших республик, в которых проживают миллионы русских. Похожая ситуация с сербами была при распаде Югославии, и известно, к какой трагедии это привело в Хорватии и Косово. Создание национальных государств может таить в себе этнические конфликты. Нужно ли было ждать в Крыму какой-нибудь «гуманитарной катастрофы», чтобы вводить туда затем «миротворческие войска»? Когда в 1864 г. на маленькую Данию обрушились войной Пруссия и Австрия из-за колонизованных немцами областей Шлезвига и Голштейна, остальная Европа с пониманием восприняла этот инцидент: немцы хотят жить с немцами. Когда два года спустя Италия, хотя и отбитая Австрией, получила заветную Венецию, это опять-таки встретило понимание: итальянцы, естественно, хотят жить вместе с итальянцами. Но когда речь заходит о России и русских в Крыму, Европу охватывает деланное непонимание.  Противостояние между Россией и Европой из подспудного снова становится явным. Политики пытаются манипулировать мнениями масс, это давно известно. Но верят ли им простые обыватели? В Европе, скорее всего, верят, т.к. там сильны предубеждения против России. Видимо, новые испытания ждут народ Украины. Но думается, что никакие политические границы не смогут ослабить единство «русского мира», если будут помниться его культурные традиции и их религиозный источник. О мире всего мира молится Церковь, и только в мире, а не в противостоянии можно к взаимной пользе вести диалог России и Европе.

Священник Алексий Хотеев

Опубликовано в апрельском выпуске духовно-просветительской газеты  «Воскресение».

Номер размещен в разделе архива газеты. а нем также полная программа

Подписной индекс газеты «Воскресенье» 63337

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.